Особенности образа паука в яп. языке
В алтайских языках нами ничего схожего с ав. диал. обозначением "паука" не обнаружено,тем не менее мы не исключаем возможного наличия этого слова в одном из парамонгольских языков,напр.,в языке вухуаней,обитавших какой-то период на территории Маньчжурии
Первоначально определимся,какая собственно говоря,лексика превалирует в японском языке. Согласно Старостину С.А. -алтайская
О происхоэжении японского языка согласно Старостину С.А.: "Основная лексика во вновь образовавшемся языке осталась алтайской (почему и можно говорить, что японский язык – алтайский), но очень изменилась, алтайской осталась и грамматика, агглютинативная в своей основе, фонетический же строй более сходен с австронезийскими языками. По-видимому, потомки аборигенов – австронезийцев, сменив язык, не усвоили алтайскую фонетику... С.А. Старостин и российские ученые его школы значительно продвинули вперед доказательство японо-алтайского родства. Но и сейчас это родство признано не всеми, особенно за рубежом", см. [Алпатов 2007].Но такое родство – очень дальнее: по данным С. А. Старостина, предок японского языка отделился от предков остальных алтайских языков раньше, чем разделились разные ветви индоевропейской семьи. Даже корейский язык, по-видимому, генетически ближайший к японскому из ныне существующих языков, находится дальше от него, чем, скажем, русский, английский и хинди друг от друга".
Вне всякого сомнения паучий культ тесно связан с традицией плетения,макраме,ткачества,шитья и т.п.у разных народов. У тех, у кого это ремесло,искусство не показывает достаточно высокого уровня- нет и самого паучьего культа.Паук-символ трудолюбия.Это - инженер и изобретатель.У японцев все пречисленные качества ярко выражены,что отражено и в наличии у них отголосков паучьей мифологии.
A.1.Яп. КУМО "паук", КУМО НО СУ "паутина": ав. диал. HUM "паук",ав. NUSI "паутина"
2.КУМУ a."сплетать,скрещивать"; b. "составлять, собирать,складывать,образовывать"; c. "объединяться,соединяться,сговариваться" d."быть,чьим-л. противником,сразиться,сцепиться": круг понятий,связанный с паутиной и пауком. Паук плетёт своё "царство" и упорядочивает его. У некоторых индейских племён Сев. Америки паук-выбран богом как "смотрящий" за мирозданием,созданным самим богом.
3. КУМЭЙ "одно название,видимость; дутая репутация": паучьи образы,оборотничество
4.КУМО "облако,туча",кумогакурэ суру "скрываться в облаках,исчезать".КУМОРИ "облачность,пасмурность,тень,потускнение,пятно": образ паутины
5. КУМОЦУ "жертва,жертвоприношение": термин,связанный с пауком,ср. ав. нус "нож",нилъ "серп"
6. НОСУ "вытягивать,расправлять": свойство паутины,ав. нуси "паутина"
7. НОСЁ "мозг": см. др.-гр. noos "ум,разум,мысль"
8. НУИ "шитьё,вышивание",нуивасэру "сшивать": здесь вероятна связь паука с созданием семьи и семейных отношений
9. НУКУ "пронзать,протыкать": nygme,nygmos "укол" (nysso),ав. нус "сто".По сообщению античных авторов скифы приносили в жертву каждаго сотого пленника
10. НУСИ "хозяин,владелец" (записано иероглифами,со значением в китайском "князь"): Ав. "нуцал" - князь,старинный титул правителей Аварии,само слово в аварском объяснения его происхождения на аварской почве не имеет,но ср. чеченское:НУЦ "жених,зять",невцалла жениховство; положение жениха".Сюда же ав. НУС "невестка",нусей "невеста",чеч. нускал "невеста".Ср.др-греч. nyos "сноха,невестка,свояченица,родственница (позднее - "невеста")".Все они из той же основы,что и ав.NUSI "паутина".С какими важными фигурантами их можно соотнести в монг. языке, может быть с халха-монг. ноён "феодальный князь,господин; вершина,пик,поперечина,стержень",Халха-монг. ноёрхол "господство,власть,доминирование".
11. НУУ "шить,прошивать"
12. НЭ "корень,основание, основа","источник,происхождение": т.е. здесь "ткань","сотканное" в качестве "основы" чего-л. вообще (ср. яп.нуу "шить,прошивать,зашивать".
13. НЭБАЙ "липкий,клейкий": в ав. диал. перекликается с восприятием чёрствого,заплесневшего как липкого и тянущегося (сыр и т.п.)-humarab (humar-ab) "плесневелый",букв. -"паучий". Паук прядёт несколько видов паутины,одна из них ловчая- липкая.В японской мифологии имеется сюжет о "клеющейся невесты",которая соблазняет,заманивает и пытается убить самурая и т.п. Оружием в её руках может быть струнный инструмент. В процессе музыкального исполнения, по телу жертвы поднимаются нити,опутывают его шею и приступают к удушению. Самурай не рвёт,а именно обрезает их клинком,демонесса пытается успокоить жертву и снова начинает играет на струнном иснструменте-всё повторяется,самурай опять обрезает нити и наносит удар клинком теперь уже самой "клеющейся невесте". В последствии выясняется,что это паук-оборотень,а вовсе не красивая девушка. Можно предположить,что это дошедшие до нас отголоски собственных или чужих (соседних народов) мифологических представлений,в которых "пауки" не явл. одназначно отрицательными персонажами.
