Казаки Золотой Орды. Часть 3. Гл. V-VI Эпилог
«СМУТНОЕ ВРЕМЯ»
Годы российской истории от смерти в 1598 г. последнего царя из рода Рюриков до избрания царем 21 февраля 1613 г. Михаила Федоровича Романова названы «Смутным временем». Об этом написано много, и даже один из главных праздничных дней современной России 4 ноября посвящён событиях тех времен. В сознание людей прочно вошла связь «Смутного времени» с оккупацией поляками Москвы, но главные действующие силы Смуты оказались вне поля зрения современников. Тогда как ещё Н.М. Карамзин и С.М. Соловьев теми силами называли казаков.
Как это происходило. В марте 1584 г. умирает Иван Васильевич IV Грозный. На престол взошел его сын Федор Иванович. Он был полной противоположностью отца - хилый, болезненный и кроткой души человек. Государством начинают управлять бояре во главе с Никитой Романовичем Захарьиным-Юрьевым (братом первой жены Ивана Грозного) и Борисом Федоровичем Годуновым. Никита Романович вскоре умер и у власти остался один Годунов.
Борис Федорович был потомком мурзы Чета из Орды, прибывшего в Москву во времена великого князя Ивана I Калиты. Он продолжил политику Ивана IV, хотя и без крайностей. В войне со Швецией Годунову удалось вернуть Ижорскую землю и Карелию. На южных рубежах началось продвижение в Поле; Московское государство занималось строительством укреплённых городов – Ливны, Воронеж, Оскол, Самара, Саратов. В Приуралье основан город Уфа .
Одновременно менялось отношение московского правительства к донским казакам: «Годунов решается наложить руку на донцов». Ещё в 1593 г. вместе с послом Нащекиным в Турции на Дон был послан «голова» и боярский сын Петр Хрущев, который имел наказ в сношении с казаками властно предъявлять требования. После долгих споров и объяснений на казачьем Круге у того были отобраны царские дары, а назначенного «голову» - атамана верховой станицы Вишату Васильева казаки утопили в Дону. Борис Годунов направил казакам послание с угрозами опалы и казней. Против них приняли и другие меры, в т.ч. запретили появляться в пределах московских владений. В целях обуздания казаков построили выдвинутую далеко в Поле крепость на Северском Донце – Царев-Борисов. Посылались и московские служивые казаки для вылавливания непокорных донцов .
Ответ донцов не заставил себя ждать. Они сожгли городок Воронеж, убили воеводу князя Долгорукова-Шабанского. Бунт начинался.
В это время умирает молодой царь Федор Иванович, не оставив после себя детей. Прежде его младший брат царевич Дмитрий был убит или погиб в результате несчастного случая (якобы порезался в результате падения при эпилептическом припадке). В чем обвиняли боярина Годунова. Так закончилась династия Рюриковичей.
На престоле вновь мог оказаться (как в 1575 г.) князь всея Руси чингизид Симеон Бекбулатович, но он к тому времени ослеп, в чем впоследствии также был обвинён Борис Годунов. Для решения проблемы престолонаследия созвали земской собор, где царём избрали Бориса Федоровича Годунова .
Среди высшей московской знати и среди низов оказались недовольные Годуновым. Этим воспользовались в Речи Посполитой, правители которой уже на протяжении двухсот лет предпринимала попытки подчинить Москву. Во второй половине XIV века великий князь Ольгерд трижды безуспешно пытался овладеть Москвой. В 1382 г., через два года после Куликовской битвы, там вспыхнул бунт в духе современных «цветных революций», возглавленный литовским князем Остеем. Бунт был жестоко подавлен ханом Тохтамышем, а Дмитрий Иванович восстановлен на московском престоле. Таковы исторические реалии, все остальное вокруг событий 1382 года - легенды, в т.ч. и повесть «О нашествии Тохтамыша».
На этот раз все оказалось гораздо серьёзнее. Иван Грозный умел ценить заслуги казаков, строя государство на взаимопомощи и связи суверенного народа [казаков] с суверенным главою соседнего государства. С воцарением же Годунова казаки стали терпеть нужду и притеснения от неправедных бояр и воевод. То же происходило с крестьянами, попадавшими все более в зависимость от бояр и дворян, лишившись права перехода от помещика к помещику в Юрьев день . Вдобавок ко всему вследствие неурожая в 1601 г. возник страшный голод, из-за которого только в Московском княжестве погибло до 1 500 000 человек .
В 1603 г. в замке Самбор (Галиция) у польского пана Юрия Мнишека появился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия, якобы спасенного в свое время в Угличе и подмененного другим. Новоявленный царевич сблизился с днепровскими казаками, обучился верховой езде. Он был представлен королю Сигизмунду, который разрешил брать добровольцев из своей армии.
Зная враждебное отношение донских казаков к Годунову, Лжедмитрий и к ним отправил гонца с просьбой помочь возвратить престол. Посланники от казаков во главе с атаманом Иваном Корелой и Михаилом Межаковым по возвращению на Дон удостоверили, что Дмитрий - действительно царевич. Донские казаки стали на сторону новоявленного «царевича» и вместе с запорожцами и добровольцами поляками осенью 1604 г. пошли на Москву. Тогда царским войскам под руководством боярина Василия Шуйского удалось разбить сбродную рать Лжедмитрия. Тот заперся в Путивле. Когда же туда явились атаманы запорожцев (днепровских казаков), Лжедмитрий их не принял, обвинив в трусости. Казаки не потерпели такого к себе отношения и покинули самозванца. Да и сам Лжедмитрий хотел отказаться от борьбы и вернуться в Польшу. Продолжить борьбу за московский престол его убедили представители донских казаков.
В апреле 1605 г. неожиданно умирает Борис Годунов. Часть московского войска во главе с воеводой Басмановым предалась самозванцу, и Лжедмитрий практически без труда получает в Москве царскую корону. Туда хлынула масса поляков, в том числе состоялась свадьбы католички Марины Мнишек и Дмитрия с нарушением всех православных канонов. А сам Лжедмитрий [Возможно, с подачи польского короля и других европейских государей – Прим. авт.] пытался провести латинско-униатские взгляды во внешней политике, стремясь осуществить коалицию христианских государств против турок и татар .
