Гневная река Вихайоки Vihajoki, не канувшая в Лету

Полагаю, многим хорошо известно выражение «Кануть в Лету». Для тех, кто с преданиями древних греков мало знаком, поясню, что Лета – это мифическая подземная река в царстве Аида, через которую переправлялись души усопших, чтобы попасть в мир мёртвых. Её ещё называют рекой забвения. Канувший в Лету лишается не только жизни, но и всякой памяти о себе.

Прямо скажем, невесёлая река.

А теперь об истории, что произошла со мною на днях при посещении небольшого городка Приморск Ленинградской области и его ближайших окрестностей. Сразу должен предупредить, никто при этом не пострадал, не утонул, не испытал забвения, все остались живы. Однако, как сказано у классика, если на стене висит ружьё, оно должно выстрелить. Это к теме о канувших в Лету.

Среди жителей Приморска существует предание о дочери местного лютеранского пастора, которая в годы войны, не пожелав покидать родной город, взобралась на церковную колокольню, приковала себя там цепью, чтобы не испытывать соблазна спуститься на землю, и начала методично отстреливать из винтовки вооружённых матросов, которые пытались её захватить.

Последний патрон несчастная девушка использовала для себя.

Признаться, меня потрясла эта трагическая история. Хотя, как знать, может её и не было вовсе. Однако легенды на пустом месте не возникают, и я решил поискать следы, был уверен, что непременно что-то отыщется. Следы погибших матросов удалось обнаружить сразу, то были сосны, произраставшие рядом. Их скрюченные невероятным образом ветви, подсказали мне, как те погибали, беспомощно вскинув руки, будто цепляясь за жизнь. Одни из них, которые были слабы духом, вероятно, просили пощады, сильные – лишь проклинали. В облике деревьев я отчётливо увидал смерть.

Что до дочери пастора, то её следов в городе не обнаружилось. Имелся некий памятник, что у самой церкви. Да, он отражал боль и страдания многих погибших в той страшной войне, но это был гранитный монумент, камень, а мне хотелось увидеть что-то живое.

Миновал день, мне надо было возвращаться домой и вот, проехав несколько километров по лесной дороге, я обратил внимание на небольшую речушку, что под крохотным тоннелем пересекала дорогу. Остановился, подошёл к реке и тут же залюбовался её стремительным потоком. Порожистое дно, извилистые берега, чистейшая вода — всё вызывало восторг. Час или более бродил вдоль её русла, любуясь девственной красотой природы. Тут же вспомнил легенду о дочери пастора.

Вот, пожалуй, где должна обитать душа бедной девушки. Вся река была очень спокойной и лишь в районе тоннеля, где я остановился, она имела перекаты. Бурные воды неистово пробирались через узкое жерло чуждой для них преграды. Река здесь бурлила и пенилась, казалось, то горный поток.

Но уже за тоннелем её течение успокаивалось, растекалось ровной гладью, словно и не было перекатов. Затем река делала ещё пару широких изгибов, как бы прощаясь с лесом, и впадала в морской залив, где под пронзительные крики чаек растворялась навеки в тёмных и неприветливых водах.

Уже дома, из географических карт, я узнал, что понравившаяся мне река — это всего лишь протока между озером Высокинское, откуда она вытекает, и Финским заливом. Длина Вихайоки, имя явно финское, около километра. Никакой подробной информации о данном водном объекте найти не удалось. Ни Википедия, ни другие сайты тайну протоки не открывали, она существует, даже имя имеет, правда в русской транскрипции, но в остальном никто о ней более ничего не знает.

Речушка оказалась крепким орешком, но я отступать не привык. И после изучения старых финских топографических карт, мне улыбнулась удача, нашлось родное финское правописание названия протоки – Vihajoki. Что означает – Гневная река.

Вот и отыскались следы трагически погибшей дочери пастора. Гнев девушки к её врагам навеки канул в маленькую речушку. Однако память о ней живёт, пусть и безымянная. Впрочем, почему безымянная? Пусть теперь она будет называться – Vihajoki.


Рецензии