Колено Фогармы. К дискуссии о существовании племен

В монографии профессора МГУ Ольги Юрьевны Артёмовой «Колено Исава. Охотники, собиратели, рыболовы. Опыт изучения альтернативных социальных систем» (2009) изучается социальное устройство охотников и собирателей Австралии, Африки, Южной Азии. В книге предлагается по-новому взглянуть на привычные для этнолога понятия «род», «племя». Автор считает их не универсальными явлениями, в частности, отсутствующими у аборигенов Австралии. В догосударственном обществе важна не территория обитания как таковая, а родство между людьми, которое является скрепляющим институтом. Автор анализирует общественную организацию у коренных австралийцев, обитающих в районе Арнемленда, бушменов Южной Африки, пигмеев экваториальной Африки и хадза Танзании, палияр Южной Индии и негритосов Малайзии и Филиппин, приходя к выводу о том, что социальное равенство достижимо. Исследователь рассматривает небольшие группы охотников-собирателей как уникальные примеры гармоничного сосуществования человека и природы, как осколки той части человечества, которая некогда выбрала нетехнологический путь развития. «Колено Исава» — не только этнографическое исследование, это работа ученого-философа, изучающего человека во всех его проявлениях.

На самом деле концепция альтернативных догосударственных социальных систем была разработана в германской историографии в 1-й пол. XX века. Подтверждается это и материалами ранее не публиковавшимися работы австралийской этнографической экспедиции от 1961 года. Перейдём к изложению фактических данных.

12 апреля 1961 года в городок Томск прибыл австралийский этнограф Вилли Грэйтмаунд. Вокруг никакого другого жилья. Основная этнолингвистическая группа — славяне, хотя представлен и ряд других. Население приблизительной численностью 1200 человек, из них не более 60 белых арийцев, главным образом занятых на руководящей работе.

В этой дикой стране совершенно отсутствовали железные и шоссейные дороги, от того-то у ученого болела вся нижняя часть тела от долгого пути на лошадях. Пребывая в шоке от увиденного и страдая от ноющей боли в бёдрах он поселился в небольшой квартире в центре. Редкому гостю из далёкой страны её с удовольствием предоставил бургомистр.

Это была первая в XX веке научная экспедиция к сибирским аборигенам. Интерес ученого был обусловлен тем, еще автором был обнаружен в библиотеке Сиднея уникальный сборник фольклорных рассказов «Мифы славян», изданный австралийской исследовательницей У. Макконнел (1927).

Когда-то русские и другие славяне жили гораздо западнее и даже приписывали себе строительство таких городов как Питэрбург, Адлер, Севастопол, Мораст. Последний они называли Москва. Но освободительный поход германской армии расставил всё на свои места. Тот лёгкий налёт цивилизованности, который был характерен для русских, проживавших в Восточной Европе, здесь быстро улетучился.

Одним из важных источников по истории славян является расширенная версия Майн Кампф германского Вождя, изданная в 1950 году. 40-летний Вилли, многое повидавший на своём веку, с ужасом оглядываясь по сторонам, убеждался, что источник описывал быт и традиции этого народа почти в полном соответствии с реалиями. Поразительно, как точно описывает их сущность и общее имя для всех славян на германских языках  - Sklave – Раб. Относятся ли аборигены к одной из двух человеческих рас - нордической и италийской - ещё предстояло установить.
В соседней квартире раздавались звуки праздника – непонятное событие отмечалось пирогом из солёной лебеды. От одного вида этого блюда учёного тошнило. Более всего радовался единственный ребёнок в семье. Об уплате сбора на рождение второго в этой семье не могло быть и речи.

Вилли, получивший недавно степень доктора философии, всё свободное время размышлял о проблеме отсутствия государства у славян. Известно, что северные и восточные германцы неоднократно предпринимали попытки учредить этот важнейший социальный институт на землях славян. Но каждый раз эти попытки терпели неудачу. Скорее всего, виной тому необычный образ жизни и происхождение этого народа. Возникнув от смешения юдов и монголов, они всеми силами сопротивлялись проникновению ростков цивилизации в свой образ жизни. Промышляя охотой и собирательством, они никак не хотели свести окружавший их хвойный лес, распахать и засеять его хлебом. Они сетовали на то, что в этих местах не растут злаки. А выращивание картофеля было запрещено властями, на нарушителей устраивались карательные экспедиции. Выхода из этого замкнутого круга не было.

Наиболее варварским обычаем у русских была продразвёрстка, придуманная одним из их племенных вождей, Ульяновым. Это жуткое явление заключалось в заготовке мяса посредством жеребьёвки среди аборигенов. Впрочем, каннибализм в условиях перманентного голода здесь не только не карался, но и являлся одним из традиционных развлечений этого народа. Как при столь варварских обычаях этот народ смог просуществовать около тысячелетия до сих пор остаётся загадкой. Доктор Грэйтмаунд пришёл к заключению, что образ жизни этого народа является альтернативой современной цивилизации, своеобразный нетехнологический путь развития.

У бургомистра в квартире было радио. Из новостной передачи взволнованный чиновник узнал, что Германия отправила на околоземную орбиту первого раумфахрера.

В 2009 году вышло 4-е переиздание книги доктора В. Грэйтмаунда «Колено Фогармы.  Охотники, собиратели, рыболовы. Опыт изучения альтернативных социальных систем». В книге предлагается по-новому взглянуть на привычные для этнолога понятия город и государство применительно к славянам, населявшим Северную Евразию. Автор считает их не универсальными явлениями, в частности, отсутствующими у аборигенов Сибири. В догосударственном обществе важна не территория обитания как таковая, а родство между людьми, которое является скрепляющим институтом. Автор анализирует общественную организацию у коренных славян, обитающих в бассейне р. Обь, приходя к выводу о том, что социальное равенство достижимо. Исследователь рассматривает небольшие группы охотников-собирателей как уникальные примеры гармоничного сосуществования человека и природы, как осколки той части человечества, которая некогда выбрала нетехнологический путь развития. «Колено Форгамы» — не только этнографическое исследование, это работа ученого-философа, изучающего человека во всех его проявлениях.

Любому историку известно, что в научной работе необходимо перекрёстное сопоставление всех источников. Результаты работы экспедиции Грэйтхаунда не подтверждаются сопоставлением с другими историческими данными. Хочется выразить надежду, что тот же критический подход будет применяться и по отношению к англоязычной этнографии Австралии. Кому-то повезло спастись от нацистского геноцида, кому-то нет. «Предполагают, что, когда в конце 18 в. началось заселение материка европейцами, там проживало около 1,2 млн. аборигенов, однако встречаются и гораздо меньшие оценки - вплоть до 300 тыс. В 1921 году общая численность аборигенов Австралии составляла около 60 тыс. человек» (Кудашов, 2013. С. 179-180).
Кудашов А.В. Брачно-семейные отношения и обычаи австралийских аборигенов Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2013. Вып. 4 (79). С. 179-183.


Рецензии