То есть еще задолго до Петра I Московию пытались втянуть в войну с Османской империей! Войну с Турцией Лжедмитрий ставил основной целью в своей внешней политике . Но, вероятно, в те времена казакам, московским аристократам и народу татары, да и турки еще были ближе по духу, нежели католики Запада. И уже через восемь дней после свадьбы Лжедмитрия с Мариной Мнишек в городе вспыхнул бунт. Недовольные аристократы направили людей на поляков, начался погром. Заговорщики-бояре бросились в царский дворец, убили Лжедмитрия и Басманова. Новым царем прокричали Василия Ивановича Шуйского.
В это время вспыхивает большое восстание украинных, или польских казаков. Подступил к Москве Иван Болотников (1565 - 1608) с восставшими крестьянами и посадскими, чтобы устранить неправильного царя, но был разбит московскими войсками.
В августе 1607 г. в Стародубе Северском объявляется второй самозванец, назвавший себя царем Дмитрием. Он утверждал, что ему удалось спастись во время майского бунта в Москве. Лжедмитрий II сумел собрать большие силы, среди которых оказались остатки разбитых «болотниковцев», донские, днепровские казаки, польские шляхтичи и Марина Мнишек, которая прежде была арестована в Москве, но отпущена боярами к отцу в Самбор. Войска нового самозванца осадили Москву, основав главную ставку в Тушине. Туда же привезли ростовского митрополита Филарета (в прошлом боярин Федор Никитич Романов), которого объявили патриархом взамен московского Гермогена. К тушинскому «царю» примкнул касимовский царь Ураз-Мухаммед со своими касимовскими татарами [Читай: касимовскими казаками – Прим. авт.] .
В Тушине находилось 18 тыс. польской конницы значительную часть которых составляли днепровские казаки, 2 тыс. пехоты, до 30 тыс. мятежных войск, собранных по всей московской земле, и 15 тыс. донских казаков. Марина Мнишек согласилась играть роль жены Лжедмитрия II, хотя и без исполнения супружеских обязанностей. Тем самым самозванец в глазах народа должен был выглядеть истинным царем, с которым они были обвенчаны в Москве .
Василий Шуйский попросил военной помощи у шведского короля, вернув за это Ижорскую землю и отказавшись от притязаний на Ливонию. Чем навлек на себя открытую войну с Польшей, и ему пришлось вести войну с восставшими и поляками. В результате москвичи обвинили его во всех неудачах и свергли с престола, а совещание служилых и торговых людей в Москве согласилось принять царем польского королевича Владислава. В сентябре 1610 г. гетман Жолкевский именем Владислава занял Москву.
После занятия Москвы войсками Жолкевского польский король Сигизмунд решил сам утвердиться на московском престоле. Чем породил новую смуту. Раскрывшиеся замыслы Сигизмунда вызвали раздоры даже в стане поляков. Гетманы Рожинский и Сапега отказались ему подчиняться. В Москве заговорили о предпочтении утвердить на царском престоле Лжедмитрия II, но в декабре 1610 г. тот был убит в Калуге ногайским князем Петром Урусовым* в отместку за убийство Лжедмитрием касимовского царя Ураз-Мухаммеда . *Имя ногайского князя Петра Урусова свидетельствует о его христианском вероисповедании, т.е. фактически он уже стал русским князем.
Не исключено, сам Ураз-Мухаммед на правах Чингизида заявлял претензии на московский престол, за что и был убит Лжедмитрием II.
К Рождеству 1610 г. бывший московский патриарх Гермоген рассылает грамоты по разным городам с призывом восстать против поляков. Новый командующий польскими войсками гетман Гонсевский приказал заключить патриарха под стражу, где тот впоследствии умер. Весной 1611 г. казаки и земское ополчение осаждают Москву. Возглавляли их тушинский боярин Д.Т. Трубецкой, казачий атаман Иван Заруцкий и глава рязанского дворянского [земского] ополчения Прокопий Ляпунов. Но согласия между казачьей и дворянской частью ополчения не было. 22 июля 1611 г. Прокопий Ляпунов был убит казаками. Ополчение распалось.
В Нижнем Новгороде собирается новое ополчение, душою которого стал Козьма Минин Сухорук, а возглавить его пригласили князя Д.М. Пожарского. Первоначально замышлялось не связываться с казаками в борьбе против поляков. Когда ополчение двинулось к Москве, чтобы отбить шедшего на помощь польскому гарнизону войско гетмана Ходкевича, в составе которого было 4 000 днепровских казаков, среди казаков осаждавших поляков в Москве произошёл раскол. Часть их во главе с Иваном Заруцким вместе с Мариной Мнишек ушли в Астрахань.
Те, кто остался с князем Д.Т. Трубецким, вступили в переговоры с Д.М. Пожарским. После долгих сомнений Дмитрий Пожарский уже в ходе боя донских казаков против запорожцев Ходкевича убедил ополченцев помочь им. Войско гетмана Ходкевича отбили. После чего донские казаки и ополченцы заключили между собой полное соглашение о совместных действиях. 22 октября (4 ноября) 1612 г. был приступом взят Китай-город, и поляки в Кремле сдались.
В Москве для избрания царя собрались представители 50 городов. Необходимо было определиться с кандидатом, приемлемым для представителей земского дворянства и казаков. Назвали имя Михаила Федоровича Романова, находившегося в родстве с последним из династии Владимира Святого. Его выдвигали и казаки из тушинцев. Отцом Михаила был митрополит Филарет, нареченый тушинскими боярами и казаками патриархом всея Руси.
14 марта 1613 г. Михаил дал согласие на принятие царской короны. Смутное время закончилось, хотя кое-где ещё и вспыхивали тлеющие очаги мятежа.
