Небо из колодца

Следующим интересным делом для нашей группы планировалось строительство инженерной инфраструктуры для нового поселка возле города Котельниково, Волгоградской области. Поселок строился для работников горно-обогатительного комбината «Еврохим», который уже возводился в районе ж/д станции Гремяченская. Возводился - это несколько не то слово, тут правильнее слово «рылся». Так как основой проекта было несколько вертикальных шахт глубиной около 1200 метров для добычи солей калия. Они используются при производстве удобрений. Ну а вокруг этих шахт строились завод и городок.

Прежде, чем мы с вами окунемся в мир международной капиталистической борьбы за ресурсы и деньги, нам нужно отвлечься для экстренной помощи товарищам, это же важнее.

Я находился в Волгограде, вёл подготовительную работу с подрядчиками, уточнялись сроки, суммы. Бригада наша заканчивала работу в Адлере и должна была на днях вернуться.

Как всегда бывает в начале незапланированных приключений, раздался звонок.

-Алексей, привет. Слушай, мы тут выехали из Адлера, «Волга» дымить начала. – За рулем «Волги» был Леха-большой, в экипаже были Леха-маленький, Игорь-сварщик и Дима, ещё один сварщик.

-Температура повышается? Вода уходит?

-Нет, температура в норме, масло уходит, тяга падает, дым сизый. Чую я, до дома не дотянем.

-Доливайте масло, тяните сколько можете. Я на связи, буду готов выдвинуться на встречу.

«Волга», к удивлению пассажиров, преодолела серпантины побережья, все Краснодарские развязки. Ребята периодически останавливались и доливали масло. Машинка дымила всё сильнее, а тянула всё слабее. Наконец друзья добрались до равнин Кубани. Впереди бодро шла колонна велосипедистов. «Волга» из последних сил,  с трудом обогнала группу, окутав их плотным облаком сизого дыма. Она, видимо, решила больше не портить окружающую среду и заглохла. Прижались к обочине. Велосипедисты проехали мимо с презрительными улыбками на лицах, видимо, думали что-то про карму и справедливость. «Волга» отказалась дальше ехать наотрез, несмотря на уговоры. Как выяснилось потом, прогорел поршень.

- Мы всё-таки застряли в районе Сальска.
-Ну, нормально проехали. Поголосуйте, может, кто возьмет на буксир. Мне до вас на «Субарике» ещё пару часов ехать.

Никто «Волгу» на буксир брать не хотел. Четыре небритых организма на обочине трассы и «Волга», просевшая от нагрузки, видимо, не вызывали альтруистических чувств у проезжающих водителей.

Дорога, неоднократно пройденная за 2012 и 2013 годы, была хорошо знакома, вскоре домчался до ребят.

У меня был хороший мощный трос. На «Волге» он крепился болтом, а на «Субаре» крепление было специфическое, поэтому продетое кольцо троса зафиксировали небольшим гаечным ключом, это нам очень потом помогло. Игорь с Димой пересели ко мне в «Субару», а два Алексея остались в «Волге». Караван тронулся и, весело набирая скорость, двинулся к дому. Игорь и Димка извлекли откуда-то чачу и стали отмечать завершение работы. По мне так несколько преждевременно, но что поделаешь – сварщики.

«Субара» лихо справлялась с тяжелым грузом на буксире. Мы с Лехой-большим сверяли свои действия по рации.

- Леха, как дела?
- Нормально идем…
- 80 километров…
- Нормально…

Дорога не изобиловала зигзагами и попутным транспортом. Мы вышли на комфортную скорость 80-90 км/ч, пока не уперлись в хвост колонне груженных КАМАЗов с прицепами, 05 регион.  Они тащились на скорости 40 км/ч или даже меньше. Так медленно «Субара», даже с прицепом, не поедет. И я тем более.

