Будапештская епархия московского патриархата

МК
Подписаться
526,8K подписчиков
Исповедь опального митрополита Илариона: "Я ни в чем провинился"
2 августа
6K прочитали
«Высокопреосвященнейший Иларион, митрополит Будапештский и Венгерский, совершил Божественную Литургию в Троицком приходе Будапешта... Посетил детский православный лагерь... Посетил столицу знаменитого винодельческого региона Венгрии — город Токай». Судя по официальному сайту Венгерской епархии, жизнь опального архиерея, еще совсем недавно де-факто второго лица в Московском патриархате, по-прежнему насыщена событиями. Но события эти, конечно, уже совсем иного масштаба.

Первая проповедь митрополита Илариона в Венгрии. О подвиге русских святых. Кадр из видео
На карте Русской православной церкви Венгрия — провинциальное захолустье. Причем такую глубинку еще поискать. Венгерская епархия — самая маленькая из европейских провинций РПЦ. Можно сказать — крошечная. «Епархия состоит из 14 храмов и приходов, из которых 11 являются действующими, — сообщает епархиальный сайт. — Еще 3 прихода епархии… в настоящее время незаконно захвачены Константинопольским Патриархатом… В епархии служит 10 священников и 5 диаконов».

Согласно Православной энциклопедии, приходы епархии посещают 5–6 тысяч верующих. Но, возможно, и это завышенная цифра. По данным венгерской статистики, всего в стране примерно 15 тысяч православных. При этом большинство их находится в юрисдикции Сербской православной церкви (40 приходов и женский монастырь Грабовац).

На втором месте — Румынская православная церковь (20 приходов). РПЦ — лишь на третьем. Кроме того, есть еще приходы, относящиеся к Болгарской церкви и Константинопольскому патриархату.

Кстати, до назначения митрополита Илариона (Алфеева) у епархии по большому счету не было собственного архипастыря. Предшественник его, митрополит Рязанский и Михайловский Марк (Головков), управлял этой церковной провинцией, так сказать, по совместительству. Без отрыва от основного «производства» — рязанской кафедры.

И симпатизанты, и критики Илариона, разумеется, совершенно по-разному трактуют произошедшие с ним перемены. Но и те и другие сходятся в том, что его последнее назначение — ссылка. Категорически против такой оценки лишь сам Иларион.

«Дорогие братья и сестры, я приветствую вас из Будапешта, одного из самых прекрасных городов Европы и мира, — обращается митрополит к своей оставшейся в России пастве в ролике, размещенном недавно на православном портале «Иисус». — Я продолжаю получать сочувственные отклики от очень многих людей. Я благодарю всех, кто откликнулся на мой отъезд из России. Я, конечно, хотел бы сказать о том, что я никогда по своей воле не покинул бы Россию. Но когда мне было предложено служить за границей, то Венгрию я выбрал сам. Потому что я знаю эту страну, я люблю эту страну.

Многие думают, что меня сюда отправили в ссылку или в наказание. Но, во-первых, наказывать меня было не за что, потому что я ни в чем не провинился ни перед церковью, ни перед патриархом, ни перед Родиной. А во-вторых, в такие прекрасные места все-таки не отправляют в ссылку».

Ну, с последним тезисом вряд ли можно согласиться. Случается, отправляют и в более красивые места. Или, во всяком случае, не менее. Дело, собственно, не в красоте места, а в отдаленности от метрополии и способности влиять на происходящее там. Собственно, и сам Иларион прямым текстом говорит, что уехал не добровольно. Так что нечего: ссылка, безусловно, ссылка.

Но то, что он сам выбрал место изгнания, вполне может быть правдой. Будапешт для Илариона — не чужой город. В мае 2003 года Иларион был назначен епископом Венским и Австрийским и прослужил в этом статусе почти шесть лет. Именно отсюда вознесся он в 2009 году на ту вершину — епископ Волоколамский, викарий патриарха, председатель Отдела внешних церковных связей, постоянный член Священного синода, — с которой два месяца назад был низвергнут.