Михаила Федоровича Романова не называют сильным царем, но на счастье молодого государства, в 1619 г. при обмене пленными поляки отпустили находившегося под стражей митрополита Филарета. Тотчас по его возвращению приходили к государю власти – бояре и всем народом московским били челом государю, чтобы он упросил Филарета быть патриархом. Фактически же Филарет сделался главою не только Русской церкви, но и всей страны. В Москве стало два государя – царь и патриарх. Властный характер и государственные таланты делали Филарета истинным управителем государства все время его патриаршества . Умер он в 1634 году.
Смутное время оказалось не только крайним напряжением внутренних сил молодого государства, каким являлась в ту пору Московия, но произошел крутой перелом в её внутренней и внешней политике. Новое государство становилось на собственные ноги. Уже и касимовские правители признали зависимость от Москвы.
В жизни казаков с окончанием Смутного времени произошли перемены. Им возвратили привилегии, бытовавшие во времена Ивана Грозного. По заключению перемирия с поляками донским казакам установили царское жалованье. Решено было ежегодно отпускать: 7 000 четвертей муки, 500 ведер вина, 260 пудов пороха, 150 пудов свинца, 17 142 рубля денежного жалования, да на будары 1169 рублей 60 копеек. Для принятия жалования раз в год из Черкасска в Москву отправлялись атаманы с сотней уважаемых товарищами казаков. Эта командировка называлась «зимовая станица». Иные посольства казаков в Москву по делам службы именовали «легкими станицами». Прием казаков происходил в Иноземном приказе Кремля. Станицы в Москве содержались царским иждивением .
Казаки приняли жалование от московского правительства, и это было первым шагом на пути постепенного превращения их в служилое войско в отношении московской государственности. Донские казаки пошли по пути добровольного подчинения Москве .
Что же касается Смуты, казачья вольница действительно была основной ее действующей силой. По мнению С.М. Соловьева причины Смуты были в дурном нравственном состоянии общества и сильно развитом казачестве. По своему характеру казак не мог согласовать своих интересов с государством и беспрестанно действовал вопреки последнему. Государство терпело его по слабости. Примерно ту же оценку причинам смуты давал Н.М. Карамзин: «казалось, Русь того времени превратилась вся в казачий лагерь и поставила цель самоуничтожение» .
Но из выше указанного следует, что во многом теми, кто «не мог согласовать своих интересов с государством» создавалась Московия. В частности, с волеизъявления казаков началось царствование и династии Романовых, хотя впоследствии они сделали всё, чтобы свести на нет казачью вольность, превратив их в служилое сословие. В советской России казачество будет ликвидировано уже как сословие.
Глава VI
ПЕРЕСЛАВСКАЯ РАДА 1654 г.
Наступление на казачью вольность и ограничение их прав проводилось и в Речи Посполитой. Границы литовской Украины продвинулись далеко в степи; на казачьих землях Поднепровья начинает количественно преобладать украинское население из переселенцев. Бывшие ордынцы и их семьи стали вращаться в сфере украинской. Казаки вступали в браки с украинками, и в результате их славяно-татарский язык обратился в тот полтавский диалект, который Черноморцы [впоследствии] принесли с собою на Кубань . Что естественно, ведь детей воспитывали женщины.
Волна украинских переселенцев под защитой польско-литовского оружия теснила прежних хозяев степи. В ответ начинается настоящая казачье-польская война, которую возглавил Богдан Зиновий Хмельницкий (1595 - 1657), в свое время получивший от короля шляхетское достоинство. Его мусульманские предки перекочевали из Крымской орды к границам Великого княжества Литовского, то есть принадлежали к ордынским казакам, состоявшим при ханах.
Отец Хмельницкого был сотником реестровых казаков и занимал почетную и ответственную должность чигиринского подстаросты. Наличие же двойного имени – Богдан Зиновий – свидетельствует, что сам Богдан Хмельницкий был крещён в католической вере .
В юные годы Хмельницкий обучался в католических школах, знал латынь, владел польским, татарским и турецким языками. Весной 1620 г. он стоял во главе морского похода, когда было потоплено 12 турецких военных кораблей. Но в ноябре того же года, при разгроме польской армии под Цецрой в Молдавии, попал в плен к туркам где сумел приобрести дружбу в кругах турецко-татарской знати.
По возвращению из плена был выбран на должность войскового писаря Гетманщины, и не раз назначался командующим крупными воинскими силами. Стал известен при польском дворе, пользовался доверием у королевича Владислава, с которым совершал походы на московские владения.
Несмотря на доверие Владислава, ставшего после смерти Сигизмунда III королем Владиславом IV, в глазах польской аристократии Богдан Хмельницкий оставался бунтовщиком и вожаком казачьей «черни». И наступил момент, когда личные обиды взяли верх над его доброй волей и лояльностью по отношению к королю и польскому государству. Подстаторста Чаплинский со своими людьми в отсутствие Хмельницкого разграбил его слободу в Субботове, отобрав землю в пользу владений староства, ссылаясь на то, что козаку не полагается заселять слободы. Не найдя справедливости у короля, Богдан Хмельницкий по возвращении из Варшавы во всеуслышание заявил: «Еще казачья матка жива! Чаплинский не все забрал, шашка моя в моих руках». За что был арестован, а его жену опозорили и убили. К тому же гайдуки Чаплинского на рынке избили до полусмерти одного из сыновей Хмельницкого.
Освободившись из тюрьмы 7 декабря 1647 г., он ушёл на Низ, а оттуда в Крым – искать поддержки своим замыслам. Там нашел полное сочувствие и обещания помощи в войне с Речью Посполитой, чтобы изгнать поляков с земель, которые крымский хан считал своими. Началась казачье-польская война с переменными успехами и перерывами продолжавшаяся в течение шести лет .
Успехи армии Хмельницкого, состоявшей из казаков, татар и украинских повстанцев, поддержанной крымским ханом, оказались внушительными. Они нанесли решительное поражение полякам на Желтых водах, под Корсунем и Пилявцами. Польский король Ян Казимир, вступивший на престол после внезапно умершего короля Владислава, поспешил заключить мирный договор. 17 августа 1649 г. подписан Зборовский договор. Согласно ему, земли днепровских казаков вдоль рек Роси и Сулы приобретали статус федеративного сочлена польско-литовской Речи Посполитой с рядом ограничений для поляков, поселенных между казаками.
