Олимпийские игры древности и современности

 «Требовать от народов любить друг друга - наивно. Требовать же от них взаимного уважения - отнюдь не утопия. Но, чтобы возникло уважение, нужно сначала познакомиться друг с другом. А это и есть подлинная основа для установления прочного мира»
Пьер де Кубертен

Олимпийские игры – это не только потрясающее зрелище, заставляющее переживать и восхищаться миллионы людей по всему миру. Олимпийские игры – это философия, проповедующая мирное существование народов, когда генетическая потребность человека в доминировании над другим человеком, в соревновании, в выбросе адреналина, приводит не к военным действиям и убийствам, а к спортивным соревнованиям, на которых спортсмены приносят победу не только себе, но и своему народу.
В своём сочинении «Ода спорту» основатель современного Олимпийского движения Пьер де Кубертен написал: «О, спорт, ты – мир!», и эта фраза стала крылатой, воспевая надежды прогрессивного человечества, как когда-то в древности, на то, что спортивные баталии на стадионах помогут предотвратить кровопролития на полях брани.
В античной Греции на время проведения Олимпийских игр прекращались все боевые действия. Эти традиции проповедует современное Олимпийское движение, которое родилось из стремления учёных и мыслителей века просвещения возродить лучшие традиции античности.
Спорт – это стихия и праздник, который объединяет людей, делает их здоровыми и выносливыми, целеустремлёнными и формирует командный дух. На современном этапе популяризация физической культуры и спорта, особенно среди молодёжи, является приоритетной политикой нашего Государства, поощряющего не только стремление молодых людей к здоровому образу жизни, но и здоровую конкуренцию, морально–волевые качества, стремление к максимальным результатам не только в спорте, но и в профессии, и в жизни. «Быстрее, выше, сильнее» - девиз Олимпийских игр, отражающий стремление человека к совершенству, более ста двадцати семи лет вдохновлял спортсменов к новым победам. Сейчас этот девиз звучит: «Быстрее, выше, сильнее – вместе» - его изменили, чтобы выразить потребность Международного олимпийского комитета в солидарности и толерантности.
Современные Олимпийские игры (Олимпиада) проводятся один раз в четыре года и являются апогеем в спортивной карьере каждого спортсмена – это самая высокая планка, преодолеть которую стремиться каждый спортсмен. А за право провести на своей территории Олимпийские игры ведут борьбу все мировые державы – это почётное право приносит принимающей Олимпиаду стране не только приток болельщиков и вливания в экономику поступлений от туризма, но и огромную гордость за свою страну, которая, на время Олимпийских игр, притягивает к себе взоры всех людей в мире.

1. ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В ДРЕВНОСТИ
Когда звучит «Олимпийские игры», перед глазами встаёт образ элладийской девушки в белой тоге, несущей факел на гору Олимп в окружении подруг с лавровыми венками. Верен ли этот стереотип? Как и когда возникли Олимпийские игры? Что мы знаем о ритуалах, которые их сопровождали?
Олимпия – древнее священное место на полуострове Пелопоннес – место, где был воздвигнут храм в честь древнегреческого бога-тирана Кроноса. Затем это место стало культовым местом Зевса - верховного бога-олимпийца. Там проводились ритуальные спортивные состязания, основал которые идейский дагтиль Геракл (не стоит путать этого Геракла со всем известным героем древнегреческих мифов), воспитатель новорожденного Зевса. Храмы и монументы окружал Альтис – священная роща Зевса.
Спортивные состязания в Античной Греции существовали ранее двенадцатого века до нашей эры – такие соревнования описывает Гомер в своей «Иллиаде». Слепой поэт описывает гонки квадриг (колесниц, запряженных четырьмя лошадьми), которые устраивали элидийцы, приглашая участников из других областей Пелопоннеса. На время таких ритуальных состязаний прекращались распри и военные действия, которых во времена античной раздробленности было предостаточно, а победителей награждали венками из дикой оливы.
Из сочинения «Описание Эллады» древнегреческого ученого и географа Павсания можно узнать о том, что живший в девятом веке до нашей эры, царь Элиды Ифит, совместно с политическим деятелем и реформистом из Спарты Ликургом, «… устроил игры в Олимпии и заново установил олимпийский праздник и перемирие после перерыва…» Как пишет Павсаний, это произошло с лёгкой руки Пифии – жрицы-пророчицы Дельфийского оракула. И это упоминание о возобновлении ритуала – первый исторический факт, датирующий Олимпийские игры.
Итак, Олимпийские игры проводились раз в пять лет с незапамятных времён, потом древние греки воевали без перемирий, где-то до 828 года до нашей эры (время правления Ифита), когда игры возобновил царь Ифит и они стали проводится раз в четыре года – каждые 1417 дней – греческий «олимпийский» год, начинавшийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Ритуальные спортивные соревнования в Олимпии в то время не нумеровались, а назывались по именам победителей в единственном тогда состязании – беге на стадию. Античные авторы (Парабаллон и Гиппий) собрали имена победителей и пронумеровали Олимпийские игры в конце пятого – начале четвертого веков до нашей эры. Список Олимпийских игр составил Аристотель. Отсчёт Олимпиад решили начать с июля 776 года до нашей эры – с даты, когда достоверно известно имя победителя игр – Кореба из Элиды (хотя, некоторые историки древности писали, что это были, видимо, не первые, а четырнадцатые игры…).
1.1. Организация Олимпийских игр в Древней Греции.
