ЛЭТИ и Весна в ЛЭТИ

Начало: http://proza.ru/2022/06/23/140.



ЛЭТИ – Ленинградский электро-технический институт им. В. И. Ульянова (Ленина) – ныне Санкт-Петербургский государственный электро-технический университет – один из ведущих старейших российских вузов, основанный в 1886 году, он был первым в Европе высшим учебным заведением, специализированным в области электротехники. Фирсов успешно поступил в ЛЭТИ в 1948 году и закончил с отличием электрофизический факультет в 1954 году, получив специальность инженера электрофизика.


В воспоминаниях Фирсова, касающихся школьных лет, нет ничего о его профессиональном выборе, как нет и рассказов об увлечении физикой, техникой, конструированием. Безусловно, в блокадные годы, когда все делалось с огромным трудом, больших возможностей для обучения в различных кружках технического творчества или усиленных занятий математикой не было. Но все же, всегда были ребята, «самозаведенные» на решение математических задач, проведение в домашних условиях или в школьных лабораториях необычных опытов по физике и химии. Наверное, в данном случае решение Бориса, успешно учившегося по всем предметам, было следствием рекомендаций учителей и обсуждений с одноклассниками. Конечно же принималось во внимание и то, что один из престижнейших технических ВУЗов города был совсем недалеко от дома. Будущая работа в области нарождавшейся и мало понятной радиоэлектроники не могла не привлекать молодых людей, уверенных в своих силах и думавших о своем будущем.


В разделе воспоминаний, озаглавленном «Юность и институт», обстоятельно рассказывается о низком качестве преподавания будущим инженерам, физикам идеологических курсов, о гипертрофированно узкой подготовке специалистов, не получавших должного представления о своей будущей профессии. Затем – живое, эмоциональное описание работы студентов на строительстве ГЭС на малых реках Ленинградской области. Но нет ничего о специальных предметах, которые все же осваивали студенты, о преподавателях, среди которых, были первоклассные ученые и практики, работавшие в новых областях радиофизики, о дипломном проекте студента Бориса Фирсова.
Жизнь распорядилась так, что годы обучения в ЛЭТИ стали для Фирсова стартовой площадкой для начала его активной общественной, организаторской, а затем научно-исследовательской деятельности, но не его работы в области электрофизики. Сам он об этом с горечью пишет: «Я окончил Ленинградский электротехнический институт имени В.И.Ульянова (Ленина) в феврале 1954 г., получив диплом инженера-электрофизика с отличием. Однако, вместо того, чтобы принять лестное предложение кафедры – поступить в аспирантуру ЛЭТИ и заниматься электронной оптикой, я стал общественным деятелем...» [1, с. 400].


Еще учась в школе, Борис очень хотел стать комсомольцем, рассматривал это как знак доверия ему и как шаг на пути к гражданской зрелости. И летом 1943 годам, накануне 14-летия, он учился тогда в пятом классе, его мечта осуществилась. Он на всю жизнь запомнил номер своего комсомольского билета - № 18 871 773.
«Общественная отзывчивость, - вспоминает Фирсов, - к которой призывал ВЛКСМ каждого его члена, возникнет в старших классах и закрепится в студенческую пору. Для порождения этого чувства большое значение имело равенство условий выживания людей в блокаду» [1, с. 400]. Эта общественная отзывчивость, а также отличная успеваемость студента Фирсова очень быстро были замечены его ровесниками, студентами старшего возраста, среди них были и фронтовики, и старших курсов, а также руководством ЛЭТИ. На третьем курсе он был избран секретарем институтского комитета ВЛКСМ, а ведь такие решения не принимались без согласования с руководством института и районным комитетом комсомола. Тем более, что комсомольская организация ЛЭТИ была одной из самых крупнейших в Петроградском районе Ленинграда. После этого, конечно, учеба Фирсова пошла по особому графику: пропускал лекции и семинарские занятия, однако он продолжал получать только отличные оценки. В его понимании своего положения иначе и не могло быть.


В своих воспоминаниях «лучом света в темном царстве» заидеологизированной жизни студентов ЛЭТИ Фирсов назвал музыкальный спектакль «Весна в ЛЭТИ»., поставленный будущими «технарями». Время показало, что это – более, чем скромное обозначения сделанного рассматривается историками культуры как один из первых звонков, предвестников «оттепельных» изменений в культуре и жизни молодежи.
В 2006 году в Петербургское телевидение в цикле «Культурный слой» подготовило передачу «Весна в ЛЭТИ. 1953», в которой рассказывается о времени и процессе рождения этого спектакля и о команде авторов [2]. Мой рассказ об этом культурном феномене того времени упрощается наличием транскрипта указанной телепередачи [3].