Вот некоторые статьи Зборовского договора:
1) король из уважения к хану объявляет полное прощение Хмельницкому и всем его бойцам, восстанавливает казачье войско в его прежней форме, количестве и вольностях; согласен забыть и оставить без последствий все, что произошло;
2) казачий гетман Хмельницкий попросит у польского короля прощение, склонившись на коленях у его ног;
3) он и в дальнейшем останется гетманом реестровых казаков, количество которых увеличивается до сорока тысяч; как таковой он будет зависеть только от короля, но, как польский шляхтич, обязан принести присягу на верность Речи Посполитой;
4) король получит реестр имен и прозвищ, указанных сорока тысяч казаков, какими в случае смерти Хмельницкого будет командовать один из их начальников;
5) гарнизон осажденного Збаража будет освобожден;
6) греческую религию можно будет исповедовать во всем королевстве и даже в Кракове, а уния с Римской церковью будет задержана;
7) киевским воеводою всегда будет магнат греческой веры;
8) киевский митрополит веры греческой получит право заседать в Сенате среди католических епископов и займет там девятое место;
9) казаки получат право гнать водку для собственного употребления, но не на продажу;
10) реестровые казаки будут получать сукно на одежду и по десять золотых на оружие;
11) шляхта, вернувшись в свои имения, не будет вправе привлекать к суду или преследовать подданных, требуя от них возмещения потерь;
12) шляхтичи католической и греческой веры, какие останутся при казачьем гетмане, не будут подвергаться каким-либо преследованиям; с них снимается всякая ответственность за то, что случилось во время последней войны .
С крымским ханом был заключен другой договор, согласно которому король обязался заплатить ему более 200 000 золотых в качестве контрибуции.
Вынужденно подписанный договор короля с казаками вызвал недовольство, как у польских аристократов, так и у белорусских, украинских крестьян, которых он практически не коснулся. К тому же польские паны, возвращаясь в свои владения, стали мстить холопам, ограбившим их имения. Появилась и масса недовольных договором казаков, которые не вошли в реестр. Недовольство у них вызывал и сам Хмельницкий, как сторонник польских порядков.
Богдан Хмельницкий знал о таких настроениях и понимал неизбежность новой войны с Речью Посполитой. Но понимал он и то, что в одиночку справится сильным государством ему не под силу, так как между Крымом и Речью Посполитой был также заключен мир и крымский хан, удовлетворенный полученной от поляков контрибуцией, становился плохим союзником.
Весной 1651 г., после того как польские аристократы отказались от выполнения условия Зборовского договора, боевые действия возобновились. Поляки двинули против казаков 50 000 войска, опустошая их земли. Потерявшие веру в успех казаки во множестве уходили на Низ, Донец и на Дон. Хмельницкому пришлось отказаться от многих условий Зборовского договора и подписать новый договор с поляками. После чего он начал переговоры о помощи с Москвой и Стамбулом.
Турецкий султан предлагал казакам свое подданство в обмен на помощь. В Москве же давать ответ не торопились. Лишь в июле 1654 г., когда узнали, что в ожидании присяги казаков султану у гетмана Хмельницкого находятся турецкие послы, там заторопились. Царь послал к нему стольника Ладыженского с грамотой, в которой сообщалось: «Мы позволили принять вас под свою руку, да не будет врагам Креста Христова в притчу и поношение, а ратные люди наши собираются» .
В Москве созвали Земский собор из всех чинов и людей, которым объявили о приеме Войска Запорожского с городами и о неправдах польского короля Казимира. С согласия Собора в Чигирин отправили московских послов и войско. После чего в Переславле собралась Рада, и Богдан Хмельницкий объявил о принятии им подданства московского царя. Посланник Бутурлин вручил гетману знамя, булаву, ферязь (старинная одежда с длинными рукавами без воротника и перехвата), шапку из соболя. Казакам были обещаны их вольности, и число их определено в 60 000 человек .
Подписание Переславской Рады часто трактуется, как желание украинского народа войти в состав православной Руси или, наоборот, как предательство интересов украинского народа. Казаки если и упоминаются, то на каких-то вторых, третьих ролях, хотя на самом деле это был Договор между московским царем и гетманом запорожских казаков, а украинский народ в нем не особенно
и звучал: «…В сохранившихся трех документах ни разу не упоминаются, ни Украина, ни Малороссия, ни воевода Киевский, ни Киевская земля, ни иные названия земель, входящих в нынешний состав Украины. Везде фигурируют лишь гетман и Войско Запорожское, а о реестровых и малороссийских казаках нет ни слова!» .
Со времени Переславской Рады не сразу, но постепенно меняется жизнь казаков на Днепре. Еще не раз проявлялось стремление их к независимости, сопровождавшееся набегами на московские и польские земли, но чаще это была уже лишь борьба за привилегии или обычный грабеж с целью получения добычи. О том, как менялись запорожские казаки, казачья старшина и мировоззрение народа в составе Российской империи можно видеть в героях книг Николая Васильевича Гоголя. Если Тарас Бульба с сыновьями встретили бесшабашных, независимых, готовых воевать с кем угодно запорожцев Сичи времён Переславской Рады, то в произведении «В ночь перед Рождеством» читатель видит раболепствующих перед российской императрицей казачьх старшин. Возможно, писатель несколько исказил реальное поведение Станицы
на приёме у императрицы Екатерины II (1729 - 1796), но общие тенденции, скорее всего, были таковыми, и Гоголь их передал: «…Запорожцы вдруг все пали на землю и закричали в один голос.
- Помилуй, мамо! помилуй!
Кузнец, не видя ничего, растянулся и сам со всем усердием на полу.
- Встаньте! – прозвучал над ними повелительный и вместе с тем приятный голос. Некоторые из придворных засуетились и толкали запорожцев.
- Не встанем, мамо! не встанем! умрём, а не встанем! – кричали запорожцы» .
За сто лет от времен Переславской Рады в составе Российской империи казаки утрачивают не только независмость, но и осознание своей силы.
