Уста Правды

Посадка была очень мягкой. Пассажиры дружно аплодировали экипажу и не без основания. Сначала лайнер попал в зону высокой турбулентности. Затем диспетчер очень долго не давал разрешения на посадку. В эту пятницу на Рим обрушилась сильнейшая гроза с ливнем. Автомобильное движение на улицах города было, практически, парализовано, зарегистрированы многочисленные случаи столкновений автомобилей. Службе спасения приходилось выезжать на сотни вызовов в разных частях города. Стюардесса сообщила пассажирам, что по данным информагентств, некоторые станции римского метро затоплены, и уровень воды составляет более десяти сантиметров.

Она уже давно мечтала побывать в Риме. Удивительно легко согласилась на эту поездку, собравшись за один день. Планировались романтические выходные, но в самый последний момент он сообщил, что занят – вынужден остаться и встречать партнеров, которые прибывали в столицу на обсуждение очередного грандиозного проекта. Это стало происходить слишком часто. С другой стороны, никогда не знаешь, чем, на самом деле, занимается твой любимый мужчина, объясняя все это одной таинственной и многозначительной фразой: «Я перезвоню, хорошо? Очень занят сейчас». Он перезванивает. На второй или третий день. А может и вовсе не перезвонить, а просто вспомнит и позвонит, дня через четыре, забыв о ранее намеченных совместных выходных и планах.

Ну, что же… Все было обговорено заранее, заказаны билеты и забронирован уютный номер в отеле Barberini, расположенном в тихом, уютном месте, между улицей Венето и Фонтаном ди Треви, в старинном здании XVIII века. Будет прекрасная возможность бросать монетку в фонтан по утрам, чтобы вновь и вновь возвращаться в Вечный Город. И не так уж и плохо, - побродить по Риму в одиночестве. Есть возможность подумать и побыть наедине с самой собой.

Голос из динамика пригласил пассажиров к выходу. Насколько дружно они сейчас толпились в проходах, собирая ручную кладь, настолько незаметными были во время полета. Ей казалось, что она летит одна, не видя и не слыша происходящее вокруг. Да и сам полет был каким-то уж очень быстрым, незаметным и спокойным. Обычно ей становилось плохо, но под руками всегда были кислые карамельки или таблетка бонина. В этот раз она о них и не вспомнила.

В аэропорту творилось безумие. Десятки отложенных рейсов, сотни пассажиров, пытавшихся протиснуть себя и багаж сквозь толпу. Она поняла, что сегодня ей просто повезло. Прилетела, чемоданы на месте, да и гроза не может бушевать вечно. День-другой и все нормализуется. А в прогулках по Риму с зонтом было что-то романтическое, навеянное классикой итальянского кинематографа.

-  Buon giorno! В отель Barberini, пожалуйста!
- Buon giorno, синьора! Да, повезло Вам с погодой! Первый раз в Риме?
- Да, давно собиралась и вот я тут.
- Che culo! Только мы, итальянцы, можем одновременно ответить Вам «какое счастье» и «какая жопа». Что я Вам скажу… Рим хорош при любой погоде. Его уже ничем не удивить. Ну, вот мы и приехали! Желаю хорошенько отдохнуть!
- Grazie! Arrividerci!

Дождь лил стеной. Но даже через беспросветные потоки воды она поняла, что выбрала одно из лучших мест в городе. Терраса для завтрака, с которой открывается великолепный панорамный вид на город, в эти дни, конечно же, неактуальна. Но это такие мелочи, по сравнению с предвкушением впечатлений.
После завтрака был составлен маршрут. Ей хотелось увидеть все и сразу: Пантеон, Колизей, Площадь Навона, Римский Форум. Но она решила начать с Капитолийского холма. Справочник настойчиво рекомендовал зайти в старинную церковь Санта Мария ин Космедин. Она вспомнила, что церковь интересна не только своей архитектурой, но и тем, что в её портике находится знаменитая каменная маска - «Уста Правды». Если верить старинной легенде, то она служила древним римлянам чем-то вроде современного полиграфа, только гораздо более безжалостного к лжецам. В древние века так проверяли человека на правдивость: сначала требовалось положить руку в уста маски, а потом ответить на вопрос. Если ответ был лживым, то идол откусывал руку совравшему.

