Духовный Союз с Мирозданием Божиим. Гл. 4

    Духовный Союз с Мирозданием Божиим.
    (На примере поэзии А.А.Тарковского. Посвящается юбилею поэта)
         Глава четвёртая «Благословение Небес на труд поэта»
«Адамову тайну» лирический герой открыл... Что же ещё? Почему после «достигнутой вершины» стихотворение продолжается?
Очевидно, потому, вернее, - для того, чтобы показать, как тайна эта воплощается                в творчестве – в нелегком, «мучительном труде» поэта. Для этого она и открылась...               
И вот:
 Я любил свой мучительный труд, эту кладку
Слов, скрепленных их собственным светом, загадку
Смутных чувств и простую разгадку ума,
В слове правда мне виделась правда сама,
Был язык мой правдив, как спектральный анализ,
А слова у меня под ногами валялись...
 Слова, конечно, «под ногами валяться» не могут – да и относится лирический герой вслед за самим поэтом к Слову с уважением, благоговением даже.  И был язык его «правдив, как спектральный анализ», воплощающий «правду саму». То есть, очевидно, с Небес «сошедший» - «посланный»…
 И невозможно не увидеть, что преисполнено всё стихотворение аллегории, ассоциаций  - прежде всего с зодчим, наверное, раз присутствует  «кладка» стихов. А зодчий всё создаваемое должен в единстве созерцать.
 И создаётся произведение искусства подобно тому, как возводится Храм. Храм, от родного пейзажа неотделимый, – потому что всё на Руси устраивалось так, как «мера и красота скажет» - красота духовная...
 И еще я скажу: собеседник мой прав,
В четверть шума я слышал, в полсвета я видел,
Но зато не унизив ни близких, ни трав,
Равнодушием отчей земли не обидел,
И пока на земле я работал, приняв
Дар студеной воды и пахучего хлеба,
Надо мною стояло бездонное небо,
Звезды падали мне на рукав.
 Вспоминается запись голоса самого поэта, строки эти читающего…
 А теперь подумаем над тем, что же сказал нам А.А.Тарковский, к полувековому рубежу приближаясь. Кто такой этот «собеседник»? Возможно, в данном контексте - тот же «шестикрылый серафим» - потому что ангел значит, «вестник» Божий, а Серафим – Высший Чин Ангельский.
    В «четверть шума», «в полсвета» - возможно, это - аллегория слов Апостола                о мутном стекле, через которое ясно видеть невозможно, но возможно к Истине «приблизиться»...
   Говорит же устами «приближающегося» к Святости героя в своём последнем романе Ф.М.Достоевский о том, что многое на земле от нас скрыто, но взамен дарована живая связь с Христом. И лирическому герою А.А.Тарковского дарована – потому что   он, «не унизив ни близких, ни трав, равнодушием отчей земли не обидел». Потому что «работал, приняв дар студеной воды и пахучего хлеба». Потому что для поэта Россия – «дом, земля и матерь», как написал он в годы великих сражений (См. Благословенное русское воинство. Ч.3. «Историческая и Личная Причастность Бессмертию»)...
  А Храм, как известно, воплощает единство Небес и земли – Родины, с которой корнями духовными связан. Оттого и послало лирическому герою – поэту «бездонное небо» звёзды, что «падали на рукав». Даровано ему было Благословение Божие                на «мучительный» и любимый труд, ради которого самой жизни земной не жалко...
 Потому, наверное, и  стихотворение словно  не завершено – каких лишений, каких жертв дар поэта, его предназначение нести Слово Божие ещё потребует? …
   (Продолжение следует)


Рецензии