Работа по объявлению

               

   Вот Надежда Ивановна стала пенсионеркой. Оформила расчёт на работе. С чувством облегчения в последний раз вышла через проходные завода. 

   Теперь она наслаждалась возможностью полностью распоряжаться своим временем, возможностью высыпаться утром, возможностью отдыхать от работы на заводе, от общения с начальниками и коллегами.

   Но по закону бытия – «Всё хорошо не бывает». Пугала невозможность прожить на пенсию, как не экономь. Она не хотела и не привыкла, как говорится, «сидеть на чьей-то шее», пусть и на шее родного сына.

   Начала искать работу в газетах, по интернету. В объявлениях требовались на работу люди чем-то торгующие, а с дипломом технической специальности, как у Надежды Ивановны, реже и только молодые мужчины. Возвращаться работать на завод не было желания, да и сил работать по – прежнему не было.

   Одно объявление в газете заинтересовало Надежду Ивановну – требовался оператор на работу по телефону. Позвонила, её пригласили на собеседование.  В многоквартирном доме на первом этаже располагался небольшой офис магазина «Уютный дом». В нём продавали одежду и постельные принадлежности из натуральных материалов – хлопка и шерсти. Собеседование проводила женщина около тридцати лет, холёная, дорого одетая. Представилась : «Ольга». Она руководила работой операторов и менеджеров.

   Ольга спросила Надежду Ивановну, какое образование, где и кем работала? Потом кратко рассказала про работу оператора по телефону, т.е. по мобильнику. Оператор звонит потенциальным клиентам по выданному ему списку; говорит с клиентами грамотно и вежливо; приглашает их посетить офис магазина.

   На работу приняли с испытательным сроком – один месяц. Ольга назвала зарплату. Будущему оператору она понравилась.

   С первых дней работы Надежда Ивановна старательно вникала в выполняемую работу, узнавала, как в магазине организована вся работа с клиентами. Промоутеры в торговом центре раздают посетителям карточки – это небольшого формата листы бумаги с отпечатанным на них названием и адресом магазина «Уютный дом». А покупатель, взявший карточку, диктует промоутеру номер своего мобильного телефона, и хотя бы имя отчество (можно без фамилии). Промоутер записывает эти сведения на другой карточке, которую отдаёт в офисе магазина Ольге. Потом она выдаёт эти карточки оператору или списки клиентов, написанные на листе бумаги.
Начинается работа оператора по мобильнику. Он звонит потенциальному клиенту и читает выданный ему напечатанный текст о том, что именно его карточка в промежуточном розыгрыше вышла в финал и сегодня в офисе магазина всем финалистам выдадут именные сертификаты. По номерам этих сертификатов будет разыгрываться бытовая техника. Конкурс бесплатный и так же бесплатно будет вручен маленький подарок. В конце разговора оператор задает вопрос потенциальному клиенту: «Вы придёте с кем-то?» Если клиент называет имя или имена, оператор записывает их и приглашает тоже прийти в офис на встречу.

   Всех пришедших гостей угощают чаем с конфетами. Менеджер рассказывает о товаре магазина и показывает его. Финалистам вручают именные сертификаты и маленькие подарки из хлопка – это носовой платок, или повязка на голову, или салфетка. В общем всё без обмана – что обещали, то и выполняют. Встреча проходила культурно и приятно для гостей. Кто-нибудь из них покупал товар в магазине. Если покупателю не хватало денег, то менеджер обещал помощь в оформлении рассрочки или кредита.

   Однажды в магазин пришёл тщедушный старик и с ним хмурые родственники предпенсионного возраста – мужчина и две женщины. Старик протягивал в дрожащей руке документы, обступившим его менеджерам, Ольгой, и ещё кем то, по-видимому,  сотрудниками магазина. Он заученно твердил, что ещё может по закону отказаться от кредита. Но сотрудники магазина убеждали старика, что это уже невозможно. Он продолжал что-то говорить о «гробовых деньгах» (т.е. о деньгах отложенных им на свои похороны). Толи старик хотел расплатиться этими деньгами за купленный товар, толи  жаловался, что не хватит этих денег расплатиться. Ну что ж не рассчитал покупатель свои финансовые возможности.  Как-то неуютно стало Надежде Ивановне в этом « Уютном доме». 