- Леха, идем на обгон.
- Принял…

Впереди длинный прямой участок. Посмотрел, прицелился, включил пониженную передачу, пошли на обгон. Мимо проплыл первый КАМАЗ. Водитель с невозмутимым лицом горца проводил нас взглядом. Второй КАМАЗ с прицепом стали обгонять сразу, встречных машин не было. Взгляд в зеркало - «Волга» на месте, не отстает. Впереди был третий грузовик, дорога чистая. Продолжаю обгон. Дальше виден перекресток, дорога расширяется до четырех полос и загибается вправо. Должны успеть. Прохожу на траверзе кабины КАМАЗа, краем глаза замечаю какие-то эмоции на лице водителя. Время сжимается, взгляд на спидометр, 110. КАМАЗ обошли, подруливаю вправо. Взгляд в зеркало, где «Волга»? Её сзади нет… Осматриваюсь и вижу слева медленно обгоняющую нас «Волгу». Из неё в нашу сторону смотрят четыре огромных выпученных глаза. Главное сейчас не паниковать и не дёргаться. Сильный рывок, нас закручивает за «хвост». Трос отцепляется от нашей машины, разогнув гаечный ключ-фиксатор. «Субарик» делает полный оборот на 360 градусов по часовой стрелке, замедляясь и смещаясь к правой обочине.  Правые колеса сползают с дороги по насыпи вниз, левые отрываются от земли, и машина зависает в воздухе, накренившись под 45 градусов. Я успел много о чем подумать в этот момент: и о парнях в «Волге», и о том, что если мы опрокинемся, то ничего страшного не будет, кроме помятой машины, и о друзьях в Волгограде, которые смогут помочь, при необходимости...  «Субара» повисела в пространстве чуть дольше, чем это позволяют законы физики, и встала на четыре колеса, окутанная оседающей пылью. Мимо проплывали КАМАЗы. На нас смотрели невозмутимые лица горцев. Я нашел на полу рацию.

-Леха, как вы?
-У нас всё нормально. У вас что?
-Экипаж жив, полет удался.
Мои пассажиры, уже протрезвевшие, разгибали побелевшие пальцы, вцепившиеся в ручки дверей.

- Алексей Александрович, ещё чуть-чуть и мы бы взлетели. Вы свои истребительные навыки на нас не отрабатывайте, нам пожить ещё хочется. – Игорь первый пришел в себя.

- Не ссыте, взлетим следующий раз.
- Тут не обоссаться, тут обосраться недолго. Дима, ты чего молчишь, или ты уже…

- Здорово было, вот нас пронесло, - не знаю о чём, высказался Дима, загадочно улыбаясь.

Вышли из машины, пошли смотреть, что с «Волгой».  Когда тяжелую машину стало выносить влево, и попытки удержать на траектории ни к чему не привели, Леха поступил грамотно: рулем вращать не стал, избежал заноса и просто подруливал прямо перед собой. Он съехал с насыпи дороги влево. Ни деревьев, ни столбов там не было. Проскакал по высокой траве метров 100 и остановился. След примятой травы и пыльное облако показывали траекторию машины. Единственной пострадавшей оказалась огромная гадюка, которую переехали колесом пополам, и две её части извивались в траве позади «Волги». Вот судьба какая. Да в жизни никто в этом пустынном месте не появлялся, и тут прилетела «Волга»… Мы стояли все вместе и молча думали о превратностях судьбы, о жизни и смерти, и о том, для чего мы пришли в этот мир. Старина Эпикур был прав: Смерть – ничто для нас: есть мы – нет смерти; есть смерть – нас нет.

Осмотрели машины. Залезли под днище, визуально всё было в порядке. Трос не порвался, разогнулся гаечный ключ и позволил нам расцепиться, а иначе всё могло закончиться хуже. Подъехал на «Субарике» к «Волге», подцепились заново, выехали на трассу. Выводы из случившегося, конечно сделали, но ползти по-черепашьи не стали. Через некоторое время догнали те же КАМАЗы, обогнали их по одному. К концу дня дотащили «Волгу» до Кировского района, к Лёшке в частный сектор. Зарулили, выдохнули, навалилась усталость. Вот тут поняли, что время настало, и выпили сочинской виноградной чачи.