Античные Олимпийские игры были, прежде всего, религиозной церемонией. На время проведения Олимпиады прекращались боевые действия и оглашалось перемирие – экехерия, которое оглашалось примерно за месяц до состязаний. За нарушение перемирия виновные города штрафовали и запрещали их спортсменам участвовать в состязании.
Первоначально игры проводили один день. Затем пять. Первый и последний, из пяти дней, в которые проводилась Олимпиада, были днями жертвоприношений и молитв богам – покровителям участников состязаний. Со второго, по четвёртый дни, проводились состязания. В пятый день вручали награды победителям Олимпиады. Во время проведения Олимпийских игр, когда сражались атлеты, политики садились за стол переговоров. В последствии время проведения игр увеличилось до месяца.
На игры со всех городов и весей съезжались атлеты – не только из греческих городов-полисов, но и из колоний. Атлеты, судьи и гости мероприятия проживали на территории святилища, где располагались храмы, стадионы, монументы и жилые помещения. Атлеты соревновались обнажёнными, а зрителям одежду носить разрешали
Основным принципом проведения соревнований был принцип честности: атлеты давали клятву безоговорочно соблюдать правила Олимпиады, а за нарушение правил их жестоко карали – вплоть до телесных наказаний, и лишали титула, если были доказательства, что победа одержана нечестным путём.
К участию допускались только свободные греческие граждане старше 20 лет. Рабы и варвары (лица негреческой национальности) и преступники к играм не допускались. Например, Геродот описывает как на игры не хотели допустить самого Александра Македонского, мотивируя, что он не греческого происхождения… С 632 года до нашей эры в соревнованиях разрешили участвовать юношам до 20 лет.
Гостями праздника могли быть только лица мужского пола (рабы и варвары в том числе), которых пускали на стадионы бесплатно. На Олимпийские игры приезжало до сорока тысяч человек! Женщин на Олимпийские игры не допускали! Даже с факелом и венками… Как говорят, под страхом смертной казни. Единственной женщиной, приветствующийся при проведении состязаний, была богиня Деметра, для которой был установлен личный мраморный трон, но появлялась на нём её жрица. Правда, древние греки не были уж совсем антифеминистами – незамужние девушки могли участвовать в специальных спортивных соревнованиях – Герейских играх (играх в честь богини Геры, жены Зевса), проводившихся тоже каждые четыре года, на которых спортсменки совершали забег на пять шестых стадии. И ещё: если владельцем лошадей и колесницы, победившей в состязании, была женщина, именно она становилась олимпийским чемпионом. Вот такой парадокс…
За ходом как самих игр, так и подготовки древних спортсменов к играм существовал строгий контроль, который осуществляли элланодики (гелланодики), или агонотеты – самые авторитетные граждане из числа эллинов. Изначально это были пожизненные и наследуемые должности, но затем судей начали выбирать по жребию. Судей одевали в заметные с любой точки стадиона пурпурные плащи.
Еще до начала игр судьи принимали экзамен у атлетов, готовившихся почти год к играм - в античном мире культу тела вообще уделялось много времени, а тут у атлета был стимул победить и прославиться! После итогового экзамена спортсменов, прошедших отбор, в течение месяца тренировали сами элланодики.
А когда состязания заканчивались, стадион засеивали пшеницей – чтобы земля не пропадала - Элида была сельскохозяйственным регионом.
1.2. Программа Олимпийских игр в Древней Греции.
До 724 года до нашей эры в программу Олимпийских игр входи только бег на один садий (192,27 метра) – стадиодром. С 724 года до нашей эры в программе Олимпийских игр появился бег на два стадия – диаулос, а с 720 года – бег на выдержку с дистанцией от семи до двадцати четырёх стадиев – долихос (как-то чётко слышится ЛИХО – видимо не сладко было бегунам…).
С 708 года до нашей эры в программе Олимпийских игр появляется пятиборье (пентатлон) – бег на одну стадию, борьба, прыжки, метание копья и диска.
С 688 года до нашей эры программу Олимпийских игр обогатил кулачный бой.
С 680 года до нашей эры опять появились гонки на колесницах, проводившиеся в XII веке до нашей эры, но, видимо, на время забытые.
С 648 года до нашей эры программа пополнилась скачками верхом на лошадях и боями без правил – панкратионом.
С 520 года до нашей эры в программе появилась пешая гонка – гоплитодромос. Атлеты бежали от двух до четырёх стадий в полной экипировке – в доспехах, шлеме, со щитом и с копьём.
С 444 года до нашей эры официальной частью программы Олимпийских игр становится конкурс искусств.
1.3. Победители Олимпийских игр в Древней Греции.
Победители Олимпийских игр назывались олимпиониками. Это было необыкновенно почётное звание! Олимпионик получал всеобщее признание и многочисленные преференции, причём, почитание героя продолжалось и после его смерти.
Греки, практически, обожествляли победителей Олимпийских игр – атлетам, победившим три раза подряд в Олимпийских играх, ставили статую в священной роще Зевса – Альтисе. А были и такие герои, которые побеждали более трёх раз подряд! Например, борец, которому присудили звание «сильнейший среди сильных» - Милон из греческого города-колонии Кротона, который мог перенести на своих плечах четырёхлетнего быка, шесть раз становился победителем Олимпийских игр. По преданию, сам, на своих плечах, доставил свою статую в священную рощу. Шесть побед было и у бегуна Астила, земляка Милона, переметнувшегося в Сиракузы и поплатившегося за это своей статуей в Альтисе. Другой бегун – Леонид из Родоса – побеждал четыре раза подряд.
В античных Олимпийских играх был только один победитель в каждой дисциплине – его награждали венком из ветвей оливы, сорванных со священного дерева, его имя, имя его отца и город, гражданином которого был победитель, объявлялись во всеуслышание. А вот всадников, победивших на состязаниях, награждали красной шерстяной лентой – победителем то был владелец лошадей.