В России отреклись от империи Чингисхана и Золотой Орды, откуда родом Московия. В Советском Союзе отказывались от царского наследия России. После «перестройки» восьмидесятых-девяностых годов ХХ в. проклинали советское прошлое и его основателей. Сложно строить настоящее без прошлого…
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА С ПОЗИЦИЙ ЕВРАЗИЙСТВА (Вместо эпилога)
На уровне деклараций в России звучат идеи евразийства. Но основные идеи, изложенные чуть не сто лет назад Георгием Вернадским, Петром Савицким, князем Николаем Трубецким, Ахметзаки Валиди Туганом и др., многие люди не знают. В том числе историки продолжают следовать идиологеме татаро-монгольского ига со свержением которого возникает Московское царство.
Ко времени западного похода хан Батыя в Восточной Европе было несколько часто враждующих между собой княжеств. Об этом ему могли сообщить полководцы Субэдей и Джэбе после возвращения из похода 1223 года. Оценив обстановку и собрав соответствующие воинские силы, внук Чингисхана хан Батый в 1236 – 1242 гг. относительно легко подчинил земли к западу от Урала до Венгерского и Польского королевств. Дойдя до Силезии и Адриатического побережья, монголы вернулись назад, основав столицу Улуса Джучи на Волге. Центральная Европа осталась вне протектората Золотой Орды, в отличие от Южных, Западных и Северо-Восточных русских княжеств.
В русских княжествах оставлены баскаки с дружинами для сбора ежегодной дани, хотя власть сохранялась за Рюриковичами, Гедеминовичами. Со временем институт баскаков был отменен. Иван I Калита (1288 – 1340), получив от хана Узбека ярлык на Владимирское княжение, превращает Москву в своего рода Казначейство Северо-Восточных русских княжеств. Ему поручено собирать дань в Орду, решая с какого удельного княжества сколько надо изымать в пользу Сарая. Это было началом экономического процветания Москвы.
Но не только экономический рост Москвы начинается с княжения Ивана Калиты! Уже в начале своего правления он сближается с митрополитом Петром и центр русской митрополии переносится в Москву, которая становится церковной столицей не только Северо-Восточных, но Южных, Западных русских княжеств, и самой Орды, где служили епископы Сарайские и Подонские. Она становится духовным центром православных христиан. Из Орды в русские княжества бегут ее аристократы с людьми и чиновники, не согласные с политикой Узбека, принявшего ислам в качестве государственной религии. Принимая православное крещение, в том числе и будучи христианами-несторианами, они становились русскими с православными именами и фамилиями. Со временем Москва превращается в центр православной культуры.
Именно в те времена в византийских государственных идеях и традициях нашла русская национальная мысль материал, пригодный для оправославления и обрусения монгольской государственности. По этому поводу один из основателей русского евразийства, князь Трубецкой писал: «…Византийские идеологии понадобились только для того, чтобы связать с православием и таким путем сделать своею, русскою, ту монгольскую по своему происхождению государственную идею» .
После разгрома Улуса Джучи чагатайским эмиром Тимуром в 1396 году, в Северо-Восточные русские княжества уходят донские казаки. Кроме них сотни тысяч людей, занятых в хозяйственных службах Золотой Орды были согнаны со своих земель и «массы бездомного люда» вынуждены были искать места для жизни в Северо-Восточных русских княжествах, в том числе и в Москве. В это время обостряются отношения с Великим княжеством Литовским; возникает угроза поглощения московских земель Литвой. И здесь «массы бездомного люда» служат кадрами для формирования служилых казаков и хозяйственных служб. Русские князья получили возможность иметь собственные постоянные войска.
Возвышение Москвы уже ничем нельзя было остановить. Ей предстояло собирать воедино земли Золотой Орды и других Улусов распадающейся монгольской империи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авеста. Избранные гимны: Из Видевдата /Пер. с авестийского И.Стеблин-Каменского. — М., 1993. // С. Кляшторный в кН. История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. I. Народы степной Евразии в древности. Предисловие. - Казань.: Изд-во «Рухият», 2002. - С. 12 – 16.
Аджи М. Европа, тюрки, Великая Степь. – М.: АСТ, 2007. – 473 [7] с. – (Историческая библиотека).
Аджи М. Великая степь. Приношение тюрка. Москва: АСТ, 2014. – 671, [1] с.: ил. (Все тайны истории).
Аджи Мурад. На каком же языке мы говорим? / http//www.adji.ru/interview_032.html
Ал-Гаранти. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131–1153) //История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. II, Волжская Булгария и Великая Степь. Приложения. - Казань. Изд-во «РухИл», 2006. - С.770 – 802.
Ал-Марвази, с.29—30. /С. Кляшторный. Кимаки, кипчаки и половцы // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. I. Народы степной Евразии в древности. - Казань.: Изд-во «Рухият», 2002. - С. 328 – 346.
Александр Юрченко. Взаимоотношения с папским престолом // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 500 – 507.
Алмазов Б.А., Новиков В.Т., Манжола А.П. Казаки. СПб., 1999. С. 50 – 51 // Историческое и этнокультурное развитие Нижнего Поволжья: сборник научных статей по материалам научной конференции 2002 г. Волгоград: ООО «Литера», 2003.
Алсу Арсланова. Комментарий к Великой Хронике Матфея Парижского // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 794 – 804.
Аталиков В.М. Страницы истории. Нальчик. 1987. С.12-13 //Камиль Алиев http://kumukia.ru/?id=1299#_e23
Ахматнуров С. Дмитрий Донской. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 268 с.: ил. – (Наша история).
Ахматнуров С.С. Аттила – повелитель гуннов. – М.: «Алгоритм», 2015. – 368 с.: ил.
Балуева Т. С, Веселовская Е. В., Григорьева О. М., Пестряков А. П. Становление и динамика облика населения Сибири и Казахстана // Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным транс- формациям / отв. ред. А. П. Деревянко, А. Б. Куделин, В. А. Тишков ; Отд ние ист.-филол. наук РАН. — М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 182 – 186.
