Архипелаг Кергелен. Глава 16

Глава  16. Лето.

       После прохождения отметки 170 метров эхо горы стало приносить новые гаммы. Сэнлюи решил – это от того, что рабочие забоя недостаточно чисто срезают отбойными молотками крупные фракции камня, остающиеся на дне шахты после подрыва. Для проверки своих предположений он сам несколько раз опускался в забой совместно с подрывниками, для приёма работ у забойщиков, а потом на гора прослушивал очередное эхо, но динамика нового звучания горы всё нарастала, казалось, что Земля отражает нарастающее напряжение,  поскольку в последних числах ноября и декабре 1980 года обстановка в мире продолжала медленно обостряться, но настоящая опасность подбиралась с самой невероятной стороны и эхо горы оказался здесь совершенно ни при чём.

       26 декабря 1980 года радио Москвы скупо сообщило о том, что продолжается Трансатлантическая экспедиция английских полярных исследователей, которая планирует совершить кругосветный переход, но не по параллели, а так, как его никто до того не совершал, а именно по меридиану, через Южный и Северный полюса. Эта новость произвела на товарища Сэнлюи удручающее впечатление, поскольку не содержала информации о меридиане по которому экспедиция будет проходить и ему показалось, что Архипелаг Кергелен мог бы стать надёжной базой путешественникам для броска на Антарктиду и он даже отдал распоряжение накрыть контейнеры на палубе танкера маскировочными сетками.

      Перед тем, как отдать распоряжение на проведение более глубокого комплекса маскировочных работ он, как бы на регламентное обслуживание, отключил внешнее вещание и начал прослушивать эфир в надежде получить более подробную информацию о прохождении экспедиции. Боясь упустить в информации любую деталь, Сэнлюи был готов законспектировать каждое слово, когда же на волне Радио Свобода он услышал репортаж об итогах трансантарктического перехода группы английских энтузиастов, узнал, что экспедиция англичан началась  2 сентября 1979 года, ещё за семь месяцев до выхода в море их танкера из Северной Кореи, а переход через южный материк начался 29 октября 1980 года, в эти же последние дни 1980 года она двигалась через ледник Росса в направлении новозеландской антарктической  станции  Скотт-Бейс, отложил всякие опасения относительно необходимости дополнительных мер маскировки экспедиции.

       Выяснилось, что экспедиция английских полярников была задумана и проводилась по Гринвичскому меридиану, а это означало, что с учётом всех допусков её маршрута он, маршрут, на подходе к Антарктиде проходил на 70 градусов правее, если смотреть с Архипелага Кергелен на Южный Крест, а после пересечения материка, на 110 градусов левее, если смотреть с архипелага Кергелен на Южный Крест, а Южный Полюс британцы прошли ещё 15 декабря 1980 года.

      Вещание радио Сэнлюи восстановил, но стал периодически прослушивать переговоры полярников советских полярных станций Восток, Новолазаревская, Прогресс и Молодёжная получая иногда очень забавные интерпретации новостей приходящих от официальным источников…

      В начале января советское радиовещание  передало, что якутскими шахтёрами добыт самый большой в мире алмаз, а из переговоров советских полярников услышал такую шутку, что если они получат буровое оборудование, то их керны будут дороже алмазных, сам же на это сообщение потребовал от забойщиков внимательнее рассматривать породу и если она имела любые  отражающие грани или отличалась по цвету от остального камня, передавать образцы маркшрейдерам, которых назначил, по совместительству геологической экспертизой.

      Приблизительно посчитав стоимость возглавляемой им экспедиции, Сэнлюи пришел к выводу, что извлекаемая из шахты порода также близка по стоимости сырому алмазу, драгоценному камню, который после обработки граней становится алмазом и пропустить который, по причине невзрачности, в темноте шахты было бы очень неосмотрительно. Усиление освещения места работ в бюджет экспедиции не входило, поскольку привезённые с собой «тысячи кубометров солярки» и так таяли со скоростью в десять кубометров за сутки, питая кроме самого забоя и горизонтального ствола ещё несколько генераторов обеспечивающих освещение, обогрев, подготовку пищи и работу разного рода приборов.

      Было просто необходимо предусмотреть альтернативу солярке и такое предложение как – то само – собой появилось в нескольких головах тружеников лагерного тыла. Дело в том, что на палубе танкера было несколько штатных велосипедов, которые предназначались для состава парного дозора, обязанного несколько раз за сутки объезжать на велосипедах верхнюю палубу, в комплект каждого из велосипедов, кроме питающего рулевую фару аккумулятора, входила колёсная динамка, посредством которой при движении аккумулятор подзаряжался, обеспечивая в ночное время мощную подсветку лампой-фарой не только палубы, но и почти за сто метров окружающую корабль водную гладь.


      Повара, просто ради забавы и конечно с разрешения товарища Сэнлюи, смастерили из одной динамо машины ветряк, установили его на мачту и с помощью автомобильной лампочки подсвечивали себе дорогу от поварской до трапа, откуда до портала уже полагалось централизованное освещение. Применение стандартных ветряных генераторов позволило бы значительно сократить расход горючего при том, что ветер на Архипелаге Кергелен не стоил практически ничего и подавался круглосуточно и в не ограниченном количестве.

     Шла средина Антарктического лета, которое на островах архипелага длилось месяцев семь с октября по апрель и январь был его самым тёплым месяцем, со среднемесячной температурой около плюс восьми градусов. Вероятно, в истории чьих-то наблюдений были и другие минимумы и максимумы, но на экспедицию  Сэнлюи они не пришлись. Январь в этих краях бывал и плюс 22 и минус 2, но эти катаклизмы в летние месяцы на стыке 1980 и 1981 годов не проявились.

      Стояло десять градусов, дул холодный южный ветер и непрерывно шел дождь, в задачу которого входило обеспечение положенных для января семидесяти миллиметров осадков, была сто процентная влажность и воздух состоял из моросящей взвеси, когда товарищу Сэнлюи доложили, что в шахте провалилось дно. В это время он слушал сообщение Радио Свобода о том, что 11 января 1981 года команда из трёх британцев под руководством сэра Ранульфа Финнеса завершила самую протяжённую и короткую по времени экспедицию по пересечению Антарктики, достигнув базы Скотта после 75 дней пути, в ходе которых было пройдено 2500 миль.
 
      С невероятной скоростью товарищ Сэнлюи пробежал пару сотен метров до портала шахты, где его ожидал с лицом белее белого один из проходчиков бригады, которая опускалась в забой для его очистки от отвалов камней после взрыва. Забойщик сообщил, что опускался по скобам верхним, то есть третьим в бригаде и мог наблюдать, как бригадир сошел с последней скобы, отстегнул карабин страховки и продвинулся по камням к центру шахты, как следом за ним перешёл на камни и его товарищ, собираясь уступить место третьему, как вдруг всё каменистое шахтное дно поплыло вниз, увлекая двух шахтёров и только удаляющиеся крики людей и мерцающие лучики нашлемных фонарей указывали направление падения.

      Всё шахтное дно устремилось вниз, где на невероятной глубине камнепад затих, и не было ничего больше видно и слышно. Глубина провала была такой, что пыль от него не поднялась в верхний горизонт шахты…

     Даже должность не позволяла товарищу Сэнлюи находиться в пределах промышленной площадки без шахтёрской каски, свою, белую, он оставил в радиорубке на столе, когда надевал наушники и теперь, протискиваясь по проходу вдоль замершей «бабы лены» и  выслушивая сообщение о происшествии, пытался закрепить на голове обычную оборотную каску, а на поясе комплект аккумуляторного фонаря.


Рецензии