По ту сторону светописи

Валерий Акимов.




Продолжение повестей «Зона Тайги; Каникулы в сентябре; Тайна донского затона»…

                По ту сторону Светописи.



  Замечательным событием 19 века является изобретение практического способа закрепления изображений, получаемых с помощью света. Это изображение было названо ФОТОГРАФИЕЙ, что в переводе с греческого языка означает « Светопись». Сообщение об этом открытии, впервые было опубликовано в 1839 году.   
               
                И.М. Соловей.

                1

  Выйдя из больницы, Сан Саныч с друзьями, всё же отправились в Крым. Но он уже не занимался больше подводными исследованиями. На этом серьёзно настояла его жена  Нина. Она поставила жёсткий ультиматум и Григорьев согласился. Возраст, да и все передряги, которые произошли с ним, давали о себе знать.   В Крыму друзья просто отдыхали.  Они загорали, купались,  пили прекрасное крымское вино и  наслаждались замечательным отдыхом. Аппарат  «Марусю» использовали лишь, как прогулочный катер. Через десять дней, как это обычно бывает. Море и жаркое солнце всем уже поднадоело, и друзья отправились обратно, в Москву…
 По приезду домой, Сан Саныч  передал «Марусю» в институт, а сам, как он заявил всем, вышел на заслуженный  отдых…
  Его стало просто  не узнать. Сан Саныч загрустил, стал малоразговорчивым и  даже скучным. Он старался больше быть в одиночестве. Часто ходил гулять  в Бутовский лес, иногда он брал книгу, пробовал читать… Но было видно, что это не вызывает у него никакого  интереса. Нина тоже, стала сильно переживать за мужа. Она видела, как он страдает, но после того случая, она очень испугалась за Григорьева. Конечно, она понимала, что Сан Санычу нужна была работа! Он должен был, что то создавать, изобретать, совершенствовать, а теперь, всего этого у него не стало… Проще говоря,  Сан Саныч потерял интерес к жизни…


                2

   В один прекрасный день… Можно даже сказать утро. К Сан Санычу пришли Сергей и Маха.
-Сан Саныч!!!- вбежала в комнату взволнованная Маха. Она  держа в руке какую-то старую, потрёпанную книгу.
-Здравствуйте друзья мои!- произнёс Григорьев повеселевшем голосом.- Я рад вас видеть!
-Сан Саныч!- Вы посмотрите, что я нашла!
Маха подбежала к сидящему на диване профессору и показала ему книгу.
-Что это?- спросил Григорьев.
-Здравствуйте Сан Саныч!- произнёс Сергей вошедший в комнату следом за Махой..- Да вот, нашла  на барахолке книжку старую и чего-то там  в ней раскопала такое, что удивит вас!
-Это интересно.- сказал Григорьев.- Что же у вас  там такое, что может меня удивить?!
-Сан Саныч! Вы же знаете, как я увлекаюсь фотографией?!
-Да, признаться наслышан!
-Так вот! Я решила пойти к истокам фотографии. Понять её основу!
- Похвально и в чём это выражается?- спросил, улыбаясь профессор.
-А  это  Сан Саныч…- влез в разговор Сергей.-  Что теперь она купила в комиссионке пленочную камеру, увеличитель ,фото- бумагу, химию там всякую!  И теперь в выходной день запирается в ванной и печатает там фотографии! Вот в чём это выражается!
-Что вы говорите! Ха-ха-ха!!!- Григорьев искренне рассмеялся.- Интересно…интересно!
-Вам смешно Сан Саныч, а я теперь по утрам в ванну попасть не могу! У неё там процесс видите ли!
-Да… Я понял это действительно серьёзно!!! И удивительно!
-Что удивительно Сан Саныч?- спросила Маха.
-Да то, что человечество стремительно идёт вперёд, а вы решили сделать, так называемый зигзаг! Или точнее сказать поворот. Поворот к прошлому…
-Сан Саныч! Я хочу попробовать снимать на плёнку и изучить негативный процесс! Понять истинную фотографию! Я и купила, вот эту книгу. Тут всё подробно расписано, и понятно тоже. Только материалы, правда  старые указаны. Но я нашла магазин Экта-ф. И всё там купила, именно то, что мне нужно!
-Замечательно!- профессор даже оживился, и своим настроением порадовал всех.
-А вы знаете, друзья мои…  Я ведь в молодости тоже, увлекался фотографией. И тоже, закрывался в ванной и печатал там снимки. Правда, я это делал по ночам. Ха-ха-ха… Но… наука перевесила мой интерес, и фотографию пришлось оставить… Да-с… Та что же вы обнаружили в этой старой книге, душа моя?!
Профессор взял у Махи книгу и стал её аккуратно листать.
-Книга действительно старая! Киев… 1951 год! Написана ещё при Иосифе Виссарионовиче!
-Сан Саныч! Это невероятно!- возбуждённо произнесла Маха.- Читая эту книгу, я дошла до главы, «Усиление многократным дублированием».
-И что же вы там обнаружили?- спросил Григорьев.
Маха взяла  опять взяла книгу в свои руки и стала в ней, что-то искать.
-Я, правда… не всё поняла, о материалах  там,  и о приборах тоже, но сама суть!  Вот смотрите!
Маха открыла книгу на закладке.
-Там написано:… Что с негатива, с помощью контактной печати, изготовляют на плёнку позитив (диапозитив). При этом проявитель может быть любым. И тогда, изображение будет намного лучше оригинала. С этого диапозитива с помощью контактной печати,  снова делают негатив. Если качество негатива не удовлетворяют, то дублирование продолжают!
-Ну и что с того?!- спросил Сергей.- Я вот ничего не понял! А вы Сан Саныч?!
-Позвольте! Друзья мои...  Я тоже, что-то слышал про этот способ…- произнёс Григорьев.
-Вот смотрите дальше!- продолжала Маха.- Этот способ позволил восстановить рукописи с почти стёртым текстом!  И этот способ даёт возможность, прочитать так же тексты залитый чернилами!
-Ну и что?! Нет… ну это конечно нужная вещь, я не спорю…- сказал Сергей.- А что тут удивительного?!
-Да…да… Друзья мои! Я сейчас действительно вспомнил!  И я в своё время, увлёкся этой идеей. Нет, Сергей, вы неправы! Это весьма удивительный способ!  У меня даже где-то оставались какие-то записи.
Григорьев встал и подошел к книжному шкафу и стал перебирать книги.
-Я ведь… даже вёл, что-то вроде дневника, что ли... Записывал свои изыскания так сказать!  Самое интересное в этом методе это то, что сделав фотографию, ну скажем  вот этого, нашего пустыря. И применив  этот самый метод!  Мы друзья мои… сможем увидеть то, что было здесь раньше! В далёком прошлом на этом самом месте!
-Сан Саныч, вы наверное шутите!- произнёс с усмешкой Сергей.- Этого не может быть!
-Ах, вот он!- профессор наконец нашёл, что искал.- Лежит себе и молчит…
Григорьев взял в руки небольшой, в стёганой обложкой блокнот. Открыв его, он прочитал:
-Евгений Фёдорович Буринский! Человек, открывший этот самый метод!
-Да Сан Саныч! – крикнула Маха.- Вы правы, в книге тоже указано его имя!
-Да друзья мои…  Это был замечательный, можно сказать учёный. Он был обычным петербургским  журналистом, при научном журнале. Занимался химией. Трагедия заставила его изучать этот самый негативный процесс…
-А что с ним случилось, Сан Саныч?!- спросил Сергей.
-Случилось не с ним друг мой, а с его девушкой. Буринский увлёкся фотографией. Она  тогда только начинала совершенствоваться в те годы. И этот самый  Буринский, постоянно снимал на фотокамеру, свою будущею невесту. Но он не мог понять, почему на её лице, на фото, появляются тёмные пятна. Он сперва,  отнёс это к некачественному проявителю, но дело оказалось не в нём. Девушка вскоре заболела и попала в больницу. И когда он пришёл навестить её. То  увидел на её лице, те же самые тёмные пятна, что были на фотографии.
-И что с ней стало?- спросила испугано Маха.
-Через три дня она умерла, от чёрной оспы… да….Такая вот грустная история.
-Вот это да!- произнёс Сергей.- А как это может быть?!
-А это Серёжа и есть, тайна негативного процесса. Фотопластинка каким-то образом  запечатлела то, чего не мог разглядеть человеческий глаз!
-И что стало с Буринским?- спросила Маха.
-После этого случая, Буринский решил посвятить свою жизнь изучению этой тайны светописи, то есть фотографии. И именно негативному процессу.
Профессор взяв свой старый блокнот,и сел на диван, рядом с Махой.
-Ведь, что самое интересное в этом методе.  Что он позволяет увидеть то, чего сейчас, в данный момент уже  нет! Но!  Когда-то, это было! И было на этом месте!
-Вот и я так же подумала Сан Саныч!- воскликнула Маха.
-Да… Буринский смог восстановить утраченные рукописи, относящиеся к 13 веку!  Которые были найдены в Кремле после раскопок в 1843 году. Никто не мог! Даже известный академик Бекетов, со своими химическими методами, не смог… Пыжился пыжился старик, но не смог…  А он смог. И получил за это Ломоносовскую премию! Высшею по тем временам… Да-с!
-Здорово!- воскликнул Сергей.
-Сан Саныч! А сейчас возможно попробовать этот самый метод?!- спросила Маха.
-Теоретически возможно… да… Но…
-Что но?!
-Тогда у Буринского были другие материалы! Они были, конечно, хуже современных, но зато облегчали этим сам процесс дублирования! Они не реагировали в отличие от современных, на красный свет лампы. А современные, а современные  реагируют на всё!
- И что?! Этот процесс сейчас невозможен?- спросил уже Сергей.
Григорьев задумался. Он встал, походил по комнате и не сразу ответил:
 -Ну…  Друзья мои… Если допустить, что можно создать прибор, внутри которого и будет происходить этот самый процесс. То тогда, я думаю, это возможно будет сделать.
-Сан Саныч…. А давайте попробуем!- воскликнула Маха.
 Она встала с дивана и тоже стала ходить по комнате. Потом  повернувшись к профессору сказала:
 -Сан Саныч, это же  так интересно! Заглянуть в прошлое!
Григорьев задумался, покачал головой и произнёс:
-А давайте…  Давайте попробуем, друзья мои! Может и вправду получиться!
-Ураааааааааа!!!!- закричала Маха.
В комнату вошла Нина.
-Саша! Что вы тут опять  придумали?!
-Ничего страшного дружок… Мы просто будем снимать на плёнку!- ответил, улыбаясь профессор.