Барбаро и Контарини, 1971, с. 146 // Искандер Измайлов. Организация войска // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 409 – 431.
Бартольд В.В. Сочинения. Т.VIII. – М.: Наука, 1973. С.47 - 48.
Бахтин А.Г. Образование Казанского и Касимовского ханств. Йошкар-Ола, 2008. - С.140, 231 / Анвар Аксанов. Казанское ханство // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. IV. Татарские государства XV – XVIII вв. - Казань, 2014. – С. 146 - 150.
Безертинов Р.Н. Татары, тюрки – потрясатели вселенной (История Великих империй). – 2-е изд., исправл. – Новосибирск: ЦЭРИС, 2001. – С. 401
Безертинов Р.Н. Тэнгрианство – религия тюрков и монголов: Научно-популярное издан., 2-е изд., доп. – Н. Челны. Аяз, 2000, Казань, Слово, 2004.
Бернштам А.Н. Социально-экономический строй орхоно-енисейских тюрок VI – VIII веков. – М.-Л., 1946. // Г.Файзрахманов. Древние тюрки в Сибири и Центральной Азии. Институт истории Академии наук Татарстана. Панорама-Форум, 2000, №24 – Специальный выпуск.
Бичурин Н.Я. Записки о Монголии. – Самара: Издательский дом «Агни», 2010. – 404 с.
«Большая надпись в честь Кюль-тегина» на обнаруженной Н.М. Ядринцевым каменной стеле VIII века в долине реки Орхон. Поэтический перевод иркутского поэта, драматурга и переводчика А.В. Преловского. // Журнал «Звезда Востока», 1991, №6.
Булат Рахимзянов. Касимовское ханство // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. IV. Татарские государства XV – XVIII вв. - Казань, 2014. – С. 150 – 156.
Бычков А.А. Происхождение славян. – М.: Олимп: АСТ: Астрель, 2007. – 252, [4] с.
Вадим Ростов. Московия Ивана Грозного под властью Орды. - «Аналитическая газета «Секретные исследования», №2, 2008 // Вадим Трепавлов. Традиции тюрко-могольской государственности в административно-политическом устройстве Улуса Джучи // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 170 – 190.
Вадим Трепавлов. Общая характеристика позднезолотоордынского периода // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. IV. Татарские государства XV – XVIII вв. - Казань, 2014. – С. 4 – 10.
Валиди Туган А. История башкир. История тюрков и татар. Научное издание. На башкирском языке. Уфа: Китап, 1994 // Еникеев Г.Р. Корона Ордынской империи, или Татарского ига не было. – М.: Алгоритм, 2012. – 400 с. – (Евразия Льва Гумилёва).
Вернадский Г.В. Начертание русской истории. – М. : Алгоритм, 2014. – 336 с. – (Золотой фонд политической мысли).
Волков В.Г., Харьков В.Н., Степанов В.А. Андроновская и тагарская культуры в свете генетических данных. //Труды Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова. - Томск, 2012. - Т. XVII. - C.147 – 166.
Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.11; 14-21. // Цит. Трусов С.В. Двойственность истории булгар. http://skolo.ru/history-peoples/92-bulgary-chast2.html
Гатауллина З.Ф., Искужин Т.С., Ишкулов Ф.А. История государства и права башкортостана (в нормативных актах, документах и материалах официального делопроизводства). Уфа: Китап, 1996 // Еникеев Г.Р. Корона Ордынской империи, или Татарского ига не было. – М.: Алгоритм, 2012. – С. 267.
Георгий Пахимер. «История о Михаиле и Андронике Палеологах» //История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. Приложения. - Казань, 2009. – С. 858 – 862.
ГВЛ, 2005, с. 154; ПСРЛ, 2, с. 888 / Искандер Измайлов. Войны на Западе. Польша и Литва // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 518 – 528.
Геродот. История в девяти книгах. Перевод с греческого Мищенко Ф. Г. М., 1888.
Гил Н.Ф. Что скрыл немец Даль от русского народа? http://samlib.ru/g/gil_n_f/vladimirdal.shtml
Гильом де Рубрук // Карпини Джованни Плано, Рубрук Гильом де. Путешествия в Золотую Орду. – М. : Эксмо, 2014. - С. 149 - 282.
Глухов М.С. /Татарская электронная библиотека Максим Степанович Глухов. Нагайбаки — гвардейцы Сеюмбеки.htm
Глухов М.С. Tatarika – энциклопедия, стр.430, Казань, 1997 г. // Владимир Малахов. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. М.: «Художественная литература», 1982. 430 с. (Русская классическая литература).
Голденков М. Утраченная Русь; под ред. В. Ивлевой. – Минск: Букмастер, 2014. – С. 11.
Гордеев А.А. История казачества. – М.: Вече, 2014. – 640 с.: ил.
Гумилев Л.Н. История Евразии. – М.: Алгоритм: Эксмо, 2009. – 1072 с. – (Классика русской мсысли).
Гумилёв Л.Н. Открытие Хазарии. – М.: Айрис-пресс, 2013.
Гумилёв Л.Н. В поисках вымышленного царства. СПб.: Абрис, 1994 // Еникеев Г.Р Корона Ордынской империи, или Татарского ига не было. – М.: Алгоритм, 2012. – 400 с. – (Евразия Льва Гумилева).
Дамир Исхаков - http://www.krotov.info/history/14/3/ishakov.htm
Дина Рубина. Я не любовник макарон, или кое-что из иврита. Добров Д. http://www.dm-dobrov.ru/history/turkisms.html
Древнетюркский словарь. Изд-во «Наука», Ленинградское отделение, Ленинград 1969. Под ред. В.М. Наделяева, Д.М. Насилова, Э.Р. Тенишева, А.М. Щербака.
Еникеев Г.Р. Корона Ордынской империи, или Татарского ига не было. – М.: Алгоритм, 2012. – 400 с. – (Евразия Льва Гумилева).
Евгений Кычанов. Кочевой мир Центральной Азии: тюрки и ранние монголы // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 64 – 69.
Евгений Кычанов. Завоевание Восточного Туркестана и Западной Сибири // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 124 – 127.
