Путешествие Самохи. Книга первая. Глава 4

Шах и Мат

Самоха сидел в просторной комнате за большим овальным столом. Больше в комнате никого не было. Его попросили немного подождать, и вот уже почти пятнадцать минут он сидел в гордом одиночестве. Это был зал для проведения конференций. Вокруг стола стояло множество удобных кресел, а на стенах висели большие мониторы. Но Самоху ни капли не смущало такое долгое ожидание. За годы затворничества он ни разу не страдал от одиночества. Вот и теперь, взяв пачку пластиковых листов для записи, он самозабвенно выводил на них несуразные линии и причудливые надписи. Его внутренний мир давно стабилизировался, став монолитной опорой его убеждений. Его душа зачерствела после гибели двоюродного брата. И хотя он долгое время об этом переживал в депрессии, ежедневное размышление позволило Самохе сформировать такую твердь душевного равновесия, что теперь сломить её было практически невозможно.

Были конечно у него и слабости. Но если не считать этих небольших прорех, он был практически неуязвим. Когда после долгого заточения Самоха выбрался из своей «берлоги», он превратился в охотника. И теперь его страстью к охоте были растения. Он уже выучил несколько тысяч новых видов растений. Он знал их свойства, состав и возможный синтез из них полезных веществ. Но он продолжал желать большего. Это понимание пришло к нему совсем недавно. Практически сегодня. Ни что его так не влекло вперёд, как возможность найти что-то новое. Их группа уже нашла десятки возможных заменителей пряностей, красителей, белков и сахаров. От самых известных им, до невообразимо новых. Но впереди было нечто более удивительное. Ещё более захватывающее. И Самоха это ощущал, каким-то внутренним чутьём.

Внезапно его размышления прервал щелчок открывающейся двери в конференц-зал. Перевернув разрисованную страницу, он посмотрел на входящих через дверь людей. Это были мужчины и женщины в комбинезонах сотрудников исследовательского центра. У каждого в руках были бумаги с распечатанным текстом. Все они искоса поглядывали на Самоху, пока рассаживались на кресла вокруг стола.

Всего в зал вошло двенадцать человек. Вошедший последним, закрыл за собой дверь и занял место за столом. Большинство из присутствующих Самоха не только не знал, но и никогда не видел. Проще сказать, что он не знал никого, кроме их координатора, руководителя исследовательского корпуса центра и его заместителя.

Собравшиеся, внимательно смотрели на Самоху явно оценивая его. Поглядывая на принесенные с собой документы они словно сверялись с какими-то данными. Наконец, руководитель исследовательского корпуса откашлялся.

— Господин Ирити, мы все здесь собравшиеся, хотели бы официально предложить вам место в нашем исследовательском центре, — произнес он. — Это не обычное предложение. За последние несколько дней, вы и ваша группа, сделала несколько важных открытий. Поэтому, это не обычное предложение по сотрудничеству. Мы готовы предоставить возможность самому выбрать направленность своей деятельности. Поверьте, господин Ирити, такого удостаиваются очень не многие. Мы уже подготовили похожие предложения всей вашей группе. Но для вас мы подготовили особенное предложение. Наш исследовательский центр готов предоставить вам место руководителя целого направления. Не подумайте, что это решение далось нам просто. Многие из руководителей центра до сих пор против вашей кандидатуры. Как я уже говорил это исключение из правил. Наш исследовательский центр ещё никогда не предоставлял вновь прибывшему сотруднику такую возможность. Но ваша находка, это настоящий прорыв в исследованиях. Мы готовы дать вам возможность непосредственно возглавить это новое направление в исследованиях. Мы уже активно работаем над вашей находкой. Наш центр разослал материалы во множество других центров по всем системам. Но пока ни одно из научных сообществ не смогло даже предположить, что за устройство вы нашли. Если вы возглавите исследования, наш центр готов предоставить вам значительные средства на их проведение.

Когда его голос смолк, в зале воцарилась тишина. Самоха смотрел на стопку листов лежащих перед ним и размышлял над тем, что ему ответить.

— Что скажете господин Ирити? Мы хотели бы услышать ваш ответ, — произнес руководитель исследовательского корпуса.

Тяжело вздохнув, Самоха посмотрел прямо на него.

