Известный и неизвестный Лермонтов

 
           Пушкин — солнце русской поэзии, а Лермонтов ее ослепительный романтический парус. Стихотворение «Парус» согласно школьной программе рассматривается как тоска поэта, жившего в эпоху безвременья николаевской реакции тридцатых годов после разгрома декабристов в политическом аспекте, лишая образ метафизической глубины. А ведь стихи поэта имеют не только художественную, но и философскую ценность. Куда стремится человеческая душа? Поразительно, что такое значимое для  национальной культуры произведение создал восемнадцатилетний юноша, гуляя в Петербурге по набережной финского залива.  Лермонтов пишет о том, что душа устремлена туда, где море сливается с небом, где земная обыденная жизнь соприкасается с идеалом и человек стремится в бурю неизведанного,  где закаляется человеческий дух. Да, такого Лермонтова не изучают в школе. В последнее время стало появляться много статей о  великих людях с целью  удивить читателей, открыть им страницы из  жизни замечательных людей, которые выходят за рамки школьной программы.. Но желание доказать, что гении не лишены человеческих слабостей,приводит нередко к опошлению, искажению правды об их личности.
         
       В наши дни оспаривают  легенду о прославленном предке поэта.  В далёком XIII веке в Шотландии жил известный бард Томас Лермонт, по прозвищу Томас-Рифмач, который   прославился настолько, что превратился в героя кельтского фольклора. О нём слагали легенды, ему приписывали провидческий дар и любовь с Королевой эльфов. Предок Лермонтова  происходил из семьи, получившей титул за участие в разгроме короля Макбета – того самого, которого увековечил в своей пьесе Шекспир. Учёные подвергли легенду критике. Тем не менее шотландцы на своей Родине поставили памятник прославленному русскому поэту, потому что горды таким родством. Гораздо важнее анализа таких легенд понять творчество великого поэта в контексте мировой культуры, в частности взаимодействия свободолюбивого творчества английского поэта Джорджа Байрона, который стал властителем дум декабристов, которые вышли в 1925 году на Сенатскую площадь, чтобы ограничить права дворян, угнетавших крепостных крестьян как рабов и свергнуть абсолютную монархию, утвердив парламент.  Байрон выступал против сословного неравенства, он стал романтиком революции,   добровольно пополнив ряды итальянских  карбонариев, а затем принял участие в борьбе греческого народа против османского ига. После разгрома декабристов Лермонтов продолжил воспевать свободолюбивые идеи. Английские литературоведы считают Лермонтова  наиболее ярким представителем байронизма в  русской поэзии, потому что автор " Чайльд Гарольда" был наиболее созвучен его романтическому мироощущению.  Кроме Байрона поэт оригинально переводил Гете, Шиллера, Гейне, Мицкевича и сам значительно обогатил европейскую литературу, ибо культура развивается в тесной взаимосвязи лучших ее традиции.  Стремимся ли мы во всей полноте и многомерности, освобождая образ гения от хрестоматийного глянца  понять масштаб нашей национальной гордости?
         
           То, что  поэт был  болезненным ребенком и после ранней смерти матери  воспитывался в  имении своей бабушки Елизаветы Арсеньевой в селе Тарханы  хорошо известно. Один автор опуса о Лермонтове смаковал внешнюю неказистость поэта. Лермонтов, по отзывам современников, был человеком, внешне не  привлекательным. Рост его был всего 170 сантиметров, он прихрамывал и сильно сутулился, за что и заслужил в юнкерском училище кличку Маёшка по ассоциации  с горбуном. Ноги у него были кривые вследствие детской болезни и он рано после двадцати лет  начал лысеть, и телосложение у него  было плотноватое. Об его обжорстве и неразборчивом вкусе в светском Петербурге ходили легенды. Близкие друзья смеялись,что он не может отличить телятину от птицы. Однажды они  даже подложили ему на тарелку пирожки с начинкой из опилок. Но это больше свидетельствовало о царящих в свете нравах и о характерном и для  нашего «гламурятника» стремлении судить о человеке по внешнему блеску и лоску, за которым делается  попытка скрыть скудоумие и ущербность души.
         Цепкий ум и страстность пылкого сердца поэта нашли отражение в блеске его больших бархатных темных глаз, взгляду которых было ведома и яркость восприятия мира, и глубина понимания шагов истории и сути мира. Мы помним знаменитое стихотворение «Родина» с невзрачной крестьянской повозкой, «чету белеющих берез», «и пляску с топотом и гиком под говор пьяных мужиков». Лермонтов шестнадцать лет прожил в Тарханах, полюбил золотые поля Пензенской губернии и простых людей. Когда добрейшая, по воспоминаниям современников, помещица Арсеньева приказывала запрячь в телегу молодого парня и везти ее по деревне или нещадно сечь крепостных девок, Мишель яростно бросался на нее с ножом. Мир Божии и мир контрастов богатства и нищеты, самодурства и бесправия не ускользал от его пытливых и внимательных черных глаз. Он рано научился соизмерять законы мира божьего с законами «немытой России», « страной рабов, страной господ» и преданного голубым мундирам беззащитного труженика — народа, ввергнутого в бесправие и нищету. Он много размышлял, почему на бескрайних просторах прекрасной земли, гармония царственной природы  контрастирует с ужасами крепостного бытия.


