Казаки Золотой Орды. Часть 3. Гл. V-VI Эпилог

Глава V
 «СМУТНОЕ ВРЕМЯ»
    Годы российской истории от смерти в 1598 г. последнего царя из рода Рюриков до избрания царем 21 февраля 1613 г. Михаила Федоровича Романова названы «Смутным временем». Об этом написано много, и даже один из главных праздничных дней современной России 4 ноября посвящён событиях тех времен. В сознание людей прочно вошла связь «Смутного времени» с оккупацией поляками Москвы, но главные действующие силы Смуты оказались вне поля зрения современников. Тогда как ещё Н.М. Карамзин и С.М. Соловьев теми силами называли казаков.
    Как это происходило. В марте 1584 г. умирает Иван Васильевич IV Грозный. На престол взошел его сын Федор Иванович. Он был полной противоположностью отца - хилый, болезненный и кроткой души человек. Государством начинают управлять бояре во главе с Никитой Романовичем Захарьиным-Юрьевым (братом первой жены Ивана Грозного) и Борисом Федоровичем Годуновым. Никита Романович вскоре умер и у власти остался один Годунов.
    Борис Федорович был потомком мурзы Чета из Орды, прибывшего в Москву во времена великого князя Ивана I Калиты. Он продолжил политику Ивана IV, хотя и без крайностей. В войне со Швецией Годунову удалось вернуть Ижорскую землю и Карелию. На южных рубежах началось продвижение в Поле; Московское государство занималось строительством укреплённых городов – Ливны, Воронеж, Оскол, Самара, Саратов. В Приуралье основан город Уфа . 
    Одновременно менялось отношение московского правительства к донским казакам: «Годунов решается наложить руку на донцов». Ещё в 1593 г. вместе с послом Нащекиным в Турции на Дон был послан «голова» и боярский сын Петр Хрущев, который имел наказ в сношении с казаками властно предъявлять требования. После долгих споров и объяснений на казачьем Круге у того были отобраны царские дары, а назначенного «голову» - атамана верховой станицы Вишату Васильева казаки утопили в Дону. Борис Годунов направил казакам послание с угрозами опалы и казней. Против них приняли и другие меры, в т.ч. запретили появляться в пределах московских владений. В целях обуздания казаков построили выдвинутую далеко в Поле крепость на Северском Донце – Царев-Борисов. Посылались и московские служивые казаки для вылавливания непокорных донцов .
    Ответ донцов не заставил себя ждать. Они сожгли городок Воронеж, убили воеводу князя Долгорукова-Шабанского. Бунт начинался.
    В это время умирает молодой царь Федор Иванович, не оставив после себя детей. Прежде его младший брат царевич Дмитрий был убит или погиб в результате несчастного случая (якобы порезался в результате падения при эпилептическом припадке). В чем обвиняли боярина Годунова. Так закончилась династия Рюриковичей.
    На престоле вновь мог оказаться (как в 1575 г.) князь всея Руси чингизид Симеон Бекбулатович, но он к тому времени ослеп, в чем впоследствии также был обвинён Борис Годунов. Для решения проблемы престолонаследия созвали земской собор, где царём избрали Бориса Федоровича Годунова .
    Среди высшей московской знати и среди низов оказались недовольные Годуновым. Этим воспользовались в Речи Посполитой, правители которой уже на протяжении двухсот лет предпринимала попытки подчинить Москву. Во второй половине XIV века великий князь Ольгерд трижды безуспешно пытался овладеть Москвой. В 1382 г., через два года после Куликовской битвы, там вспыхнул бунт в духе современных «цветных революций», возглавленный литовским князем Остеем. Бунт был жестоко подавлен ханом Тохтамышем, а Дмитрий Иванович восстановлен на московском престоле. Таковы исторические реалии, все остальное вокруг событий 1382 года - легенды, в т.ч. и повесть «О нашествии Тохтамыша».
