Рождение марксизма. Очерк политэкономии 3

************************************
Человек и общество.
============================
Поскольку в дальнейшем тексте речь пойдет о сообществе людей, имеет смысл сказать несколько слов о менталитете человека.
.
Человек – существо общественное, настолько общественное, что без общества он не может даже стать человеком, в отличие от животных.
Щенок и без общества других собак станет собакой, а человек не станет человеком. Это хорошо знают родители, которым случилось иметь асоциальных детей. Огромные усилия тратятся ими, чтобы детей социализировать.
.
Поэтому, человек всегда будет думать о существовании    себе подобных, о благополучии и процветании не только себя, но и своего рода и даже всего вида.
 Без общества себе подобных  индивид погибнет.
.
В проектах  разных идеальных государств, которые  предоставлялись на суд публики от Вавилонии до наших дней, всегда описывается государство общего благоденствия.  Если же описывается процветание  одного за счет других, то такое явление никогда не представляется идеальным и желанным.
Из этого следует, что идея процветания рода и всего вида в подсознании  есть.
.
Можно утверждать, без особого риска, что у людей, есть следующие подсознательные   жизненные установки (инстинкты), порождающие соответствующие общественные формации:   
1. Выживание  индивида (семьи) – порождает рабство, капитализм
2. Выживание  рода, племени, нации – порождает национал-социализм
3. Выживание всего вида гомо сапиенс – порождает интернационал-социализм.
.
**
Общественно-экономическая формация 
======================================
описывает устройство общества. В след за классиками политэкономии, будем считать, что общественно-экономическая формация  состоит из базиса и надстройки.
.
Базис –
--------------
производительные силы и производственные отношения - описывает систему производства и распределения жизненных средств.
.
Надстройка –
-----------------------
 государство, семья, идеология. Она описывает устройство самого общества.
.