   Вначале испытательного срока она работала одна в комнате, где был выставлен товар на продажу. После ухода с работы двух операторов, наверное, не прошедших испытательный срок, Ольга предложила ей занять любое из освободившихся мест за столами в комнате операторов. Здесь работали постоянно два оператора женщины – предпенсионного возраста Валя, двадцатипятилетняя Люда и две двадцатитрёхлетние Юля и Таня, проходившие испытательный срок, как Надежда Ивановна, но начавшие его на неделю раньше.

   Вчетвером они выходили покурить на крыльцо магазина, иногда к ним присоединялись менеджеры и Оля. Надежда Ивановна не курила, во время их перекуров делала гимнастику или работала. Операторы часто садились покушать. В это время она продолжала работать или отдыхала. Если операторы не ели, не курили, то отдохнуть от работы выходили в комнату Ольги. Надежда Ивановна понимала, что хотя бы здесь надо быть вместе с коллективом. Но очень уставала от разговоров с клиентами и пустой трёп вперемешку с матом, ставшим теперь у россиян почти цензурным, выдерживала недолго – уходила. В одной из таких посиделок, Валя похвасталась, что раньше работала кассиром в продуктовом магазине и всегда возвращалась домой с дополнительным заработком.

«Как может дополнительно заработать кассир?»- пыталась понять Надежда Ивановна. И поняла, вспомнив свои общения с кассирами в торговых точках. Например: в большом магазине маленького города,  претендующего на звание «третьей столицы»,  кассир ей даёт сдачу со словами: «восемьсот пятьдесят три рубля» и быстро отворачивается. Пересчитав деньги обнаруживает: «Не хватает ста рублей». Обращаясь к спине кассира, настойчиво требует их отдать. Очередь в кассу молча наблюдает, охранник магазина встаёт за спиной Надежды Ивановны. Кассиру пришлось расстаться с прихватизированными деньгами. Точно такая же ситуация повторилась в магазине родного города Триречинска. А ведь кто-то из покупателей может не заметить этого трюка. И вот он дополнительный заработок кассира.

   Ещё один трюк этих специалистов. Но тут кассир оказалась куда изобретательнее. За купленные в палатке молоко и кефир, Надежда Ивановна отдала бумажные деньги, а потом четыре рубля – одна монета два рубля и двумя монетами по одному рублю. Застегнула портмоне. Продавец - кассир показывает свою ладонь с деньгами, одного рубля не хватает. Пока доставала два рубля одной монетой, исчез остававшийся один рубль, но она потребовала отдать его. И тут продавец - кассир выпрямляет гибкий мизинец под ним лежит второй исчезнувший рубль. « Лучше расплачиваться банковской картой. Нанотехнологии вряд ли они перехитрят», - решила Надежда Ивановна.

   Есть и другие способы улучшить кассиру своё материальное положение, не отходя от кассы. Это сэкономить на оплате продуктов и опять же за счёт покупателя и благодаря его невнимательности. Поэтому покупателю необходимо проверять чек в магазине. Удивительно, что так делают не многие. А ведь можно обнаружить - за товар купленный по акции заплачено в два раза дороже. Оказывается надо брать не одну, а две штуки этого товара. И в ценнике напечатано "1+1". Но так мелко, что заметить эти цифры может только очень зоркий покупатель. И в чьей сумке окажется второй товар? Пакеты с весовым товаром завязывать до того как они попадут в ловкие руки кассира. Иначе часть из них может исчезнуть. При укладывании всего купленного в свою сумку, не полениться покупателю проверить наличие хотя бы товара маленького размера.

   Так " собирая с миру по нитке", то бишь по рублю и по куску, кассир может заработать дополнительно и взять себе часть товара бесплатно.