    На этот раз все оказалось гораздо серьёзнее. Иван Грозный умел ценить заслуги казаков, строя государство на взаимопомощи и связи суверенного народа [казаков] с суверенным главою соседнего государства.  С воцарением же Годунова казаки стали терпеть нужду и притеснения от неправедных бояр и воевод. То же происходило с крестьянами, попадавшими все более в зависимость от бояр и дворян, лишившись права перехода от помещика к помещику в Юрьев день . Вдобавок ко всему вследствие неурожая в 1601 г. возник страшный голод, из-за которого только в Московском княжестве погибло до 1 500 000 человек .
    В 1603 г. в замке Самбор (Галиция) у польского пана Юрия Мнишека появился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия, якобы спасенного в свое время в Угличе и подмененного другим. Новоявленный царевич сблизился с днепровскими казаками, обучился верховой езде. Он был представлен королю Сигизмунду, который разрешил брать добровольцев из своей армии.
    Зная враждебное отношение донских казаков к Годунову, Лжедмитрий и к ним отправил гонца с просьбой помочь возвратить престол. Посланники от казаков во главе с атаманом Иваном Корелой и Михаилом Межаковым по возвращению на Дон удостоверили, что Дмитрий - действительно царевич. Донские казаки стали на сторону новоявленного «царевича» и вместе с запорожцами и добровольцами поляками осенью 1604 г. пошли на Москву. Тогда царским войскам под руководством боярина Василия Шуйского удалось разбить сбродную рать Лжедмитрия. Тот заперся в Путивле. Когда же туда явились атаманы запорожцев (днепровских казаков), Лжедмитрий их не принял, обвинив в трусости. Казаки не потерпели такого к себе отношения и покинули самозванца. Да и сам Лжедмитрий хотел отказаться от борьбы и вернуться в Польшу. Продолжить борьбу за московский престол его убедили представители донских казаков.
     В апреле 1605 г. неожиданно умирает Борис Годунов. Часть московского войска во главе с воеводой Басмановым предалась самозванцу, и Лжедмитрий практически без труда получает в Москве царскую корону. Туда хлынула масса поляков, в том числе состоялась свадьбы католички Марины Мнишек и Дмитрия с нарушением всех православных канонов. А сам Лжедмитрий [Возможно, с подачи польского короля и других европейских государей – Прим. авт.] пытался провести латинско-униатские взгляды во внешней политике, стремясь осуществить коалицию христианских государств против турок и татар .
    То есть еще задолго до Петра I Московию пытались втянуть в войну с Османской империей! Войну с Турцией Лжедмитрий ставил основной целью в своей внешней политике . Но, вероятно, в те времена казакам, московским аристократам и народу татары, да и турки еще были ближе по духу, нежели католики Запада. И уже через восемь дней после свадьбы Лжедмитрия с Мариной Мнишек в городе вспыхнул бунт. Недовольные аристократы   направили людей на поляков, начался погром. Заговорщики-бояре бросились в царский дворец, убили Лжедмитрия и Басманова. Новым царем прокричали Василия Ивановича Шуйского.
     В это время вспыхивает большое восстание украинных, или польских казаков. Подступил к Москве Иван Болотников (1565 - 1608) с восставшими крестьянами и посадскими, чтобы устранить неправильного царя, но был разбит московскими войсками.
    В августе 1607 г. в Стародубе Северском объявляется второй самозванец, назвавший себя царем Дмитрием. Он утверждал, что ему удалось спастись во время майского бунта в Москве. Лжедмитрий II сумел собрать большие силы, среди которых оказались остатки разбитых «болотниковцев», донские, днепровские казаки, польские шляхтичи и Марина Мнишек, которая прежде была арестована в Москве, но отпущена боярами к отцу в Самбор. Войска нового самозванца осадили Москву, основав главную ставку в Тушине. Туда же привезли ростовского митрополита Филарета (в прошлом боярин Федор Никитич Романов), которого объявили патриархом взамен московского Гермогена. К тушинскому «царю» примкнул касимовский царь Ураз-Мухаммед со своими касимовскими татарами [Читай: касимовскими казаками – Прим. авт.] . 