— Господин Шагби, буду с вами откровенен. Я пока не принял решение, останусь ли я в вашем исследовательском центре вообще. Скажу правду, я пока не нашел то, ради чего это стоило бы сделать. Если быть ещё откровеннее, этот прибор, который недавно нашли, его исследование вообще меня не интересует. Это не мой профиль. Так что я признателен вам всем за потраченное время но… — Самоха пожал плечами. — Возможно, завтра я смогу отыскать нечто, ради чего захочу остаться. Возможно. На этой планете множество интереснейших растений, которые ещё не известны мне. Но пока, мне не попалось ничего стоящего. Прошу вас не делать поспешных выводов и дать мне ещё немного времени на исследования.

В зале наступила тишина. Наконец руководитель исследовательского корпуса снова откашлялся.

— Господин Ирити. Я правильно вас понимаю? Вас интересуют только полевые исследования? — спросил он.

— Ну, вообще да, — ответил Самоха.

— Хорошо. Тогда мы готовы немного подождать, — согласился господин Шагби.

Остальные присутствующие сидели за столом с каменными лицами.

— Могу я идти? — спросил Самоха.

— Да, конечно. Идите господин Ирити. Мы с коллегами должны будем обсудить сложившуюся ситуацию, — ответил руководитель исследовательского корпуса.

Отказ главного претендента возглавить новое направление, решал множество трудных моментов, с которыми многие были не согласны. Поэтому, особых возражений у Шагиба не было.

Пользуясь возможностью, Самоха поднялся со своего места и, взяв пачку изрисованных листов, пошел к входной двери. Внезапно остановившись на половине пути, он шагнул к креслу господина Шагби. Перевернув листы рисунком вверх, Самоха положил их на стол прямо перед руководителем исследовательского корпуса. На верхнем листке была изображена металлическая спираль, увенчанная кристаллом. Но это был не обломок, а полная спираль с нижней её частью. Вокруг спирали располагалась круговая схема с неизвестными символами. Каждый был подписан мелким шрифтом снизу.

— Этот прибор. Это генератор. Правда я не знаю, чего он генерирует и как. Эта схема появилась у меня в голове, когда я первый раз дотронулся до камня. Я до сих пор четко её помню, — произнес он. — И ещё. Камень на вершине спирали реагирует на солнечный свет. Он начал менять цвет, как только я его выкопал. Поэтому я думаю, что целесообразнее будет переместить его в помещение, защищенное от электрических разрядов и помех. К сожалению это всё что мне известно.

Повернувшись, Самоха вышел из зала и закрыл за собой дверь.

— Шах, и мат, — прошептал помощник господина Шагби.

Человек, вышедший только что из зала для конференций, перешагнул через все гипотезы и теории, построенные разными светилами науки. Он перечеркнул их все, дав невероятно точное и схематичное описание неизвестному до этого прибору.

А ведь ещё полчаса назад, все присутствующие здесь сотрудники центра, откровенно смеялись над предложением взять Самоху Ирити на должность действующего сотрудника центра. Они надменно морщили носы и почти утверждали, что Самоха Ирити обязан, как и все новички, пройти испытательный срок. Когда же было предложено позволить ему возглавить новое направление, многие и вовсе откровенно смеялись над этим.

— Если кто-то всё ещё считает, что нашему центру не нужен этот человек, я готов выслушать его доводы, — произнес руководитель исследовательского корпуса.

Он рассматривал подробный рисунок, сделанный от руки на пластиковом листе, и не мог поверить своим глазам. Все символы, что были практически полностью затерты на корпусе прибора, Самоха не только вывел их полную форму, но и четко расписал смысл каждого из них.

Передав лист с рисунком своему помощнику, он устало откинулся на спинку сидения. Передавая рисунок дальше, чтобы его могли увидеть присутствующие, его помощник склонился к уху руководителя исследовательского корпуса.

— Если эта информация покинет центр, за этим человеком выстроится очередь из желающих его заполучить, — в полголоса, произнес он.

— Им и так уже активно интересуются. Наш центр получил десятки запросов от разных компаний, занимающихся исследованиями поверхности Эриуса. Они готовы забрать к себе не только его, но и всех, кто не останется у нас работать. Другое дело, захочет ли господин Ирити с ними сотрудничать? Ведь больше чем наш центр, ему никто не предоставит свободы для исследований. Надо ему это доказать. Надо дать господину Ирити больше свободы действий, — ответил руководитель исследовательского корпуса.