Самым же ценным для победителей Олимпийских игр было то, что их имена увековечивали в бассикалие – списке олимпийских чемпионов, в котором историки насчитали имена 1029 победителей. И, конечно же, поэты сочиняли в честь победителей энкомии – хвалебные песни.
Как уже говорилось ранее, участие в Олимпийских играх и победа в них были исключительно почётны. Поэтому многие цари, герои и учёные стремились участвовать и побеждать в Олимпийских играх. О многом говорят такие имена, как Филипп II Македонский, Александр Македонский, Аристотель, Платон, Демосфен, Сократ, Демокрит, Пифагор и Гиппократ, снискавшие славу не только в известных нам деяниях, но и в спорте.
2. ЗАБВЕНИЕ АНТИЧНЫХ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
С приходом на территорию Греции владычества Римской Империи Олимпийские игры постепенно начали приходить в упадок – Греция перестала быть независимым государством и 146 год до нашей эры – начало римского периода в истории Олимпийских игр. С середины второго века до нашей эры ситуация с Олимпийскими играми качалась – сначала римские императоры относились к этим спортивным состязаниям с презрением – они не понимали значимости соревнований между нагими атлетами. Так, римский полководец Сулла, чтобы получить финансы для продолжения военных действий, в 86 году до нашей эры ограбил храмы Олимпии. Затем, римские императоры, восхищавшиеся греческой культурой, восстановили проведение игр. Например, император Октавиан Август восстановил в Олимпии храм Зевса, ранее разрушенный. Император проводил игры для греческих спортсменов в Риме и учредил новые спортивные фестивали как в Греции, так и в Риме. Статую императора установили после его смерти в священном Альтисе.
Большим приверженцем Олимпийских игр был император Нерон, объявивший себя победителем Олимпиады в гонках на колесницах, не смотря на падение с повозки. И тем самым был нарушен основной принцип греческих Олимпийских игр – участие в играх только греческих граждан, и нечестность судий, которые приняли от Нерона взятки, чтобы объявить его победителем Олимпийских игр в 67 году (перенесённых на два года по приказу Нерона). Правда, справедливость восторжествовала после убийства Нерона, и его Олимпиада была признана недействительной.
Главным отличием спортивных соревнований в Древней Греции от спортивных соревнований Древнего Рима является то, что Олимпиада для греков была праздником спорта и мира, а для римлян – развлечением. В первой половине второго века при императорах Адриане и Антонии Пии Олимпийские игры получили второе дыхание – слава олимпийских героев гремела по всей Римской империи. Но, уже к третьему веку нашей эры Олимпийские игры потеряли их смысловую нагрузку, списки олимпийских победителей перестают вести, престиж мероприятия потерян – теперь Олимпийские игры, как бои гладиаторов, зрелище, развлекающее толпу. Да и греческая культура приходила в упадок.
Влияние Рима на подвластную ему Грецию растёт. Преобладающей религией в Риме становится христианство, начисто отвергающее культ тела, да и все остальные культы тоже. Под каток попадают Олимпийские игры – во время правления императора Феодосия I, в 393 году, запрещаются все языческие обычаи в Римском государстве, а Олимпийские игры изначально не сколько праздник спорта, сколько ритуал поклонения богам Олимпа. Последние официальные Олимпийские игры в Олимпии были проведены в 394 году
394 год считают официальным годом «смерти» античных Олимпийских игр, хотя на самом деле Олимпийские игры как религиозный праздник проводили еще до 520 года, но не в Олимпии, а в Антиохии. Из-за религиозных притеснений, войн, природных бедствий про Олимпиады забыли на очень продолжительное время.

3. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В ПЕРИОД МЕЖДУ ЗАБВЕНИЕМ И ВОЗРОЖДЕНИЕМ
ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
Культура тела с древности занимала очень важное место в жизни людей – наскальные рисунки рассказывают нам о том, что физические упражнения были популярны уже в первобытном обществе (возрастные инициации).
В Древней Греции, Спарте, на Крите физической культуре обучали детей начиная с семи лет. Победы в Олимпийских играх античных спортсменов были следствием физического воспитания начиная с раннего детства.
Культура тела, физические упражнения и спорт занимали почётное место не только в Греции и Древнем Риме - во всех цивилизациях: игра в мяч и хождение по канату у американских индейцев, йога у индийцев, цигун и ушу в Китае. Это не просто физические упражнения и спорт – это полноценные философские учения. Но, так как тема наша про Олимпийские игры, а их истоки в Европе, рассмотрим историю развития физической культуры в Европе.
В Древнем Риме в эпоху расцвета Империи физическая культура попала под крыло императорской власти – строились стадионы, бассейны, термы, площадки для игры в мяч. Римляне занимались фехтованием, гимнастикой, состязались на колесницах. Гладиаторские бои были демонстрацией как тренированности тела, так и науки ведения боя. Были созданы первые физкультурные объединения и фракции. Но, кроме того, что болельщики на стадионах получали зрелище, как и современные футбольные фанаты, они поднимали восстания, участвуя в политических баталиях. Самое крупное восстание римских болельщиков – «Ника», случившееся в Константинополе, подвластном Римской Империи при правлении императора Юстиниана I в 532 году, при подавлении которого погибло более тридцати тысяч человек, положило конец древнеримской физической культуре как явлению.
С конца пятого века до семнадцатого века – в период, который историки называют «Средние века» общественным строем общества в Европе был феодализм, диктовавший свои правила поведения человека в обществе.