    В Тушине находилось 18 тыс. польской конницы значительную часть которых составляли днепровские казаки, 2 тыс. пехоты, до 30 тыс. мятежных войск, собранных по всей московской земле, и 15 тыс. донских казаков. Марина Мнишек согласилась играть роль жены Лжедмитрия II, хотя и без исполнения супружеских обязанностей. Тем самым самозванец в глазах народа должен был выглядеть истинным царем, с которым они были обвенчаны в Москве .

    Василий Шуйский попросил военной помощи у шведского короля, вернув за это Ижорскую землю и отказавшись от притязаний на Ливонию. Чем навлек на себя открытую войну с Польшей, и ему пришлось вести войну с восставшими и поляками. В результате москвичи обвинили его во всех неудачах и свергли с престола, а совещание служилых и торговых людей в Москве согласилось принять царем польского королевича Владислава. В сентябре 1610 г. гетман Жолкевский именем Владислава занял Москву.
    После занятия Москвы войсками Жолкевского польский король Сигизмунд решил сам утвердиться на московском престоле. Чем породил новую смуту. Раскрывшиеся замыслы Сигизмунда вызвали раздоры даже в стане поляков. Гетманы Рожинский и Сапега отказались ему подчиняться. В Москве заговорили о предпочтении утвердить на царском престоле Лжедмитрия II, но в декабре 1610 г. тот был убит в Калуге ногайским князем Петром Урусовым* в отместку за убийство Лжедмитрием касимовского царя Ураз-Мухаммеда . *Имя ногайского князя Петра Урусова свидетельствует о его христианском вероисповедании, т.е. фактически он уже стал русским князем.
    Не исключено, сам Ураз-Мухаммед на правах Чингизида заявлял претензии на московский престол, за что и был убит Лжедмитрием II.
    К Рождеству 1610 г. бывший московский патриарх Гермоген рассылает грамоты по разным городам с призывом восстать против поляков. Новый командующий польскими войсками гетман Гонсевский приказал заключить патриарха под стражу, где тот впоследствии умер. Весной 1611 г. казаки и земское ополчение осаждают Москву. Возглавляли их тушинский боярин Д.Т. Трубецкой, казачий атаман Иван Заруцкий и глава рязанского дворянского [земского] ополчения Прокопий Ляпунов.  Но согласия между казачьей и дворянской частью ополчения не было. 22 июля 1611 г. Прокопий Ляпунов был убит казаками. Ополчение распалось.
    В Нижнем Новгороде собирается новое ополчение, душою которого стал Козьма Минин Сухорук, а возглавить его пригласили князя Д.М. Пожарского. Первоначально замышлялось не связываться с казаками в борьбе против поляков. Когда ополчение двинулось к Москве, чтобы отбить шедшего на помощь польскому гарнизону войско гетмана Ходкевича, в составе которого было 4 000 днепровских казаков, среди казаков осаждавших поляков в Москве произошёл раскол. Часть их во главе с Иваном Заруцким вместе с Мариной Мнишек ушли в Астрахань.
    Те, кто остался с князем Д.Т. Трубецким, вступили в переговоры с Д.М. Пожарским. После долгих сомнений Дмитрий Пожарский уже в ходе боя донских казаков против запорожцев Ходкевича убедил ополченцев помочь им. Войско гетмана Ходкевича отбили. После чего донские казаки и ополченцы заключили между собой полное соглашение о совместных действиях. 22 октября (4 ноября) 1612 г. был приступом взят Китай-город, и поляки в Кремле сдались.
    В Москве для избрания царя собрались представители 50 городов. Необходимо было определиться с кандидатом, приемлемым для представителей земского дворянства и казаков. Назвали имя Михаила Федоровича Романова, находившегося в родстве с последним из династии Владимира Святого. Его выдвигали и казаки из тушинцев. Отцом Михаила был митрополит Филарет, нареченый тушинскими боярами и казаками патриархом всея Руси.
    14 марта 1613 г. Михаил дал согласие на принятие царской короны. Смутное время закончилось, хотя кое-где ещё и вспыхивали тлеющие очаги мятежа.