Свой рассказ о «Весне в ЛЭТИ» петербургский историк, культуролог и журналист Лев Лурье начинает словами: «Здесь, на Аптекарском острове, весной 1953 года происходит эпохальное событие, значение которого современники сумели определить много позже. Здесь сразу после смерти Сталина было поставлено эстрадное представление студенческой самодеятельности Ленинградского электротехнического института, которое называлось «Весна в ЛЭТИ». Тютчев писал: «Мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперед». Студенты Электротехнического института оказались этими самыми гонцами весны, гонцами оттепели».
Сталин умер 5 марта 1953 года, а 11 мая 1953 года состоялась премьера этого спектакля. Продолжает Лев Лурье: «Прошло меньше двух месяцев со дня похорон Сталина. Страной управляет коллективное руководство во главе с Лаврентием Палычем Берия. А здесь, около Выборгского дворца культуры, огромная толпа – люди, откуда-то узнавшие, что здесь будет премьера «Весны в ЛЭТИ» стараются проникнуть в этот зал. И хотя здесь две тысячи мест – много для города, но попасть невозможно – разбиты двери, люди лезут через крыши. Успех невероятный! Музыкальное обозрение из жизни студентов электротехников становится первой культурной сенсацией оттепели. Театрализованное представление, в котором не было ни одного профессионального актера, обсуждают маститые деятели искусств, в прессе появляются рецензии, билеты на очередные представления реализуются через театральные кассы города, часто с приличной нагрузкой. Спектакль исполнили 19 раз, из них четыре в Москве».


И вот на 10-й минуте видео мы слышим крайне важные для нашего повествования слова Михаила Смарышева, доктора технических наук, профессора ЛЭТИ, исполнителя одной из главных ролей спектакля. Сначала он вспоминает судьбу более раннего представления и говорит: «Сочинил эту поэму в стихах студент Анатолий Флейтман, сам он играл Мефистофеля и пел: “Люди гибнут за металл,” эти люди были студенты. Как-то нехорошо смотрелось, что советский студент гибнет за презренный металл, поэтому кончился этот вечер плохо, после него состоялось разбирательство в комитете комсомола, Флейтмана чуть не выгнали из комсомола». И затем: «Я же в те времена был членом культмассовой комиссии профкома. Я обратился к секретарю комитета комсомола, Боре Фирсову, с таким вопросом: “Нельзя ли сделать так, что бы мы как бы под идеологическим надзором работали, а потом поставили интересную вещь?”». Не буду пересказывать видео, но считаю важным привести слова Светланы Петуховой, директора клуба ЛЭТИ: «ЛЭТИ всегда несло в себе самые передовые идеи, ведь и спектакль тот был возможен в то время, потому что, одна из причин, секретарем комсомольской организации был очень незаурядный, очень талантливый человек – Борис Максимович Фирсов».


«Весна В ЛЭТИ», сообщается в телепередаче, уменьшила количество потенциальных электротехников, но дала солидную прибавку Союзу композиторов и Союзу писателей. Песни Александра Колкера, автора музыки к спектаклю, стали на десятилетия всенародными хитами. Ким Рыжов, и еще два автора стихов – Михаил Гиндин и Генрих Рябкин стали профессиональными литераторами.
Что касается Бориса Фирсова, то тогда к нему моментально пришла известность смелого, самостоятельного комсомольского работника, как отмечено в видео, совершенно не похожего «на стандартного комсомольского вожака сталинского времени». В действительности, будущее показало, что «Весна в ЛЭТИ» раскрыла в Фирсове потенциал разномыслия и вывела его на дорогу, которая достаточно скоро привела его в социологию. Конечно, не сразу, путь этот был сложным, овражистым, но каждый шаг, чего конечно никто не мог знать, – приближал его к изучения общества.


Со времени рождения «Весна в ЛЭТИ» прошло почти 70 лет. Сегодня – другая страна и другое время, иная культурная среда и уже сложно понять, почему, скажем, 12 девушек в купальниках, исполняющих на сцене немудреный танец вызывал резкое сопротивление комсомольского начальства города. Однако Фирсов, с его, вообще говоря, небогатым житейским опытом и на тот момент незавершенным физико-инженерным образованием, уже обладал заметным зарядом коллективизма и потому оказался востребованным временем Ему было дано понять и, что еще важнее, принять намечавшиеся новые тенденции в культуре и новые ожидания молодежи, уставшей от военных и первых послевоенных лет. Разве это не предрасположенность к анализу социума? И не действие социальной направленности? И не пример разномыслия?
На крутых поворотах дороги к социологии Фирсов раздумывал, не свернуть ли с неё, не вернуться ли в ЛЭТИ и не поступить ли в аспирантуру. Но понимал, что поздно. «Весна в ЛЭТИ», по сути, стала точкой невозврата к намечавшейся судьбе, пройденным Рубиконом.

Продолжение: http://proza.ru/2022/06/24/154

Литература:

1. Фирсов Б.М. Разномыслие в СССР. 1940–1960-е годы. СПб.: Изд-во Европейского дома, 2008.
2. «Весна в ЛЭТИ. 1953» // (видео) https://rutube.ru/video/a1be75471f6a560456050f1fb1cb7310/.
3. «Весна в ЛЭТИ. 1953» // (транскрипт) https://www.5-tv.ru/programs/broadcast/501209/.


Рецензии