Национал-социализм, интернационал-социализм, капитализм
=======================================
Социализм –
------------------------
 такое устройство базиса и надстройки, которое
 обеспечивает комфортное существование или, в критических случаях, выживание конкретного рода (племени, нации) или всего вида.
.
В первом случае, мы имеем  национал-социализм.
Лозунг национал-социалистов: «Нация превыше всего!»
При этом, может иметься в виду как политическая нация (весь народ национального государства),  так и этническая (конкретная этническая группа).
.
Для второго случая, необходим интернационал-социализм , Лозунг социалистов-интернационалистов: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
.
В отличие от социализма, капитализм
------------------------------------
направлен на обеспечение комфортного существования индивида и его семьи. В этом смысле, капитализм является прямым продолжателем рабства, но  при более развитых производительных силах.
При капитализме существует только индивид и его индивидуальные интересы.
.
 Однако и прямое рабство,  при капитализме и при национал-социализме, никуда не исчезает, продолжает существовать и является одной из производительных сил этих формаций.
.
Только  интернационал-социализм  может избавить человечество от рабства. Интернационал-социализм принципиально отвергает возможность одних (индивидуумов, родов, народов) жить за счет других.
Это великолепно знали классики Маркс, Энгельс, Ленин, Троцкий.
Поэтому, только интернационал-социализм они считали настоящим, истинным социализмом.
.
Рождение марксизма
=======================
Первая удачная попытка научного обоснования  социализма,  была предложена Марксом и Энгельсом в 1848 году в  «Манифесте коммунистической партии».
Это была теория неизбежного наступления интернационал-социализма  в виде Всемирной Социалистической республики.
Как и всякая иная теория, теория Маркса и Энгельса была идеализацией мира с целью его понимания и последующего улучшения.
Понятно, что марксизм находился на уровне знаний о мире, существовавшем в то время.
.
То было время большого оптимизма, который опирался на значительные успехи естественных наук и производительных сил. Многим казалось, что человеку подвластно все, и сам он произошел от обезьяны, и является полным господином мира.
.
Авторы «Манифеста» считали,
-----------------------------
что любое общество разделяется по отношению к собственности на орудия, средства производства и землю на два враждебных класса: эксплуататоров и эксплуатируемых.
Эксплуататоры обогащаются за счет эксплуатируемых, вся мировая история – это борьба эксплуатируемых со своими эксплуататорами.
.
По мнению основоположников марксизма, расовые, национальные и религиозные различия между людьми – это предрассудки, которые насаждаются эксплуататорами с целью разобщить эксплуатируемых.
Они отомрут, когда будут ликвидированы эксплуататорские классы, заинтересованные в разобщении трудящихся по расовому, национальному и религиозному признакам. 
.
Классовые различия являются главными и существенными и определяются правом собственности на орудия, средства производство и землю.
Собственники орудий и средств производства – это эксплуататоры,
Те, кто лишены средств производства – эксплуатируемые.
.
Многие века  эксплуатируемые не понимали своей роли и своих возможностей..
Но вот, наконец, появился класс, который способен осознать это. Как только это произойдет,  он свергнет своих эксплуататоров и построит Всемирную Социалистическую Республику.
.
Этот класс называется пролетариат.
------------------------------------
 Таким прогрессивным, революционным и созидательным пролетариат становится не потому, что у него что-то есть, а потому, что у него ничего нет.
Будучи лишен эксплуататорами собственности, пролетариат приобрел революционную и созидательную силу. Однако, у него нет революционной теории. Такой теорией для него станет марксизм.
.
Вооруженный теорией и осознавший свою роль в истории пролетариат отбросит расовые и национальные предрассудки, объединится в мировом масштабе,  свергнет своих эксплуататоров и построит Всемирную Социалистическую Республику.
Классовые интересы у пролетариев всех стран  - одинаковы, поэтому для них естественно объединиться в мировом масштабе.
 «Манифест Коммунистической Партии» предлагает создать политическую организацию (партию), которая организует пролетариат в мировом масштабе для этого благого дела.
.
Кроме «Манифеста» К.Маркс издал еще труд по политэкономии – «Капитал», в котором вскрыл механизм эксплуатации при капитализме.
.
Собственно говоря, у пролетариата нет другого выхода, кроме взятия власти в свои руки, потому что эксплуататоры, движимые жаждой обогащения, лишили его всего, кроме цепей.
Осталось избавиться только от цепей.
.
В след за Марксом и Энгельсом, на эту тему писали и многие другие авторы.
Родился марксизм.
.
Социализм в понимании Маркса и Энгельса
======================================   
Маркс и Энгельс очень подробно и детально описали капитализм и даже убедительно доказали,  что ему на смену обязательно придет социализм
К сожалению, они не дали четкого определения социализму, не описали эту общественно-экономическую формацию.
Но, учитывая, что социализм – антипод капитализму, можно сделать это «от противного».
..
Базис при социализме
------------------ ------------
1. Государственная собственность на орудия и средства производства и землю.
.
2. Распределение произведенных  предметов потребления и жизненных средств по индивидуальному трудовому вкладу для работающих (по труду).
.
3. Для неработающих по уважительным причинам достойное содержание обеспечивает государство за счет работающих.
.
4. Государство предоставляет всем бесплатное образование и медицину.
.
Надстройка при социализме
---------------------------------
1. Государство – это республика с выборностью всех органов управления и наиболее полным участием трудящихся в органах управления.
2. Свобода политических, профессиональных и прочих союзов.
3. Равноправие женщин.
Считалось, что религия просто исчезнет, как предрассудок.
.
Источники марксизма.
=======================
.
Как писал классик (В. И. Ленин), у марксизма есть три источника:
1. Немецкая классическая философия
2. Английская политэкономия
3. Французский утопический социализм. 
.
Немецкие классические философы-идеалисты  пыталась понять замысел божий в части создания этого мира и человека в нем.
.
Английская политэкономы  рассуждали о том, как богатеет государство.
.
Французские утопические социалисты сочинял проекты государств, основанных на коллективном труде  без эксплуатации человека человеком, демонстрируя этим присутствие в подсознании инстинкта сохранения рода и всего вида, а не только инстинкта процветания индивида.
.
В. И Ленин совершенно сознательно не упомянул еще один источник марксизма – «Новый завет» христианской библии.
Именно в нем, да еще устами самого бога,  частная собственность и богатство были обозначены как зло, которое мешает обретению «царствия небесного».
«Пришел ко Христу  один юноша из богатого рода и спросил : «Как мне спасти свою душу?», - «Продай свое имение, деньги раздай бедным и ступай за мной»».(Евангелие от Матфея.)
.
Но марксисты были ортодоксальными материалистами. Они считали, что мир – материален, познаваем и изменяем. Изменив мир, можно изменить и самого человека до полной неузнаваемости.
К тому же, библия не рекомендовала изменять мир насильственным путем, что ни как не соответствовало их намерениям.
.
«Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим,
Кто был ничем, тот станет всем.»
.
Как видим, и библия и марксисты вслед за ней считали богатство злом, а частную собственность источником зла.
**
Некоторые недостатки марксизма, проявившиеся впоследствии.
======================================
Всякая теория, включая марксизм,  основывается на целом ряде упрощений или идеализаций действительного мира:
1. Демонизация частной собственности.
Как и все прочие явления природы, частная собственность не является ни добром, ни злом. Вопрос в том, как ее использовать.
 Еще древние  римляне говорили : «Частная собственность священна, пока она служит на благо общества.»
.
2. Идеализация пролетариата.
 Таких пролетариев, как они описаны в «Манифесте», нет на свете.
В свое время римляне верно заметили: «Раб хочет не свободы, он хочет иметь своих рабов.»
Так же и наемный рабочий, в массе своей, сам хочет стать капиталистом.
.
3. Идеализация коллективного труда.
 Считалось, что труд, особенно коллективный  на общее благо, обладает огромной животворящей и производительной силой. Он будет не в тягость, а в радость и обеспечит изобилие даже и без механизации. Раз труд смог превратить обезьяну в человека, то его возможности, во истину, огромны.
.   
4. Ошибочная концепция человека.
Считалось, что человек – это «чистая книга». В неу можно написать все, что угодно,  сознание полностью определено  бытием.
Способности у всех людей одинаковы. Любой человек может стать гением, если он упорно работает на общее благо.
.
Очень скоро оказалось, что все немного не так.
«Книга », оказывается, значительно исписана, причем неизвестно кем и с какой целью.
Да и что в ней написано не очень-то ясно.
Исправлять ее содержание тоже не получается, к счастью.
**

Эти заблуждения незамедлительно проявились когда различные виды социализма стали возникать в реальной жизни , но до этого было еще далеко,  а пока новое учение овладевало умами европейской молодежи.
.
Марксизм распространялся , большею частью, по христианской Европе, поскольку имел с христианством некоторые общие черты.
Христианство – религия бедных и угнетенных – учит, как обрести рай на небе с божьей помощью.
Марксизм – идеология пролетариата – учит, как построить рай на земле своими руками.
**
===========================================
В следующем очерке будет описана эпоха социализма, которая наступила в Европе и мире после 1-й Мировой Войны и продолжается до сих пор.


Рецензии