На ошибках учатся...

(записи из блокнотов)

Учиться надо на чужих ошибках, а не на своих. Я не раз это слышала. Не ждите опровержения
типа: «А я учусь на своих ошибках…». Отнюдь. Я не учусь ни на своих, ни на чужих ошибках. В
любой истории – какого-либо отечества и каждого человека в отдельности – полно ошибок, но
никто на них почему-то не учится и даже не думает их исправлять, переписывая биографию.

Когда люди замечют ошибки других, они неприлично радуются, думая про самих себя: «Хорошо,
что я не такой болван и недотёпа! Так ему и надо, дурачку!!!». Признайтесь, вы именно так и
делаете… Что касается меня лично, – то мне  ''по фиг''. Надо быть последней бездарью, чтобы
следить за жизнью соседей и знакомых, не имея своей собственной личной жизни.

Я живу только своими проблемами и радостями, в атмосфере здорового эгоизма. Уважаю себя,
ублажаю себя, никого на пушечный выстрел не подпускаю на свою приватную территорию! Не то
завалится какой-либо спесивый кретин и станет скучно, по-обывательскии гундеть: «Люстра у тебя
слишком яркая! Не экономишь электричество!» либо: «Шторы поменяй! Они здесь не к месту!».

Я не помню, чтобы сама поступала подобным образом – даже с самыми близкими друзьями…
На книжных бы полках рылась, как у себя дома… Или без разрешения лезла в секретер за чужой
личной перепиской… Слюнявила бы страницы семейных альбомов, выискивая среди снимков
компромат… Было однажды – ёлку нечаянно уронила… Разбились почти все шары!.. Стыдно…

Бывают совершенно непоправимые ошибки. Последствия от них можно загладить. И всё же 
прожжённое утюгом место на праздничной скатерти не залатаешь – изъян заметен. Можно
поставить на дефектный фрагмент скатерти красивую вазу с цветами… Никто не обнаружит
подвоха. Но вы-то знаете, почему ваза стоит именно там, загораживая лицо собеседника…

Есть люди, которые взяли себе за принцип гордиться своими недостатками и ошибками. Они не
способны устроить себе идеальную жизнь. И не стремятся к этому. Им кажется, что те, кто хорошо
устроился, идут по трупам! Наверное, это именно так. Скорее всего –  так. Но и сам человек, чьи
ошибки не учат ни других, ни его самого, имеет своё индивидуальное кладбище жертв…

И с какой это стати мы должны учиться на ошибках, а не на добрых примерах?! Но и на примерах
я не учусь. Имею в виду навязчивые примеры активных поборников надуманной морали и тому
подобного. Никогда не беру в руки книгу с мыслью: «Надо извлечь из неё максимум выгоды для
себя». Просто читаю. Когда интересно – перечитываю. Нет этой тупой рефлексии – подмечать…

Люди ведь любят ''цитатники Мао Цзэдуна'': выписки  ''перлов изящной словесности'',  ''слова
замечательных людей'', афоризмы, надёрганные из сомнительных источников… Я читаю сперва
чисто информационно, затем – оценивающе: стоит ли ставить эту книжку на видное место в своём
шкафу?.. Читаю, общаясь с автором… Соглашаясь с ним либо переча ему.

Я не учусь на ошибках других. На опечатках – тем паче. Замечая опечатки и ляпы в серьёзных
изданиях, аккуратно исправляю их карандашиком. Не звоню Министру Просвещения с гневными
упрёками.!. Найдётся  ''добрый человек из Сычуани'', которому до всего этого есть дело. Среди моих
знакомых были такие… Они грубо вносили коррективы в мою жизнь, не будучи праведниками.


Рецензии