Молодые сны Екатерины 17

         От заговора против Петра к заговору против Екатерины


Канцлер Воронцов один. Входит  Никита Иванович Панин, влиятельный политик, глава внешнеполитического ведомства, воспитатель сына Екатерины Павла.

П а н и н. Михаил Илларионович, низложенный император куда выехал?
В о р о н ц о в. В Крондштадт.
П а н и н (насмешливо). Уж не вы ли ему посоветовали? Поздно, Михаил Илларионович! Крондштадт присягнул на верность императрице. Можно сказать, без единого выстрела власть перешла к Екатерине… Но нельзя допустить нам, чтобы власть её упрочилась.
В о р о н ц о в. Помилуйте, Никита Иванович! Вы же всеми силами поддерживали и направляли переворот.
Е к а т е р и н а. Да, поддерживал! Да направлял! А почему? Да потому, что  Россия катилась в пропасть! А сейчас, когда мы освободились от безрассудного императора…  Екатерина не из дома Романовых, и не может восседать на российском троне. Да, она умная, рассудительная… Но для России будет лучше, если она станет регентшей при сыне своём Павле до его совершеннолетия.
В о р о н ц о в. Уж не потому ли, что вы его воспитатель, вы так о Павле печётесь?
П а н и н. Не об этом сейчас речь. Нам нужен мир в этот переходный период. Но разве это возможно, пока жив Петр?
В о р о н ц о в. Это что же, вы призываете к цареубийству? Опомнитесь, Никита Иванович!
П а н и н. Если требуют интересы империи, я ни перед чем не остановлюсь.
В о р о н ц о в. Я не участвовал в заговоре против Петра, не буду участвовать и в заговоре против Екатерины.
П а н и н. Я всегда знал, что вы служите личностям, а не делу.

            Один из участников переворота Алексей Орлов (как и его брат Георгий) входит.

А л е к с е й. Здорово, ребяты!  Где тут курёнок наш, низложенный император?
П а н и н. Отбыл в Крондштадт.
А л е к с е й. В Крондштадте наши ребята, чего ему там делать?
П а н и н. Поэтому вам надлежит немедленно скакать в Ораниенбаум, куда он вернётся не принятый в Крондштате уже сегодня, и арестовать его там!
 А л е к с е й. Чего ты тут раскомандовался? На Алексея Орлова уже давно никто не кричал. А те, которые это делали… их давно уже нет! Я уполномочен матушкой.
П а н и н. Кстати, когда она здесь будет?
А л е к с е й. Я со своим эскадроном обогнал их.  Императрица с войском скачет за нами и вот-вот будет здесь, в Царском Селе.
В о р о н ц о в. Мне надо организовать ей встречу. (Уходит.)
А л е к с е й (подходит к окну и кричит во двор). Скачите в Ораниенбаум и ждите курёнка с моря!
П а н и н. Послушайте меня внимательно, капитан! Всемирная история…
А л е к с е й. Чего?
П а н и н. Всемирная, говорю, история учит, что такие, как вы, Орловы, активные участники революции всегда кончают на плахе.
А л е к с е й. Хочешь столкнуть меня с матушкой, змей! Да я тебя…
П а н и н. Подождите, капитан, не горячитесь, я вам сейчас всё объясню. Ваш брат Григорий надеется стать супругом Екатерины. Сейчас она ему всё обещает, но этого никогда не будет. Положение ваше безнадёжно, судьба ваша не предсказуема… Правда, есть один выход.
А л е к с е й. Что ещё там за выход?
П а н и н. Вы должны возглавить охрану низложенного императора и найти способ избавиться от него.
А л е к с е й. Убить курёнка? Убить в бою, на дуэли… или в драке на худой конец – это да! это я понимаю. Но убивать этого дурочка, какой дрожит, стоит мне к нему подойти – зачем? Пускай себе сидит в Шлиссельбургской крепости, он нам не мешает.
П а н и н. А вы подумайте, капитан, пораскиньте умом. Смерть Петра III (разумеется, официально из-за болезни) повяжет Екатерину с вами, и она вынуждена будет согласиться на брак с вашим братом.
А л е к с е й. Ну, Никита Иванович, удивил. А ну как я сейчас пойду и всё расскажу ей! Что тогда?
П а н и н. А кто вам поверит? Активный участник переворота, приведший к воцарению Екатерины, действительный тайный советник Панин может иметь собственное мнение, как избавить империю от гражданской войны? Может, я вас спрашиваю?
А л е к с е й. Может.
П а н и н. То-то. И чтоб ни одна живая душа ни сейчас, ни когда-нибудь после об этом не узнала… Однако время бежит быстро. Вам, я полагаю, надо спешить.
А л е к с е й. Да; мои архаровцы, небось, заждались меня. (Уходит.)   

                Екатерина и Григорий Орлов входят.

П р о д о л ж е н и е  з а в т р а


Рецензии