Утро выдалось спокойным и пасмурным. Основные потоки воды схлынули с тротуаров и город начинал возвращаться в теплую и туманную осень. Она никак не могла понять, почему ей так легко и свободно удавалось найти все самые потаенные уголки Рима, петляя по узким улочкам среди замшелых стен. Безошибочно находились фонтаны и скверы, памятники и самые известные кофейни. Она просто летала по Риму, как во сне, наслаждаясь его улыбкой и поглаживая его морщины.
 У подножия Капитолийского холма, как обычно, была толпа. Каждый норовил присесть и отдышаться перед долгим подъемом по бесконечной лестнице. На самой нижней ступеньке сидел мальчик лет десяти. Хорошенький, как и все итальянские дети: кареглазый, с нежными и немного девичьими чертами лица, и вьющимися темными волосами. Она как-то сразу поняла, что он один, но никого не ждет, а просто сидит и теребит в руках туристическую карту.
Она присела рядом.

- Привет! Ты кого-то ждешь?
- Добрый день, синьора! Да, я жду туристов, для которых могу быть гидом и покажу все самое интересное в нашем городе.
- Подожди! А не рано ли тебе быть гидом?
- Нет, Вы не беспокойтесь. Я родился тут, в центре, все знаю, и мне давно хочется быть самостоятельным и хоть что-то заработать самому. Пора уже! Я же мужчина!
- Вот что, мужчина! А мне ты можешь показать город?
- С удовольствием! Только я веду сам и туда, куда захочу. Вы согласны?
- Веди, друг мой! Конечно, согласна!
- Тогда мы начнем с каменной маски - она тут, недалеко... Вам будет там страшно - Вы же слышали легенду?
-Ну, пойдем к маске! Уж развлекаться, так по полной программе…
                ***

Бородатое каменное существо, чуть прищурясь, наблюдало за ней. Рот маски был приоткрыт не в крике, а в каком-то протяжном и надрывном вое. Не очень-то приятное зрелище, на самом деле.
-Синьора, вот сюда нужно положить руку. Прямо маске в рот. Я буду задавать Вам вопросы, а Вы постарайтесь отвечать правдиво. Согласны? Только не бойтесь и не обманывайте. Вопросов будет три.
- Давай попробуем, раз уж пришли…
- Скажите, Вы хотели бы остаться тут жить навсегда?
- Да… Думаю, что хотела бы…
Ничего не произошло. Никто не укусил оттуда, из черного и замшелого зева. Никто не дернул руку, а уж, тем более, не оторвал. Что за бред лезет в голову? Нашла, чего бояться. Просто немного неприятно, когда не знаешь, что тебя ожидает в каменной утробе.
- Синьора! А Вы счастливы?
- Я? Конечно же счастлива, как все нормальные люди… У меня есть дом, работа, любимый человек. И я очень люблю эту жизнь. Боже мой! Что это? Отпусти!
Она подпрыгнула, как ошпаренная. С трудом вырвала руку из зева, расцарапав запястье.
- Я что-то там почувствовала! Меня кто-то дернул за руку, больно.
Мальчишка просто сложился пополам от смеха.
- Да что Вы? Неужели поверили? Вот, смотрите. Тут есть небольшая щель, сзади. Вы ее не видите, но тут можно протиснуть мою руку. Это я Вас дернул! А Вы поверили? Такая взрослая синьора, а боится, как маленькая. Вам понравилось? Идемте дальше?

Маленькая… Так и до сердечного приступа недалеко. Я же, как дура, чуть не поверила. Ну, не в смысле, что поверила, но само название просто обязывает говорить правду. А я? Конечно же, люблю жизнь. Только с кем?
- Подожди! Ты же сказал, что вопросов будет три? А какой третий?
- Третий? А Вы на него не ответите, и маска рассердится! Да пошутил я… Не будет третьего вопроса. Рано еще.