    В дни заключения  под стражу после нашумевшего стихотворения «Смерть поэта», где заявивший о себе новый гении русской поэзии обличал преступление «наперсников разврата», которые «злобно гнали» "свободный Божии дар" Пушкина и раздували пожар протеста и вражды, и угрожал сильным мира сего  Божьим судом, недоступным звону злата, Лермонтов пишет  удивительное стихотворение.
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
      В  часы одиночества, разочарования поэт мучительно размышляя о смысле жизни и находит в себе силы для борьбы за выживания, для дальнейшего протеста и воспевания подлинных ценностей, выпестованных   в его душе, стремящейся к совершенству. Удивительно точное описание природных звуков и красок создает эффект неописуемого счастья несгибаемого духа, который в обращении к Богу в трудной ситуации находит поддержку и успокоение.
         После заключения в 1837-ом  и быстрого обретения литературной славы Лермонтова отправляют на Кавказ, где было неспокойно и приходилось вести бои с непокорными горцами, чтобы сохранить целостность в России и самодержавный уклад в  регионе, где всегда жил дух свободы, воспетый поэтом в знаменитой поэме «Мцыри». Мы ценим творчество поэта за пронзительную исповедальность. Демон — дух изгнания и Мцыри — светоч заточения говорят голосом поэта, открывая нам бездны одинокой неприкаянной  души и взлет человеческого духа. Обе поэмы написаны в духе романтизма под воздействием лирики Байрона. Это вершина романтической поэзии Лермонтова.

     Я знал одной лишь думы власть,
     Одну - но пламенную страсть:
     Она, как червь, во мне жила,
     Изгрызла душу и сожгла.
     Она мечты мои звала
     От келий душных и молитв
     В тот чудный мир тревог и битв,
     Где в тучах прячутся скалы,
     Где люди вольны, как орлы.
     Я эту страсть во тьме ночной
     Вскормил слезами и тоской;
     Ее пред небом и землей
     Я ныне громко признаю
     И о прощенье не молю.

      Кавказ поразил поэта еще в детстве, когда бабушка привозила болезненного мальчика с пытливым умом и богатым воображением поправить здоровье. Михаил Юрьевич за годы на Кавказе много пишет и рисует: Он  пишет не только поэмы и стихотворения, но и картины: Еще известно, что Лермонтов самозабвенно любил математику и подолгу корпел над решением трудных задач, славился также любовью к шахматы. Успехи в точных науках отточили природный ум и память. Несомненно то, что если бы он стал поэтом, то непременно стал бы  художником. Он пишет маслом и акварелью, делает многочисленные наброски карандашом. Помимо этого, поэт знакомится не только с природой Кавказа, но и с его народом: с кухней, песнями, сказаниями, памятниками. В его произведениях и  записках высвечено отношение к горцам как  заслуживающим уважения воинам и свободолюбивым героям, чуждым мелочного интриганства и подлости, царящих в правящих кругах русского общества.   Отношение поэта к кавказскому конфликту было противоречивым: он не принимал ужасы войны,  искренне сочувствуя свободолюбивому  населению Кавказа, воспетому и в образе Мцыри. Но, будучи верным присяге боевым офицером, он проявлял должное мужество и инициативу в военных сражениях. У Лермонтова не было и религиозного  фанатизма, резкого противопоставления христианства и мусульманства. Общественный деятель Осетии Гаппо Баев писал: «Если к Пушкину горцы питают чувство благодарности и уважения, то Лермонтов сделался для них предметом восторженного культа преклонения и безграничной любви.» Музеи Лермонтова есть и в Тамани, и в Пятигорске. В Чечне даже есть селение Лермонтов-Юрт, неподалёку от легендарного села Валерик, а в Грозном русский драматический театр носит имя поэта.  Лермонтова, несмотря на то, что он сражался с горцами, на Кавказе почитают потому, что многие он питал  особую любовь  природе,  духу и культуре Кавказа.
         