****
Отвлеклись мы на завершение эпопеи с олимпийскими Сочинскими объектами и вернемся к нашему Гремяченскому горно-обогатительному комбинату, строящемуся «Еврохимом». А такой ли он наш? Обрисую ситуацию, на мой субъективный взгляд. Информация о возможных залежах солей калия в этих местах появилась еще в 70-х годах прошлого века при разведочных бурениях на поиск нефти. Это было при СССР, над  нами всегда будет тень этого, потрясающего вековые мировые устои, государства. Более точные данные были получены в 80-е годы советской геологоразведкой, когда были пробурены 4 скважины и установлена калиеносная залежь. «Еврохим» выполнил в 2007-2009 годах доразведку, которая показала большой пласт залегания от 2 до 21 метра. Была нанята Английская контора, для обустройства клетевой шахты. На 800 метрах они въехали в подземное озеро, 2 года скрывали от заказчика масштаб проблемы, платили взятки руководству среднего звена, чтобы скрывать всё это. Но шило в мешке не утаишь, а тем более подземное озеро в шахте. В результате суд, разрыв контракта, неустойки, сдвигание сроков. Тоже, нашли кого нанять, я бы англичанам не доверял ни при каких обстоятельствах. Наняли другую контору немецкую, со 150-летним опытом прокладки шахт, которая применила заморозку водяных пластов и в итоге, после нескольких неудач и откачки воды, прошли озеро и достигли горизонта 1200 метров. Надеюсь, я Вас не утомил этими сведениями, мне это всё было очень интересно. К сожалению, не удалось попасть в такие глубокие шахты, и в итоге, мы свою водяную трубу прокладывали, на глубине два - три  метра, в траншеях, на окраине Котельниково.

Территория нового городка, для работников Гремячинского ГОКа, была нарезана размером примерно километр на два. Расстояние до ГОКа километров двадцать. Подрядчик должен сделать инженерную инфраструктуру. Наша бригада выполняла прокладку водяного и пожарного трубопровода между соответствующими колодцами. Для этого использовались полиэтиленовые трубы низкого давления и это было новшество, которое нам пришлось быстро освоить. Ранее мы сваривали металлические трубы, а теперь с помощью специального аппарата, стыковали полиэтиленовые. Сложного ничего не было, нужно было только соблюдать технологию. Экскаватор раскапывал траншею, координаты которой отбивали геодезисты, мы контролировали глубину и уклон с помощью нивелира и линейки, автопогрузчик подсыпал слой песка, мы его уплотняли вибротрамбовкой и проливали водой. Монтировались бетонные колодцы, перфораторами пробивались отверстия. В колодец устанавливался пожарный гидрант и запорная арматура, к которой стыковались и укладывались трубы, согласно проекту. Опрессовывали готовый участок компрессором, сдавали работы мастеру, и засыпали траншею. И вот по чистому полю разрасталась сеть траншей и колодцев, вдоль будущих улиц нового городка.

В штабном вагончике на стене карта участка с отметками проложенных коммуникаций. Показываю главному инженеру два колодца, на которых планируем сегодня работать.

-Павел Владиславович, сегодня возьмём эти два, они не так далеко, всё раскисло, дальше не добраться. Вчера «Катик» застрял так, что сам себя вытащить не смог, экскаватор на гусеницах подгоняли откапывать. Миксеры вообще не проедут.

-Да, знаю уже. Делайте эти. Если дождь не кончится, сильно отстанем. Вы канализационщикам не хотите помочь, они работают в ближнем секторе.

-Ой, нет. Мы уже руку набили на водяной трубе. Нам есть чем заниматься, простоя не будет.

Иду к складу. Там Леха-большой и Дима-парапланерист в окружении материалов и инструментов ждут транспорт. А вот и он, вместе с хмурыми низкими тучами к нам подплывает экскаватор-погрузчик фирмы Катерпиллер, в простонародии - «Катик». В кабине водитель Слава и наш Леха-маленький. Слава опускает ковш, загружаем туда бензогенератор, два пожарных гидранта, задвижки, перфоратор и всякую мелочь, туда же грузятся Димка с Лёхой. Я со вторым Лехой протискиваемся в одноместную кабину «Катика». Славик нежно подымает ковш с экипажем, и мы, плавно переваливаясь, плывем к нашим колодцам, я указываю направление.  По накатанной, хоть и раскисшей, дорожке «Катик» хоть как-то ехал, а когда сошли на целину – закопался всеми четырьмя колесами. Мы с Лехой покидаем теплую кабину. Слава раскладывает сзади экскаваторный ковш и начинает им отталкиваться, потихоньку продвигается к цели. Наши коллеги, при этом, сидят во фронтальном ковше и, перебрасываясь шуточками, снимают происходящее на телефон.

