Ищите женщину. Ч. 1

                "Ищите женщину!"

                Часть первая

   В основу моей повести положена история, рассказанная известным немецким криминалистом Акселем Петерманном (Axel Petermann) в книге "По поручению мертвых" ("Im Auftrag der Toten"), вышедшей в 2021г.

                1

   В тот вечер Мария танцевала только с ним. Незадолго до этого они познакомились на автобусной остановке, что находится против университета. У ее "Ласточки", как она любовно называла свою Астру, выкрашенную в нежно-розовый цвет, накануне полетело сцепление, и пришлось на несколько дней поставить ее на ремонт в соседней мастерской.

   Автобус уже притормаживал, когда Мария обратила внимание на высокого юношу в очках, который безуспешно пытался рукой пригладить разметавшуюся под порывами осеннего мюнхенского ветра копну темнорусых волос. В его лице удивительным образом строгий нордический профиль сочетался с мягким взглядом голубых глаз из-под длинных ресниц.

   Неведомо как они оказались на соседних сидениях. Разговорились. Клаус (так звали юношу) как и она учился на историческом факультете, только на два курса старше. Он вызвался проводить ее до дому. По дороге они весело болтали, а у ее подъезда обменялись номерами телефонов. С тех пор молодые стали часто встречаться.

   Марии нравились приглушенный вкрадчивый голос, обходительные манеры Клауса. Но иногда она ловила на себе его тяжелый взгляд уже не голубых, а стальных холодных глаз,  глядящих на нее из-под очков в стальной оправе. В такие минуты ей становилось страшно, но скоро это проходило, и Клаус снова был с ней весел и обходителен. В тот вечер за стаканом джина Мария поведала ему свою историю.

                2

   Ей, как она справедливо полагала, с родителями не повезло. Отец, Уве К., пил: девочка не видела его трезвым. Поэтому семья сильно нуждалась. Мать, Кристина К., сама воспитанная в строгих католических традициях, и дочь держала в ежовых руковицах. Отец умер, когда Марии едва исполнилось 12. Ее мать недолго горевала по такой утрате. Уже через год она вышла замуж за Гюнтера О., почти вдвое ее старше, владельца паркхауза, где автоводители парковали свои машины. Он находился в Мюнхене на Баадерштрассе. Место бойкое и клиентов хоть отбавляй, поэтому Гюнтер О., скажем прямо, не бедствовал. Он, как и мать Марии, был вдов и воспитывал сына Александра тех же лет, что и сама Мария.

   Однажды, когда Марии не было и 15, мать застукала ее с мальчиком в постели. Разыгрался жуткий скандал. Кристина О. орала на весь дом, а потом, на ночь глядя, выгнала дочь из квартиры. Вдогонку ей летели ее шмотки, туфли и прочие предметы, а за одно и проклятия, самым невинным из которых было, пожалуй: "Шоб тебе сгинуть, шлюха!"

   С этого дня Кристина вычеркнула дочь из жизни и из своей памяти. Ее имя до самой смерти Кристины в их доме не упоминалось. Как Мария не умерла от голода и холода, один Бог знает. Но мир не без добрых людей. Франц Р., одинокий мужчина лет 50, владелец пивнушки, каких много по всей Баварии, как грибов в лесу после дождя, сжалился над девочкой и приютил ее, а после смерти оставил завещание на ее имя.

               
               
                3   
   
   Кристина полюбила пасынка как родного сына. Когда она отреклась от дочери, ее материнские чувства нашли в Александре предмет своей любви. Она заботливо ухаживала за ним. Если он болел, Кристина день и ночь просиживала у его постели.

   Алексадр решил стать музыкантом и поступил в музыкальное училище. Кристина находила повод постучаться к соседям и всем рассказывала, что педагоги находят у Александра большой талант и прочат ему будущее Караяна.

   Когда он закончил учебу, и его взяли ударником в Мюнхенскую оперу, Кристина не пропускала ни одного спектакля с его участием и уверяла всех знакомых, что барабан и литавры самые главные инструменты в оркестре.

   Между тем Гюнтер О. умер, и все тяготы по ведению семейного предприятия легли на хрупкие плечи его вдовы. Теперь Кристине было уже не до оперы. Ее рабочий день начинался рано утром, а кончался уже затемно. Александр, не очень обремененный работой в театре, как мог, помогал мачехе. Проверял финансовые счета, ездил в банк сдавать суточную выручку, порой подменял кого-нибудь из заболевших сотрудников.

   После смерти отца он еще больше сблизился с Кристиной. У него не было человека роднее нее. Александр всем сердцем полюбил свою мачеху.

   Поэтому весть об ее убийстве сразила его наповал. Он не мог в это поверить. Александр ворвался в ее квартиру, упал перед трупом на колени и долго безутешно рыдал.

   А через два дня за ним пришли. В 2006г. состоялся суд. Его признали виновным в убийстве с отягчающими обстоятельствами и приговорили к пожизненному заключению, хотя он все время отрицал свою вину.

                4

   Прошло 10 лет.