                3

  С большим энтузиазмом взялся Григорьев за новое увлечение. Они с Махой отсняли целую кассету возле старой церкви, и проявили ее. Негативы вышли хорошие, да и плёнка был отличная. Английской фирмы « ILFORD»! Старинная фирма, занимающаяся исключительно чёрно-белым фото- материалом. Плёнка, бумага и химия. Конечно же, Сан Саныч подсказывал Махе, как правильно установить экспозицию на фотокамере. «Плёночная камера-это не цифра»- как говорил Григорьев.- Тут соображать надо!
  Отснятую плёнку проявили в ванной у Махе. И негатив забрал с собой профессор. Он вернулся обратно в институт, и его возвращению сильно обрадовало всех его студентов. Григорьеву выделили небольшое помещение в подвале института, для его новых  изысканий, и профессор приступил к работе.
В выходные к нему приехали Сергей и Маха.
-Здравствуйте Сан Саныч!- воскликнул радостно Сергей.- Есть что нибудь новенькое?!
-Безусловно, друг мой, безусловно! Здравствуйте Маха!
-Ой, Сан Саныч! Я вся в нетерпении! Давайте, рассказывайте!
-Прошу садиться друзья мои…- указал гостям Григорьев на старенький диванчик.
-Итак! Нам известно, что если взять данный негатив и перевести его в позитив, способом контактной печати, то изображение становиться более резкое. А если так сделать раз пятьдесят к примеру… То на негативе начнёт проявляться то, чего в данный момент уже не существует! И человеческий глаз его не ведет!
-Сан Саныч! Ну, это же фантастика!- воскликнул Сергей.- Да если бы это было правдой, то за рубежом давно бы знали про это! Они всегда шли впереди! Наверняка они и фотокамеры придумали первые и плёнку тоже!- Да и всё что связано с этим.
- А вы заблуждаетесь мой друг.- ответил ему Григорьев.- Русским специалистам принадлежит приоритет в целом ряде фотографических открытий и изобретений!
-Неужели?!-удивилась Маха.
-В 80-х годах позапрошлого столетия, физик –фотограф Езучевский, изобрёл  стереоскопическую фотокамеру и первый портативный фотоаппарат! А в 1881 году, за несколько лет до выпуска плёнок американской фирмы «КОДАК», фотограф Болдырев изобрёл гибкую прозрачную плёнку,  заменяющую тяжелое, ломкое стекло, используемое для изготовление пластинок! К тому же, в 1883 году наш соотечественник фотограф Юрковский, первым в истории фотографии изготовил шторно- щелевой затвор. Решив этим вопрос съёмки быстро движущихся объектов. Да-с дорогие мои. Это были люди! Которые работали не для наживы, а для науки!
-А почему про это никто не знает?!- спросил удивлённо Сергей.- Ну, кроме вас конечно Сан Саныч.
-Да потому что  друг мой, правящие круги царской России,  раболепствуя перед всем иностранным, обходили равнодушным молчанием достижения русских изобретателей и тормозили развитие отечественной фототехники и фотопромышлености. Более того! Открытия многих фотографов-изобретателей и учёных, беззастенчиво присваивались и выпускались  под иностранными именами и марками заграничных фирм.
-Но это же несправедливо!- воскликнула Маха.- А где же международное право! И защита?! Патентное бюро наконец?!
-Эх Маха…Маха… Тогда были другие времена. Да и мы уже с вами не сможем, что- либо изменить. Однако я слишком увлёкся и отошёл от нашей темы.
-Да что вы Сан Саныч!- воскликнул Сергей.- Я  бы никогда столько интересного не узнал , если бы не вы!  Я бы это ни в какой книге не прочитал бы!
-А именно в книгах, и есть знания! Надо больше читать друзья мои. И получать знания. Потому что знания- это сила! И так… Я вас пригласил, чтобы пока только в чертежах, показать вам наш будущий прибор.
Григорьев открыл шторы и на доске, и  стал объяснять чертёж.
-Вот этот прибор, который поможет нам без потерь во времени и материалах осуществить процесс многократного дублирования.
После своих объяснений профессор обратился к своим друзьям.
-Ну-с… Теперь я вас слушаю? У кого есть вопросы?
-Сан Саныч… Я если честно вот, мало что понял… Ей Богу. А ты Мах?
-Нет, ну я поняла конечно, только… сколько понадобиться нам плёнок для дублирования?!
-Плёнку именно для дублирования, можно взять отечественную. Она не дорого стоит и для процесса подойдет вполне. А потребуется её… я думаю примерно пятьдесят кассет.
-Ого!- сказал Сергей.- Не дешевая затея.
-Зато интересная!- воскликнула Маха.- Я закуплю плёнку Сан Саныч!
-А я преступлю к созданию аппарата.- сказал Григорьев. –  Думаю, за пару недель я управлюсь…