      Это было обусловлено не только благородством личности поэта, но и хорошему образованию, которое привило ему широту взглядов и свободомыслие. В одной из статеек прочитала, что в детстве у Лермонтова не было хороших учителей. Как известно, в дворянских семьях для домашнего обучения приглашались  специальные учителя, в основном иностранные. Бабушка денег на образование внука денег не жалела и наняла грека и француза, которые для этого были совершенно непригодны. Тем не менее Мишель поступил в четвертый класс Благородного пансиона при Московском университете, где одним из преподавателей был профессор Московского университета Алексеи федорович Мерзляков, который также обучал будущего поэта на дому. Он оставил след в истории русской литературы не только как литературовед, читавший лекции об основах стихосложения и мастерстве последователей Ломоносова в отечественной поэзии, как автор песен и стихов, знаменитого романса « Среди долины ровныя», но и как педагог, прививший любовь к русской литературе Грибоедову и Вяземскому, Чаадаеву и Полежаеву, Тютчеву и Лермонтову
         
        Читаем, что Лермонтов был плохим студентом и в Московском университете он  часто ругался с начальством и преподавателями. С товарищами по обучению он практически не дружил. А ведь вместе с ним учились будущие русские знаменитости – Иван Гончаров, Александр Герцен, Виссарион Белинский. Но однажды все - таки Лермонтову суждено было встретиться с Белинским на гауптвахте, куда тот пришел навестить брата. Их беседа была теплой и дружеской. Да, поэт был знаком с Гоголем, Жуковским, но не имел возможности с ними проводить столько времени, как Пушкин. Он не примыкал ни к какому политическому или религиозному движению. Был одинок, как  герои произведений Байрона, с творчеством которого познакомился в 15 лет еще в университетском пансионе, когда изучал английский язык. По меткому замечанию современников Мишель изучал его по произведениям Байрона. У них были сходные душевные переживания и оба в глазах окружающих были странными и не всегда приятными, да и романтический байронизм удивительно соответствовал мироощущению пылкой душе Лермонтова, рано столкнувшемуся со многими разочарованиями в жизни. Особенно их сближало негативное отношение к социальному неравенству в их странах.
       Ни с кем в университете, где царил дух аракчеевщины, поэт не сошелся, поэтому он поступил в  Школу юнкеров. Среди товарищей  были популярны его непристойные поэмы и стихотворения: «Ода к нужнику», «Уланша», «Гошпиталь».  В «Оде» Лермонтов пишет о любовных отношениях между юнкерами, а в «Уланше» – о походе целым эскадроном к одной женщине. Сатирические нотки английского поэта обогатили палитру мастерства юного Лермонтова. Подобно байроновским героям юный поэт начал носить защитную маску отчуждения и презрения к окружающим. По словам Шан-Гирея, Лермонтов в Школе исчезли следы домашнего воспитания и простоты, юношеского  очарования, появился грубоватый, небрежный тон,  удальство лихости и разгула, без чего кавалерист не считался кавалеристом.  Все это было наносное, напускное и совершенно не соответствовало душевным качествам и характеру Лермонтова и исчезло вместе с производством его в офицеры. Лермонтов значительно обогнал своих товарищей по уму и развитию. Он больше  читал, имел широкий кругозор, составил собственные взгляды на жизнь, которую успел достаточно изучить с разных сторон. По словам П.А. Висковатого, «рано измученный несчастными обстоятельствами жизни поэт созрел не по летам, и, одинокий, вверял лишь музе свои мысли и скорбь души».  Как и Байрон, он писал романтические стихи, отличавшиеся живостью воображения и поэтическим совершенством, интересом к жгучим вопросам современности.
      Близких друзей между юнкерами у Лермонтова было мало. Он особенно тесно сблизился с В.А. Вонлярлярским, человеком уже пожившим,добровольно променявшим гражданскую службу на военную, ставшим впоследствии известным беллетристом, автором «Большой барыни», талантливым музыкантом, художником и скульптором. Вонлярлярский своими неистощимыми рассказами  всегда привлекал большое количество юнкеров; Лермонтов не уступал ему в остроумии и шутках. К числу близких приятелей принадлежали также два брата Мартыновых, из которых младший, красивый и статный молодой человек, приобрел такую печальную известность в судьбе поэта. Юнкера называли Мартынова «Homo force» – свирепый человек. Он всегда хвастался своим здоровьем и силой.
     Лермонтов недурно танцевал, играл  на рояле и пел речтативом, но светская жизнь повесы его не прельстила. Он усвоил  в Школе  дух традиций прославленных кавалеристов и был воспитан на основе  геройства и  подвигов русской армии. Это  оставило глубокий, неизгладимый след,  во впечатлительной, чуткой душе поэта, развило в нем чувство истинного патриотизма и укрепило сознание долга, чести и доблести. Впоследствии, будучи переведенным в Тенгинский пехотный полк, Лермонтов принимал деятельное участие в покорении Кавказа. Он мечтал в 1840 году, когда были опубликованы сборник стихов и роман "Герои нашего времени",   отличиться в бою, получить награду и  выйти в отставку,чтобы полностью заниматься литературным творчеством.  Когда был ранен  Дорохов, ему предложили возглавить отряд добровольцев  в Чечне, который совершал  разведывательные и партизанские действия. Его отряд  неожиданно появлялась в опасных местах и наводил ужас на чеченцев. Поэт отличался необыкновенной храбростью, ел с солдатами из одного котла и спал на земле. Подразделение Лермонтова также  отличилось при Валерике 30 октября: бойцам удалось уничтожить значительную часть чеченского конного отряда, не дав неприятелю уйти в лес..
     За храбрость и мужество он был  представлен к Владимиру 4-й степени с мечами и золотому оружию. Но, благодаря ненависти  к поэту  правящих кругов в Петербурге, обе награды были отменены.  В поэме «Валерик» он живописно описал бои, в котором принял участие.

