Урок бережливости

Вернувшись с работы, я сел пить чай. Тут в дверь позвонил сосед и попросил гайку размера М-8. Через некоторое время снова раздался звонок. «У тебя, как у запасливого соседа, наверняка, и болт подходящий имеется?!" -улыбнулся сосед. Я отдал нужный болт. При входе в третий раз, я предложил ему банку с гайками и болтами. «Наверное, я тебе надоедаю, поэтому целую банку отдаешь?!"- застеснялся сосед. Пришлось рассказать свою историю  набора болтов и гаек.
Надо сказать, у меня все соседи хорошие. А этот самый отзывчивый и добрый человек. Всегда обращаюсь к нему, если нужна бывает машина или необходимо перенести что-то тяжелое. Всегда охотно помогает.
По-моему был 1985-й год. Работал на заводе. К какому-то празднику нужно было срочно достроить новый цех. На помощь набрали группу рабочих из разных цехов. Одним из которых был я. Переход из светлого, чистого, уютного рабочего места к суетливому холодному месту был для меня своего рода стрессом.
Конечно, я старался и не показывал свое недовольство. Думал, что как-то месяц выдержу. В первый рабочий день после инструктажа по технике безопасности выдали спецодежду и предложили работать по установке вентиляции и передали  бригадиру.  Узнав, что он татарин (Рифкат Бариев), я очень обрадовался. По дороге в новый цех на родном языке коротко рассказал ему о себе. Он шел рядом, но не выронил ни слова. "Может быть, он плохо знает родной язык ?» – проскользнула мысль в голове. Когда пришли на рабочее место бригадир познакомил меня с другими рабочими и сказал: “Слушай, земляк,  у нас в бригаде нет ни татар, ни удмуртов и других национальностей. Есть только русский язык, и зовут меня Боря!”
Оказывается, они раньше работали на передовых стройках: Донбасс,  Москва, Байконур. Почти все в бригаде были коммунистами. Мне такое знакомство не нравилось, особенно с бригадиром по имени Борис.  Надо ж, человек татарской национальности и такое говорит! К тому же он взял меня к себе напарником. Сурово объяснил, как надо работать. Боря постоянно следил за моей работой. Когда я ошибочно уронил гайку, злобно посмотрел на меня, будто я совершил какое-то преступление: “А ты знаешь, сколько сил ушло на то, чтобы сделать эту 10-копеечную гайку?! Металлурги из руды выплавляли железо, токари из него сделали  гайку! Кочкорукий ты!" Через некоторое время у меня из рук выпал  уже 20-копеечный болт. Опять пришлось выслушать упрек бригадира. Таким образом, до обеда на производстве я принес убыток в 100 копеек – 1 рубль. Потихоньку, хотя и с трудом, привык к новой работе. Убыток уменьшился до 20 копеек в день. Часто думал :Вот бы Борю к нам в цех,и я его наставник!
Однажды сам бригадир уронил десятикопеечную гайку! Мне было интересно, как же он  поступит. Поставив трубу, он спустился с 25 метров высоты на землю, стал искать потеряшку. Когда Боря снова поднялся, у него в руке оказалась не только одна гайка. (Нашел потерянные гайки  мною). Вот тебе  настоящий коммунист!
В конце месяца я уже работал без убытков. Пришло время вернуться в свой цех. После работы с таким бригадиром у меня появился комплекс: если вижу, что где-то валяются болты, гайки – всегда кладу их в свой карман. Интересно, что монетку никогда не находил, а вот болты и гайки часто находятся. Увижу валяющуюся гайку, перед глазами возникают проходящие поезда с рудой, мартеновские печи, токари...
Прошло много лет, я ушел с завода и  устроился телемастером. Ремонтировал телевизоры, чинил радиоаппаратуру. Видел разных людей, был
свидетелем  интересных событий!
Однажды зашел в дом, где жили татары. Седоволосый дядя встретил меня. Показалось, что где-то видел его, но не мог вспомнить... А когда он начал жаловаться, что без телевизора тяжело, сразу вспомнил бригадира Борю! Хозяин, узнав мое имя, заговорил со мной по-татарски. Я ему строго ответил: “Когда я на работе, для меня отсутствуют национальности.Общаюсь только на русском языке”. Тогда и Боря меня узнал: “Ты, брат, не сердись на меня.У меня сейчас совсем другие убеждения. Пойдем пить чай, поболтаем по-свойски.» Рассказал бригадиру, что с тех пор собираю гайки и болты, и что теперь у меня имеется большой арсенал. И мы дружно засмеялись.
     До сих пор моя бережливая привычка меня преследует: жду автобус на стоянке, вижу  у скамейки лежит новенькая гайка. Конечно, я её поднимаю
 и  кладу в свой карман. Ведь сколько сил и энергии потрачено на её изготовление. А перед глазами - поезда с рудой, сталевары  у мартеновских печей, автоматы штампуют болты и гайки...


Рецензии
Для кого-то был и урок жизни.

Фания Фаррахова -Тухватуллина   22.06.2022 16:26     Заявить о нарушении