                4

  Через пару недель Григорьев пригласил к себе в институт, в свою теперь уже лабораторию Маху и Сергея.
 На столе стоял новенький прибор Григорьева, внешне  он был похож на небольшого вида чемодан. С одной стороны были видны отверстия в виде щелей, с другой небольшая ручка для вращения. Сверху крышки находился маленький экран.
-Ну вот друзья мои… Аппарат готов. Негатив уже вставлен. Маха вы захватили кассеты?!
-Да Сан Саныч! Разве я могла их забыть!
 Маха подошла к прибору и стала его внимательно рассматривать. Она погладила его рукой по верхней крышке. Затем достала из сумки одну кассету и протянула её профессору. Григорьев взял плёнку и, вытащив её кончик, закрепил его к приспособлению.
-Ну вот…. И готова. Теперь продвинем плёнку до нужного нам расстояния.
Григорьев стал вращать небольшую ручку, что была с другой стороны прибора. Плёнка потянулась из кассеты  вовнутрь аппарата.
-Механическая тяга  друзья мои, самая надёжная вещь в этом мире!- произнёс улыбаясь Григорьев.
-Профессор, а как вы определяете, насколько точно, соединился негатив с новой плёнкой?- спросил Сергей.
-Хороший вопрос Серёжа. Я смотрю вы уже стали понимать даже такие тонкости!
- Сан Саныч… Я вообще- то слесарь, и понятия имею.
- Да… Очень хорошо… Внутри стоит ограничитель, как только новая плёнка совпадёт с негативом, ручка перестанет вращаться. Вот и всё…
-Здорово!
-Ну-с. Приступаем к дублированию!- торжественно произнёс Григорьев.- Прошу всех к экрану.
  Григорьев нажал кнопку и аппарат заработал.  Через некоторое время на небольшом экране на месте негатива появился позитив.  Там была изображена старая Бутовская церковь, а на заднем её плане стояли современные дома.
-Ну вот друзья мои… Это наша обычная фотография, с видом на местную церковь. И сейчас мы попробуем увидеть то, что тут было … Когда нас  с вами, простите ещё не было!
 После третей кассеты дома на заднем плане фотографии, стали постепенно исчезать.
-Смотрите Сан Саныч!- закричала Маха.- Дома современной постройки исчезают!
-Да вы правы…- ответил Григорьев.- Они стали еле видны. Ну что же друзья мои. Идёмте дальше!
  На десятой кассете домов уже не было видно вообще. Но теперь, стали еле- еле проявляться рядом с церковью, неказистые старые домики, явно деревянной постройки.
-Сан Саныч! Да это же деревня Чернёво! Вот это да! Прям, фантастика!
-Совершенно верно! Перед вами вид  той самой деревни! Что была тут когда-то…
-Сан Саныч!- Да это же научное открытие! Мы смогли заглянуть в прошлое!- воскликнул Сергей.
-Ну, открытие это не наше…. А Евгения Фёдоровича. Мы лишь сумели  восстановить этот процесс. Только и всего.
-А что Сан Саныч! – воскликнул Сергей.- А если нам дальше пойти!
-Это вы про что?!
- Я про то, чтобы продолжать это самое дублирование! И идти дальше! Что тогда мы увидим там?! По ту сторону…
-Дальше вы говорите…- Григорьев задумался.- На этот счёт нет никаких сведений. Буринский ничего не оставил.
-Сан Саныч! А может он и оставил.- произнёс Сергей уже шопотом.- Только их засекретили!
-Да Сан Саныч.- сказала Маха.- Я вот, сколько книг по фотографии прочитала, и нигде нет ничего про это самое дублирование! Вот только в этой старой книге, я и обнаружила случайно.
-Возможно, вы и правы друзья мои. Такие вещи, могли были быть и засекречены властями.
-Так что Сан Саныч, может, попробуем дальше пойти?!- предложил Сергей.
-Конечно, можно попробовать.  Мне самому интересно, а что там? По ту сторону СВЕТОПИСИ…
-Ну, так давайте!- сказала Маха.
-Ну, во первых, у нас почти закончились кассеты с плёнкой, а во вторых я уже хочу немного изменить наш прибор. И вывести изображение на большой экран. Втретьих, я хочу, что бы и Ниночка тоже, увидела этот удивительный процесс. И наконец в четвёртых… Уже поздно… Да… да друзья мои. И нам с вами, пора  домой…
  После первой попытки дублирования, Сан Саныч стал разрабатывать новый аппарат, более мощный и сложный. Изображение он хотел вывести уже на большой экран. Опят его затянула новая работа. Опять он стал приходить поздно домой. Но Нина уже не обращала на это внимания. Она была рада, что муж её стал прежним, и было видно, как у него снова горят глаза, и он просто  счастлив…
  Через пару недель, новый аппарат был уже готов. Григорьев много думал об этом эксперименте. Он конечно не знал, чем всё это может закончиться.  Этот его научный процесс, был неизвестен. И стоит ли вообще, об этом рассказывать кому либо, в институте. Да и какие последствия будут потом? Григорьев не верил, что Буринский не пробовал идти дальше.  Ведь он был человеком смелым и решительным. Но почему действительно, он не оставил никаких записей.
 И вот наступил выходной день. Григорьев опять пригласил Сергея с женой к себе в институт, и уговорил поехать и Нину. Вся компания опять была вместе.
-Сан Саныч, а вы заметили?!- воскликнула Маха.- Что когда мы собираемся вместе, мы обязательно попадаем в какие нибудь  приключения!
-Ой, Маха!- испугано проговорила Нина.- Ну что ты все время выдумываешь!
-А ведь точно, Сан Саныч!- воскликнул Сергей.- Маха то права. Ха-ха-ха…
-Ну, вот ты ещё!- крикнула Нина на брата.
-Всё друзья мои.- сказал спокойно профессор.- Прошу занимать места в зрительном зале. Мы начинаем вторую часть дублирования.
  Григорьев раздвинул шторки и на стене появился небольшой экран, примерно метр на полтора.
-И так мы начинаем… Перед вами экран. Но это не простой экран. Это зеркало. Да… да…Зеркало, но оно матовое. И покрыто тонким слоем серебра… как на фотоплёнке. И вот сюда, мы и будем проецировать наш негатив!
-Саша!- воскликнула Нина.- А где ты взял серебро?!
-Не волнуйся дружок… Я взял несколько предметов из нашего столового сервиза.
-Ты сума сошёл!!! Это же старинный сервис!
-Нинок, всего несколько предметов! Да мы им и не пользовались  никогда.
-Ужас!- воскликнула Нина.- Хорошенькое начало!
-Нин! Ну что ты, из-за каких -то ложек, шум поднимаешь?!- вступился за профессора Сергей.
-Не каких-то! Это серебро вообще то! Это ещё мама наша с тобой покупала!
-Нинок… Я прошу тебя… У нас сейчас начинается эксперимент. Давай мы дома продолжим этот наш разговор?!
-Обязательно продолжим!- ответила Нина.
Профессор погасил свет и включил свой новый аппарат…
Все замерли в ожидании…
На экране появилась Бутовская церковь в окружении старых деревянных домов…