Гудит музыка полковая;
Между колоннами въезжая,
Звенят орудья. Генерал
Вперед со свитой поскакал…
Рассыпались в широком поле,
Как пчелы, с гиком казаки;
Уж показалися значки
Там на опушке — два, и боле.
А вот в чалме один мюрид
В черкеске красной ездит важно,
Конь светло-серый весь кипит,
Он машет, кличет — где отважный?
Кто выйдет с ним на смертный бой!..
Сейчас, смотрите: в шапке черной
Казак пустился гребенской;
Винтовку выхватил проворно,
Уж близко… выстрел… легкий дым…
Эй вы, станичники, за ним…
Что? ранен!..— Ничего, безделка…
И завязалась перестрелка…
           Но достоинство поэта заключалось не только в запечатлении  сражении. Поражает мысль поэта, его  мечтанье,

А там вдали грядой нестройной,
Но вечно гордой и спокойной,
Тянулись горы — и Казбек
Сверкал главой остроконечной.
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?


     Император Николай I несмотря на все заслуги поэта так и не подписал наградного списка. Царь также потребовал, чтобы поручика вернули на фронтовую службу в полку, отстранив от экспедиции в Чечне. В декабре поэт на 2 месяца уехал в отпуск к бабушке в Санкт-Петербург – это было его  последнее посещение  столицы, в которой по - прежнему царили коррупция, идолопоклонство и подлые доносы, чтобы завладеть имуществом опальных лиц после разгрома декабристов. Его сердце пылало ненавистью к несправедливому режиму, что отражалось в непонятных выходках.     Современники вспоминают, что Лермонтов носил маску Дон Жуана, получал мстительное удовольствие, когда мешал чужому счастью  Он  разрушал планы влюблённых и расстраивал свадьбы. Узнав о помолвке кого-нибудь из знакомых, он начинал чаще наведываться в дом невесты, писать ей стихи и подносить цветы. Как и Пушкин, который тоже красотой не блистал, Михаил Юрьевич мог очаровать  любую женщину стихами, пылким взглядом, роскошными букетами роз. Иногда он мог разжалобить чужое сердце угрозами свести счёты с жизнью. Как только девушка влюблялась и готова была отказаться от свадьбы, он тут же исчезал или желчно   смеялся.  Так Екатерине Сушковой поэт вначале посвятил стихи о неразделенной любви, как - будто «кто — то камень положил в его протянутую руку». Потом он отомстил за давнее равнодушие, влюбив её в себя накануне свадьбы.
        Всю свою короткую жизнь поэт свято любил одну женщину -  Вареньку Лопухину, бывшую годом его младше, с которой ему не суждено было обручиться. Но об этом мы помолчим, не будем уподобляться поклонникам желтой прессы и ворошить личную жизнь поэта. Вспомним только слова максима Горького о том, что соотечественники восхищались слабостями Бальзака как продолжением его достоинств. У нас же многие стремятся гения снизвести до своего уровня.
      На роковую для него дуэль Лермонтов нарвался сам, днями напролёт изводя Мартынова насмешками при общих знакомых. Когда он во время дуэли выстрелил в воздух со словами «Чего на дурака пулю тратить», то окончательно взбесил противника и плохо стрелявший Мартынов попал в цель и убил Лермонтова.Большая часть светского Петербурга приветствовала смерть поэта словами: «Так ему и надо». Если верить мемуарам известного дипломата П. Вяземского,  российский император Николай I мстительно произнес «Собаке – собачья смерть».         
       