Историю физической культуры феодального общества ученые условно делят на три периода истории феодализма:
1. V-X века – период становления феодализма – христианская церковь позволяла рассматривать человеческое тело исключительно с позиции поклонения распятому на кресте Христу. Культивировался образ аскета, умерщвлявшего свою плоть. Людей заставляли забыть античные принципы духовного и физического развития, гигиена отошла на задний план, а занятия физической культурой в ряде учебных заведений были отменены. Дошло до того, что малышам запрещалось играть в подвижные игры, так как это начало считаться источником грехопадения. Физические упражнения и подвижные игры теологи объявили действиями дьявола.
2. XI-XV века – период расцвета феодализма – борьба церковников с физической культурой в этот период потерпела фиаско. Феодалы воевали: тщедушные аскеты не смогли бы справиться с тяжёлыми доспехами и оружием – нужны были сильные, выносливые и умелые воины. В этот период в Европе сформировалась физическая культура правящей элиты и физическая культура народных масс. Физическое воспитание рыцарей началось с создания первого рыцарского ордена, в обязательные требования к физической подготовке членов которого входили езда верхом, умение плавать, стрелять из лука, охотится и сражаться на мечах и копьях. К пяти умениям, составлявшим основу физического воспитания рыцарей в XIV веке добавили обучение пешим военным действиям, умение лазать по стенам и брать штурмом города, а затем, как не странно, танцы. Подготовка рыцарей начиналась, как и атлетов в Древней Греции, с семи лет. Свою выучку и умение рыцари показывали на рыцарских турнирах, на которых проливалась настоящая кровь…
Крестьяне в это время практиковали физические упражнения, развивающие силу, быструю реакцию, гибкость и смелость – бег на коньках, борьбу на палках, метание камней, игры с битой. Состязались крестьяне на свадьбах и ярмарках – так была сформирована плебейская физическая культура.
У городского населения занятия физической культурой были скорее видом военной подготовки – чтобы дать отпор феодалам. Горожане-ремесленники занимались фехтованием, кулачными боями, играми с мячом, греблей и плаванием. Во главе занятий стояли «капитаны», которые проводили занятия в цехах, школах, отраслевых обществах и объединениях ремесленников. Показывали своё умение горожане на городских праздниках – прообразах наших современных спортивно-массовых мероприятий.
3. XV-XVII века – период заката феодализма – эпоха Возрождения. На осколках феодального строя взошла прекрасная эпоха – пышно расцвели естественные науки, философия, искусство, литература, поэзия, медицина, педагогика. Возродилась физическая культура как философия гармоничного развития человеческого тела. Появились трактаты по организации физического воспитания, учебные заведения начали вводить в свою программу физическое воспитание, которое благотворно влияло на физическую форму и умственные способности учеников.
Новой формой физической культуры стал спорт, основоположником которого считается один из величайших мыслителей Англии Джон Локк (1632-1704). За основу своей концепции Локк принял не древнегреческие постулаты, популярные в эпоху Возрождения, в теорию древнеримского писателя и оратора Доцима Юния Ювенала: «В здоровом теле здоровый дух», которая характеризовала пользу физической культуры для укрепления здоровья физического и духовного. Физическая культура была одновременно и трудом, дающим социально значимые результаты, и развлечением – отдыхом от основного занятия, будь то снятием нагрузки с утомлённого ума, или утомлённого тела – то есть выбора нового направления деятельности. Интересно, что Локк был ярым противником спортивных соревнований, считая их «бесполезным щегольством».
Но в XVII веке в Европе возник так называемый «Буржуазный джентельменский спорт» - коммерческий вид спортивных соревнований, где зрители делали ставки на победителя. Это стало толчком к строительству арен для проведения сделок на спорт – ипподромов, рингов, стадионов, и стимулом для подготовки спортсменов. Более того – начали издаваться учебники по видам физической подготовки. Буржуазный джентельменский спорт постепенно перерос в профессиональный спорт.
Тогда же возник и «Аристократический джентельменский спорт» - стремление элиты быть физически активными и развлекать себя спортивными занятиями.
К середине XIX века аристократы посещали яхт-клубы, закрытые клубы верховой езды, а затем и игры в гольф, крикет, фигурное катание, шахматные клубы. Спортивные занятия стали неотъемлемой частью обучения в элитных учебных заведениях. В 1864 году был разработан Устав любителей спорта, а в 1867 году в Лондоне был создан первый любительский атлетический клуб.
Из аристократического джентльменского спорта появилось любительское направление спортивной деятельности. В свою очередь, любительский спорт стал основой современной систем физического воспитания, современных Олимпийских игр и Международного спортивного движения.
К концу 60-х годов XIX века все развитые страны проявляли огромный интерес к спорту – спортивные секции перерастали в спортивные общества и объединения, а затем в спортивные союзы с общегосударственной компетенцией, например, Футбольная лига Англии (1863), Атлетический союз любителей гимнастики и легкой атлетики (США, 1888), или Национальный университетский атлетический союз (Англия, 1906).
Благодаря появлению организационной структуры, сформировалась система международных соревнований и международные специализированные спортивные объединения – федерации.

4. ИСТОРИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
На пике интереса к древней истории, на фоне многочисленных археологических экспедиций по поиску мест, описанных в античных источниках, возрождался интерес к древней Олимпии – легендарному месту проведения античных Олимпийских игр. Как легендарную Трою, которую нашёл Шлиман, многие мечтали найти священную Олимпию.