14. СУ а."гнездо,улей; логово,берлога",су-о куу "вить гнездо,устраивать логово";b. паутина: здесь паутина мыслится как "улей,логово,гнездо","сосредоточение" чего-л.
15.СУ "уксус": т.е. "сосредоточение"
16.СУ "число,цифра": ав. число "нус,нусго "сто".
17. СУГАО "лицо без грима"; в перен. "подлинное лицо": Элемент оборотничества в паучьей мифологии. Сама паутина считалась в древней Индии "майей","заблуждением"
18. СУГАТА "фигура,облик,вид": об.внимание на ав.humer,диал. humar "лицо",но ав.диал. hum "паук"
19. СУДЗИ "смысл"
См. также СУДЗИКУ "ось",СУДЗИМЭ "род,происхождение"; "складка": здесь "паутина"
выступает в роли генеалогии,родовой связи.
О ТРАДИЦИИ ЯПОНСКОГО ПРЯДЕНИЯ
Ханамусуби - японская техника шнурового плетения, использовавшаяся в Японии издавна для самых разнообразных целей. Ею пользовались в буддистских и синтоистских храмах для завязывания свитков и упаковки утвари, придворная знать заворачивала подарки, используя красивейшие узлы, и даже самураи шнуровали свою броню при помощи техник ханамусуби.
Согласно одному из преданий древности в 607 году н.е. Китайский Император Ян Гуан преподнес дары принцу Сётоку, который активно налаживал связи с Китаем. Дары принца восхитили, но также его восхитили и узлы, украшавшие коробки. Они были выполнены из бумажных и шелковых шнуров, что в последствии стало именоваться в Японии как искусства мидзухики и ханамусуби. Поскольку знать не собиралась отставать от «современных тенденций» в моде, эти две техники плетения быстро распространились по Японии, и вскоре были изобретены исконно японские техники плетения.
В современной Японии, в этой стране контрастов, с легкостью можно найти, как традиционные примеры плетения ханамусуби, так и современные варианты. Последние представлены всевозможными аксессуарами для мобильных телефонов, ноутбуков у прочей техники, украшениями, предметами декора и прочего. Поэтому очень часто ханамусуби ошибочно называют «японское макраме». Безусловно, сейчас японцы плетут свои узлы, используя техники, которые им нравятся. Некоторые из них позаимствованы или же тесно переплетаются с европейскими техниками макраме. Но если говорить про традиционные техники плетения, в них не было ничего общего с макраме (а если и было, то очень мало).
https://ziryaell.livejournal.com/107698.html
ПАУКИ В ЯПОНСКОЙ МИФОЛОГИИ
ЦУТИГУМО- дословно переводится как «земляной паук» и является ёкаем древней Японии. Его описывают как гигантского паука с телом тигра и демоническим лицом. В повести о доме Тайра писали, что воин Минамото-но Ёримицу (948 —1021 гг.) был болен малярией, и тогда появился старый монах, который попытался задушить его. Несмотря на болезнь Ёримицу схватился за нож и смог ранить монаха. На следующий день Ёримицу отправил своих помощников по кровавому следу в поисках сбежавшего монаха. Однако вместо него они обнаружили паука размером 1.2 метра. Воины поймали его, убили и выбросили тело в реку, после чего Ёримицу излечился от малярии...Цутигумо также называли противников существующего режима в древней Японии.
ДЗЁРОГУМО -обычно называют пауков разновидностей кругопряды-нефилы (Nephila) и аргиопы (Agriope), однако японские энтомологи называют так только пауков Nephila clavata. "Дзёрогумо" дословно переводится как «блудный паук»
МИДЗУГУМО -(Argyroneta aquatica) и это единственный вид пауков, который проводит большую часть жизни под водой. Паук создаёт воздушный кокон в воде, живёт там, спаривается и откладывает яйца. Охотится он, выпрыгивая из кокона, чтобы поймать добычу, которая подплывает слишком близко.
ПАУЧЬИ БОИ В префектуре Кагосима есть город Кадзики, где более 400 лет жители разводят пауков и устраивают "кумо гассэн", или «паучьи бои». Бойцами выступают пауки разновидности Agriope amoena, которых местные жители называют пауками-самураями. Хозяева разводят их, воспитывают и обучают, а в июне отправляют на соревнования.
https://konnichiwa.ru/page/3372/
Свидетельство о публикации №222062301356