Странный он какой-то. Не слишком ли рано взрослеют сейчас дети. Маленький, щупленький, а рассуждает уж как-то очень серьезно. И смотрит так пронзительно. Не детский взгляд, но очень чистый и добрый.
- Ладно! Куда идем дальше?
- Мы сейчас пройдем с Вами по Аппиевой дороге, и я покажу катакомбы. Вы боитесь привидений?
- Послушай, ты мне предлагаешь какую-то странную экскурсию, о которой в путеводителях нет ни слова… Кто нас туда пустит?
 - Да Вы не переживайте! Меня пускают везде – я же часто вожу туристов, да и гид я самый молодой. Меня тут знают все.
- Ну, давай, веди в свои катакомбы, если я тут с тобой не поседею, раньше времени.

Они долго брели по этой «царице дорог». Это же надо было додуматься, чтобы выложить ее массивными камнями, которые до сих пор отбивают ноги. Столько веков прошло и столько ног, а ей хоть бы что. Единственное отличие нашего времени в том, что она вся завалена использованными презервативами и шприцами. Удивительно, как быстро превратилась самая значимая античная дорога и связующее звено с Грецией и Египтом, в связующее звено местных и гастролирующих наркоторговцев и проституток. Учитывая, что прямо под этой дорогой и расположены те самые гробницы - катакомбы, - получается очень символично. Пока ты как-то барахтаешься наверху, создавая видимость жизни и прожигая ее всеми мыслимыми и немыслимыми способами, кто-то внизу ждет тебя, освободив очередную ячейку в каменных сотах.
- Нам туда! Вот тут ступеньки. Аккуратно голову! А Вы сможете спуститься вниз на двенадцать метров? Там – самое интересное.
- Ну, а куда деваться, раз уж пришли?
Покатая тропа, извиваясь, вела в это убежище, лишённое света. Дневной свет проникал в катакомбы через вход, а в извилистых галереях, вдалеке и даже уже в нескольких шагах от входа чернела темная ночь.

Черт, дернуло же меня связаться с ним. Чем только думала? Ползать по каким-то античным захоронениям в одном из самых злачных районов города. Мозг где? Такое ощущение, что в тумане. Ничего не соображаю, а просто иду за этим своим малолетним поводырем. Да ладно уже. Что сейчас злиться – раньше надо было думать.

- Смотрите, сколько тут ниш и камер. Вот здесь были фамильные склепы, а тут хоронили усопших по-отдельности. Ну, не совсем и хоронили. Просто заворачивали в холст, укладывали в нишу и замуровывали. Вам интересно?
- Очень! Куда уж более интересно – послушать в сумерках сказки про приведения.
- Да Вы не бойтесь. Тут совсем не страшно! Я вам сейчас кое-что покажу… Смотрите!

Она подняла голову. Потолок и стены катакомб были украшен изумительными фресками. Со всех сторон на нее смотрели красивые, но грустные лица. Женщины, мужчины, дети, старики.  И было еще много странных изображений каких-то птиц. Приглядевшись, она поняла, что это - петухи.
- Послушай! А почему тут так много петухов, да и еще таких разных?
Тишина.
- Эй, ты где? Не надо так шутить!
Голос разлетелся по коридору и гулко разбился о пустующие ниши.
- Мальчик! Пожалуйста, не надо так со мной шутить. Я даже не понимаю, где сейчас нахожусь. Куда ты делся?
На нее накатил какой-то животный страх. Впервые она поняла, что значит этот отвратительный термин «клаустрофобия». Проходы в коридоре стали как-то уже и стены, зияющие стеллажными пустотами, стали медленно наваливаться и надвигаться. Так! Только не истерить. Один, два, три. Еще один вздох. Сильный выдох. Еще разок. Сердце стало стучать чуть спокойнее. Она отдышалась. Надо выбираться самой. А что, если с ним что-то случилось?
- Эй! Ты где? Ты меня слышишь? Не надо так шутить, повторяю еще раз! Выходи, я больше не сержусь. Давай спокойно отсюда выйдем, и ты меня проводишь до центра города. Не молчи! Отвечай и не пугай меня.
Снова тишина. Она прислушалась и услышала очень тихий, приглушенный пылью и песком, и очень отдаленный топот бегущих ног.
- Засранец! И я – идиотка. Так меня провести. Где была голова? Нет, ну надо же было быть такой дурой? Обыкновенный мелкий воришка. Но сумка-то на месте и все в ней на месте тоже.