    Михаила Федоровича Романова не называют сильным царем, но на счастье молодого государства, в 1619 г. при обмене пленными поляки отпустили находившегося под стражей митрополита Филарета. Тотчас по его возвращению приходили к государю власти – бояре и всем народом московским били челом государю, чтобы он упросил Филарета быть патриархом. Фактически же Филарет сделался главою не только Русской церкви, но и всей страны.  В Москве стало два государя – царь и патриарх. Властный характер и государственные таланты делали Филарета истинным управителем государства все время его патриаршества . Умер он в 1634 году.
    Смутное время оказалось не только крайним напряжением внутренних сил молодого государства, каким являлась в ту пору Московия, но произошел крутой перелом в её внутренней и внешней политике. Новое государство становилось на собственные ноги. Уже и касимовские правители признали зависимость от Москвы.
    В жизни казаков с окончанием Смутного времени произошли перемены. Им возвратили привилегии, бытовавшие во времена Ивана Грозного. По заключению перемирия с поляками донским казакам установили царское жалованье. Решено было ежегодно отпускать: 7 000 четвертей муки, 500 ведер вина, 260 пудов пороха, 150 пудов свинца, 17 142 рубля денежного жалования, да на будары 1169 рублей 60 копеек. Для принятия жалования раз в год из Черкасска в Москву отправлялись атаманы с сотней уважаемых товарищами казаков. Эта командировка называлась «зимовая станица». Иные посольства казаков в Москву по делам службы именовали «легкими станицами». Прием казаков происходил в Иноземном приказе Кремля. Станицы в Москве содержались царским иждивением .
     Казаки приняли жалование от московского правительства, и это было первым шагом на пути постепенного превращения их в служилое войско в отношении московской государственности. Донские казаки пошли по пути добровольного подчинения Москве . 
    Что же касается Смуты, казачья вольница действительно была основной ее действующей силой. По мнению С.М. Соловьева причины Смуты были в дурном нравственном состоянии общества и сильно развитом казачестве. По своему характеру казак не мог согласовать своих интересов с государством и беспрестанно действовал вопреки последнему. Государство терпело его по слабости. Примерно ту же оценку причинам смуты давал Н.М. Карамзин: «казалось, Русь того времени превратилась вся в казачий лагерь и поставила цель самоуничтожение» .
    Но из выше указанного следует, что во многом теми, кто «не мог согласовать своих интересов с государством» создавалась Московия. В частности, с волеизъявления казаков началось царствование и династии Романовых, хотя впоследствии они сделали всё, чтобы свести на нет казачью вольность, превратив их в служилое сословие. В советской России казачество будет ликвидировано уже как сословие.

Глава VI
 ПЕРЕСЛАВСКАЯ РАДА 1654 г.
    Наступление на казачью вольность и ограничение их прав проводилось и в Речи Посполитой. Границы литовской Украины продвинулись далеко в степи; на казачьих землях Поднепровья начинает количественно преобладать украинское население из переселенцев. Бывшие ордынцы и их семьи стали вращаться в сфере украинской. Казаки вступали в браки с украинками, и в результате их славяно-татарский язык обратился в тот полтавский диалект, который Черноморцы [впоследствии] принесли с собою на Кубань . Что естественно, ведь детей воспитывали женщины.   
    Волна украинских переселенцев под защитой польско-литовского оружия теснила прежних хозяев степи. В ответ начинается настоящая казачье-польская война, которую возглавил Богдан Зиновий Хмельницкий (1595 - 1657), в свое время получивший от короля шляхетское достоинство. Его мусульманские предки перекочевали из Крымской орды к границам Великого княжества Литовского, то есть принадлежали к ордынским казакам, состоявшим при ханах.
    Отец Хмельницкого был сотником реестровых казаков и занимал почетную и ответственную должность чигиринского подстаросты. Наличие же двойного имени – Богдан Зиновий – свидетельствует, что сам Богдан Хмельницкий был крещён в католической вере .   
     В юные годы Хмельницкий обучался в католических школах, знал латынь, владел польским, татарским и турецким языками. Весной 1620 г. он стоял во главе морского похода, когда было потоплено 12 турецких военных кораблей. Но в ноябре того же года, при разгроме польской армии под Цецрой в Молдавии, попал в плен к туркам где сумел приобрести дружбу в кругах турецко-татарской знати.
