Ленинградское метро

       

        Наш город со дня основания [16 (27) мая 1703] был назван в честь  Святого Петра - небесного покровителя царя-основателя - и именовался Санкт-Петербург, но со временем город стал всё больше ассоциироваться с именем самого Петра I. Именно поэтому в 1914 году во время  войны с немцами жители города, желая изменить звучащее по-немецки название, изменили его на недостаточно обоснованное «Петроград». После смерти Ленина город был переименован в Ленинград и носил имя вождя с 26 января 1924 года до 6 сентября 1991 года, после чего ему было возвращено первоначальное название Санкт-Петербург.
        Большую часть своей жизни я был ленинградцем и хочу рассказать по оставшимся в памяти впечатлениям ленинградцев о появлении в нашем городе долгожданного метро.
        Впервые о строительстве метро заговорили в середине XIX века в двухмиллионном Лондоне. Это было вызвано необходимостью модернизировать транспортное сообщение внутри города. Решение было найдено в построении необычной железной дороги, проходящей под землей. За дело взялась компания Metropolitan Railway (столичная железная дорога). Английское слово „мetropolitan“ происходит от греческого, означающего – «столица». Длинное название Metropolitan Railway сократили до первых пяти   букв и получили слово «метро».
        Первое в мире метро было весьма торжественно открыто 10 января 1863 года в Лондоне принцем Уэльским (будущим королём Великобритании Эдуардом VII), который стал первым человеком, воспользовавшимся услугами этого вида транспорта.
        Первая линия метро в нашей стране открылась в Москве в 1935 году. Мало кто теперь помнит, что Московский метрополитен носил имя наркома путей сообщения СССР Лазаря Кагановича и лишь с 1955 года стал носить имя Ленина.
        Постановление о строительстве метрополитена в Ленинграде Совет  Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) приняли в январе 1941 года, и уже с апреля этого же года было начато строительство ленинградского метрополитена, прерванное сразу после начала Великой Отечественной войны. Строительство метро было возобновлено с мая 1946 года и  двигалось очень медленно. Низкие темпы связывали тогда с множеством разных факторов. Но, в первую очередь, речь шла о специфике местности, которая полна грунтовых вод и иных сюрпризов, а также о недостатке финансирования. Ведь региональный бюджет Ленинграда был в разы меньше московского, способного вводить по несколько новых станций в год... [Подробнее:         И, наконец, 15 ноября 1955 года под всенародное ликование состоялся пуск первой в нашем городе линии метро. Эта первая линия, имевшая восемь станций, была открыта от Автово до площади Восстания. Она сразу соединила четыре вокзала: Балтийский, Варшавский (ныне уже ликвидированный), Витебский и Московский. Первые пару дней в метро пускали бесплатно, и люди ходили туда толпами, как в музей.
        Наше метро по первоначальному замыслу должно было быть лучше московского, по крайней мере, как более современное. Но ревнивая Москва подрезала финансирование, и некоторые весьма оригинальные задумки наших архитекторов не были доведены до конца. Так, например, на станции «Автово» абсолютно все колонны внутреннего зала должны были быть стеклянными. Говорят, что изнутри они даже должны были светиться. А что теперь? Ни то ни сё! (Не все стеклянные и не светятся).
        В народе иногда полагают, что название станции «Автово» как-то связано со словом «авто», встречающегося в таких словосочетаниях, как «автомашина», «автоматика» и т. п. На самом деле это не так. В допетровские времена на месте этой станции была финская деревня Autovo. Историки выводят современное название местности от финского термина «аутио», что означает что-то вроде «безлюдный», «заброшенный».
        Теперь у нас появилась ещё одна станция метро с финским названием. В конце 2019 года открыли новую станцию метро «Шушары», название которой происходит от финского термина – Suosaari – «остров среди болота». Говорят, что писатель Алексей Толстой, возвращаясь с дачи, довольно часто подолгу раздражённо ожидал открытия шлагбаума на железнодорожном переезде у станции Шушары, и именно там пришла ему в голову идея увековечить название поселка в имени старой крысы, охранявшей дверцу в доме папы Карло в известной детской сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
        Приезжие часто ошибочно думают, что название станции метро «Площадь Восстания» связано с Октябрьской революцией, так как на барельефах нижнего холла отражены события революционного Октября. Но это не так. Раньше площадь Восстания называлась Знаменской. На углу Невского и Лиговского проспектов стояла церковь Во имя Входа Господня в Иерусалим, известная в народе как Знаменская (по названию одного из приделов – «Знамения Пресвятой Богородицы»). В 1930 году Знаменскую церковь собирались закрыть. Но тогда сильное влияние на городскую власть имел всемирно известный физиолог академик Иван Петрович Павлов, который был в этом храме церковным старостой. После смерти Павлова церковь решили снести. Теперь на её месте как раз и стоит наземный павильон станции метро «Площадь Восстания». Названия Знаменской площади и Знаменской улицы в 1923 году изменили на «Площадь Восстания» и «улицу Восстания» – в память о революции 1917 года, но не Октябрьской (как многие думают), а Февральской.