Посмотрев на стену, она увидела стрелку, нарисованную охристой краской. Потом еще одну и еще… Они тянулись вдоль всего коридора, чуть освещенные светом тусклых матовых лампочек. Варианты есть? Нет. Если есть указатель, пусть даже такой античный, – нужно следовать ему. Возможно, выведет куда надо. Единственное, что она понимала, что коридор вел не вниз, а вверх. Хоть какое-то самоуспокоение. Пройдя значительное расстояние, она снова услышала отдаленный топот по пыли.
- Ну, все! Я тебя слышу и почти уже вижу! Хватит так развлекаться. Ты собирался быть гидом, а не приведением. Я их не боюсь, в твои сказки не верю. Ты обещал показать мне город, а теперь бегаешь по коридорам подземелья.
- Я не бегаю Мне просто туда нельзя.
- Ты где? Я тебя не вижу.
- Тут я, в дальнем коридоре.
- А почему тебе нельзя туда? Ты же мне сам сказал, что тебя все знают и тебе можно ходить повсюду. Давай, выходи, не валяй дурака! Я так и буду тут стоять и вопить?
- Нельзя и все тут!
- Ладно, давай спокойно… Ты убежал после моего вопроса про петухов. А, на самом деле, почему их там так много?
- Петухов рисовали на потолках катакомб, когда не совсем были уверены, что человек умер. Ну, он мог быть молодым, красивым, полным сил. Не болел, не сражался, а просто не проснулся, в одно прекрасное утро. Не было причин и ран, и тем не менее. Петух своим криком мог бы разбудить их утром. Мало ли, - заснул человек крепко, а его уже в холст закатали и в нишу замуровали, не разобравшись. А тут петух закричит, а если еще не один, а так много? Человек же сразу и проснется.
- Слушай, ты мне сегодня весь день рассказываешь сказки. Причем тут петухи и то, что ты не хочешь выходить. Как я без тебя отсюда выберусь? Да и вообще, - надоел ты мне. Я тут в обморок падаю, переживаю, нервничаю. А ты просто шутишь и издеваешься. Как хочешь, а я пойду дальше.
- Вы идите по стрелкам. Только не оборачивайтесь. Я сам боюсь, но пойду тихонечко, за Вами. Будете оглядываться по сторонам – закружится голова. Тут глубоко, да и воздух затхлый.

