Младшее звено. Тамара

     Родилась 7 июля 1937 года. Вот видите, в моей дате рождения сразу три семёрки.  Семёрка, говорят, счастливое число. Да всякое в моей жизни было, но коль я дожила до таких больших лет и ещё соображаю, это и есть счастье.
Школа семилетка на руднике Спокойный.  Агинское педагогическое училище окончила в 1957 году.  В Даурских степях отдала долг Родине, где отработала по распределению по окончанию педучилища всего четыре года: учитель начальных классов, преподаватель пения, рисования и физкультуры в Маргуцеке Быркинского района. Вышла замуж   за Белова Николая, родила сына. В 1961 году семья переезжает на Всесоюзную стройку Качканар, где уже работает старший брат мужа Василий.  Он-то и дал нам вызов. Степи я не любила с их пронизывающими ураганными ветрами.

     В своих воспоминаниях я написала: «Степь не любила- выросла в лесах». 15 июня 1961 года я с маленьким Николкой, в положении вторым сыном и свекровью ступили на землю посёлка Именновск. До 30 ноября покормили клопов в бараках, в которых жили первопроходцы и геологи. 15 июля 1961 года родился Алёша. Страшно вспоминать то время. Столько клопов в дурном сне бы никому не приснились. А мне пришлось их веником сметать с листов сухой штукатурки: поднимала листы и сметала на сырой пол. Собирала тряпкой и выносила воду подальше от дома. Дети были на столько искусаны, что казалось, что у них сыпь от кори.

     30 ноября 1961 года переехали в Качканар в деревянный брусчатый шестнадцати квартирный дом. Ни воды, ни тепла. Печь металлическая «Сущевского» топится дровами. Тайгу-то вырубили, дров вокруг в избытке, но их же надо напилить. Вода в котельной под горкой через дорогу, но до неё надо пройти через траншеи по мостикам. Отопление - электрические «козлы». Не жильё, а просто «рай» с двумя маленькими детьми. К тому же кушать хочется, а кормилец получает пока мизерную зарплату, так как все прибывшие основной работы не имеют. Надо ещё построить производственные цеха, конторы и прочее. Наконец, построено здание депо для ремонта подвижного состава. Николай работает аккумуляторщиком. Ничего нет своего и денег не густо. Голодное время. Я же кормящая мама, а молока-то нет у меня. Хожу в поисках работы. Школа Первая одна на горе Долгой. Вторая готова к началу учебного года. Районо в Туре. Написала заявление и отправила по почте. Что же, до сих пор жду ответ.
    Прошла все промышленные площадки: «Идите в школу», а там всё укомплектовано. Наконец, приняли меня в пожарную ВОХР на должность инструктора. Вышла на работу в марте 1962 года, а в августе окончила в Пышме курсы и проработала на должности инструктора почти семь лет. Работа интересная, в начале вообще восторгалась, что работа моя «от и до» с 8 часов утра и до 17. Я свободна, не надо проверять тетради, ходить по квартирам отстающих учеников. Пришла домой и там только моя семья. Свекровь в начале оставалась с детьми, но она инвалид на одной ноге, вторая деревянная. Ногу потеряла во время войны, работая стрелочницей.

     Начальник пожарной Барчук Александр Степанович помог устроить детей в ясельки. Работа мне ещё нравилась и тем, что могла по пути на объекты забежать домой, да и пообедать дома. Но зарплата меня всё же не устраивала, такая же маленькая, как и была в школе. Закончила вечернее отделение строительного техникума в мае 1970 года. Дальше работа в Су-6 на должности инженера по материалам. Очень ответственная работа. Город строился и строились промышленные корпуса. Необходимо было ежедневно подавать заявку на строительные материалы для каждого участка, бригады на сутки, неделю, на полгода и на год вперёд. Счетная машинка, смешно вспоминать, «Феликс», где надо набирать цифры и крутить ручку. Приходилось приносить её домой, так как   утром выдать заявку и ещё защитить, доказать необходимость в стройматериалах у главного инженера треста «Качканаррудстрой». Сменился начальник и меня отправили мастером на стройку. Уезжала на работу к 8 часам, возвращалась к 6 вечера. Дети заброшены, голодные, не присмотрены.