- Славик, не дергай, не дрова везешь. Ты водитель лимузина или тракторист?
- Я вас сейчас в траншею высыплю и заровняю.
- Твоя железная черепаха до траншеи не доедет, сама закопается…

Пропахав так метров 200, разгружаемся у одного колодца и еще метров 50 выгружаем второй гидрант у другого. Не спешите возмущаться. Я когда-то работал инженером по охране труда на режимном объекте и на ваши восклицания о несоблюдении требования техники безопасности, скажу, что здравый смысл и не затуманенный инстинкт самосохранения - лучшее подспорье в любой работе.

Дальше идет неинтересная рутина, запускается генератор, перфоратором долбятся отверстия, гидрант монтируется в колодец, стыкуется с запорной арматурой, закручиваются куча гаек и шпилек. Генератор и инструмент перетаскивается по траншее, так как в ней песок, а не мокрая глина, во второй колодец. Работают все на совесть, не сачкуя, даже я. Долбим отверстия, крутим гайки… Погода, слава богу, улучшается, облака приподнимаются, в них появляются разрывы, сквозь которые видно синее небо.

Я смотрю из колодца вверх, там, на высоте метров 600 пролетают парой две Элки (Л-39). Пара сильно разомкнута, курсанты учатся летать. Я сам когда-то давно, также пролетал, неоднократно, над этими местами, на этих же самолетах. Тут базируется 704 учебный авиационный полк Качинского лётного училища. Защемило что-то в груди, навалились воспоминания, ностальгия и вселенская тоска… Как же я оказался тут под землей, в этом колодце, что я тут делаю? Эх судьба…

А судьба она такая штука, что уже через пару лет, я летел на Элочке, над этим самым местом, счастливый, с улыбкой смотрел вниз и удивлялся её превратностям, и парадоксам. Под крылом проплывали геометрические рисунки новых улиц и домиков, под которыми проложены наши коммуникации… Или, например пройдет еще несколько лет, и я размышляю о тернистых и неисповедимых путях, глядя на панораму красивейшего города планеты с 37-го этажа небоскреба в Москва-Сити… Откуда берутся такие видения? Никакой реминисценции тут прослеживаться не должно бы.

Но что-то я отвлекся, что за фантазии…?  Погода улучшалась. Доделать осталось не много, скоро будем сворачиваться. Рабочий день подходил к концу. Наша желтая маршрутка, в виде экскаватора-погрузчика, прибыла вовремя, забрала в свой ковш оборудование и нашу бригаду. Все по уши в грязи и глине поехали на базу.

Наш новый коллега на этой стройке – Дима-парапланерист. Он у меня так забит в контактах. Параплан, если кто не знает, это летательный аппарат, сделанный на базе парашюта, но предназначенный не для прыжков, а для парящих полетов. По счастливому стечению обстоятельств, Дима искал, где можно подработать, а нам, как всегда, нужны были экстрим, острые ощущения, ну и работник на стройку. Поэтому Диму зачислили в бригаду с условием, что он научит нас летать на параплане. Я бы, конечно, предпочел планёр или реактивный истребитель, но на безрыбье и рак рыба, поэтому, со свойственной нам основательностью, провели подготовку к мероприятию. Располагались мы в специальном рабочем поселке на окраине хутора Пимено Черни, в 10 километрах от Гремячинского ГОКа и 30 км. от Котельниково, куда мы ездили на работу каждый день. Дима провел несколько теоретических занятий, в ходе которых, позвякивая стаканом, рассказал, что для полетов на параплане выезжал в специальные холмистые места на Дону, или лучше в горы Кавказа или Крыма. Не очень давно он вернулся из одной такой поездки с гипсом на руке, кучей поломанных рёбер, яркими впечатлениями и обязательством перед супругой избавиться от параплана и дурных мыслей о полетах. Надежды Димы, что рассказанная им история, как он неудачно влетел в дерево, охладит наш пыл, не оправдались. Мы были полны энтузиазма и решимости. Единственная проблема, это то, что в окрестностях не было гор, хотя был горно-обогатительный комбинат, какой вот пердимонокль.