Между прочим, той венгерской командировке тоже предшествовала опала. Правда, значительно более низкого уровня. Иларион, назначенный в конце 2001 года викарием Сурожской епархии (Великобритания и Ирландия), категорически не пришелся там ко двору. В конце концов его вынудили уйти «по собственному».

В том «производственном конфликте», впрочем, никакой высокой подоплеки не было. Илариона заподозрили в том, что он «подсиживает» шефа — митрополита Сурожского Антония (Блума). В общем, обычная склока. Принимавшая иногда довольно забавные, по крайней мере с точки зрения стороннего наблюдателя, формы.

«Меня обвинили в том, что я проявлял «строгость» по отношению к духовенству, — описывает Иларион пережитое в своем произведении «Сурожская смута». — Это обвинение было основано на следующем инциденте. Однажды за литургией я заметил, что клирик лондонского собора протоиерей Иоанн Ли, причащаясь Крови Христовой, глубоко погружает в нее усы, а потом сразу же отирает их платом, в результате чего значительная часть Крови Христовой остается на плате. Об этом я сказал ему в предельно мягкой и корректной форме... Он, однако, воспринял мое замечание крайне болезненно».

Чьи усы и бороды — ну или бритые «штатские лица» — Иларион обидел на этот раз? Если верить митрополиту, ответа нет и у него самого: «Мне было сказано только то, что этого требует нынешняя общественно-политическая ситуация».

Определенно пока можно сказать лишь то, что со своим изгнанием митрополит не смирился. Иначе не стал бы благодарить поддержавших его в трудной ситуации и не настаивал на отсутствии за собой какой-либо вины. Что подразумевает вину тех, кто так несправедливо с ним обошелся.

В общем, Иларион, похоже, еще совсем не «всё». Похоже, продолжение следует.

Автор: Андрей Владимиров

Комментарии58
по популярности
Не удалось отправить сообщение
Комментировать
Войдите, чтобы комментировать
Галя Галя
7 д
Как же плохо становится на душе когда, пользуясь более высоким положением и связями, уважаемого тобой человека , тем более духовного сана,... Развернуть

Ответить
26
Татьяна Свиридова
8 д
Последнее время Илларион ничтоже сумняшеся, проводил открыто политику Запада. Даже я, не очень разбирающаяся в политике ,... Развернуть

Ответить
12
6 ответов
Влад
7 д
Мне не понравились его резкие и категоричные высказывания против Сталина! Народ голосовал "ЗА" при выборе героев России, а Кирилл клеймил Сталина, причем не по божески!!!

Ответить
11
18 ответов
Еще 17 комментариев
Священник Николай Бабкин ;
• Подписаться
32,8k подписчиков
Митрополит Иларион (Алфеев) про раскол в Украине
2 месяца назад • 6,9K просмотров
Другое мнение
• Подписаться
582 подписчика
Заявление Синода Православной Церкви в Америке об однополых отношениях и сексуальной идентичности
На 20-м Всеамериканском Соборе, который сейчас проходит в Балтиморе, была предложена резолюция, подтверждающая позицию Церкви по этим вопросам. Однако устав ПЦА диктует, что такие доктринальные и моральные вопросы относятся не к компетенции Всеамериканского Собора, а к компетенции Священного Синода. Так, иерархи под председательством Блаженнейшего Митрополита Тихона выступили с заявлением. В нем иерархи подтверждают неизменное учение Церкви о том, что сексуальная активность благословляется только...
3 недели назад
Телеканал СПАС
Подписаться
22,7k подписчиков
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН (ТРОИЦКИЙ), АРХИЕПИСКОП ВЕРЕЙСКИЙ / НОВОМУЧЕНИК ДНЯ
2 недели назад • 612 просмотров