    По возвращению из плена был выбран на должность войскового писаря Гетманщины, и не раз назначался командующим крупными воинскими силами. Стал известен при польском дворе, пользовался доверием у королевича Владислава, с которым совершал походы на московские владения.
   Несмотря на доверие Владислава, ставшего после смерти Сигизмунда III королем Владиславом IV, в глазах польской аристократии Богдан Хмельницкий оставался бунтовщиком и вожаком казачьей «черни». И наступил момент, когда личные обиды взяли верх над его доброй волей и лояльностью по отношению к королю и польскому государству. Подстаторста Чаплинский со своими людьми в отсутствие Хмельницкого разграбил его слободу в Субботове, отобрав землю в пользу владений староства, ссылаясь на то, что козаку не полагается заселять слободы. Не найдя справедливости у короля, Богдан Хмельницкий по возвращении из Варшавы во всеуслышание заявил: «Еще казачья матка жива! Чаплинский не все забрал, шашка моя в моих руках». За что был арестован, а его жену опозорили и убили. К тому же гайдуки Чаплинского на рынке избили до полусмерти одного из сыновей Хмельницкого.
    Освободившись из тюрьмы 7 декабря 1647 г., он ушёл на Низ, а оттуда в Крым – искать поддержки своим замыслам. Там нашел полное сочувствие и обещания помощи в войне с Речью Посполитой, чтобы изгнать поляков с земель, которые крымский хан считал своими. Началась казачье-польская война с переменными успехами и перерывами продолжавшаяся в течение шести лет .
    Успехи армии Хмельницкого, состоявшей из казаков, татар и украинских повстанцев, поддержанной крымским ханом, оказались внушительными. Они нанесли решительное поражение полякам на Желтых водах, под Корсунем и Пилявцами. Польский король Ян Казимир, вступивший на престол после внезапно умершего короля Владислава, поспешил заключить мирный договор. 17 августа 1649 г. подписан Зборовский договор. Согласно ему, земли днепровских казаков вдоль рек Роси и Сулы приобретали статус федеративного сочлена польско-литовской Речи Посполитой с рядом ограничений для поляков, поселенных между казаками.
  Вот некоторые статьи Зборовского договора:
    1) король из уважения к хану объявляет полное прощение Хмельницкому и всем его бойцам, восстанавливает казачье войско в его прежней форме, количестве и вольностях; согласен забыть и оставить без последствий все, что произошло;
    2) казачий гетман Хмельницкий попросит у польского короля прощение, склонившись на коленях у его ног;
    3) он и в дальнейшем останется гетманом реестровых казаков, количество которых увеличивается до сорока тысяч; как таковой он будет зависеть только от короля, но, как польский шляхтич, обязан принести присягу на верность Речи Посполитой;
    4) король получит реестр имен и прозвищ, указанных сорока тысяч казаков, какими в случае смерти Хмельницкого будет командовать один из их начальников;
    5) гарнизон осажденного Збаража будет освобожден;
    6) греческую религию можно будет исповедовать во всем королевстве и даже в Кракове, а уния с Римской церковью будет задержана;
    7) киевским воеводою всегда будет магнат греческой веры;
    8) киевский митрополит веры греческой получит право заседать в Сенате среди католических епископов и займет там девятое место;
    9) казаки получат право гнать водку для собственного употребления, но не на продажу;
   10) реестровые казаки будут получать сукно на одежду и по десять золотых на оружие;
   11) шляхта, вернувшись в свои имения, не будет вправе привлекать к суду или преследовать подданных, требуя от них возмещения потерь;
   12) шляхтичи католической и греческой веры, какие останутся при казачьем гетмане, не будут подвергаться каким-либо преследованиям; с них снимается всякая ответственность за то, что случилось во время последней войны .

    С крымским ханом был заключен другой договор, согласно которому король обязался заплатить ему более 200 000 золотых в качестве контрибуции.