                5


   Григорьев аккуратно переводил негатив в позитив, и фотография становилась с каждым разом всё более резкой. Деревянные домики стали хорошо различимы. 
-Ну вот друзья мои… Мы сумели повторить метод Буринского. На этом фотоснимке мы заглянули в прошлое. Мы видим, какой была раньше, наша деревня Чернёво.
-Да… Сан Саныч… Я в шоке!- воскликнул возбуждённо Сергей.- Просто не верится даже…
-Сан Саныч! Ну давайте дальше продвинемся?!- сказала Маха.
-А что вы имеете в виду?- спросил Григорьев.
-А ещё продолжим дублирование! Пленку я купила. И привезла с собой…
-Да. Это интересно.- ответил Григорьев.- Мне самому хочется знать, а что там?! Дальше?! Хотя… Мы не совсем уверены… Что может принести  с собой нам этот опыт. Какие последствия возникнут у нас…
-Саша! Не надо ничего продолжать!- влезла в разговор Нина.- Вы  повторили, что хотели и всё… хватит. Остановитесь на этом!
-Ниночка. Наука не может стоять на месте. Она постоянно движется вперёд! В независимости, хотим мы этого, или нет.
-И ты, конечно, предлагаешь идти дальше?!
Григорьев не ответил, он стал, молча ходить по своей маленькой лаборатории.
-Нин! Ну чё ты опять, в самом деле?! Ну, посмотрим мы ещё фотки! Чё случиться?! Мир перемениться, что ли?!-крикнул на сестру Сергей.
Нина обиженно махнула рукой.
-Делайте, что хотите…
-Сан Саныч!  Ну давайте ещё попробуем!- умоляюще попросила Маха.- Ведь интересно же!
Григорьев остановился. Он зачем-то поднял указательный палец вверх и сказал:
-Давайте, попробуем… Маха, где ваши кассеты?
  Маха достала из сумки несколько кассет и протянула их Григорьеву. Он ловко зарядил одну в аппарат. Выключил свет и включил аппарат снова. На экране появился тот же сюжет с церковью, и негатив стал сменять позитив. Все смотрели на экран.  Через некоторое время изображение почему то стал темнеть. 
-Не понятно…- произнёс профессор.
-Сан Саныч, может плёнка бракованная?!- произнёс Сергей.
-Не думаю… ответил профессор.- Плёнка нормальная, хоть и российская. У них брак бывает конечно, но редко.
-А что же тогда?!- спросила Маха.- Почему темнеет изображение?!
-Пока не знаю… Пойдём дальше. Посмотрим, что будет.
  Григорьев вставил новую кассету. Аппарат вновь заработал. На экране опять появился сюжет с церковью.  Но с каждым новым  дублированием, экран становился всё темней, и темней. И вскоре он стал чёрным!
 Григорьев встал и подошёл к экрану. Он хотел дотронуться до него рукой, но рука его провалилась, как бы вникуда… Он ничего не сказал, а стал осторожно ходить по лаборатории, но он не видел  её стен. Если пол он ещё ощущал ногами, то вокруг, как бы ничего не было… Была лишь чернота…
-Серёжа…- еле слышно произнёс Григорьев.
-Да Сан Саныч!
-Подойдите ко мне, пожалуйста…
Сергей встал и пошёл на голос профессора.
-Что случилось, Сан Саныч?!
-Серёжа, вы ничего не замечаете?
-Ну, темно вокруг… Экран наш погас совсем… А что?!
-Я не знаю пока.… Может это только у меня такие ощущения. Но мне кажется… Вокруг нас нет стен…
Сергей глупо улыбнулся в темноте.  Он пошёл осторожно вперёд, выставив впереди себя руки.  Где должна была находиться стена,  её там не было…
-Сергей! Не уходите далеко!
-Саша! Что случилось?!- раздался взволнованный голос Нины.- Мы долго будем в темноте сидеть?
-Сейчас Нинок. Сейчас я включу свет…-произнёс взволновано профессор.
Вернулся Сергей.
-Сан Саныч… А стен-то и вправду нет!- прошептал он на ухо Григорьеву.- Чё делать-то будем?!
-Весьма любопытно… Я даже и не знаю… Как нам  теперь быть… К примеру, как свет включить?...Выключатель же на стене висел!
-Сан Саныч, давайте аппарат выключим.- сказал Сергей.
-Разумно…  Весьма разумно, друг мой. – поговорил профессор.
 Григорьев подошёл к аппарату, у которого так же продолжал, светился объектив, но луча, как источника свет, из него не исходило. Григорьев с надеждой, привычным движением, выключил тумблер выключателя аппарата.  Тут же появились очертания лаборатории. Григорьев бросился к выключателю и  быстро включил свет. Перед ним пристала его маленькая лаборатория. На стульях сидели Маха и супруга…
-Ну, Слава Богу!- произнёс  с выдохом Григорьев.- Да-с… Я вам доложу друзья мои…Это был эксперимент!
-А, что случилось Саша?!- спросила мало чего понимающая Нина.- Почему экран погас?!
-Ни чего особенного. Просто такой эксперимент. Опыт, так сказать! Мы попробовали…. И в результате погас экран… Только и всего.
Нина с недоверием посмотрела на мужа. Григорьев в свою очередь быстро взглянул на Сергея. Тот всё понял и отвёл глаза в сторону…


                6

  На следующее утро Нина была занята приготовлением обеда, а Григорьев с Сергеем и Махой решили погулять по Бутовскому парку.
Воскресное утро было солнечным. Профессор с друзьями расположились на лавочке, в тени вековых лип.
-Сан Саныч! Вы то, хоть мне объясните, что вчера произошло в лаборатории?!- с нетерпением спросила Маха.- А то Сергей без вас, отказывается рассказывать!
-Да… Друзья мои… Вчерашний  если так можно выразиться эксперимент, показал нам обратную сторону светописи… С помощью моего экрана и метода Буринского, так называемого дублирования, мы как бы приоткрыли занавес и  переход в другое измерение! Во всяком случае, я так думаю…
-Вот здорово!!!- воскликнул Сергей.
-Да… Возможно это и здорово…И необычно. В тоже время и загадочно.
Профессор на секунду задумался. И тут же продолжил.
-Но, Слава Богу!  Есть быстрый способ вернуться назад! В наше с вами время и измерение! Просто выключив прибор… Тогда, получается, что это не реальный переход в другое измерение, а всего лишь проекция!
-Сан Саныч, а что вы ощутили, когда коснулись экрана?- спросила Маха.
-Да собственно я и не почувствовал ни какого экрана. Моя рука не коснулась его. Она просто провалилась в пространство. Там где должен быть он, ничего не было. Я прошёл вперёд, зная, что впереди меня ждёт стена! Но её там не оказалось…  Я  лишь, ощущал ногами пол, или что-то подобие пола.  Вокруг меня была чернота, а вы сидевшие на своих местах были едва различимы.
-Сан Саныч. Я прошёл вперёд шагов десять, и ничего не увидел и ни к чему не прикоснулся.- сказал Сергей.- Только эта чернота, как вы говорите.
-Да…да…Чернота. Я даже признаться друзья мои… Испугался даже. Честно вам скажу, испугался. За вас, за Ниночку, да и за себя, тоже…что уж там говорить. Я был растерян. Хорошо Сергей вернул меня к нормальному способу мышления. Я просто взял и выключил прибор. И мы вернулись в нашу с вами реальность.
-А что же это было, Сан Саныч?!- спросила Маха.
- Я же уже рассказывал вам, что сам негативный процесс, до конца не изучен! Человечество практически перестало снимать на плёнку. Оно сделала скачок и теперь рада цифровым технологиям.  А как вы сами теперь видите, что плёнка хранит столько тайн и загадок!
-Сан Саныч! И что же мы теперь будем делать?!- спросила Маха.
-А вы, что предлагаете?!
-Сан Саныч, а что если пойти дальше!- предложил Сергей.
-Куда? В чёрную бездну?! Это весьма опасно мои друзья… Это не просто опасно, а не известно!  Как это вообще скажется на нас самих. Теперь я понимаю, почему Буринский не оставил ни каких записей. Он просто испугался за нас с вами! За тех, кто всё же пойдёт по его стопам дальше!
-И что же, мы это всё вот так вот и бросим?!- проговорила Маха.
-Ваше предложение?
-Ну, хотя бы продвинуться в этой черноте немного дальше…- сказала Маха.- Ну, хотя бы чуть-чуть.
-А что Сан Саныч, взять с собой этот аппарат. – сказал Сергей.- И если будет какая-то опасность, тупо выключить прибор, и всё. А?!
-«Взять аппарат»…- проговорил профессор.- Его так просто не возьмёшь, он стационарный. Его надо будет переделать, на переносной. Но это пустяки, работы тут на пару дней… А вот, что мы скажем Нине?! Она не согласиться -это точно…
-Я поговорю с ней, Сан Саныч!- сказала Маха.
-Да я тоже… - сказал Сергей.- Там же ничего такого нет. Вырубил прибор, и ты опять  дома! Красота!
-Да… Если бы было всё так просто. Но ладно, об этом потом. Вы Маха сделайте несколько кадров нашего дома, института и на всякий случай нашей лаборатории.
-Это за чем, Сан Саныч?!- спросила удивлённо Маха.
-Я же сказал, на всякий случай! И не забудьте проявить плёнку, чтобы негативы были уже готовы к выходным.
-Хорошо Сан Саныч.
-Прибор будет не лёгкий. Надо будет приспособить к нему набольшую тележку, чтобы не таскать его в руках.
-Так у вас же есть такая!- сказал Сергей.- От «Маруси» ещё осталась. Можно из неё сделать.
-Да. Вы правы… Меньше уйдёт времени.
-Провизию будем брать?!- спросил Сергей.
-Провизию… А собственно зачем?! – ответил ему Григорьев.- У нас же, как вы говорите, нажал на кнопку, и мы дома.
-Точно Сан Саныч!
-Ну, друзья мои… Я думаю, что к следующей субботе, всё будет готово. А я и сам постараюсь поговорить с Ниночкой. Ведь и вправду, нет же ни какой опасности. Просто нажал кнопку и мы все дома.
Григорьев задумался.
 Всё- таки надо будет провести предварительные испытания. Надо попытаться пройти хотя бы метров сто вперёд!
-Само собой Сан Саныч. Мы и начнём с испытания.- ответил Сергей.
-Обычная фотоплёнка казалось бы… А сколько не разгаданного хранится в ней!