Будапештская и Венгерская епархия Русской Православной Церкви
Епархиальное управление: Венгрия, г. Будапешт. Pet;fi ter., 2, 1052, Budapest, Magyarorsz;g
Тел.: (36 1) 318-48-13, тел./факс: 266-59-88
Официальный сайт: http://hungary.orthodoxia.org/
Каноническая территория: Венгрия
Кафедральный собор: Успенский в г. Будапеште
На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Первый русский православный храм на территории современной Венгрии был построен в XVIII веке в Токае, где располагался русский казачий гарнизон: там на арендованных русскими царями землях казаки собирали и обрабатывали виноград, который затем перевозили в Санкт-Петербург. Другой русский Александринский храм появился в начале XIX века в Иреме, на месте кончины великой княгини Александры Павловны, при котором была учреждена Офенская духовная миссия. Вплоть до 1917 года миссия снабжалась Российским Святейшим Синодом, а также, имея статус придворной церкви, пользовалась постоянным покровительством домов Габсбургов и Романовых. В 1920-30-е годы в Будапеште возникла колония русских эмигрантов, которая создала два русских прихода: один в ведении экзарха Западно-Европейских русских приходов Евлогия (Георгиевского), другой в составе Русской Зарубежной Церкви. Эти приходы прекратили свое существование во время Второй мировой войны.

Венгерское благочиние
После освобождения Венгрии от немецкой оккупации в 1945 году к патриарху Московскому и всея Руси Алексию I стали поступать обращения о переходе под его омофор от нескольких венгерских приходов, который стремились к употреблению венгерского языка за богослужением и существовали вне канонической православной юрисдикции. Приходы были приняты в Московский Патриархат и 11 ноября 1949 года было учреждено Венгерское благочиние (изначально - "Временное Управление Венгерских православных приходов"). В него были включены приходы Будапештский Иоанно-Златоустовский, Будапештский Успенский, Будапештский Сергиевский, Иремский Александринский, Сегедский Георгиевский, а также приходы в Ниредьхазе и Шаркадкерестуре. Духовное окормление приходов было возложено на председателя Отдела внешних церковных сношений Русской Церкви. 15 ноября того же года патриарх Алексей I утвердил Положение (Устав) об управлении приходами Венгерского благочиния, а также доверенность на решение и претворение в жизнь вопросов его текущей жизни. В положении отмечалось, что Московский Патриархат принимает в юрисдикцию только те приходы, которые просят об этом, не находятся в подчинении архипастырской власти другой юрисдикции, и пребывают вне канонического окормления. Было зафиксировано, что православным венграм "предоставляется право совершения всех служб и треб на венгерском языке." Соборным храмом Венгерского благочиния была определена церковь Успения Пресвятой Богородицы в Будапеште.

Поначалу благочиние получило материальную помощь от правительства Венгрии. Большое значение имела работа по созданию систематического перевода и изданию на венгерском языке церковных и богослужебных книг. В 1952 году было начато издание ежемесячного журнала на венгерском языке "Эдьхази хроника" (Церковная летопись). К составу благочиния со временем добавилось несколько новых приходов. 21 марта 1996 года благочиние было переподчинено Берлинской епархии Московского Патриархата.

В 1999 году три храма благочиния – в Сентеше, Карцаге и Кечкемете – были незаконно отторгнуты от него Венгерским экзархатом Константинопольского Патриархата при помощи запрещенного бывшего священника благочиния Христофора Хоревтоса. Данное беспрецедентное деяние побудило Московское священноначалие уделить особое внимание благочинию. 29 декабря 1999 года благочиние было переподчинено Венской епархии Московского Патриархата.

Будапештская епархия
19 апреля 2000 года благочиние было преобразовано в самостоятельную епархию в пределах Венгрии. Вскоре после этого Венгерский экзархат Константинопольского Патриархата предъявил епархии имущественные претензии с целью отчуждения от неё Успенского кафедрального собора. Вопреки церковным канонам, глава экзархата митрополит Австрийский Михаил (Стаикос) подал иск в Столичный суд Будапешта. Заседания суда проходили в 2001, 2002 и 2003 годах. Наконец 18 мая 2004 года состоялось заседание Столичного суда Будапешта на котором суд отклонил иск экзархата на том основании, что истец не сумел доказать свое право на подачу иска. 13 октября 2004 года Арбитражный суда Будапешта (суд второй инстанции), рассмотрел апелляцию, поданную Венгерским экзархатом Константинопольского Патриархата, и оставил решение Столичного суда оставлено без изменений.