Удача улыбнулась английскому исследователю Ричарду Чандлеру – путешествуя по Греции в 1766 году он обнаружил легендарные руины у подножья холма Кронос. Археологические раскопки на тот момент проводить было сложно – Греция была частью Османской империи, но это не остановило энтузиазма исследователей, а к 1829 году, когда Греция получила независимость, начались настоящие археологические раскопки. Но французский археолог Дюбуа, откопав артефакты, решил отправить их в Париж, тем самым приостановив раскопки на сорок лет – родине Олимпийских игр не понравилось, что её историю расхищают.
В 1875 году масштабные раскопки, с разрешения правительства Греции, начали немецкие археологи – всё, что открывала священная земля Олимпии оставалось теперь в Греции. В 1884 году к раскопкам присоединились греческие археологи. Артефактов было так много, что правительство Греции решило создать на территории Олимпии музей под открытым небом. Раскопки продолжаются до сих пор.
Олимпия существовала, Олимпийские игры – исторический факт.  Многие любители спорта в разных странах пытались возродить спортивные состязания: в Греции – в 1859 году промышленник Евангелис Заппас финансировал неофициальную Олимпиаду в Афинах, в Англии – в 1860-х годах учёный и педагог Уильям Брукс организовал игры в маленьком городке Мач Уэнлок, которые затем переросли в Олимпийский фестиваль и Национальную олимпийскую ассоциацию, а в 1866 году были организованы в Лондоне национальные Олимпийские игры.
Уильям Брукс был инициатором интернационализации Британских олимпийских игр, но возродить Олимпийские игры не смог.
Смог возродить международные Олимпийские игры и создать Международное Олимпийское движение французский аристократ Пьер де Кубертен (1863-1937). Вдохновлённый идеями Брукса и собственными мыслями о мировом спортивном движении, исследуя образование как общественный институт, Кубертен был влюблён в античную Грецию и, взяв за пример древнегреческие гимназии, разработал теорию физического воспитания.
На фоне сокрушительного поражения Франции от Пруссии в 1870 году, Кубертен ратовал за введение во французских школах спортивных дисциплин, которые помогут воспитать выносливых солдат, готовых побеждать в боях. Но, увы, французская образовательная система не была готова к таким нововведениям… Тогда Пьер де Кубертен решил воплотить в жизнь свою студенческую мечту – возродить Олимпийские игры как фестиваль международного атлетизма.
В 1880 году под руководством Пьера де Кубертена группа либералов-республиканцев учредила во Франции Национальную Лигу физического воспитания. В 1887-1890 годах был создан Комитет по пропаганде физического воспитания. Кубертен посетил множество стран, в том числе США, где встречался с представителями спортивных союзов и объединений, а также с политиками, стараясь получить международную поддержку идее Олимпийского движения.
В 1890 году, по приглашению Уильяма Брукса, Пьер де Кубертен посетил Англию, где смог воочию увидеть, как «организованный спорт может создать моральную и социальную силу».
Пропагандируя возрождение традиции проведения Олимпийских игр, Пьер де Кубертен не только призывал весь мир вспомнить, что организованные спортивные игры приводят в гармонию разум и тело и ограждают молодёжь от пустой траты времени, но и говорил о благоприятном развитии мира на планете путём священного перемирия во время проведения Олимпийских игр. Правда, Кубертен считал, что «главное не победа, а борьба», что слегка противоречило древнегреческим идеалам…
Впервые принародно идею о возрождении Олимпийских игр Пьер де Кубертен высказал в 1892 году на ежегодном собрании Союза французских спортивных обществ. Все поаплодировали.  Пьер де Кубертен продолжал организовывать международные конференции по планированию Олимпийских игр – в 1893 году в США, в 1894 году – в Лондоне. Несмотря на организационные проблемы, планирование игр продолжалось.
16 июня 1894 года в 16.15 в парижской Сорбонне начал свою работу Учредительный Конгресс, на котором присутствовали семьдесят девять делегатов от сорока девяти спортивных организаций 12 стран, включая США, Италию, Испанию, Россию, Венгрию, Аргентину, Новую Зеландию, Бельгию, Швецию, Богемию. Япония и Австралия заявили о своём присоединении письменно.
Днём ранее, 15 июня 1894 года, Пьер де Кубертен в газете «Ревю Парижа» опубликовал статью «Возрождение Олимпийских игр», обозначив основные пункты для обсуждения на Конгрессе:
1 Олимпийские игры следует проводить каждые 4 года, как в Античности.
2. Возрожденные Олимпийские игры будут международными. В них войдут все современные виды спорта.
3. В играх смогут участвовать только совершеннолетние.
4. Введение строгого определения «любительского» спорта. Финансирование будет использоваться только для организационных мероприятий, строительства спортивных сооружений и проведения торжеств.
5. Современные Олимпийские игры должны проводиться в разных странах.
 В отчёте Конгресса утвердили все эти пункты, а также были утверждены дата и место проведения первых современных Олимпийских игр – 1896 год, Афины. Вторые Олимпийские игры было решено провести в Париже в 1900 году.
24 июня 1894 года все предложения Конгресса были приняты участниками съезда единогласно и этот день стал днём рождения современного Олимпийского движения. Днём ранее была создана Комиссия по Олимпийским играм, главой которой стал греческий поэт Деметриус Викелас – это первое название МОК – Международного олимпийского комитета. Кстати, в числе первых тринадцати членов Комиссии был видный российский организатор физического воспитания и педагог Алексей Дмитриевич Бутовский.
В этот же день была принята Олимпийская Хартия - свод правил, основных принципов и целей международного Олимпийского движения современности.

5. ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ СОВРЕМЕННОСТИ
5.1. Первые Олимпийские игры современности.