  К следующей субботе всё было готово к испытаниям. Сан Санычу всё же удалось уговорить Нину. Да и Сергей с Махой тоже помогли ему. Утром, в 9 часов все прибыли в институт.
Войдя в лабораторию, Сергей увидел новый аппарат Сан Саныча. Он стоял на небольшой тележке на полу.
-Ну вот друзья мои… Это уменьшенная версия нашего аппарата. Он работает теперь не от сети, а от аккумуляторов. 
-А на сколько их хватит?- спросил Сергей.
-Теоретически, заряда должно хватить на 60 часов непрерывной работы. Но я взял ещё один запасной. Он намного меньше емкостью, но… так на всякий, как говориться случай. Чтобы был.
Здорово всё как!- воскликнула Маха!- Сан Саныч! Давайте быстрей запустим этот аппарат!
-Ох.. И зря я всё же послушала вас!- сказала Нина.- Вот сидела бы сейчас дома, готовила бы вам обед. Нет… поехали.
-Ну что ты Нинок?! Всё будет хорошо!
-Да и куда я тебя одного отпущу?! Конечно, нет.
-Ну и правильно… Мы же всегда вместе.
-Сан Саныч! Ну, давайте начинать!- нетерпеливо крикнула Маха.
-Да… Друзья мои… Начнём. Ой! Совсем забыл.
-Что профессор?!- спросил Сергей.
Григорьев подошёл к шкафу и достал длинную верёвку.
 - Проденьте её в шлёвки ваших джинсов.
-Вот почему, ты заставил меня надеть джинсы!- сказала Нина.
-Да Нинок. Так мы не потеряемся в темноте. И будем вместе.
Все продели верёвку в шлёвки и встали друг за другом. Григорьев подошёл к аппарату и включил его, затем он выключил свет. Луч попал на экран и там появился всё тот же пейзаж с церковью. Григорьев начал процесс дублирования. Вновь изображение стало темнеть, и экран стал чёрным. И сама лаборатория как бы исчезла. Не стало видно стен и шкафов. Вокруг была густая чернота…