-Для запуска можно использовать веревку и автомобиль, мы так уже запускали парашют ПО-9, - поделился я позитивным опытом. Умолчав, однако, что один из испытателей этой системы, мой друг и однокашник Лёха, заработал синяк в полтуловища, грохнувшись об планету, борясь с ускорением автомобиля и боковым ветром. А я, при подобном полете, чуть не лишился, важнейших для мужчины чресл, пролетая на скорости 40 км/ч и высоте 30 сантиметров над пеньками спиленных вдоль дороги кустов, держа ноги в «уголке» и молясь, чтоб машина-буксировщик не сбросила скорость… Через пару дней, на выпускном, у меня был залитый красным белок глаза и фингал. При этом мои друзья, свидетели этих экспериментов, квалифицировали моё состояние как «неплохо Леха всё обошлось у тебя».

-Нет, за машиной нельзя, на параплане стропы слабенькие, в отличие от парашюта, на рывки не рассчитаны, могут порваться. Можно за веревку вручную, против ветра тащить как воздушный змей, тогда будет подниматься. Но лучше со склона работать.

-Хорошо, ты в следующий раз вези сюда параплан, я куплю веревку, метров 30. Склон, думаю, найдем здесь.

Через неделю мы стояли на пологом склоне глубокого оврага, вооруженные парапланом, веревкой и решимостью. Размотали веревку, расчехлили параплан. Дима на своем примере показал, как пристегиваться, как против ветра поднять и удерживать крыло. Мы с Лёхой-маленьким тянули веревку, разгоняясь со склона вниз, параплан легко отделился от земли и с небольшим снижением полетел зигзагом вдоль склона. Веревка ослабла, Дима её отцепил и парил потихоньку вниз. Все были в восторге. Следующим был Леха-маленький. После многочисленных неудачных попыток поднять и удержать крыло, это, наконец, ему удалось с помощью Димы. Мы с Лехой-большим, получив отмашку и как ретивые кони, потянули за веревку. Леха взмыл в небо с ощутимым ускорением и восторженными криками. Его стало заносить влево, Дима напомнил ему, что нужно клевантами управлять куполом. Веревка ослабла, параплан плавно парил над оврагом.

-Леха, чего ты там руками машешь? Натяни клеванту и жди пока выровняется.
- Аааа… Куда мне лететь?
-Веревку отцепляй… Правую тяни, правую…

Мы следили за покорителем воздушного океана и давали советы. Склон был широкий и ровный, трава не высокая. Но что это там торчит? В одном месте на склоне торчал какой-то столбик и Леха планировал прямо не него.

-Леха впереди столб торчит, тяни влево! Влево, блин…!
Леха проскользил в метре над столбиком и плавно приземлился, наполненный эмоциями и дрожью в организме. Мы облегченно выдохнули.

-Вы видели, как я…? Вот так вот!! А потом влево! Что это? Нихрена себе, какой столб торчит…!

- Мы же тебе орали про него.
- А я его не видел! И вас не слышал.

Всё вернули на исходную. Я залез в подвесную систему, не с первой попытки поднял купол. Разбег, отрыв, отцепка, полет 30 секунд, посадка. Ставим плюсик в воображаемый список хороших дел, параплан освоен.

Очередь Лехи-большого. Ветерок усиливается. Дима помогает надеть подвесную, инструктирует, помогает поднять купол. Мы с Лехой-маленьким отходим на конец веревки. Купол опрокидывается то влево, то вправо. Параплан, наполняется, тянет назад и опрокидывает Алексея, мы не успеваем натянуть веревку. Леха борется с ветром и земным притяжением ещё пару минут, делает несколько кувырков, и наконец, купол поднят. Мы бьём копытами изо всех сил, Леха разбегается и всё-таки отрывается от земли. Параплан с Лёхой-большим скользит по воздуху, мы все удивлены, вот так чудеса.

Все остались довольны, отвлеклись от рабочей рутины, хапнули адреналина, освоили новый вид экстремального развлечения. Опыт признали удачным и при наличии хорошей погоды мы ещё неоднократно выезжали полетать на параплане.


Рецензии