Жанузак Т. «Казак» аты кайдан шыккан? / «Казак эдебиетi» газетi, 2015 (http://kazgazeta.kz/?p=28005).
Жумажан Байжумин. Современная теория образования государственности ошибочна. Зайцев И.В. Астраханское ханство. Ин-т Востоковедения РАН. – 2-е изд., испр. – М. : Вост. лит., 2006. – 303 с.
Закиев М.З. Татары: Проблемы истории и языка. (Сборник статей по проблемам лингвоистории; возрождения и развития татарской нации). Казань, 1995. С. 38 – 57.
Зимин А.А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV века. М., 1991 // Зайцев И.В. Астраханское ханство; Ин-т востоковедения РАН. – 2-е изд., испр. – М. : Вост. лит., 2006. - С. 38.
Ибн Баттута в кн. Карпини Джовани Плано, Рубрук Гильом де. Путешествия в Золотую Орду. – М.: Эксмо, 2014. - С. 283 – 328.
Ибрагим Канапацкий, muslimby.info 23:34 21/02/2013.
Игорь Волков, Александр Кадырбаев. Иноконфессиональное население Улуса Джучи // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 387 – 390.
Игорь Куринной. Критика традиционной истории казачества. http://www.kazachiy-krug.ru/forum/viewtopic.php?p=5542
Ильдар Шаяхметов. http://realnoevremya.ru/today/33394
Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Пер. Скржинской Е.Ч. Изд. восточной литературы, М., 1960 // Гумилёв Л.Н. Открытие Хазарии. – М.: Айрис-пресс, 2013. - С. 229 – 232.
Искандер Измайлов. Улус Джучи и Золотая Орда: официальное название страны и историческая традиция // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 16 – 37.
Искандер Измайлов. Походы в Восточную Европу 1223 – 1240 гг. // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 133 – 161.
Искандер Измайлов, Дамир Исхаков. Хан и аристократия: структура власти и управления // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 310 – 320).
Искандер Измайлов. Организация войска // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 409 – 431.
Искандер Измайлов, Дамир Исхаков, Вадим Трепавлов. Предпосылки и особенности дезинтеграции Улуса Джучи // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. IV. Татарские государства XV – XVIII вв. - Казань, 2014. – С. 78 – 82.
Искандер Измайлов. Идегей и его время // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 712 – 723.
Искандер Измайлов. Войны на Западе. Польша и Литва // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 518 – 528.
История казачества Урала: учебное пособие для воскресных школ / под общ. ред. д-ра ист. наук В.Ф. Мамонова. Оренбург; Челябинск, 1992. – С. 114 – 115 // И.З. Хабибуллин. История формирования башкирского казачьего войска / Вестник Челябинского государственного университета. 2009. №10 (191). История. Вып. 39. – С. 15 – 19.
История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. Приложения. - Казань, 2009. – С. 736 – 948.
История Татарии в материалах и документах. М., 1937 // И.В. Зайцев. Астраханское ханство; Ин-т востоковедения РАН. – 2-е изд., испр. – М. : Вост. лит., 2006. – С. 222 – 223.
История Польши. Летописное сказание о Малой России. Ригельман. 1785–86 г., 1847 г., стр. 10 // Энциклопедия казачества / Сост. Г.В. Губарев, ред. – изд. А.И. Скрылов. Вступ. статья О.О. Антропова. – М.: Вече, 2015. – С. 247.
История Хакасии с древнейших времён до 1917 года: Научное издание / отв. ред. Л.Р. Кызласов. – М.: Издательская фирма «Восточная литература», 1993. – 525 с.
Карамзин Н.М. История государства Российского: в 4-х книгах. Книга вторая. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. – 608 с.
Карамзин Н.М. История государства Российского. В 4-х книгах. Книга третья (т. VII – IX). – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. – 544 с.
Каргалов В.В. На степной границе: Оборона «крымской украины» Русского государства в первой половине XVI столетия. М., 1974. - С. 37, 75 / Булат Рахимзянов. Касимовское ханство // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. IV. Татарские государства XV – XVIII вв. - Казань, 2014. – С. 150 – 156.
Карпини Джованни Плано, Рубрук Гильом де. Путешествия в Золотую Орду. – М. : Эксмо, 2014. – 496 с. : ил. – (Подарочные издания. Великие путешествия).
Клёсов А.А., Пензев К.А. Арийские народы на просторах Евразии. (Серия «ДНК-генеалогия»). – М.: Книжный мир, 2015. - 352 с.
Клёсов А.А. Древняя история Арбинов, носителей гаплогруппы R1b, из Центральной Азии в Европу, 16.000 до 1500 лет до настоящего времени. Advances in Anthropology 2012. Vol.2, No.2, 87-105 Published Online May 2012 in SciRes. Клёсов А.А. Ещё одно доказательство перехода ариев (гаплогруппа R1a1) в Индию и Иран с Русской равнины. http://aklyosov.home.comcast.net
Кляшторный С.Г. Кимаки, кипчаки и половцы // История Татар с древнейших времён в семи томах. Народы степной Евразии в древности. Т. I, Казань. Изд-во «Рухят», 2002. - С.328 – 352.
Кляшторный С.Г. Государства и народы Евразийских степей. Древность и Средневековье. СПб., 2000 // Еникеев Г.Р. Корона Ордынской империи, или Татарского ига не было. – М.: Алгоритм, 2012. – С. 247.
Кунгуров А.А. Киевской Руси не было, или Что скрывают историки. – М.: Эксмо: Алгоритм, 2013. – С. 24. – (Исторические сенсации).
Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в Средние века. – М., 1984.
Кюнер И.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М.: Изд-во восточной литературы, 1961. С.55 – 56.
Лебедев Н.С. Византия и монголы в XIII веке (по известиям Георгия Пахимера) / ИЖ. 1944. № 1. с.92 – 94 / Искандер Измайлов. Организация войска // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 409 – 431.
Леонард Недашковский. Международная и внутренняя торговля История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 277 – 287.
Леонид Яблонский. Антропологическая характеристика населения Улуса Джучи // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 365 – 375.