                7

-Ну что же друзья мои. Давайте будем двигаться вперёд….
Они пошли гуськом…Мелками шагами. Впереди шёл Григорьев. Рядом с ним Сергей. За ними Нина и замыкающей шла Маха.
-Вот ни хрена не видно!- произнёс Сергей.- Я и вас то, не вижу… Сан Саныч.
Сергей протянул руку и коснулся плеча профессора.
-Серёжа идите ближе…
Они так прошли метров двадцать. Сергей катил справа от себя  тележку с аппаратом.
-Ну что Сан Саныч… Будем пробовать выключить, или ещё пройдём?!
-Пройдём ещё немного…
Они прошли ещё метров двадцать.
-Сан Саныч!
-Ну, хорошо Серёжа. Выключайте. Тумблер с вашей стороны. Его просто вниз опустите.
Сергей прошёлся ладонью по прибору и наткнулся на небольшой тумблер. Он опустил его вниз и все оказались опять в лаборатории.
-Ну вот…. Нинок, а ты боялась! Мы опять дома!- произнёс радостно профессор.
-Во здорово!- воскликнул Сергей.
-Сан Саныч! Ну, пойдёмте дальше!- воскликнула Маха.
-Да…да… Конечно вперёд! Включайте прибор  Серёжа!
Сергей включил и на экране возник тот же пейзаж. Профессор опять включил режим дублирование. Вокруг опять стало темно. Они двинулись вперёд…
Шли долго… Примерно с полчаса…В этой темноте Григорьев ста видеть, как бы   картинки из прошлого. Из своей памяти. Он их видел как фильм. Вот он  ещё маленький и отдыхает с родителями в Гаграх. Они стоят на пляже, и старый фотограф их снимает… Отец ещё молодой и крепкий. Мама… Она улыбается. Она такая красивая… И он Саша, тоже улыбается и стоит между ними. Море слегка штормит… фотограф старается поймать в кадр набегающею волну… Все живы…здоровы.  Все счастливы…
Григорьев потрясёт головой…  Он вспомнил своих родителей, которых уже давно нет, и его глаза наполнились слезами.
 Сергей видел тоже похожие картинки… Он, почему то видел Елену. Ту самую… из деревни Радушка. Они стоят возле «Эмбриона» и целуются…  Сергей тоже, потрясёт головой.
-Сан Саныч…Вы ничего не видите?
-Да нет… Темнота кругом.- ответил профессор.
-Да нет. Я не про это … В голове!
-И что же вы видите?
Сергей придвинулся к Григорьеву ближе и сказал почти на ухо.
-Да ерунду всякую! Я вижу эту… Как её… Елену. Ну, помните… из Радушки. Валикову. Почему это?! Я же и не думал о ней! У меня теперь Маха есть!
-Память…- ответил Григорьев.- Она иногда выдаёт нам то, о чём мы и не хотели,  думаем, а это сидит в нас. Там… далеко, в глубинах нашего мозга. А видимо это не отпускает вас?
-Кто?
Ну, та женщина…Елена…
-Сергей! – крикнула позади Маха.- О чём вы там шепчитесь?
-Да ерунда всякая в голову лезть стала. Видно из-за темноты…что ли…
-Что за ерунда?! Про женщин?
-Да нет.  Что ты! Про ту деревню, где мы жили в Тайге. Ты то сама, ничего не видишь?
-Нет. Чернота кругом.
-А ты Нинк?
-Я видела.
- Что Нинок?- спросил уже Григорьев.
-Мы с Сергеем ещё маленькие. Идём с мамой провожать отца в командировку. Рано утром. Ещё темно… Отец пешком пошёл до станции. Мы его провожаем. Он поцеловал маму и нас… Помахал нам рукой  и пошёл. Мы  стоим, смотрим, как он уходит по дороге…   Ты помнишь Серёж?
-Не… ничего не помню такого…
Они ещё прошли минут десять.
-Сан Саныч. Ну, чё так и будем в этой темноте ходить?! Ничего тут нет. Может назад пойдём?
-Должно, что- то быть!- ответил Григорьев.- Я чувствую, что должно. Вернуться мы всегда успеем.
Они прошли ещё.
-Сан Саныч! – воскликнула Маха.- А смотрите. Чернота вроде, как бы сереть начала?!
-Да…да… Уже нет это чёрной бездны.
-Да может это у нас глаза привыкли!- сказал Сергей.
-Давайте ещё пройдём вперёд.- предложил Григорьев.
И действительно чернота как бы перешла в серую мглу, а потом и в туман.
-Вот блин! Опять туман!- крикнул Сергей.
-Саша! Я дальше не пойду!- крикнула Нина.- Пойдёмте назад!
-Ниночка.. . Зачем нам поворачивать?! Мы выключим прибор и будем дома. Надо идти вперёд!
Они пошли дальше. Туман стал совсем светлым и через пять минут, совсем исчез…  Профессор и его спутники стояли на полянке. Недалеко от Бутовской церкви.  А на близ лежащем поле, работали люди в крестьянской одежде.  Одетые, как в старых фильмах…
-Сан Саныч! Это чё, мы в прошлое попали что ли?!- спросил, взволновано Сергей.
- Серёжа, это только проекция… Только и всего! Мы как бы смотрим фильм, но одновременно и находимся в нём!
-Сан Саныч! А они нас видят?!
- Я думаю, что нет.. Хотя… Надо проверить. Это весьма любопытно!
-Это я мигом Сан Саныч!- крикнул Сергей.- Это я их сейчас спрошу…
  Котельников пошёл быстрым шагом  к мужикам. Не доходя до них метров десять, он  громко -крикнул:
-Здорово мужики!  На работу, как на праздник?!
Ответа не последовало, и на Сергея никто не обратил внимания. Тогда он крикнул на много громче.
-Э! Стахановцы! Вы чё, глухие что ли?!
-Не трудитесь Серёжа. Они нас не видят и не слышат.
-А может они нас ощущают?! – спросил Сергей.
Он подошёл  к одному мужику в возрасте уже и  слегка похлопал его по плечу.
-Папаша! Как пройти в библиотеку?! Ха-ха-ха!- Сергей засмеялся, а мужик лишь дёрнул плечом и обернулся. Не видя Сергея, он продолжил свою работу.
-О! Сан Саныч! Они не видят нас, но чувствуют!
-Довольно Серёжа. Оставьте их. Пойдёмте лучше прогуляемся по старинному Бутово.
Они спустились к озерам, и пошли вдоль берега.
 - А давайте Красную площадь  поснимаем, а потом  попадём туда! В это самое,  в прошлое!
-Ой! Как здорово!- воскликнула Маха.- А можно же ведь?!
- Теоретически, теперь, когда этот метод нам стал  известен, то это я думаю, возможно.
 Погуляв по Бутову и дойдя до дальнего Ивановского озера, путники повернули назад.
-Саша! – сказала Нина.- Время уже обеденное. Нам пора возвращаться. Давай, выключай свой аппарат!
- А правда Сан Саныч! От такой классной прогулки мы с Махой тоже проголодались! Не мешало бы и поклевать чего нибудь?!
-А я как раз приготовила вкуснейший обед!- сказала, улыбаясь Нина.- И всех приглашаю к нам!
-Вот и замечательно дружок!- сказал Григорьев и нежно поцеловал жену в щёку.
-Серёжа! Выключайте аппарат! Мы возвращаемся Домой!- произнёс торжественно профессор.
 Сергей нажал на тумблер. Он нажал на него ещё раз… потом ещё… Но ничего не происходило. Они все вместе, по прежнему стояли на той же самой  просёлочной дороге…


