Духовный Союз с Мирозданием Божиим. Гл. 4
(На примере поэзии А.А.Тарковского. Посвящается юбилею поэта)
Глава четвёртая «Благословение Небес на труд поэта»
«Адамову тайну» лирический герой открыл... Что же ещё? Почему после «достигнутой вершины» стихотворение продолжается?
Очевидно, потому, вернее, - для того, чтобы показать, как тайна эта воплощается в творчестве – в нелегком, «мучительном труде» поэта. Для этого она и открылась...
И вот:
Я любил свой мучительный труд, эту кладку
Слов, скрепленных их собственным светом, загадку
Смутных чувств и простую разгадку ума,
В слове правда мне виделась правда сама,
Был язык мой правдив, как спектральный анализ,
А слова у меня под ногами валялись...
Слова, конечно, «под ногами валяться» не могут – да и относится лирический герой вслед за самим поэтом к Слову с уважением, благоговением даже. И был язык его «правдив, как спектральный анализ», воплощающий «правду саму». То есть, очевидно, с Небес «сошедший» - «посланный»…
И невозможно не увидеть, что преисполнено всё стихотворение аллегории, ассоциаций - прежде всего с зодчим, наверное, раз присутствует «кладка» стихов. А зодчий всё создаваемое должен в единстве созерцать.
И создаётся произведение искусства подобно тому, как возводится Храм. Храм, от родного пейзажа неотделимый, – потому что всё на Руси устраивалось так, как «мера и красота скажет» - красота духовная...
И еще я скажу: собеседник мой прав,
В четверть шума я слышал, в полсвета я видел,
Но зато не унизив ни близких, ни трав,
Равнодушием отчей земли не обидел,
И пока на земле я работал, приняв
Дар студеной воды и пахучего хлеба,
Надо мною стояло бездонное небо,
Звезды падали мне на рукав.
Вспоминается запись голоса самого поэта, строки эти читающего…
А теперь подумаем над тем, что же сказал нам А.А.Тарковский, к полувековому рубежу приближаясь. Кто такой этот «собеседник»? Возможно, в данном контексте - тот же «шестикрылый серафим» - потому что ангел значит, «вестник» Божий, а Серафим – Высший Чин Ангельский.
В «четверть шума», «в полсвета» - возможно, это - аллегория слов Апостола о мутном стекле, через которое ясно видеть невозможно, но возможно к Истине «приблизиться»...
Говорит же устами «приближающегося» к Святости героя в своём последнем романе Ф.М.Достоевский о том, что многое на земле от нас скрыто, но взамен дарована живая связь с Христом. И лирическому герою А.А.Тарковского дарована – потому что он, «не унизив ни близких, ни трав, равнодушием отчей земли не обидел». Потому что «работал, приняв дар студеной воды и пахучего хлеба». Потому что для поэта Россия – «дом, земля и матерь», как написал он в годы великих сражений (См. Благословенное русское воинство. Ч.3. «Историческая и Личная Причастность Бессмертию»)...
А Храм, как известно, воплощает единство Небес и земли – Родины, с которой корнями духовными связан. Оттого и послало лирическому герою – поэту «бездонное небо» звёзды, что «падали на рукав». Даровано ему было Благословение Божие на «мучительный» и любимый труд, ради которого самой жизни земной не жалко...
Потому, наверное, и стихотворение словно не завершено – каких лишений, каких жертв дар поэта, его предназначение нести Слово Божие ещё потребует? …
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №222062201647