   Перерыв закончился, она продолжила работу. После её переговоров с потенциальными клиентами, многие приходили в офис магазина на встречу. За каждого пришедшего клиента оператору повышали зарплату. И тут Ольга и дружный коллектив ею руководимый, стали объяснять Надежде Ивановне, что в их магазине у неё оказалось « плохая память». Это не Ольга регулярно меняет указания по работе на противоположное, а это Надежда Ивановна путает. Всё больше она убеждалась, что работает в коллективе ясновидящих. Похоже, они с первого дня её работы знали конечный результат испытательного срока. Под влиянием этого талантливого коллектива у Надежды Ивановны тоже открылся дар ясновидения. Она поняла, что не пройдёт испытательный срок, как не пройдут его Юля и Таня, несмотря на их старания быть похожими по поведению на коллектив магазина. Но по своей привычке доводить начатое дело до конца решила доработать испытательный срок. И больше сюда не возвращаться.

   Ольга верила в свои способности психолога. Этих способностей Надежда Ивановна в ней не заметила. Типичный работник торговли с некоторым внешним лоском. После очередного изменения указания по работе, Надежда Ивановна записала его, поставила дату и вежливо обратилась к Ольге: «Прочитайте, пожалуйста? Правильно я поняла?» Кивнув головой, и  раздосадовано хлопнув ладонью по столу, начальник - психолог вышла из комнаты. В другой раз во время переговоров Надежды Ивановны с клиентами по мобильнику, Ольга положила на стол перед ней карточки новых потенциальных клиентов со словами : « Десять штук». Потом оказалось: « Одной карточки не хватает». И конечно потеряла её Надежда Ивановна. Эта ситуация повторилась во второй раз. Но она немедля пересчитала карточки, как только Ольга положила их на стол.
"Какая Ольга рассеянная. Уж не влюбилась? Или…" - подумала слишком испытуемый оператор.

   Теперь она перед уходом с работы вытряхивала содержимое своей дамской сумки и укладывала всё внутрь, надевала ручку сумки на своё плечо; осматривала карманы своего пальто – пустые; надевала пальто.
 
   Заканчивался рабочий день. Оставалось отработать ещё четыре дня. Неожиданно, без всякого повода, молодой оператор Люда, работавшая постоянно, начала хамить и орать на Надежду Ивановну, явно стараясь спровоцировать скандал.
«Всё пора уходить. И это надо было сделать раньше»,  - решила Надежда Ивановна.

   Потом больше месяца она звонила Ольге по мобильнику, приходила в офис магазина с напоминанием о выплате зарплаты. Там уже работали новые операторы с испытательным сроком. И вот настал долгожданный день, когда Ольга сама позвонила Надежде Ивановне, назначила день и время получения зарплаты. Заплатили треть обещанной при собеседовании суммы. Но ведь Надежда Ивановна не доработала до конца испытательного срока четыре дня.

   По пути домой она про себя и для себя раскрывала по - Задорнову смысл нового слова, появившегося в русском языке в период перестройки – лохотрон. Это сложное слово, состоящее из двух слов. Первое: лох – глупый человек, легко поддающийся обману умного человека или умных людей, умеющих зарабатывать любым способом. Второе: трон – не царский, а в нужнике над вонючей ямой с испражнениями. Тут и раскрывается смысл всего слова лохотрон  – это процесс обмана глупых людей умными людьми.

   Где-то через полтора года Надежда Ивановна прочитала знакомое объявление в газете: « Требуется оператор на работу по телефону». Позвонила из любопытства. Ей ответил знакомый женский голос, предложил прийти на собеседование по знакомому адресу в магазин с другим названием.

   Так Надежда Ивановна увидела краешек торгового бизнеса, и дальше в нём участвовать желания не было.


Рецензии
Доброе время суток Алёна! Прочитал Ваш рассказ, понравился. Читается легко, без длинющих предложений, с которыми я постоянно, безуспешно борюсь в своих рассказах. Сюжет понятен и близок многим читателям так или иначе связанных с работниками торговли. Всего Вам доброго и дальнейших успехов.

Валерий Брюхов   17.04.2024 17:14     Заявить о нарушении
Благодарю, Валерий, за пожелание. Желаю Вам совершенствоваться в любимом занятии!

Алёна58   19.04.2024 08:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 49 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.