На берегах весёлого Салгира

Прекрасны вы, брега Тавриды,
Когда вас видишь с корабля
При свете утренней Киприды,
Как вас впервой увидел я…
/А.С.Пушкин/

  Самый праздничный месяц лета у нас июнь. Даже не потому, что это первый месяц лета, а потому что именно в июне мы отмечаем день рождения нашего любимого города Симферополя. Да и у Клуба читателей газеты «Южная столица» тоже есть рождённые в июне. Например, у видео-оператора Олега Казачковского. А ещё мы обязательно в июне отмечаем день рождения поэта Александра Сергеевича Пушкина и путешествуем по местам его пребывания в Крыму. Начнём с самого начала. И мы решили направиться поближе к морю.  К источнику вдохновения – в Коктебель – страну голубых холмов. Это небольшой уютный посёлок на берегу Чёрного моря, прямо у подножья древнего вулкана Карадаг.  Существует открытка с видом посёлка, изданная в Феодосии в 1910 году, на которой написано: «Коктебель. Гора профиль Пушкина». В путеводителе 1911 года также указывается «профиль Пушкина». Наклони голову вправо, и ты увидишь классический профиль. Александр Сергеевич Пушкин путешествовал в этих местах и был удивлен похожестью мыса на свой профиль».

   На корабле по дороге из Феодосии в Коктебель я также чётко увидела профиль Пушкина. Посмотрите, друзья мои, на контур крымских гор, особенно красив наш полуостров на рассвете!
  Когда Пушкин путешествовал по Крыму, то морской путь из Феодосии в Гурзуф (Юрзуф) поразил поэта настолько, что стал для него истинным источником вдохновенья.  Прямо на палубе корабля и в первые дни пребывания в Гурзуфе была написана элегия «Увы, зачем она блистает», закончены в рукописи стихи «Мне вас не жаль года весны моей», здесь же был сделан черновой набросок стихотворения «Зачем безвременную скуку», была начата поэма «Кавказский пленник» и завершена обработка элегии «Погасло дневное светило», которую литературоведы   считают началом нового периода в творчестве Пушкина.
  Александр Сергеевич писал брату: «Ночью на корабле написал я Элегию, которую тебе посылаю; отошли ее Гречу без подписи. Корабль плыл перед горами, покрытыми тополями, виноградом, лаврами и кипарисами; он остановился в виду Юрзуфа. Там прожил я три недели. Мой друг, счастливейшие минуты жизни моей провел я в семействе почтенного Раевского. Я в нем любил человека с ясным умом, с простой, прекрасной душою; снисходительного, попечительного друга, всегда милого, ласкового хозяина. Свидетель Екатерининского века; человек без предрассудков, с сильным характером и чувствительный, он невольно привяжет к себе всякого, кто только достоин понимать и ценить его высокие качества. Старший сын его будет более нежели известен. Все его дочери — прелесть, старшая — женщина необыкновенная. Суди, был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался — счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение — горы, сады, море; друг мой, любимая моя надежда увидеть опять полуденный берег и семейство Раевского».
    Некоторые крымские стихи поэта вскоре стали романсами. Элегия «Увы, зачем, она блистает»,  вдохновив Александра Алябьева, явилась  одним из первых примеров содружества музыки и пушкинского стиха. Как тут не вспомнить слова великого  Петра Чайковского: «Пушкин силою гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки» и Сергея Рахманинова:  «Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они как сёстры-близнецы».  Действительно, слово Пушкина совершенно  по-особому открывается в сочинениях композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи. И вот уже почти два столетия эти гениальные плоды совместного вдохновения звучат со сцен театров и концертных залов, став неотъемлемой частью мировой культуры.  А мы, крымчане, гордимся, что наша благословенная земля тоже стала местом рождения этих шедевров.
8 сентября 1820 года, возвращаясь из путешествия по Тавриде, Александр Сергеевич Пушкин прибыл в Симферополь. «Есть такое понятие, как «гений места». Пушкин – это «гений места» Крыма. Именно он открыл берега нашего полуострова для всего мира. Поэту шёл 21 год.
В Симферополь молодой Пушкин приехал после однодневного пребывания в Бахчисарае. В письме 1824 года Пушкин писал Дельвигу: «В Бахчисарай приехал я больной. Лихорадка меня мучила».

Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

  Приезд состоялся во второй половине дня 7 сентября. Из Бахчисарая Пушкин и сын генерала Н.Н. Раевского приехали 8 сентября в г. Симферополь, который стал столицей Таврической губернии в 1802 году. Город получил это название после вхождения Крыма в состав России. В 1805 году тут был воздвигнут Александровский собор на месте редута, построенного в своё время Суворовым. На одном из пустырей находился дом со службами, принадлежавший Раевским (ныне улица Пушкина, дом 20). Путники направились туда.
   Также подтверждены четыре адреса, где гостил поэт: дом Воронцовых, дом учёного-химика Дессера, дом доктора Мильгаузена, «Губернский дом».
В путеводной записи от 17 сентября 1820 года упоминается, что у Баранова, Губернаторство Александр Баранов получил за год до того, как его гостями стали Пушкин, Раевские и Гераков, за обедом были два шалуна петербургских, говорили такой вздор, что все рады были, когда они уехали. Этими шалунами были Пушкин и младший Раевский.
   В столице Крыма Александр Сергеевич оставался дольше, чем в Бахчисарае. Большинство пушкинистов называет 18 сентября, когда поэт набравшись сил и окрепнув после болезни выехал из Симферополя. Пушкин гостил в доме французского ученого-химика Феликса Дессера на улице Мюльгаузеновской (ныне это улица Киевская) вблизи фруктового сада. Дом Мильгаузена находился вблизи руин Неаполя Скифского.
   Во время своих прогулок вдоль берегов Салгира он отдыхал возле одного из симферопольских дубов-великанов, коих во времена Пушкина росло в Симферополе намного больше. Вспомним знаменитые строки поэмы «Руслан и Людмила»: «У Лукоморья дуб зелёный. Златая цепь на дубе том…». Не случайно, «Поляна сказок» в Детском парке г. Симферополя создана по мотивам произведений А.С. Пушкина.
Увековечил Александр Сергеевич и крымскую реку Салгир:

Приду ли вновь, поклонник муз и мира,
Забыв молву и жизни суеты,
На берегах весёлого Салгира
Воспоминать души моей мечты?

   Из Симферополя Пушкин выехал в Одессу по почтовому тракту «Симферополь – Перекоп – Берислав – Херсон – Николаев – Одесса».

О, скоро вас увижу вновь,
Брега весёлые Салгира!
/А.С.Пушкин/ 1823г.


Рецензии
Большое спасибо за это прекрасный рассказ- ликбез,
о моём тоже любимом Крыме, где я бывал неоднократно.
У меня тут в проз.ру есть несколько рассказов о нём.

Алекс Лофиченко   16.03.2023 13:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.