С 6 апреля по 15 апреля 1896 года, на родине Олимпийских игр – Греции, в Афинах, после полутора тысяч лет забвения, состоялись I Олимпийские игры современности!
В играх участвовали 280 спортсменов из тринадцати стран. На трибунах находилось более восьмидесяти тысяч зрителей. В течение девяти дней состоялось сорок три соревнования по лёгкой и тяжёлой атлетике, борьбе, гимнастике, велоспорту, плаванию, стрельбе, теннису и фехтованию. Причём состязание по лёгкой атлетике было проведено на историческом стадионе Панатинаикос, построенном в античности, а по плаванию – в открытом море.
На первой Олимпиаде еще не было традиции вручать победителям медали трёх достоинств – эта традиция появилась только на третьей Олимпиаде в Сент-Луисе в 1904 году. Победителей награждали оливковыми ветвями и грамотами. За первое место давали серебряную медаль, за второе – бронзовую, за третье – цветы.
Интересно, что, как и в античности, в первых Олимпийских играх женщин не допустили. Несмотря на свою прогрессивность, Пьер де Кубертен участие женщин в «большом» спорте считал неприличным… Поощрялись только женские аплодисменты. Но на следующих играх в Париже женщины уже отвоевали своё право участвовать в Олимпийских играх.
Греции так понравилась Олимпиада, что ее король Георг I озвучил идею всегда проводить Олимпийские игры только в Греции. Это совершенно шло в разрез с идеей Олимпийского движения о проведении игр в разных странах для объединения мирового сообщества. Тогда, чтобы не обижать короля, Кубертен и его сторонники придумали компромиссное решение – Греция станет принимать Панэллинские игры, которые будут проводиться между Олимпиадами.
5.2. Олимпийская атрибутика и традиции Олимпийского движения.
5.2.1. Олимпийский принцип: «Самое важное в Олимпийских играх – не победа, а участие, также как в жизни самое главное – не триумф, а борьба» - сформулирован в 1896 основателем современных Олимпийских игр – Пьером де Кубертеном.
5.2.2. Олимпийская Хартия -  конституция Олимпийского движения. Современная Олимпийская Хартия состоит из шести глав. Последняя редакция документа была утверждена 17 июля 2020 года, во время работы 136 сессии МОК.
5.2.3. Олимпийский девиз: Citius, Altius, Fortius (Быстрее, выше, сильнее), с 17 июля 2020 года девиз дополнили словом «вместе» - Быстрее, выше, сильнее, вместе. Первоначально девиз прозвучал на открытии спортивных соревнований из уст священника Анри Мартина Дидона (1840-1900).
5.2.4. Олимпийская клятва: «От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд» - впервые прозвучала в 1920 году. В 2000 году на Олимпиаде в Сиднее впервые в тексте клятвы появились слова о неиспользовании допинга в соревнованиях. Клятву принимают спортсмены, тренеры, официальные лица команды, спортивные судьи (адаптированный вариант).
5.2.5. Олимпийская эмблема (официальный логотип Олимпийских игр) – состоит из пяти сплетённых между собой колец. Разработана бароном Пьером де Кубертеном в 1913 году на основе подобных символов, увиденных Кубертеном на древнегреческих артефактах. Считается, что цвет колец связан с ассоциацией континентов: Европа – синий, Америка – красный, Азия – жёлтый, Африка – чёрный, Австралия – зелёный.
5.2.6. Официальный флаг Олимпийских игр – изображение олимпийского логотипа на белом фоне. Белый цвет флага символизирует мирное существование во время игр. Впервые появился на Олимпиаде в 1920 году в Антверпене (Бельгия).
5.2.7. Олимпийский огонь – символизирует мир, дружбу, чистоту и борьбу за победу. Зажжение и доставка факела с Олимпийским огнём - один из самых грандиозный и зрелищных ритуалов на церемонии открытия Олимпийских игр. Мысль о доставке факела с огнем, зажженным на развалинах священной Олимпии, родилась у Пьера де Кубертена в 1912 году, но воплотилась лишь в 1928 году. Факел зажигают лучом от вогнутого зеркала, доставляют в страну, принимающую игры. На стадионе от факела самый достойный спортсмен принимающей стороны зажигает огонь в специальной чаше. Олимпийский огонь горит в ней до закрытия Олимпиады.
5.2.8. Олимпийский талисман – традиция объявлять талисманом игр какое-то животное, популярное в принимающей стране возникла в 1968 году. Самый дорогой для нас олимпийский талисман – медвежонок Миша, которого со слезами отпускала на воздушных шарах в небо вся наша страна в 1980 году.
5.2.9. Олимпийские награды – спортсменов, победивших на Олимпиаде, и занявших первое, второе и третье место награждают золотой, серебряной и бронзовой медалью соответственно, и нагрудными значками соответствующего достоинства. Так же, за особые заслуги перед Олимпийским движением, МОК награждает Олимпийским орденом, учрежденным в 1974 году, и имеющему две степени – Золотой и Серебряный. Дипломами МОК награждаются, кроме победителей и призёров, все участники, которые заняли с четвёртого по восьмое место в личных и командных зачётах. Всем участникам и судьям Олимпийских игр вручают специальные памятные медали и дипломы.
5.3. Летние и зимние Олимпийские игры.
Формально деление современных Олимпийских игр на летние и зимние началось в 1924 году. В мире росла популярность зимних видов спорта и МОК организовал в 1924 году во Франции Международную спортивную неделю, которую позже назовут Первыми зимними Олимпийскими играми.
