А ты помнишь?

                Памяти любимого мужа Абдрашитова
                Рустема посвящается


Родной мой, слушаю Джо Дассена "Souviens - toi...", и все хочу сказать тебе: «А ты помнишь?»


А ты помнишь? Я позирую художнику, на площади Терт на Монмартре.

Твои влюбленные глаза, уже слегка косые, с восторгом смотрят на меня, рисуя свою картину. Как хотелось бы ее увидеть. Она уж точно мне понравилась бы.
Защелкали фотоаппараты. Я в центре японских объективов. Море эмоций. Не важно, как я вышла.  Для них и их будущих гостей я навсегда единое целое с Монмартром, его маленькая частичка.


А ты помнишь? Как чудесно играл на гитаре мужчина за столиком кафе. И ты закружил француженку в танце. Мотоциклы остановились, чтобы не мешать вам. А потом весь перекресток перед кафе заполнился танцующими парами.


 А ты помнишь? Любимый «Черный кот» на бульваре Клиши. Фантастические лягушачьи лапки, совершенно не похожие на то, что мы ели в Москве.

Твои невероятные способности без знания языка, одними жестами познакомиться с американской парой. Потом заставить меня заговорить с ними. Но мой язык словно прирос к небу. И разговор начался с переписки на салфетках. Они рассказывали о Флориде и путешествии по Европе, а мы о России, твоих съемках в фильмах и наших поездках по фантастическому ночному Парижу. Общение получилось настолько теплым, что они нашли все переведенные фильмы с твоим участием,  и мы еще долго переписывались по возвращении домой.

Иногда твой начисто забытый английский играл тебе на пользу. Помнишь, когда официант, забирая пустой стакан с виски, спросил: «Repeat?». Я не успела раскрыть рот, как услышала твое: «Yes». Ты был в полной уверенности, что он спрашивает разрешение забрать освободившуюся посуду. И мы опять repeat двойной виски.


А ты помнишь? Какой трепет охватывает, когда стоишь в полночь перед Собором Парижской Богоматери. Кажется, еще мгновение – и тебе откроются все тайны Вселенной. Пробегающие по площади крысы, только усиливают впечатление. Недаром этот собор любили алхимики. Сколько часов мы провели там, затаив дыхание от восторга. Невозможно сдержать порыв - встать перед ним на колени. В первую поездку мы так и не решились посетить его днем, чтобы не разрушить магию.


А ты помнишь? Каким родным стало кафе напротив собора Сент-Трините. И в первую очередь, официант с Кубы. А все началось с названия твоего табака - Cube. Ты стал его «mon ami». Как он всем посетителям объяснял, что ты его друг. Мы обнимались с ним, когда заходили в кафе и когда выходили из него. А каким вкусным шампанским угощали нас  в день моего рождения. Потом таким же другом стал официант с Карибских островов.  Он всегда подавал мне кофе с песней. И во вторую поездку мы уже при встрече и прощании обнимались с двумя официантами.


А ты помнишь? Как мы заблудились в первую же ночь. Вышли на берег Сены и, пока я любовалась бегущими по ней лебедями, ты успел подружиться и выпить на брудершафт с финскими музыкантами.  А потом мы слушали песню Олега, чтобы сравнить наши впечатления: «Ты и я, две чашки кофе, сигареты и Париж». И, как в песне, ты «под звуки тихой Сены  о любви мне говорил». Пока не закрылись все кафе.

Мы долго шли, и вышли к тому же месту. А потом разговаривали с французской парой, пытаясь выяснить, где находится Гранд опера. Ни они нас, ни мы их не понимали, но расходиться почему-то не хотелось. В конечном итоге, мы остановили такси – летучий голландец: не видно водителя афроамериканца,  не слышно как работает электрический двигатель.


А ты помнишь? Наши сумасшедшие ночные катания. Когда Коля забирал нас на своем такси, уже загруженном вином и закусками. Наш танец на мосту Александра III, погоню с фотоаппаратом за зайцами около Дома Инвалидов, ночные магазины цветов, средневековые дома Барана и Жнеца. интереснейшие Колины рассказы о вражде Гюго и Дюма, о кафе Серебряная Башня, да и просто о его первых шагах в этом городе, вернее, в Булонском лесу.


А ты помнишь? Итальянского дизайнера, который принял нас за соотечественников. А мы оказались «Руссо туристо, облико морале». И он долго на ломанном русском рассказывал о проведенной ночи в кабаре Лидо. А узнав, что мы приехали отметить мой день рождения, вручил четыре кожаных куртки в подарок и уехал. Мы стояли растерянные, не понимая в чем развод. Оказалось, что никакого развода  не было.


Наш, только наш удивительный, сказочный Париж, с невероятными приключениями, гостеприимными уличными кафе, старыми и новыми друзьями.


Рецензии
Здравствуйте, Ольга! Память - самое главное у человека. Благодаря ей наши ушедшие близкие остаются жить в нас, а вы еще и отлично умеете делиться воспоминаниями через текст. Получилось очень ярко. Думаю, я смог прочувствовать частичку вашего счастья в те моменты.

Евгений Шемякин   16.03.2023 20:48     Заявить о нарушении
Спасибо, Евгений! Рада, если смогла передать хоть маленькую частичку нашей фантастической поездки. И Рустем, и Париж навсегда в моем сердце.

Ольга Прохорович   16.03.2023 21:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.