          Можно трактовать образ Печерина как «лишнего человека» эпохи безвременья, можно находить аналогии с автором. Главное, что герои не пытается оправдаться, он совершает акт покаяния, судит самого себя  с позиции умудренного жизнью человека, ищущего и не находящего применения своему уму, храбрости и недюжинным способностям, растраченным впустую. Сколько усилии герои потратил на то, чтобы влюбить в себя трогательную черкешенку Бэлу,  княжну Мэри, сразиться в смертельно опасном приключении с контрабандистами, спугнув несчастных людей, зарабатывающих себе на пропитание. На дуэли Печерин убивает Грушницкого, предсказывает смерть и обезвреживает пьяного казака, рискуя жизнью. Смерть ходит всегда незримо рядом, фатальный исход жизни неизбежен. Но герои мучительно размышляет, что есть предназначение высокое в трагической одинокой судьбе такой быстротечной жизни. Автору гениального романа «Герои нашего времени было всего 26 лет.

".... если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение — только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, — но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто... Я стал читать, учиться — науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди — невежды, а слава — удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно... Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями — напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, — и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду... Как только будет можно, отправлюсь — только не в Европу, избави боже! — поеду в Америку, в Аравию, в Индию, — авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог».

              Зрелое творчество Лермонтова освободилось от подражания  романтизму   Байрона. Под влиянием Пушкина оно приобрело черты реализма и глубокой народности, обогатив русскую и европейскую культуру.Прочитав историю Печерина, Толстой сказал:«Если бы этот мальчик остался жить, не нужны были бы ни я, ни Достоевский». Лермонтов исполнил предначертанное ему судьбой за такой короткий отрезок жизни. Но какой трагической была его судьба, его рок. Какая трагическая развязка. Но из трагических начал, из обрывков противоречии своего характера, непонятный многими современниками, великий русский поэт сумел найти связующее звено для разных наций и поколений, вдохнув «скрытую теплоту патриотизма» в наши души:

Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

       Из стихотворения "Бородино» «вырос» лучший роман 19 столетия «Воина и мир». Павший смертью храбрых в бою за Россию в годы Великой Отечественной Давид Кульчицкий вслед за Лермонтовым произнес: «Наград не надо. Была бы Родина с ежедневным Бородино».


Рецензии
Здравствуйте! Много интересного в жизни великого человека. Читал, что он командовал казаками. Был смел и отважен. А о смерти его и сейчас спорят. Есть мнение что погиб он сидя в седле, когда ехал по дороге. А дуэль, придумали как оправдание. Спасибо, Вам. С уважением, Е Куманяев.

Евгений Куманяев   12.10.2022 21:10     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отзыв. Вы подтолкнули меня к дополнению моеи статьи, где я написала о двоиственном отношению Лермонтова к воине на Кавказе и влиянии кавказскои культуры, народного духа горцев на личность Лермонтова. Что касается легенде о гибели поэта, много конспирологических теории о смерти русских поэтов, но логика событии и понимание души поэта склоняют в пользу версии о дуэли. С уважением.

Нинон Пручкина   16.10.2022 03:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.