Ассы, Оссы, Осетия

Этническая историческая принадлежность ассов, оссов.

Как пишет Зураб Чичинадзе, "управлял Осетией старшина Дзурдзук, сын Тирета".  Самая высокая вершина горы в Осетии - Джимарай Хох, в прошлом Г1алг1ай-корт, как память знаменитый ледник с этой горы и сегодня именуется Калга и тд

Рассказы старожилов-ингушей свидетельствуют о том, что в прошлом Осетию населяли предки ингушей. Старики говорят: «Из гIалгIай хинна мохк ба, из вей мохк ба», где под словами «ГIалгIай мохк» подразумевается «Страна ингушей».

Таким образом, «ГIалгIай мохк» («Страна ингушей») вместе с «Дугарой мохк» («Страна дигорцев») являются синонимом страны «Осетия»

Значительная масса переселенцев — носителей иранского языка, положивших начало осетинскому этносу, появилась в Алагирском ущелье в XIII-XIV вв., истребив, при помощи монгольских войск значительную часть проживающих здесь овсов — предков ингушей.

Ф.Х Гутнов приводит некоторые данные о заселении Алагирского ущелья из неопубликованной рукописи Е.Г. Пчелиной "Местность Уаллагир и шесть колен рода Осибагатара": "Легенды Алагирского ущелья выводят своего прародителя Ос-багатара "из племени ирата", мифический предводитель которого — "Ир- бараг" — разъезжал на длиннокрылом коне, знал птичий язык и победил полчища собакоротых". "В легенде об Ос-багатаре указывается, что Ир-бараг и его потомки застали ущелья Алагира уже заселенными "и частично даже густо". Жилища пришельцев "соседили с поселениями других, более ранних иноземных родовых групп".

В связи с вышесказанным представляет большой интерес этническая принадлежность овсов грузинских хроник, живших здесь веками до появления в XIII-XIV вв. предков осетин-иранцев, которых затем грузинские хроники стали называть также овсами, как насельников страны Овсети.

Вот почему, исследуя историю древней Осетии, следует различать овсов до — и овсов после татаро-монгольского нашествия.

На наш взгляд, овсы — это собирательное грузинское название дигорцев и части ингушского этноса, населявших страну Овсети до прихода иранцев, впоследствии перешедшее и на новых поселенцев. Известный осетиновед В.Ф. Миллер отмечал: "Часто бывает, например, что известное, раз установившееся название прикрепляется к самому месту и сохраняется за ним, несмотря на то, что на этом месте уже сидит народ другого происхождения."

Заметим также, что термин "овс" имеет аналогию с восходящему к древнейшему слою ингушского языка личным именем Овш, которое, кстати, отсутствует в осетинском ономастиконе.

Таким образом, Овсети можно рассматривать как страну Овша /Овса (Овшети/Овсети). Если название "Осетия" произошло не от слова "овс", а от "ос" или "ас" (т.е. Осети или Асети) - от названия народа ас/ос, то в таком случае, в основу могло быть положено название ингушского колена Ас-дой (Оздой). Кстати, имя Оз было распространено у ингушей несколько веков назад (особенно у гвелетцев, таргимхоевцев, Оздоевых и др.).

Местность к востоку от нынешних селений Базоркино и Кантышево носит название Асате. На карте землепользования колхоза с. Базоркино эта местность отмечена под названием Сатай, где начальный звук “а” отпал, что характерно для осетинского языка (например, инг. Ачалук – осет. Цалык)."


Рецензии