Она поняла, что спорить бесполезно. Пошла себе и пошла. Коридор долго петлял, то освещаясь, то вновь погружаясь в кромешную тьму. Она уже замерзла. Да и дуть стало как-то сильно. В подземелье гуляли страшные сквозняки. И вдруг, за поворотом, вдалеке, она увидела слабый мерцающий свет. Все! Дошла. Еще пару десятков метров и свежий воздух. Плевать, что в злачном районе. Плевать, что потерян весь день. Главное – не заблудилась и не свихнулась. Прислушавшись, она поняла, что все это время мальчик плелся за ней, как и обещал.
- Ну что? Ты не передумал? Я не оглядываюсь, как и обещала – просто спрашиваю.
- Нет. Мне туда нельзя. Будут ругать. Тут вечерами собираются гиды, таксисты и проститутки. Они знают, что я так шучу не первый раз и делают ставки на туристов. Ставят на самое длительное время нахождения в катакомбах. Большие деньги зарабатывают. Ставят на время и на то, как будет себя вести турист. Выползет спокойный или будет материться, вернется бледный или будет смеяться, что так легко отделался. Вы пробыли меньше всех. Я им еще и окажусь должен. Лучше уж я тут отсижусь, а Вы идите – они Вас не тронут.
Она поняла, что ее развели. Дома ни разу не попадала к мошенникам, а тут, не моргнув глазом, ее обвел вокруг пальца какой-то сопливый мальчишка. Выругавшись, она в бешенстве помчалась по коридору. Откуда только взялись силы. Вот он – выход! Черт, не тот!  Там она только нагибалась и считала ступени, а здесь был узкий лаз, сквозь который были видны звезды и врывался прохладный римский воздух, который продавался в закупоренных баночках на каждом перекрестке. Нафиг такие сувениры! Надышалась уже.

С трудом протиснув тело сквозь узкий лаз, она поняла, что застревает.
- Да дайте хоть кто-нибудь руку! Ну что вы стоите? Помогите же мне, я не справлюсь сама.
Она не увидела того, кто с силой дернул ее за руки, подхватил за плечи и резко потянул на себя. Но поняла, что ее уже ничего не держит, даже собственные ноги. Рухнула от усталости и пережитого прямо на пыльную дорогу, в окурки, презервативы и засаленный хлам.
- Ну что, красавица? Очнулась? Давай, давай – открывай глаза! Нечего тут заваливаться – раньше надо было думать.
Она открыла глаза. Белый свет. Ничего не видно. Какие-то странные тени. Потом маски. Потом руки, теперь лицо.
- О! Раба любви наша очнулась. Как влюбляться – они первые. А как думать о себе и о ребенке – истерика у них, жить не хотят, бросили их. Ты что, совсем дура? Ты зачем сожрала две пачки снотворного? Ладно, сама – идиотка, а о нем ты подумала? Дебил нужен? Для комплекта? Хорошая получится семейка! Ты в инвалидной коляске, а он рядом – колясочку катит и слюни пускает. Хороша, Маша -давалка наша!
Язык вообще не ворочается - присох к небу.
- Что Вы так кричите? Какой ребенок? Какая коляска и снотворное? Я просто застряла. А Вы, вместо того, чтобы потянуть и помочь – кричите на всю улицу всякие гадости.
- Нет, ну ты слышала! Мы тут всю ночь упражнялись, тянули тебя, как репку. Уж не знали, какую мышку позвать на помощь. Вытянули. Здрааассссьте! Приехали! Она еще не довольна. Ребенка тебе сохранили! Оно тебе нужно было? Так ведь не спросишь – ты же в жмурика решила поиграть. Чего молчишь? Слышишь меня? С мальчиком твоим все в порядке! Нормальный будет! Хорошенький! Мальчик-то нужен? А, мать-героиня?
- Мальчик… Мне? Хорошенький? Нужен. Он мне Рим покажет, если я врать не буду.


Рецензии
Вот! Вот именно, об этом я писал в предыдущей рецензии! У Вас мощный, современный язык. Сюжет, казалось бы, знакомый, но повороты. Какие классные повороты. И развязка замечательная. Так и хочется спросить: "А дальше? Дальше будет?!".
Вы подумайте, есть ведь над чем!
Спасибо за вкусную прозу. Соскучился по-настоящей.
С уважением, Сергей С.

Kont   26.06.2022 11:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей! Да, действительно, есть над чем подумать! И продолжение будет обязательно… С уважением, Виктория

Виктория Мичковская   26.06.2022 11:16   Заявить о нарушении
Ага... ловлю на слове! Надеюсь, буду первым, кто прочтёт! )

Kont   26.06.2022 11:42   Заявить о нарушении
На Ваш профессиональный суд представлю в первую очередь! Спасибо ещё раз!

Виктория Мичковская   26.06.2022 18:26   Заявить о нарушении