Сначала и летние и зимние Игры проводились в один год Олимпиады. С 1994 года МОК было принято решение проводить летние и зимние игры чередуя каждые два года.
5.3.1. Летние Олимпийские игры.
Программа летних Олимпийских игр включает двадцать восемь видов спорта в сорока двух дисциплинах.
5.3.2. Зимние Олимпийские игры.
Программа зимних Олимпийских игр включает семь видов спорта в пятнадцати дисциплинах.

6. НАША СТРАНА И ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ
С древности, как и во всём мире, народы, населявшие нашу Родину, занимались конным спортом, кулачными боями, греблей, ходили в баню, плавали в проруби, охотились.
Увлечение физической культурой и спортом не прошли мимо наше страны и в период зарождения буржуазного джентельменского спорта – в России так же активно занимались спортом, как и в Европе, например, был издан учебник по обучению фехтованию Б. Фишера «Искусство фехтовать во всем его пространстве» (Россия, 1796 г.).
Российские умы всегда стремились почерпнуть новые прогрессивные идеи и, в период возрождения Олимпийского движения, Россия не оставалась в стороне. Выше уже было сказано, что в состав Комиссии, ставшей в последствии Международным олимпийским комитетом, входил представитель России -  Алексей Дмитриевич Бутовский.
Алексей Дмитриевич Бутовский (1838-1917) был армейским генералом, военным педагогом и организатором концепции физического воспитания в Российской Империи. Так как военное ведомство Российской Империи интересовали вопросы физического воспитания, Бутовский неоднократно с 1880 по 1890-е года выезжал в Европу для изучения преподавания гимнастических дисциплин в учебных заведениях.
В 1888 году Бутовского назначили членом комиссии при Министерстве просвещения для формирования программы преподавания военной гимнастики в гражданских учебных заведениях. С февраля 1890 года Бутовским были организованы летние курсы по подготовке специалистов в области физической культуры, где он сам читал лекции по истории, теории и методике физического воспитания.
В 1892 году Бутовский знакомится во Франции с бароном де Кубертеном и горячо поддерживает его идею по возрождению Олимпийских игр, став в последствии членом первого МОК (сам Пьер де Кубертен назвал его четвёртым в списке, указав: «генерал Бутовский для России»).
После посещения первых современных Олимпийских игр в Греции, Бутовский издаёт книгу «Афины весной 1896 года» и пытается создать Российский олимпийский комитет – он очень переживал, что на таком грандиозном и судьбоносном мероприятии не было ни одного спортсмена из России.
В 1900 году Бутовский вышел из МОК, но продолжал активно пропагандировать олимпийские идеи в России, благодаря чему уже на Олимпиаде в 1908 году в Лондоне Россия имела своих представителей, завоевавших призовые места.
Первыми российскими олимпийскими чемпионами стали фигурист Панин-Коломенкин, завоевавший золотую медаль, и серебряные призёры: борец-легковес Николай Орлов и борец-тяжеловес Андрей Петров. Мировая спортивная общественность не смогла не обратить внимание на такого сильного конкурента, как Россия, а в Российской Империи, наконец, был создан Российский олимпийский комитет, руководить которым стал Вячеслав Измайлович Срезневский (1849-1937).
Последняя Олимпиада, в которой приняли участие спортсмены Российской Империи была Олимпиада 1912 года, которая не принесла нашим спортсменам большого триумфа.
Революция 1917 года принесла другие задачи и проблемы – в 1920-22 годах наша страна отказалась от участия в международном Олимпийском движении, назвав его буржуазным. В противовес Олимпиадам наши спортсмены участвовали в Спартакиадах.
Справившись с войной и голодом, советское правительство уделяло очень много внимания развитию в СССР физкультуры и спорта – ГТО, Спортивные общества на заводах и фабриках, ДСО – спорт был ёмкой частью жизни советского человека. Девиз «В здоровом теле здоровый дух» звучал из каждой сковородки. Везде практиковалась гимнастика – от детского садика (утренняя гимнастика) до гимнастики на производстве в «рабочий полдень».
Победа во Второй мировой войне ознаменовала изменения как в международных отношениях, так и в отношении к международному спорту: с 1946 года национальные спортивные федерации СССР стали принимать в международные спортивные федерации, а затем СССР приняли в состав МОК. 23 апреля 1951 года был создан Олимпийский комитет СССР, признанный МОК на 46-й сессии в Вене.
Наши спортсмены стали участвовать в первенствах мира и Европы, а в 1952 году стали участниками летних Олимпийских игр в Хельсинки, где советские спортсмены завоевали двадцать две золотых медали, тридцать серебряных и девятнадцать бронзовых. В 1956 году – опять триумф на зимней Олимпиаде в Мельбурне (Австралия). Советские спортсмены заняли первое место по числу призовых наград – сорок золотых медалей, двадцать девять серебряных и тридцать две бронзовых.
На каждой Олимпиаде советские спортсмены выкладывались по полной и старались быть лучшими! Никто не гнался за большими деньгами – их просто не было. Люди боролись за престиж своей Родины.
Конечно, самым ожидаемым событием в СССР было проведение Олимпиады в нашей стране. Это событие произошло в 1980 году – XXII летние Олимпийские игры.
Не смотря на мировые политические разногласия (в то время советские войска были введены в Афганистан), на Олимпиаду в Москву приехали спортсмены из восьмидесяти государств. Команда Советского Союза завоевала почти двести призовых наград. Это был грандиозный праздник спорта, который запомнили и спортсмены, и зрители со всего мира. Нашего замечательного Мишу, улетающего на воздушных шариках на празднике закрытия Олимпиады, запомнил весь мир!