***

Наутро, в исследовательском корпусе, их группу ожидал, всё тот же транспорт. Никто из его спутников не заметил, но теперь вместо рядовых пехотинцев их сопровождали два капрала пехотной службы.

К удивлению остальной группы, Самоха был сегодня необычно спокойным и собранным. Он был словно другим человеком. Это было так необычно, что остальные, перешептываясь, поглядывали в его сторону. Все знали, что его вызывали к руководству центра, но никто не знал, чем это закончилось. Было много слухов, но ничего конкретного, никто не знал.

Самоха погрузился вместе со всеми на транспорт, и они тут же отбыли в противоположную сторону от прошлого маршрута. По дороге, он ни с кем не разговаривал. И даже когда капрал Химари, повернувшись в его сторону, сама показала карту, он только согласно кивнул.

Прибыв на место транспорт остановился. Никто из пассажиров даже не шелохнулся. Даже оба капрала, повернувшись, посмотрели на Самоху. Они словно спрашивали его решения.

Тяжело вздохнув, он встал во весь рост прямо, не сходя с транспорта. Осмотрев местность, Самоха показал на отвесную стену скалы. Рядом с ней была насыпь из обломков камня и песка.

— Надо заехать повыше. Та насыпь входит в границы отведенной нам территории? — спросил он.

Капрал посмотрела карту и согласно кивнула головой.

Транспорт плавно тронулся и помчался к указанной насыпи. Взяв перед ней разгон, транспорт, вспорхнув, заскочил на самую вершину насыпи. Самоха, снова поднявшись, огляделся.

— Вон тот обломок скалы находится на краю разрешенной зоны. Давайте встанем возле него, — предложил Самоха.

Это было слишком близко к границе их маршрута. Но к всеобщему удивлению, капралы молча съехали с насыпи и встали возле указанной скалы.

Спустившись на землю, Самоха огляделся. Дальше скалы была более плодородная земля. Там были видны не только множество трав, но даже лианы, которые они нашли в прошлый раз.

— Можем незначительно углубиться за пределы выделенной зоны. Нам дали разрешение на небольшое отклонение от маршрута, — заявила капрал, видя как пассажиры, смотрят в сторону за пределами разрешенной территории.

— Будьте внимательны. Эта территория не обследовалась, — предупредил Самоха.

Их группа всем составом обогнула скалы и увидела десятки растений цветущих на солнечном пятачке, окруженном обломками камней. Почти все эти растения были им известны, но достаточно редки. Пока остальные начали собирать образцы разных трав, Самоха приблизился к обломку серого камня. Он лежал посреди пути, но Самоха отпихнул его рукой в сторону. У него было ощущение, что в этом месте должно находиться что-то важное. Внезапно остановившись, он присел и посмотрел на камень, который только что отпихнул в сторону. Перевернув его, он стер с камня землю. На его поверхности была явно выбита канавка искусственного происхождения. Откидывая камень с дороги, Самоха заметил след от канавки на земле. Оглядевшись, он нашел похожий обломок и, покрутив, состыковал их. Заметив, что он делает, Акар принялся ему помогать. Через полчаса, перебрав несколько десятков обломков, они собрали часть надписи. Сделав её снимки они принялись размышлять где могла располагаться эта надпись до того как развалилась.

— Знать бы, что здесь написано, — произнес Акар.

— Точно не прочесть. Я знаю только пару символов. Вот видишь эти? Они были на той спирали. Этот символ означает облако или ветер, этот движение, а этот, что-то похожее на лестницу. Если быть логичным, то здесь сказано что-то про движение вверх, в сторону облаков, — произнес Самоха.

Оба как по команде подняли головы в сторону высокого обломка скалы. Там, с одного края, и правда, виднелись остатки надписи не успевшие обрушиться вниз.

— Может это был храм? — спросил Акар.

— Вполне, — ответил Самоха.

— Похоже на этой планете полно подобных развалин, — произнес Акар.

— Это точно, — согласился Самоха.

Он поднялся по насыпи к подножию скалы и увидел край высеченного свода арки, засыпанного грунтом. Если на скале и был храм, то вход в него закрывала насыпь. Недолго думая, Самоха сходил к транспорту и принес пару лопат. После чего они с Акаром принялись раскапывать арку.