    Наконец, мне повезло: подруги подсказали, что в отделе капитального строительства Качканарского ГОКа требуется инженер. Очень интересная оказалась работа, связанная с оформлением договоров на проектные работы. Отслеживать оплату за проектные работы через банк. 43 института в то время работало на Качканарский ГОК. Это промышленные объекты, в частности велась разработка второго ГОК(а). ТЭО было уже разработано. Жилые здания, сельхоз объекты. В мои обязанности входило и согласование со всеми службами на подключение к разным сетям уже для строительства планы, что выдавал отдел городской архитекруры.
 
    Но время идёт, начальство меняется. У меня погибает младший сын и тут нож в спину воткнул новый начальник: сократил меня с работ. Муж запил по-чёрному второй сын сбежал из дома. Ни откуда никакой поддержки и помощи. Не знаю, как я не сошла с ума. Предложили мне на выбор три должности, я выбрала банно-прачечный комбинат. Что же, год заведующая банно-прачечным комбинатом.
     Строится радиозавод. Меня пригласили в марте 1976 года на должность инженера смотрителя за зданием. В последствии начальник бюро по надзору за зданиями и сооружениями. Вот уж работёнка, что глаза и ноги должны быть всюду. Корпуса реконструируются, кругом сплошные переделки на радиозаводе и успевать вести надзор за состоянием двух детских садиков и школы №7.

    7 июля 1992 года подала заявление об уходе на пенсию.  Ушла, потому что началась перестройка. А 12 июля я уже была приглашена в отдел образования. На пенсии поработать пришлось на разных производствах. В 73 года решила оставить производство. Работала инженером и мастером у частников на строительных работах.
 
    Ура, я теперь свободна! Занялась творческой работой и поездками в поисках корней к родословной. Проехала от Хабаровска до Израиля в поисках данных о наших предках. Собрано много материала. Пришлось издавать материал в трёх книгах, так как поступали дополнительные сведения от родственников. Третий том с разными дополнениями есть только у меня. Да и племянники до сих пор не поняли зачем я это делала. Даже некоторые назвали «книга сплетен». Может и прозреют с годами. Ведь я прониклась тоже не молодой, хотя могла бы писать пока была жива мама. При написании возникло много вопросов… кусаю локоть.
 
    Семейная жизнь была менее счастлива, по сравнению с производственной, но этот вопрос в данном случае я не буду затрагивать.  Причина одна - любил мой муженёк выпить и не просто, а очень хорошо выпить. Если бы не его пьянка, то ему бы цены не было.
 
     Свекровь умерла у нас в январе 1973 года. Она была няней старшего сына Коленьки, а потом и Алёши. 19 октября 1975 года погибает от руки подростка сын Алёша. 1 июля 1988 года от онкологии умирает муж. 19 августа 1997 года похоронила маму. За могилками постоянно слежу.
 
     У сына трое детей, но с только с младшей внучкой Марией мы дружим. Радуюсь, что внучка подарила мне на кануне моего рождения правнука Луку.
Всюду, где мне удалось побывать, я записывала в дневниках, в последствии написала «Путевые заметки» для памяти. Будет что вспомнить в преклонном возрасте. Сейчас это будет двадцатая книга к своему Юбилею -85! А он у меня не за горами. Через месяц. Спешу завершить последние воспоминания.
Три семёрки в моём дне рождения.
 
(Фото)Курорт Дарасун. Мама, сестра Зинаида, на велосипеде её сын Миша Лотник, я с сыновьями Колей и Алёшей. Женя и Сергей- сыновья Георгия.
В Даурских степях. Мои питомцы- второклассники. 1958 год.
 
 (Фото)Учёба в Пышме на инструктора пожарной безопасности. 20+1. Почти семь лет предупреждала пожары в детских садиках и школах, лечебных и культурных учреждений.
 (Фото)В звании младшего лейтенанта. 1963 год.
 
