Нефтяник

НЕФТЯНИК

     От нашего дома до моей школы, куда приходилось ходить пешком, было километра три-четыре: переходишь через железнодорожные пути, идешь до вокзала, потом мимо дома брата фотографа к заготконторе и магазинчику с темно-синими стенами, по Комсомольской вдоль рынка, минуя Дом пионеров, через улицу Советов, проходишь дежурный магазин тоже с синими стенами, хлебный и столовую № 5 — и ты уже у школы. Мне, 8-9-летнему, в теплое время идти было нетрудно, но в холод и слякоть — тяжело, и я нередко опаздывал. Фабричный гудок начала рабочей смены в восемь утра заставал меня у дома моей одноклассницы Люды Ляшенко, когда оставалось идти еще не меньше  десяти минут.

     Каждое утро в 7 часов утра от вокзала отходил вахтовый автобус с рабочими-нефтяниками. Давно, еще в 1864 году, в пятнадцати километрах от соседней станицы Крымская пробурили первую в России нефтяную скважину. Моя тетя по матери, Нюся, жила в поселке Уташ близ Анапы, в большом, как мне тогда казалось, по сравнению с нашим, доме на горе, на промысле, как говорили, и от него был виден Витязевский лиман. Рядом с домом был колодец, но не питьевой, а нефтяной — тетя Нюся доставала из него ведром нефть и сливала в большую железную бочку, цистерну, и это была ее работа. Кожаный комбинезон, перчатки, всё в нефти. На Кубани тогда было немало нефти, и добывали её и так тоже.

     Семь утра — это рано, еще темно, и можно было бы лишних полчаса поспать, но зато, если договориться с нефтяниками, чтобы они подвозили меня до центра, то никогда не опоздаешь в школу, и родители договорились, и рабочие даже держали мне место, а мама всегда провожала меня до автобуса. Всё это было нелегко, но комфорт, в котором живешь, забывается со временем, трудности же запоминаются надолго, а то и навсегда.

     Если оставалось мало времени до оправления автобуса, и можно было опоздать на него, мама бежала вперед, я за ней, и водитель ждал нас минуты две-три, видя, что мы бежим. Когда я подбегал, он открывал ручку двери, и я с портфелем, запыхавшись, взбирался по ступенькам и плюхался на сидение.
     - Ну что, нефтяник, опаздываешь? - улыбались рабочие.
     «Нефтяник» был благодарен этим хорошим дядям, добывающим нефть из-под земли.
     Автобус трогался. Через десять минут я был уже в центре города, у чебуречной, где была автостанция, и радостно шел к школе. Сегодня я буду там одним из первых.


Рецензии