Пробив дыру, шириной с метр, они увидели проход. Лезть в темный провал было немного неприятно. Казалось, что он может обвалиться. Тогда Самоха спустился головой вниз к прокопанной дыре и включил фонарь.

Вокруг столпились остальные участники их группы.

— Ну что там? — спросил Акар.

— Вижу пещеру. Дальше видимо был спуск в подземелье. Но он обвалился, — ответил Самоха, и тут же добавил. — Тут достаточно просторно. Можно стоять в полный рост.

— Потолок там не рухнет? — забеспокоился Акар.

— Не похоже. Свод из целой глыбы вырезан. Трещин не видно, — ответил Самоха, постепенно осматривая пещеру.

— Вылезай, а то наши охранники уже беспокоятся, — сказал Акар.

— Надо сделать снимки. И ещё здесь трава, какая то белёсая. Надо бы взять образец, — ответил Самоха.

Он протянул руку вперед и, уцепившись за выступ на камне, втянул себя внутрь пещеры. Когда за ним следом залез Акар. Самоха сидел на земле и с удивлением рассматривал светящийся синим светом лист. Он оторвал его от белесого растения и тот внезапно начал светиться ещё сильнее.

— Почему он светится? — удивился Акар.

— Я не знаю, — ответил озадаченно Самоха.

Они сделали пару десятков снимков и, взяв образцы растений, выбрались наружу. Проведя тест, они обнаружили в составе растения неизвестные им вещества.

Всю обратную дорогу Самоха был очень молчалив. Он размышлял о растении, что они нашли в пещере. Самоха почему-то был уверен, что уже раньше встречал это растение. Но в нём точно не было того светящегося вещества. Эта мысль не давала ему покоя всю обратную дорогу. Вернувшись в исследовательский центр, они сдали все образцы в центральную лабораторию.

Теперь всё что они привозили, сначала забирала себе центральная лаборатория, а затем, часть материала возвращали им для исследования. Так было и в этот раз.

Пройдя стерилизацию защитного костюма, Самоха прямиком отправился в библиотеку центра. Как он и думал, Самоха почти сразу нашел это растение в каталоге. Они так же встречали его раньше. Растение было достаточно редким, но в нем не было ничего необычного.

За ужином его отыскал Дин.

— Привет. Я слышал, вы опять отыскали какую-то дичь. Центральная лаборатория на ушах стоит уже второй час, — произнес он.

— Ты про траву из пещеры? Похоже, нам везет на чудные находки, — ответил Самоха.

— Чудные? — Дин склонился к его уху. — Они уже испытали его на лабораторных крысах. Это вещество регенерирует органы и кожный покров с невероятной скоростью.

— Правда? — удивился Самоха.

— Я тебе говорю. Любой в лаборатории готов отдать руку, чтобы ему такие находки попадались. Ваша группа это просто нечто, — ухмыльнулся Дин.

— Я проверил по каталогу. Нам раньше уже встречалось это растение. Но в нем не было ничего подобного, — произнес Самоха.

— Может там вещества в грунте какие-то особенные? Или отсутствие солнечного света сказалось? — предположил Дин.

— Сам бы хотел знать, — ответил Самоха, запихивая в рот кусок мяса.

— Тут всё в твоих руках. Стоит тебе только произнести слово «хочу» и я уверен, что все двери перед тобой тут же откроются, — усмехнулся Дин.

— Шутишь?

— Какие там шутки. Наш старик уже не знает, как тебя заманить к нам в центр. Уверен, он согласится на твоё участие в этом исследовании. Так что ты подумай, — подмигнув ему, сказал Дин.

— Хорошо. Я подумаю над этим. Подобное исследование может привести к неожиданным результатам, — согласился Самоха.

Этой ночью он впервые проснулся ещё в темноте. На часах было три часа ночи. На этот раз его разбудила одна удивительная мысль. Когда он пролезал в пещеру, дисплей, отражавший на стекле шлема информацию по пространству и освещению, пару раз рябил от каких то помех. Скорее всего, в пещере был какой-то источник энергии. Но это означало, что найденное ими растение, могло с ним взаимодействовать. И теперь, Самоха очень хотел знать, как именно оно взаимодействует с источником энергии. Ему казалось, что в этом был важный смысл. Очень важный смысл. Сформулировав свою идею, Самоха закрыл глаза и тут же уснул.


Рецензии