    Вынужденно подписанный договор короля с казаками вызвал недовольство, как у польских аристократов, так и у белорусских, украинских крестьян, которых он практически не коснулся. К тому же польские паны, возвращаясь в свои владения, стали мстить холопам, ограбившим их имения. Появилась и масса недовольных договором казаков, которые не вошли в реестр. Недовольство у них вызывал и сам Хмельницкий, как сторонник польских порядков.   
   Богдан Хмельницкий знал о таких настроениях и понимал неизбежность новой войны с Речью Посполитой. Но понимал он и то, что в одиночку справится сильным государством ему не под силу, так как между Крымом и Речью Посполитой был также заключен мир и крымский хан, удовлетворенный полученной от поляков контрибуцией, становился плохим союзником. 
    Весной 1651 г., после того как польские аристократы отказались от выполнения условия Зборовского договора, боевые действия возобновились. Поляки двинули против казаков 50 000 войска, опустошая их земли. Потерявшие веру в успех казаки во множестве уходили на Низ, Донец и на Дон. Хмельницкому пришлось отказаться от многих условий Зборовского договора и подписать новый договор с поляками.  После чего он начал переговоры о помощи с Москвой и Стамбулом.
    Турецкий султан предлагал казакам свое подданство в обмен на помощь. В Москве же давать ответ не торопились. Лишь в июле 1654 г., когда узнали, что в ожидании присяги казаков султану у гетмана Хмельницкого находятся турецкие послы, там заторопились. Царь послал к нему стольника Ладыженского с грамотой, в которой сообщалось: «Мы позволили принять вас под свою руку, да не будет врагам Креста Христова в притчу и поношение, а ратные люди наши собираются» .
    В Москве созвали Земский собор из всех чинов и людей, которым объявили о приеме Войска Запорожского с городами и о неправдах польского короля Казимира. С согласия Собора в Чигирин отправили московских послов и войско. После чего в Переславле собралась Рада, и Богдан Хмельницкий объявил о принятии им подданства московского царя. Посланник Бутурлин вручил гетману знамя, булаву, ферязь (старинная одежда с длинными рукавами без воротника и перехвата), шапку из соболя. Казакам были обещаны их вольности, и число их определено в 60 000 человек .
    Подписание Переславской Рады часто трактуется, как желание украинского народа войти в состав православной Руси или, наоборот, как предательство интересов украинского народа. Казаки если и упоминаются, то на каких-то вторых, третьих ролях, хотя на самом деле это был Договор между московским царем и гетманом запорожских казаков, а украинский народ в нем не особенно
и звучал: «…В сохранившихся трех документах ни разу не упоминаются, ни Украина, ни Малороссия, ни воевода Киевский, ни Киевская земля, ни иные названия земель, входящих в нынешний состав Украины. Везде фигурируют лишь гетман и Войско Запорожское, а о реестровых и малороссийских казаках нет ни слова!» .
    Со времени Переславской Рады не сразу, но постепенно меняется жизнь казаков на Днепре. Еще не раз проявлялось стремление их к независимости, сопровождавшееся набегами на московские и польские земли, но чаще это была уже лишь борьба за привилегии или обычный грабеж с целью получения добычи. О том, как менялись запорожские казаки, казачья старшина и мировоззрение народа в составе Российской империи можно видеть в героях книг Николая Васильевича Гоголя. Если Тарас Бульба с сыновьями встретили бесшабашных, независимых, готовых воевать с кем угодно запорожцев Сичи времён Переславской Рады, то в произведении «В ночь перед Рождеством» читатель видит раболепствующих перед российской императрицей казачьх старшин. Возможно, писатель несколько исказил реальное поведение Станицы
на приёме у императрицы Екатерины II (1729 - 1796), но общие тенденции, скорее всего, были таковыми, и Гоголь их передал: «…Запорожцы вдруг все пали на землю и закричали в один голос.
    - Помилуй, мамо! помилуй!
    Кузнец, не видя ничего, растянулся и сам со всем усердием на полу.
    - Встаньте! – прозвучал над ними повелительный и вместе с тем приятный голос. Некоторые из придворных засуетились и толкали запорожцев.