                8

-Это чё?!- произнёс испугано Сергей.- Я не понял Сан Саныч!!!
К аппарату подошёл  профессор, и сам стал переключать тумблер.
-Этого не может быть!- прошептал Григорьев.- Мы же проверяли, всё работало!
-Саша! Что работало?!- почти крикнула Нина.- Мы опять попали в эту передрягу! Я так и знала, что этим всё кончиться! Я же говорила тебе!
-Ниночка успокойся… Я сам не понимаю… Аппарат выключен. Мы должны вернуться!
-Но мы не возвращаемся!- крикнула на мужа Нина.- Кто бы мог подумать?!
-Да погоди ты Нин!- влез в разговор Сергей.- Дай профессору разобраться. Чё орать-то сразу?!
-Разбирайтесь! Разбирайтесь!!! Мы теперь тут навсегда!  Вы что, до сих пор этого не поняли?!
-Нина! Не надо истерик! Сан Саныч сейчас всё починит, и мы вернёмся домой. Ему просто надо подумать. Верно, Сан Саныч?- сказала Маха.
Григорьев не ответил. Он непонимающе смотрел на свой аппарат. И не мог понять причину его отказа.
-Сан Саныч, а может аккумуляторы накрылись?!- спросил Сергей.
-Тогда тем более мы должны были вернуться к себе. Отказ аккумулятора, равен тому, что аппарат будет выключен.
На дороге показались люди. Это были мужчина с женщиной и  с двумя ребятишками. Они были просто одеты, по-крестьянски и приближались к путешественникам.
-Ну вот… Народ начинает собираться.- сказал с улыбкой Сергей.- Хорошо, что они нас не видят! А то бы стали тут, свои вопросы всякие задавать… От куда мол… и куда?…
Поравнявшись с путешественниками, мужчина и женщина остановились. Путники поклонились и мужчина сказал:
-Доброго здоровенька вам, господа хорошие…
-Сан Саныч! Эт чё?! Теперь они нас видят, чё ли?!!!- почти крикнул Сергей.- Так, что ли получается?!
-Я уже ничего не понимаю…- проговорил Григорьев.- Здравствуйте…
Мужичок стал с любопытством рассматривать путников. Сергею это не понравилось.
-Ну чё ты дядь на нас уставился?!  Узоров на нас нет, и цветы не растут! Ты ж не в зоопарке?!
-Дык… Чудные вы больно люди, господа хорошие…. Или кто вы, не разберу я… Женщины вона  у вас в портах ходють. Чудно…
-Это ты в портах! А у нас джинсы, дядя! Грубо ответил Сергей.
- Сергей перестаньте! Он же не понимает…- Сказал Григорьев.
-И от куда вы такие чудные?! – опять спросил мужичок.-  Забрели в наши края?
- Сам ты чудной! Чёрт колхозный!
- Серёжа!- крикнула на мужа Маха.- Перестань!
- Ну а чё он! « Чудные»!
Мужик подошел ближе к Сергею.
-Ты не ругайся мил человек… Может я чего и не понимаю…  Ты уж извини… Тёмные мы…
-Ладно дядь… Проехали.
Сергей протянул руку мужику и сказал:
-Будем знакомы! Сергей.
Мужик тоже, обтёр руку об порты протянул и пожал руку Сергею.
-Фома…
 - А это Фома, учёныё человек.
Сергей показал рукой на профессора.
- Григорьев Александр Александрович. А рядом с ним жена его, Нина. Ну а эта красотка, моя жена Маха.
Мужичок заулыбался  и, указав на свою спутницу, сказал:
- А это моя Аннушка, а эн то двое, наши огольцы, Стёпка и Митька.
-Очень приятно…- произнёс профессор.- А скажите любезный, вы же местный, я правильно понимаю?
-Местный. Мы из Гаврикова. Тут рядом совсем. А вы от куда путь держите?
- Да мы с Москвы собственно.
- С Москвы?! Эва! Да вы, небось, и государыню нашу видите?!
-Ээээ… Простите, кого вы имеете в виду?! – переспросил Григорьев.
-Как же кого?! Нашу матушку государыню, Екатерину Великую!
- А… Ну да! Вчера только видали!- влез в разговор Сергей.- Мимо проезжала. С кортежем!
-И как она наша заступница?!
-Жива, здорова. Всё у неё в порядке. Дворец вот новый задумала строить.
-Это где ж такое?!
- Да тут, недалеко… В Царицыно!
-В Царицыно говоришь… Нет не слыхал про такое…
-Шайтан-гора знаешь где?- вдруг вспомнил Сергей.
-Знамо знаю! – ответил весело мужик.
- Ну, а это недалеко от неё…
- Простите любезный.- обратился опять к мужику Григорьев.- Вы не сочтите за глупость, но если в вашем доме зеркало?
-Зеркало?!
- Ну да, зеркало…
Мужик обернулся к жене.
- Аннушка, у тебя зеркало вроде иметься? Я же тебе на Рождество дарил.
Жена, молча,  кивнула головой.
-Вы понимаете, друг мой. – продолжал Григорьев.- Мы, вот… Занимаемся научной работой. И в целях эксперимента, нам нужно зеркало. Наше, к сожалению разбилось.
Мужик с женой переглянулись. Их дети тоже стояли рядом и с любопытством рассматривали новых знакомых.
-Вы не смогли бы нам, предоставить его на время. Буквально на полчаса. Мы вернём вам его в целости и сохранности.
- Ну, если вернёте, то конечно… Можно.
- Ну да! – сказал Сергей.- Может даже раньше.  Ты Фома не переживай.  Попользуемся, в вашем же присутствие и вернём.
- Ну что же… Хорошо.
- Ну и славно!- произнёс Григорьев.
- Ну… Что же люди добрые. Прошу та ды  к нам… За одно и отобедаем. Чем Бог послал. Вы уж не побрезгуйте.
- Да что ты Фома! Мы тут находились, насмотрелись. Аппетит разыгрался. Жрать охота!
- Серёжа!- прикрикнула на мужа Маха.
- Ну, в смысле покушать.…
  Вся компания двинулась в сторону деревни Гавриково. Деревня совсем крохотуля, с маленьким прудом в виде лужи посередине.
Пока шли Фома всё смотрел на аппарат, тот, что был на тележке, которую вёз Сергей. И любопытство взяло верх, и Фома спросил:
-А что вы сундук эн тот  с собой возите?
-Вот и любопытный ты Фома. Вещи там наши. Барахло.
-А, ну если барахло, то ды конечно, куды без него… понятно…
Подошли к неказистому домику. Дверь оказалась не запертой. Зашли в сени, а потом уж и в саму хату. Одна комната с низким потолком и два окошка. Небольшая печь и возле стен лавки, и возле лавке стол.
- Проходите гости дорогие.- сказал Фома указывая на большую лавку возле окна.- Садитесь. Милости просим.
Аннушка полезла в печь и достала чугунок тёплой ещё каши. Фома нарезал немного хлеба, каждому по кусочку.
- Не побрезгуйте, чем богаты…
Стали есть кашу. Аннушка поставила на стол небольшую плошку с солью. Потам вышла во двор и принесла картофельной ботвы. Помыла её слегка и положила на стол. Фома посолил её сверху.
-А ботва то зачем?! – спросил, улыбаясь, Сергей.
-А ты не знаешь чё ли?!- спросил Фома, прищурив один глаз.- Знамо зачем! Вкушать!
- Чего вкушать?- удивлённо переспросил Сергей.
- Это… Самое…- Фома мотнул головой  на ботву.- Картафель!( ударение на «Е»)
- Чё за «КАРТАФЕЛЬ»?!!!
-Эн то и есть. Государыня, своим указом. Обязала всех вкушать Эту самую Картафель.
- Вы чё… Ботву что ль жрёте?!!!- спросил Сергей и засмеялся. – Ха-ха-ха! Ой, я не могу! Профессор! Вы слышали!
-Да Серёжа. При Екатерине Второй, первое время, были проблемы с картофелем. Даже  картофельные бунты, народ устраивал!
-Надо же! – возмущённо произнесла Нина.- Это из-за картошки-то, что ли?!
- Ой… Фома… Ну ты и даёшь!- сказал Сергей.
- А чё даёшь?- не понял Фома.- Есть указ. Наше дело исполнять…
-Эхе. хе… У тебя лопата есть, чудик?- спросил Сергей.
- Есть…
- Тащи лопату и ведро!- сказал ему Сергей.
- Это зачем то ещо?!- вдруг заговорила молчавшая до сих пор Аннушка.
-Картафель пойдём капать!- сказал ей Сергей, улыбаясь.
Накопав с полведра картошки, Сергей передал её Нине.
- А ну-ка Нинок, покажи аборигенам, как КАРТАФЕЛЬ готовить нужно.
Нина помыла картошку, часть пожарила, а  оставшеюся сварила в чугунке. –Когда картошка была готова, Сергей произнёс торжественно:
-Ну, хозяева дорогие! А теперь я вас прошу к столу.
Картошка всем понравилась, особенно жаренная. Нина умела её так готовить, как никто другой.
- Ну, что Фома, Хороша КАРТАФЕЛЬ?! А?
Фома и Аннушка были очень довольны новой необычной пищей.
 -Ты запомни, картошка- это твой второй хлеб! Это я тебе наш секрет раскрыл. Ты и другим мужикам тоже скажи, что ботву не надо больше есть, а надо корни, то есть клубни. Понятно?!
- Спасибо тебе добрый человек. И вам  спасибо хозяюшка за вкусную еду.
- Ну… А теперь Фома, ты  давай, нам зеркальце принеси…
- Анюта! Чего застыла, неси зеркальце. Обещали ведь…
Женщина покопалась на полке, и достало небольшое зеркало. Она отдала его мужу, а тот передал его Сергею.
- Сан Саныч, как, подойдёт такое?!
- А нам Серёжа больше и рассчитывать не на что… Будем пробовать с этим. Но нам надо, как- то уединиться. А хозяев неудобно из дома просить.
-А что Фома, нет ли в твоём хозяйстве сараюшке какой? Пусть захудалой…
- А зачем вам?!
- Ты понимаешь, нам надо опыт произвести, научный… Надо чтобы там только мы присутствовали.
- Да есть сарайчик. Только там коза у нас. Манька обитает.
- Ничего! Мы Маньку не тронем. Она нам не помешает, правда Сан Саныч?!
- Разумеется…
-Ну, давай Фома. Веди показывай.
Вышли из дома и повернули направо, зашли за дом. Там стояла небольшая постройка, сколоченная из разных досок.
-Ну вот… Моё хозяйство!- сказал даже немного  с гордостью Фома.
Он убрал палку, подпирающею дверь и вошёл первым. Сарайчик был совсем небольшой, несколько метров. В углу, огороженным изгородью из прутьев, стояла коза, а на единственном насесте сидели две курицы. Манька перестала жевать сено и уставилась на входящих.
-Ну, спасибо Фома.- сказал Сергей.- Мы недолго… Ты можешь идти.
Фома с недоверием посмотрел на новых знакомых и вышел. Сергей обратился к Григорьеву:
-Сан Саныч, что вы задумали?!- взволновано спросил Сергей.- Я не стал при Фоме вам вопросы задавать. Он то, не понимает ни черта… Примет нас за колдунов!
-Я думаю Серёжа, он  уже нас принял!- ответил ему Григорьев.- Нам надо спешить! Маха! Негативы у вас я надеюсь?
-Да Сан Саныч…
- Давайте тот, где изображена наша лаборатория.
Маха полезла в свой кофр с камерой и стала там рыться.
-Хорошо Фоме камеру не показали, а то бы он точно нас в колдуны записал!
-Вот Сан Саныч!- Маха протянула профессору негатив.
Григорьев зарядил его в аппарат.
-Сколько у вас кассет с плёнкой? -спросил Григорьев.
-Я взяла четыре… Думала, зачем больше…
-У меня ещё три… Не знаю, получиться, или нет…
Профессор вставил кассету с плёнкой в аппарат. Затем он взял в руки маленькое зеркальце.
-Нужна вязкая субстанция!- произнёс Григорьев.- Что-то вроде…. Липкой массы.
Сергей обернулся и увидел куриный помёт. Он без стеснения подцепил его пальцем.
-А во! Сан Саныч! Пойдёт?!
Григорьев приподнял очки и вблизи посмотрел на палец Сергея.
-Ну, друзья… В наших условиях, привередничать не приходится!
Он прикоснулся пальцем к куриному помёту и перенёс его на зеркало. Затем равномерно нанёс его на всю поверхность.
-Сан Саныч, а зачем это?!
- Я взял с собой немного серебряного порошка. Остатки так сказать.. Так, на всякий случай. А он, как раз и пригодился.
Григорьев аккуратно стал высыпать порошок на поверхность зеркала, так, чтобы оно покрыло его ровным слоем.
-Ну, вот и готово…
Григорьев установил зеркало, напротив объектива аппарата.
-Сергей, включайте тумблер!
Котельников включил аппарат и дублирование началось. На поверхности маленького зеркало появилась изображение лаборатории профессора. На четвёртой кассете оно стало меняться. Сперва стало резким, а потом начало темнеть. В это время во дворе послышался какой-то шум.
-Сергей посмотрите, что там?!- сказал Григорьев, не отрываясь от маленького экрана.
Сергей не открывая дверь, прильнул к щели сарая.
-Вот гад, а!- закричал он.
-Что случилось Серёжа?!
-Вы правильно сказали Сан Саныч! Этот колхозник недоделанный, точно нас за колдунов принял. Пока мы тут с вами в сарае были, он своих огольцов  за стрельцами послал!
-И что?
- Ничего! Вон они к сараю идут!
-Что выговорите…- произнёс Григорьев, так же не отрываясь от экрана.
-Чё делать то будем?! Сан Саныч!
-Ой, Серёжа, я боюсь!- вскрикнула Маха.
-Приготовиться друзья!- произнёс Григорьев.- Дублирование входит в самый ответственный этап.
 Сергей видел, как открылась дверь, но он уже не видел, кто зашёл в сарай. Вокруг стало так темно, что не видно было руки поднесённой к глазам.
-Возьмитесь за руки!- прозвучал голос профессора.- Серёжа вы катите тележку с аппаратом.
-Хорошо Сан Саныч.
-Всё, пошли…