   Родственники Александра, которые все эти годы ни на секунду не сомневались в его невиновности, не теряли надежду добиться справедливости. В поисках правды дорожка привела их к частному детективу Максу Р. Он ознакомился с делом и пообещал разобраться. По мере погружения в суть случившейся трагедии юрист видел, что прямых улик против Александра нет, а только косвенные. Складывалось впечатление, что следствие, с самого начала только по ему известной причине уверовав в то, что Александр убийца, стало все факты как бы нанизывать на один шампур, чтобы потом приготовить "шашлык по-немецки". Он и судьям пришелся по вкусу.

   Читая судебное заключение, Макс Р. часто наталкивался на фразу: "Это могло иметь место." А ведь могло и не иметь. 50:50. И от таких формулировок зависела судьба человека.

   Преступление произошло в квартире убитой, что находилась на четвертом этаже того же паркхауза. По словам свидетелей все ценные вещи оставались на месте, кошелек же Кристины лежал на полу рядом с ее трупом и был пуст. Ни документов, ни кредитной карточки, ни денег. При обыске квартиры Александра следователи нашли пачку 100-евровых купюр с отпечатками пальцев жертвы. На вопрос судьи: "Как вы можете это объяснить?" подсудимый сказал: "Я одолжил деньги у мачехи, чтобы оплатить взнос за машину." По словам кузины Александра, которая присутствовала на суде, судья в ответ съязвил что-то вроде: "Свежо предание, но верится с трудом."

   Внимание сыщика привлекла такая запись в следственном протоколе: "В холодильнике потерпевшей была обнаружена начатая бутылка шампанского, а в почти пустой посудомойке  два бокала: один с отпечатками пальцев хозяйки, а на другом неизвестного." Кто был этот неизвестный, долгое время оставалось загадкой.

   В своем приговоре суд примерно так описал события того рокого дня: "Подсудимый, хорошо знакомый с привычками своей мачехи, знал, что она каждую среду в семь вечера встречалась со своими друзьями в итальянском ресторане, чтобы пропустить пару стаканчиков легкого белого вина и съесть пиццу. В тот вечер он подкарауливал ее под дверью. А чтобы не оставлять следов, надел перчатки. Как только Кристина О. открыла дверь, он набросился на нее и, догнав в коридоре, нанес сзади два сокрушительных удара твердым предметом (предположительно молотком) по голове. Когда жертва упала на пол, убийца по лестнице поднялся наверх в ее кабинет в поисках завещания. Он вытащил все ящики из ее письменного стола, вытряхнул из них бумаги, но завещания не нашел. Тогда его взгляд упал на несгораемый ящик, который стоял на тумбочке слева от стола. В двери ящика торчал ключ. Открыв ящик, он обнаружил завещание. Узнав из него, что он является единственным наследником убитой, подсудимый положил завещание обратно, закрыл ящик и спустился вниз. На всех вещах найдено много отпечатков пальцев Александра О. Повидимому, у него вспотели руки, и он снял перчатки..."

               
                5

   Стоп. На минуту прервем этот остросюжетный, криминальный роман. Надо быть полным идиотом, чтобы на месте преступления намеренно! оставить отпечатки пальцев. Это все равно, что подбросить на глаза полицейским свою визитную карточку. Из разговоров с людьми, близко знавших Александра, у сыщика Макса Р. не сложилось о нем впечатление, как об идиоте. Хорошо бы это проверить при очном знакомстве.

   На суде сам обвиняемый так объяснил свои отпечатки  пальцев на вещах убитой: "Я часто бывал в доме моей мачехи, пользовался ее доверием, имел дело с ее бумагами. Знал и о содержании завещания." Но суд отклонил его объяснение. Оно не вписывалось в общую канву процесса.

   Читаем дальше из приговора суда: "На многих предметах, в том числе на розовом жакете, который был на жертве, на внешней стороне входной двери, на пепельнице и других вещах обнаружены следы от матерчатых перчаток, которые обычно используют в домашнем хозяйстве..."

   Макс Р. увеличил фотографии предполагаемых следов от перчаток и послал их на экспертизу в институт, который специализируется на подобных вещах. Вскоре пришел отрицательный ответ. Такой же ответ он получил и из двух других институтов.

   Обвинение суда рассыпалось как карточный домик.

   Кроме следов крови на жакете Кристины были найдены DNA - следы ее пасынка. По словам очевидцев он горько плакал, низко склонившись над телом мачехи.

   Реплика судьи (занесенная в протокол): "Театр! Чистый театр и ничего больше!"

   На замечание эксперта, что источником этих следов могли стать, например, чешуйки с кожи лица  или перхоть из волос, последовала новая реплика судьи: "Пожалуйста, не фантазируете."

   Частный детектив нашел много нестыковок в приговоре суда. Ему была очевидна судебная ошибка: Александр не виновен.

   Ну, что ж, бывает. Судьи, в конце концов, тоже люди. И они иногда ошибаются. Однако, такие ошибки стоят другим, подчас невинным людям, очень дорого. Александр уже 12-ый год томился за решеткой.

   Максу Р. хотелось увидеться с ним, приободрить, вселить надежду на успех. Перед ним стояла нелегкая задача: найти истинного убийцу.

   

   


Рецензии