Ещё чуть чуть и будет лучше

Здравствуй, дорогая Ирочка!
Давно тебе не писала. Живём в одной стране, Германии, но ты на севере, а я на юге. Общаемся не так часто, как хотелось бы. Это только из-за меня. Интернет осваиваю, но пока не подружилась с ним так, чтобы сесть и быстро написать тебе письмо. По телефону много говорить не получается. После операции что-то голос быстро начинает сипеть, а потом сушит горло и долго не проходит кашель. Поэтому я, пока по - старинке, пишу тебе от руки. Но мне это в радость.

Сегодня, наконец-то, собралась с мыслями, да и повод есть пообщаться с тобой. Во-первых, спасибо тебе, моя девочка, за поздравление с Днём Рождения! 75 - это уже много, а мне всё кажется, что прожила-то я совсем немного и что вся жизнь моя ещё впереди. Так часто и бывает, когда постоянно борешься за своё выживание с различными трудностями да невзгодами и надеешься, что вот ещё чуть чуть и будет уже лучше, и легче, а там, глядишь и заживу хорошо и свободно, но не замечаешь, как в этой борьбе быстро пролетают годы. И вот уже мне 75.

Во-вторых - это мой брат Виктор. Ты должна помнить его. Он приезжал к вам в Самару в 92 году. Так вот, он умер месяц тому назад. Ему было 79 лет. Не знаю, что и написать о нём. Ты, конечно, многое слышала, но вот про последние годы его жизни я и сама мало, что знала.

Смерть Виктора стала какой-то чертой, после которой я часто вспоминаю прошлое: жизнь родителей, особенно мамину, свою, братьев. И теперь вижу я отчётливо, что не было в нашей жизни, в СССР, такого времени, когда можно было спокойно и радостно существовать. Постоянный страх и напряжение родителей перед властью. Всевозможные ограничения и тотальный контроль государства над народом, который в принципе был рабом у своего правительства. Железный занавес,  не позволявший возможность видеть другие миры. Вечная нехватка денег и попытки где-то что-то достать: будь-то продукты или вещи, или предметы первой необходимости. Всё это, конечно, повлияло на наше настоящее и будущее.

Когда началась война, маме было 25 лет. Её, как и всех немцем Поволжской республики от 16 и до 60 лет, забрали в советский концентрационный лагерь. Привезли маму с группой таких же молодых женщин на Крайний Север. Сформировали из них бригаду рыбачек: они должны были стоять по пояс или грудь в ледяной воде и вытягивать сети с рыбой. Как может женщина стоять часами в ледяной воде? Конечно, практически все заболели всевозможными воспалительными заболеваниями: и воспалением лёгких, и бронхитом, и различными женскими болезнями. А лечить, не лечили. Многие умирали. А кто выжил, стал калекой.
И вообще, попасть в такие места женщине - это считай верная смерть. Ведь помимо жутких условий проживания и питания, были истязания и изнасилования. Причём изнасилования практиковались групповые. Охранники тоже принимали в этом участие. После хорошей попойки мужчины превращались в диких животных. Заключённые русские мужчины не считали немецких женщин за людей, поэтому о жалости и милосердии говорить не приходилось.

Маме очень повезло. Она понравилась самому начальнику лагеря и он забрал её из рыбацкой бригады к себе. Нет, она не сидела без дела. Начальник отправил её в пекарню, где она целый день пекла хлеб. По ночам же он её насиловал. А она благодарила Бога, что досталась только одному, а не безумной толпе озверевших  мужчин.

Этот начальник лагеря не отличался по поведению от заключённых: был грубым и жестоким человеком. Мама для него была, как крепостная или рабыня, а вернее вообще никто. Практически каждый вечер он пил, а потом, расслабившись, принимался рассказывать ей о своих "забавах" в молодые годы. Это он так называл свои разбойничьи выходки. Раньше, до советской власти, он был вором, бездельником и убийцей. Но позже примкнул к большевикам, которые нуждались в таких людях. Ведь интеллигентный человек не будет грабить и убивать тех, кто не согласен с идеями социализма, а вот таким типам, как этот, было очень комфортно орудовать маузером. Ну, а потом стал коммунистом и продвинулся в своей карьере до начальника лагеря. "Если бы не Советская власть, то давно бы сгинул под каким -нибудь забором или убили в драке"- часто повторял он.

И вот представь себе, Ирочка, мама родила от такого человека сына. Виктора.
В таких условиях, в которых находились женщины в лагере, страшно было вообще забеременеть, не то что рожать. Ведь для ухода и содержания ребёнка ничего не предусматривалось. К тому же у истощённых женщин часто не было молока. Поэтому смертность детей была очень высокая.
Мама сумела выходить Виктора и после освобождения из лагеря приехала к родителям, жившим в то время на Северном Урале.

Потом мама вышла замуж. Родилась я, а через 2 года Роберт. Как я любила Роберта. Добрым, умным был мой братик. Но прожил он всего 46 лет. Воспитывали нас одинаково, но Виктор всегда отличался от нас, детей, и характером, и поведением. Соврать и своровать для него ничего не стоило. Это была для него, как игра. Жаль только, что он не мог остановиться. Так всю жизнь и занимался всякими аферами. Даже переехав жить в Германию, он и тут не мог угомониться и в конце концов заработал 10 лет тюрьмы.

И я вот думаю: может это у него такие гены от отца? Может такие желания и поведение он унаследовал от него?
Ну, да что там теперь говорить. Мир его праху.

У нас в городе появилось много беженцев. На улице, в магазинах. Практически во всех учреждениях теперь слышу не только немецкую, но и русскую, и украинскую речь. У вас тоже, наверное, такая же история? Вот, до чего мы дожили. Кто бы мог подумать, что такое случится? Как бы твоя мама огорчилась, услышав про Украину и про её родной Харьков. Каждый день смотрю новости, но так и не могу понять причины этой войны. 

Не так давно смотрела интересную передачу про Балтийское море и вспомнилось мне, как была я у тебя в гостях и мы гуляли по красивой набережной белоснежного городка Хайлигендамма. Мне очень понравилось. Может мне переехать к тебе? А то я тут теперь совсем одна.

Ну, вот вроде обо всём, о чём хотела, я тебе написала.
Крепко тебя обнимаю и целую.
Твоя тётушка Эрна.
Июнь 2022 год, Кёнигсбронн


На фото: городок Хайлигендамм
 
 
 


Рецензии
Дорогая Ирина!
Грустно и больно было читать это письмо... Через что пришлось пройти...
Что касаетя Виктора, то к сожалению гены вещь серьёзная.
Многие люди живут пустую жизнь, понятия не имея об истинных ценностях. Зато люди, которых "жизнь попробовала на зуб"знают что к чему.
Удачи и добра Вам, дорогая Ирина!
С теплом и симпатией.

Кристина Заяц   10.01.2024 09:01     Заявить о нарушении
Спасибо большое, дорогая Кристина!
Да, жизнь в СССР была трудной. Сложно найти человека, у которого не пострадал бы кто-то из родственников от различных репрессий и многие знают и понимают, как на самом деле власти относились к своему народу. Написал "относились", но надо дописать ещё глагол и в настоящем времени, то есть относятся до сих пор.
А гены - это и да, почти главное в жизни и мышлении человека.
Всего Вам доброго!
С теплом, Ирина.
Жду Ваших новых замечательный произведений.

Ирина Вебер 2   10.01.2024 20:38   Заявить о нарушении
Большое спасибо, дорогая Ирина!

Кристина Заяц   11.01.2024 08:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.