После ухода Советского Союза с 1994 года наши спортсмены выступали под флагом Российской Федерации. Во всех Олимпийских играх наши спортсмены боролись за честь нашей страны и продолжали приносить России золото, серебро и бронзу. Например, я очень горжусь тем, что моя землячка, Герой России Лариса Лазутина завоевала пять олимпийских медалей в лыжном спорте.
Наша страна, с 1980 года долго ждала, когда же жребий принесёт нам возможность вновь принять Олимпийские игры на нашей территории. И это событие наконец произошло: Россия приняла XXII зимние Олимпийские игры – Сочи-2014. И вновь это был грандиозный праздник, который запомнился всему миру! В Сочи прибыло около трёх тысяч спортсменов из восьмидесяти восьми Национальных олимпийских комитетов – то было рекордное количество участников за всё время проведения зимних Олимпийских игр. Наша команда завоевала рекордные тридцать три олимпийские медали.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«О, спорт, ты – мир! Ты устанавливаешь хорошие, добрые, дружественные отношения между народами. Ты — согласие. Ты сближаешь людей, жаждущих единства». Эти слова барона Пьера де Кубертена несут информацию не только о том, что спорт должен остановить войну, как когда-то в античной Греции. Спорт – это всеобъемлющее явление, которое распространилось по всему миру, делая этот мир лучше, а людей – сильнее.
От истоков Олимпийского движения утверждалось, что спорт должен находиться вне политики. Но, к сожалению, текущая ситуация в мире показала, что спорт и политика только на словах не связаны, а на самом деле политические мотивы заставляют чиновников от спорта совершать деяния, от которых Пьер де Кубертен, наверное, переворачивается в гробу.
Беспрецедентная травля спортсменов нашей страны – одних из самых сильных противников на спортивных состязаниях приняла уже немыслимые масштабы. Из-за политической ситуации, уже несколько лет спортсмены нашей страны были вынуждены выступать под флагом Олимпийского комитета России. Под эгидой антидопинговых мер российским спортсменам не только запретили выступать под флагом Родины – их постоянно дисквалифицируют, третируют, отнимают у них завоеванные в честной борьбе медали. Явно сфабрикованные обвинения заставляли наших спортсменов нервничать и снижали их результаты на выступлениях.
Совершенно вопиющее нарушение спортивной этики случилось в феврале 2022 года, когда, Международный олимпийский комитет, девизом которого с 2021 года являются слова «Быстрее, выше, сильнее – вместе», опубликовал заявление, призывающее дискриминировать российских и белорусских спортсменов: «В целях защиты честности глобальных спортивных соревнований и безопасности всех участников, исполком МОК рекомендует международным спортивным федерациям и организаторам спортивных мероприятий не приглашать российских и белорусских спортсменов и официальных лиц и не разрешать им участвовать в международных соревнованиях». И это – «спорт – вне политики»?
Полное игнорирование постулатов Олимпийской Хартии, которая говорит, что права спортсменов превыше всего, в том числе превыше любой политической тенденциозности! Спорт, который должен объединять людей, стал инструментом разобщения наций в руках грязных политиков.
Современные чиновники от спорта, под флагом МОК, не погнушались запретить участвовать в соревнованиях нашим параолимпийцам – людям, которые и так уже достаточно вынесли в этой жизни, но не сломились и одерживают спортивные победы и победы.
Всё это очень печально. Печально, что такие высокие принципы Олимпийского движения просто втоптаны в грязь, хотя продолжают звучать «высокие» слова про солидарность и толерантность. Действующий президент МОК Томас Бах, предложивший дополнить Олимпийский девиз словом «вместе» пояснял: «Я предложил это, чтобы выразить нашу потребность в солидарности. Чтобы стать быстрее, чтобы иметь возможность стремиться выше, чтобы стать сильнее, для этого нам нужно быть вместе, это означает, что нам нужна солидарность. По моему мнению, это будет нашим взносом в единство во всем мире и поможет адаптации людей к новым вызовам нашего времени» Но складывается впечатление, что слово «вместе» в данном случае имеет значение «дружить против», а не всеобщую солидарность.
Конечно, надежда на то, что справедливость восторжествует, и мировое сообщество перестанет плясать под дудку грязных политиков, а Международный олимпийский комитет вспомнит, что должно нести в мир Олимпийское движение, еще есть.
Будем верить в торжество идеалов Олимпийского движения и в то, что «…Олимпийский факел будет идти сквозь века, укрепляя дружеское взаимопонимание между народами, на благо человечества, всегда более увлеченного, более смелого и более чистого» (Пьер де Кубертен).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гик, Е. Популярная история спорта / Евгений Гик, Екатерина Гупало. – М.: Академия, 2007. – 448 с.
2. Деметер Г.С., Горбунов В.В. 70 лет советского спорта: люди, события, факты. – М.: ФиС, 1987.
3. Кун Ласло. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М.: Радуга. 1982.
4. Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Кун Н. А. – Ростов - на – Дону: Феникс, 2000, 480 с.
5. Олимпийские игры современности.  Под ред. Б.И. Загорского. - М.: Высш. шк., 2000
6. Очерки по истории физической культуры. – Вып.I-III. – М.: ФиС, 1938, 1940, 1948.
7. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. – М.: ФиС, 1970.
8. Трескин А., Штейнбах В. История Олимпийских игр. М.: АСТ, Русь-Олимп, 2008.
9. Хавин, Б. Все об олимпийских играх / Б. Хавин. – Изд. 2-е, доп. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 607 с.
10. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2003. – 480 с.
11. https://ru.wikipedia.org/


Рецензии