    - Не встанем, мамо! не встанем! умрём, а не встанем! – кричали запорожцы» .   

    За сто лет от времен Переславской Рады в составе Российской империи казаки утрачивают не только независмость, но и осознание своей силы.
    В России отреклись от империи Чингисхана и Золотой Орды, откуда родом Московия. В Советском Союзе отказывались от царского наследия России. После «перестройки» восьмидесятых-девяностых годов ХХ в. проклинали советское прошлое и его основателей. Сложно строить настоящее без прошлого…


КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА С ПОЗИЦИЙ ЕВРАЗИЙСТВА (Вместо эпилога)

    На уровне деклараций в России звучат идеи евразийства. Но основные идеи, изложенные чуть не сто лет назад Георгием Вернадским, Петром Савицким, князем Николаем Трубецким, Ахметзаки Валиди Туганом и др., многие люди не знают. В том числе историки продолжают следовать идиологеме татаро-монгольского ига со свержением которого возникает Московское царство.
    Ко времени западного похода хан Батыя в Восточной Европе было несколько часто враждующих между собой княжеств. Об этом ему могли сообщить полководцы Субэдей и Джэбе после возвращения из похода 1223 года. Оценив обстановку и собрав соответствующие воинские силы, внук Чингисхана хан Батый в 1236 – 1242 гг.  относительно легко подчинил земли к западу от Урала до Венгерского и Польского королевств. Дойдя до Силезии и Адриатического побережья, монголы вернулись назад, основав столицу Улуса Джучи на Волге. Центральная Европа осталась вне протектората Золотой Орды, в отличие от Южных, Западных и Северо-Восточных русских княжеств.
    В русских княжествах оставлены баскаки с дружинами для сбора ежегодной дани, хотя власть сохранялась за Рюриковичами, Гедеминовичами. Со временем институт баскаков был отменен. Иван I Калита (1288 – 1340), получив от хана Узбека ярлык на Владимирское княжение, превращает Москву в своего рода Казначейство Северо-Восточных русских княжеств. Ему поручено собирать дань в Орду, решая с какого удельного княжества сколько надо изымать в пользу Сарая. Это было началом экономического процветания Москвы.
    Но не только экономический рост Москвы начинается с княжения Ивана Калиты! Уже в начале своего правления он сближается с митрополитом Петром и центр русской митрополии переносится в Москву, которая становится церковной столицей не только Северо-Восточных, но Южных, Западных русских княжеств, и самой Орды, где служили епископы Сарайские и Подонские. Она становится духовным центром православных христиан. Из Орды в русские княжества бегут ее аристократы с людьми и чиновники, не согласные с политикой Узбека, принявшего ислам в качестве государственной религии. Принимая православное крещение, в том числе и будучи христианами-несторианами, они становились русскими с православными именами и фамилиями. Со временем Москва превращается в центр православной культуры.
    Именно в те времена в византийских государственных идеях и традициях нашла русская национальная мысль материал, пригодный для оправославления и обрусения монгольской государственности. По этому поводу один из основателей русского евразийства, князь Трубецкой писал: «…Византийские идеологии понадобились только для того, чтобы связать с православием и таким путем сделать своею, русскою, ту монгольскую по своему происхождению государственную идею» .
     После разгрома Улуса Джучи чагатайским эмиром Тимуром в 1396 году, в Северо-Восточные русские княжества уходят донские казаки. Кроме них сотни тысяч людей, занятых в хозяйственных службах Золотой Орды были согнаны со своих земель и «массы бездомного люда» вынуждены были искать места для жизни в Северо-Восточных русских княжествах, в том числе и в Москве. В это время обостряются отношения с Великим княжеством Литовским; возникает угроза поглощения московских земель Литвой. И здесь «массы бездомного люда» служат кадрами для формирования служилых казаков и хозяйственных служб. Русские князья получили возможность иметь собственные постоянные войска.
    Возвышение Москвы уже ничем нельзя было остановить. Ей предстояло собирать воедино земли Золотой Орды и других Улусов распадающейся монгольской империи.

Нижний Кочергат, 2022 год


Рецензии