К 2012 году в шести храмах епархии богослужение совершалось преимущественно на венгерском языке и по новоюлианскому календарю; в трех других храмах - на церковнославянском языке и по юлианскому календарю.

Статистика
ок. 2004 - 11 приходов; 9 священнослужителей (8 священников, 1 диакон) [1].
ок. 30 октября 2012 - 12 приходов (9 действуют, 3 захвачены Константинопольским Патриархатом), 12 священнослужителей (9 священников, 3 диакона) [2]
Архипастыри
Венгерское благочиние

Окормляющие приходы, с 11 ноября 1949 - 21 марта 1996, см. список председателей ОВЦС
Феофан (Галинский) (21 марта 1996 - 29 декабря 1999), архиеп. Берлинский
Павел (Пономарёв) (29 декабря 1999 - 19 апреля 2000), еп. Венский
Самостоятельная епархия

Павел (Пономарёв) (19 апреля 2000 - 7 мая 2003) еп. Венский и Будапештский
Иларион (Алфеев) (7 мая 2003 - 31 марта 2009) в/у, еп. Венский
Марк (Головков) (с 31 марта 2009 - 22 октября 2015) в/у, архиеп. Егорьевский
Тихон (Зайцев) (22 октября 2015 - 28 декабря 2017), в/у, еп. Подольский
Антоний (Севрюк) (28 декабря 2017 - 30 мая 2019) архиеп. Венский и Будапештский
Иоанн (Рощин) (30 мая - 30 августа 2019) митр. Венский и Будапештский
Марк (Головков) (30 августа 2019 - 7 июня 2022) митр. Рязанский (Будапештский и Венгерский)
Иларион (Алфеев) (с 7 июня 2022)
Благочинные
Иоанн Кополович (11 ноября 1949 - 30 июля 1954)
Фериз Берки (30 июля 1954 - 2000)
География
г. Будапешт , г. Дебрецен, г. Дьондьош, г. Ирем, г. Мишкольц, г. Ниредьхаза, г. Сегед, г. Токай, г. Хевиз [3]
Средства массовой информации
Эдьхази хроника (Церковная летопись, с 1952 - упом. 2012)
Литература
Смирнов А. П., прот., "Поездка в Венгрию," ЖМП, 1946, № 9, 45-53.
Кополович И., прот., "Православное благочиние в Венгрии," ЖМП, 1954, № 4, 13-15.
Берки Ф., прот., "Православная Церковь в Венгрии," ЖМП, 1969, № 4, 53-56.
Берки Ф., прот., "Наш первый отпразднованный юбилей," ЖМП, 1975, № 5, 12-22.
"Определения Свящ. Синода," ЖМП, 2000, № 2, 13.
"Определения Свящ. Синода," ЖМП, 2000, № 6, 7.
Небольсин Э., "Венгрия," Православная энциколпедия, т. VII, М., 2004, 562-569.
Александров В., свящ., Буевский А. С., "Венгерское благочиние," Православная энциколпедия, т. VII, М., 2004, 551-552.
Использованные материалы
Страницы официального сайта Будапештской епархии Московского Патриархата:
http://hungary.orthodoxia.org/?page_id=58 - "История Венгерской православной епархии," 30 октября 2012
http://orthodoxia.org/hungary/p/1/4/4.aspx
Статья Справочника РПЦ 2000-2004.

[1]  По данным Справочника РПЦ 2000-2004.

[2]  "История Венгерской православной епархии," официальный сайт Будапештской епархии Московского Патриархата, 30 октября 2012, http://hungary.orthodoxia.org/?page_id=58

[3]  http://www.patriarchia.ru/db/text/2674273.html

Редакция текста от: 09.06.2022 21:34:09
"БУДАПЕШТСКАЯ ЕПАРХИЯ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА" еще можно поискать:
полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Powered by DrevoWiki based on Yii


Рецензии