        С 2014 года начала путешествовать по югу.
 (Фото)Ай- Петри 2020 год.
 (Фото) Октябрь 2020 г. Встреча в Ялте с двоюродным братом Виктором Михайловичем Жилиным (сын младшей папиной сестры Лукерьи)
 
   (Фото)Подарила книги по родословной Виктору Михайловичу и Фёдору Васильевичу (сын дяди Василия Вениаминовича- брата отца).2019 г. пос. Сенной.
 
  (Фото) В гостях в Чите: Алексей Шишкин, его мама Сара Михайловна, Алёна с сыном Захаром. 2012 г

            Вся моя жизнь, в этих рифмах.
 Живу я празднично, не праздно,
Минуту каждую ценя.
Бегу на лыжах, пусть догоняют,
Но пока из ровесников никто не обогнал меня.
С зарёй спешу я на работу,
Беру на плечики свои
Чужие беды и заботы
И там видны плоды мои
Бывает время –
Чувствую себя.
На сорок пять,
А бывает, устаю.
Тогда уже за все сто пять.
 Но как бы, ни было,
В бассейн, на танцы вновь спешу.
 Живу теперь спокойно.
Однако, в памяти былое ворошу.
Кажется, уж и итог я подвела.
Да, нелегкой жизнь моя была.
Упрямо я по жизни шла,
К чему стремилась – обрела.
 Намечала как бы вехи,
 К ним я шла не без помехи.
 Настойчивость, упрямство помогали,
 Большим трудом я цели достигала.
В жизни так случилось:
С учительством я разлучилась.
Ну что ж! Другой дорогою пойду,
Но место в жизни обрету!
 Пришлось всё заново начать:
 В пожарной на профилактику училась,
 И людям стала помогать
 Пожары я предупреждать.
Училась на строителя.
Порой это было мучительно:
Дети были без надзора,
Но мать с дипломом инженера технадзора.
 Перед детьми виновата за это.
 Лишала любви их и ласки,
 Играли они одни где – то,
 Частенько было опасно.
Работа нужная наблюдателя зданий,
Справляюсь до сих пор успешно.
Даётся мне много заданий.
 И я устаю, конечно.
Знания пожарного, строителя
Помогают мне жить.
Качканар мой любить.
Но во мне живёт, душа учителя.
Пригласили в отдел образования
Вести ремонт школьных зданий.
Душой болею за эту работу.
Жизнь моя - сплошные заботы.
Живу не праздно,
Но праздник во мне.
Он в моём труде.
Это видно по мне.
Трудовая деятельность закончилась в 1992 году, а фактически в 2007.


Рецензии
Вот и узнала я ещё про Вашу нелёгкую судьбу, дорогая Тамара! Сколько же горя выпало за всю Вашу жизнь! Видно за это Бог наградил Вас долголетием. Живите долго - долго, дорогая Тамара! У Вас замечательное творчество. Вы проделали огромную работу, написав повесть - воспоминание о своих предках. Родные лишь с годами оценят Ваш труд. Не обижайтесь на свои внуков и племянников. Они ещё молодые. Мы тоже были такие. Не могли расспросит у родителей побольше о своих дальних родственниках. Я о себе говорю. Спасибо Вам за замечательное творчество! С теплом душевным,

Татьяна Комиссарова   22.11.2022 09:08     Заявить о нарушении
Фото красивое!

Татьяна Комиссарова   22.11.2022 09:08   Заявить о нарушении
ТАНЕЧКА, БЛАГОДАРЮ ЗА ПОСТОЯНСТВО. ВСЁ ТЕПЕРЬ ОБО МНЕ ТОЧНО ЗНАЕШЬ. ПОНИМАЕШЬ ЧЕГО Я ХЛЕБНУЛА БОЛЬШОЙ ЛОЖКОЙ. НО БЫВАЮТ СУДЬБЫ И ХУЖЕ. А ПЛЕМЯННИКИ ? ДА ОНИ ДО СИХ ПОР НЕ ПОНЯЛИ КАКОЙ КЛАД У НИХ В РУКАХ. СЕРДЕЧНОЕ ТЕПЛО ТЕБЕ, ДРУЖОК.ТАМАРА.

Тамара Белова   22.11.2022 17:05   Заявить о нарушении