        Большинство ленинградцев самой красивой считали введённую в эксплуатацию в 1956 году станцию «Пушкинская» с памятном великому поэту работы выдающегося ленинградского скульптора Михаила Аникушина.       
        До смерти Сталина, последовавшей в марте 1953 года, станция «Нарвская» проектировалась как «Сталинская», и на глухой стене в конце вестибюля ещё долгое время красовалось великолепное мозаичное панно «Сталин на трибуне» (произведение самого Александра Михайловича Герасимова, который был в ту пору президентом Академии художеств). Теперь оно замазано штукатуркой. Зачем?! А ведь это было настоящее произведение искусства!
        В период борьбы с алкоголем было допущено много глупых перегибов. Один из примеров - изменения на панно «Сталин на трибуне». В оригинале картины на трибуне перед  Сталиным стоял (как и положено) традиционный стакан с водой, а на мозаичном панно от него отказались, якобы из-за политически недальновидного намека, и во избежание кривотолков на месте стакана появилась книга.  Лично мне это панно нравилось. После хрущёвской критики культа Сталина мозаику сбили, от неё осталась лишь небольшая горстка в ведомственном Музее Петербургского метрополитена (Васильевский остров, улица Одоевского, дом 5).
        Я полагаю, что станции «Нарвская» необходимо вернуть её первоначальное название и возродить мозаичный портрет Сталина. Ну, почему и зачем «Нарвская»? Города Нарва в России нет. Что же касается изображения Сталина, то пусть антисталинисты умолкнут. Нельзя же без конца переписывать свою историю! Пусть все знают, как всё у нас было! Ведь в Риме, например, не сносят монумент в честь Муссолини.
        В 1958 году метро дотянули до Финляндского вокзала. Привокзальная станция метро стала называться «Площадь Ленина». В народе эту станцию не без юмора называли «станция Площадь Ленина ленинградского ордена Ленина метрополитена имени Ленина».
        С открытием этой станции наше метро стало самым глубоким в мире. Теперь самой глубокой станцией в нашем городе является открытая в 2011 году 65-я станция – «Адмиралтейская» (на глубине 86 метров под землёй, с двумя эскалаторами), которая находится в шаговой доступности сразу от трёх важнейших площадей нашего города – Дворцовой, Исаакиевской и Сенатской.
        В принципе, «Адмиралтейскую» можно считать самой глубокой станцией метро в мире относительно уровня моря. Украинцы считают самой глубокой станцию «Арсенальная» в Киеве, но в отличие от «Адмиралтейской» киевская станция находится под высоким холмом. Зал прибытия электропоездов на станции «Адмиралтейская» выполнен в морской тематике и украшен шестью медальонами с изображениями выдающихся адмиралов: Апраксина, Макарова, Беллинсгаузена, Ушакова, Нахимова и незаслуженно забытого Григоровича, о котором современная молодёжь раньше почти ничего не знала.
        В апреле 1961 года была введена в эксплуатацию первая очередь  Московско-Петроградской линии от станции «Парк Победы» до станции «Технологический институт». Это была уже вторая ветка ленинградского метро. На этой линии находится станция «Московские ворота». Этим названием в Ленинграде многие были недовольны. Пускай бы эта станция называлась «Московской» по причине своего расположения на Московском проспекте. Однако,  в названии станции «Московские ворота» отражено название ворот, которые должны быть переименованы хотя бы просто в «Триумфальную арку», как триумфальную арку в Париже, возведённую в 1806 –1836 годах по распоряжению Наполеона в ознаменование побед его «Великой армии». Эти же «Триумфальные ворота» были возведены во славу Русской армии, освободившей балканские народы от турецкого ига. Кстати, со времени возведения этой триумфальной арки проспект от Сенной площади (c 1952 по 1992 год – площади Мира) до этого места назывался Забалканским.
        В  1967 году появилась третья (Невско-Василеостровская) линия метро  от станции «Василеостровская» до станции «Площадь Александра Невского».  А в самом конце 1985 года была введена в эксплуатацию первая очередь уже четвёртой (Правобережной) линии  от станции «Площадь Александра Невского-2» до станции «Проспект Большевиков».
        Дальше темпы строительства ленинградского метро не очень радовали, но метро строилось.  Интересующиеся подробностями могут посмотреть альбом  «Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения» - Альбом-каталог / сост. В. Г. Авдеев и др. — СПб.: ГМИСПб, 2005. 
       Число станций ленинградского метро заметно росло до 1991 года, а потом начались известные непростые времена и темпы строительства заметно упали. В июле 1992 года ленинградский метрополитен имени Ленина был переименован в Петербургский метрополитен. А это уже другая, не ленинградская история.




  На иллюстрации памятник Святому апостолу Петру в Александровском саду (Санкт-Петербург)


Рецензии
Спасибо за познавательный материал. Не понаслышке зная метрополитен, всё равно было очень интересно. Новые факты и подробности, казалось бы знакомого пространства, всегда увлекательны. Спасибо Вам.

Дмитрий Тульнов   02.03.2024 00:05     Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.