                9

 Они шли в полной темноте примерно с полчаса… Потом темнота стала, как бы сереть и со временем перешла с светлый туман. Туман быстро исчез, и они оказались в лаборатории профессора.
-Фу! Ну, Слава Богу!- закричал Сергей!- Я если честно, подумал, что мы оттуда уже никогда не выберемся.
-Саша!- почти крикнула Нина.- Всё! Ты слышишь меня?! Всё! На этом все твои опыты заканчиваются!
Григорьев стоял, молча опустив голову.
-Да Сан Саныч, это всё конечно хорошо, но дома лучше! Правда Мах?!
Сергей обнял жену и поцеловал её.
- Всё, мы дома. Сан Саныч, поедемте домой, и отметим это дело!
-Друзья мои…- произнёс негромко Григорьев.- Уверяю вас. Мы не дома…
-Да не шутите профессор!- сказал с улыбкой Сергей.- Мы же в вашей лаборатории!
-Саша перестань! Поехали домой.- прикрикнула на мужа Нина.
-Я и не думал шутить. Мы в таком же мире грёз, как и были.
-Да бросьте профессор…- Сергей уже не улыбался и серьёзно смотрел на Григорьева.
-А что там за дверью?!- спросила уже Маха.
- Ничего. Переход из одного измерения в другое.
Сергей решительно подошёл к двери и открыл её…
Там была та же чёрная бездна.
-Ну как же так профессор?!
- Да очень просто. Если я сейчас выключу аппарат, то мы окажемся в том же сарае.
-И что же нам делать?! Саша! Мы никогда не сможем выбраться отсюда?!
-Сейчас мы вставим тот, наш старый негатив с изображением церкви и начнём дублирование. Когда мы окажемся возле церкви, я выключу аппарат.
-И… Что?... И что будет?- спросил Сергей.
-Сергей. Я же предупреждал вас, что неизвестно,  как этот самый опыт, скажется на нас самих. Вы же согласились, пропуская мои опасения мимо ушей. Я вам честно говорю, что я сам не знаю. Теоретически, мы должны вернуться в свой мир.
-А практически мы будем болтаться между мирами?!- сказал Сергей.- Хорошенькое дело!
- Да. Дело действительно получилось весьма хорошее…
- Профессор, а почему  ваш аппарат не выключился там, на озере?!
-Я думаю дело в том, что мы далеко удалились от объекта, который мы дублировали. Видимо, это делать нельзя. То есть можно, но надо возвратиться к предмету дублирования, что мы и попытаемся сделать.
-Сан Саныч! Я думаю и экран ваш, надо будет с собой взять. А то это зеркальце Фомы не очень надёжное.
-Да конечно. Да Маха. Вы же плёнку оставили здесь, в лаборатории?
- Ну да, она там ,в ящике лежит. Не таскать же её…
-Возьмите всю, что есть! И давайте негатив тот, где церковь.
Григорьев зарядил негатив и включил аппарат. Через пятнадцать минут они уже шли по переходу… Оказавшись возле церкви они увидели много народу. Там были и стрельцы и простые люди, и весьма солидные и богато одетые. Все они обсуждали появление «демонов».
- Сан Саныч… Может, спрячемся от греха?- спросил Сергей.
-Теоретически, они не должны нас видеть.
-« Теоретически» да, но они нас могут практически на кол посадить, или того хуже, на костре сжечь! Чё с дураками связываться?!
-Сергей прекрати, мне и так страшно.- крикнула Маха.
-Да собственно… Что нам тут ждать? Ну- ка Серёжа. Выключайте аппарат.
- Чё, можно да?!
-Эх!… была не была! Давайте…
Сергей перекрестился и нажал на тумблер. Все друзья оказались опять в лаборатории. Сергей быстро шарахнулся к двери. Открыв её, он увидел корредор института.
-Ураааааа!!!
-Ура!!!!- подхватили все.
Сергей встал на колени и стал креститься. Потом он поднялся и подошёл к профессору.
Сан Саныч. Вы извините меня. Но мы с Махой… Мы не будем больше… не будем принимать участие в ваших экспериментах. Вы прости те нас.
-Я понимаю…  Спасибо вам,  друзья мои… Мне всегда было с вами интересно.
- Саш, ты как буд-то прощаешься с нами?!- сказала испугано Нина.
- Да нет. Ну, что ты Нинок… Я наоборот, сажусь за научную работу! Посвящённую методу Буринского! Я дополню его и наука пополниться моими открытиями!
  Немного отдохнув от этих коллизий. Сан Саныч после завтрака подошёл к своему столу и положил перед собой чистый лист бумаги. Он любил начинать новую научную работу, с чистого  листа бумаги, а уж потом переносил это на компьютер. Он сидел молча и собирался с мыслями… Нина решилась побеспокоить его ближе к обеду.
-Саша! Что ты хочешь на обед сегодня?
  Григорьев не ответил. Он сидел откинувшись назад на спинку своего любимого кресла… Сердце профессора Григорьева Сан Саныча… Остановилось…

               
               
                2022 г.

















 


Рецензии