Лудов А. Казаки и половцы. Мифы и реальность. http://newskif.su/2014/
Людмила Гмыря. Завоевание Северного Кавказа и Дагестана в 1220 – 1240-е гг. // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 165 – 168.
Манягин В.Г. Иван Грозный. Государь. / Сост. и примеч. В.Г. Манягина/ Отв. ред. О.А. Платонов. Изд. 2-е – М.: Институт русской цивилизации, Родная страна, 2012. – 400 с.
Марко Поло. Книга чудес света / [пер. И.П. Минаева; предисл. И.П. Магидовича; примеч. Лео Яковлева]. – М.: Эксмо, 2013. - C.136; 151. : ил. – (Великие путешествия).
Марина Полубояринова. Иноконфессиональное население Улуса Джучи // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 379 – 387.
Миркасым Усманов // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. Введение. - Казань, 2009. – С. 3 – 15.
Миркасым Усманов. Реформы и Йаса Чингиз-хана // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 97 – 110.
Миркасым Усманов. Ранние этапы этнической истории Улуса Джучи и ее особенности // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 338 – 342.
Миркасым Усманов // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. Заключение. - Казань, 2009. – С. 731 – 734.
Мирфатых Закиев. "Мишары - это лесные арии или татары со знаком качества". http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1259836680
Михаил Горелик. Военная организация и вооружение войск Чингиз-хана // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 111 – 124.
Могильников В.А. Курганы с сырцовыми выкладками на юге Западной Сибири. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. Вып. 2, 1999.
Мухлиньский А., 1857; Гришин Я.Я, 1955; 2000 / Искандер Измайлов. Войны на Западе. Польша и Литва // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 518 – 528.
Насонов А.Н. Монголы и Русь (История татарской политики на Руси). М.-Л., 1940. - С. 20, 23, 145 – 149 / Миркасым Усманов // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 320 – 326.
Некрасов А.М. Международные отношения и народы Западного Кавказа. Последняя четверть XV – первая половина XVI в. М., 1990 // Зайцев И.В. Астраханское ханство; Ин-т востоковедения РАН. – 2-е изд., испр. – М. : Вост. лит., 2006. - С. 115.
Николай Лысенко «Казаки: нация, субэтнос или сословие?». http://rusplt.ru/society/kazaki-8082.html
Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. — М., 1990. Новгородская первая летопись // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. Приложения. - Казань, 2009. – С. 832 - 840.
Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Великая смута. Конец Империи. – М.: Астрель: АСТ, 2008. – 383 с. – (Новая хронология для всех).
О туранском элементе в русской культуре / Евразийский временник. Под ред. П.Н. Савицкого, П.П. Сувчинского, Н.С. Трубецкого. Берлин, 1925 – С. 351 – 377 // Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана: Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока. – М.: Алгоритм: Эксмо, 2012. – С. 218 – 242.
Павлищева Н.П. Запрещенная Русь. 10 тысяч лет нашей истории. – М.: Яуза-пресс, 2012. – 320 с. - (Запрещенная история. От вас это скрывают).
Паркер Э. Татары. История возникновения великого народа / Пер. с англ. Т.Е. Любовской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. – 223 с. – (Загадки древних цивилизаций).
ПВЛ // Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси) / Сост. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачёва. М.: Художественная литература, 1969.
ПСРЛ, II, с. 400 // Плетнёва С. Половцы. – М.: Ломоносов, 2014. – С. 91. – (История. География. Этнография).
ПСРЛ, 5, с. 199; 18, с. 75 //Александр Кадырбаев. Северо-Западный и Центральный Кавказ в эпоху Золотой орды // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 485 – 492.
ПСРЛ, 26, 1959, с.197; 4, 1915, с.454 / Булат Рахимзянов. Касимовское ханство // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. IV. Татарские государства XV – XVIII вв. - Казань, 2014. – С. 150 – 156.
ПСРЛ, 15, 1863, стб.492; Новгородская первая летопись, 1950, с.426 / Булат Рахимзянов. Касимовское ханство // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. IV. Татарские государства XV – XVIII вв. - Казань, 2014. – С. 150 – 156.
ПСРЛ 1904: 61 // Зайцев И.В. Астраханское ханство; Ин-т востоковедения РАН. – 2-е изд., испр. – М. : Вост. лит., 2006. - С. 103.
ПСРЛ, Т. XIII (Патриаршая или Никоновская летопись). СПб., 1904 // Зайцев И.В. Астраханское ханство; Ин-т востоковедения РАН. – 2-е изд., испр. – М. : Вост. лит., 2006. - С. 132.
ПСРЛ 1906: 259. // Зайцев И.В. Астраханское ханство. Ин-т востоковедения РАН. – 2-е изд., испр. – М.: Вост. лит., 2006. – С. 172.
ПСРЛ. ПСРЛ, Т. XIII (Патриаршая или Никоновская летопись). СПб., 1904; Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. М., 1960 // Зайцев И.В. Астраханское ханство. Ин-т востоковедения РАН. – 2-е изд., испр. – М.: Вост. лит., 2006. – С. 137.
ПСРЛ 1904: 241, 242// Зайцев И.В. Астраханское ханство. Ин-т востоковедения РАН. – 2-е изд., испр. – М.: Вост. лит., 2006. – С. 152; 154.
Пензев К.А. За китайской стеной. – М.: Алгоритм, 2008. – С. 10 – 16. – (Китайский марафон).
Первушкин В.В., Шилов С.Л. Эволюция представлений о средневековой политической истории Окско-Ценско-Сурского междуречья (Темниковской Мещёры) в XIX – XX вв.: http: // www.pole.tl.ru/content2/2002103101.htm
Петухов Ю.Д., Васильева Н.И. Аланы, готы, скифы – это Русы. Петухов А.В. Восточная политика России в середине XVI в. в англо-американской историографии: автореф. дис. канд. ист. наук. Казань, 2003. – 15 с. / Булат Рахимзянов. Касимовское ханство // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. IV. Татарские государства XV – XVIII вв. - Казань, 2014. – С. 150 – 156.
Плетнёва С. Половцы. – М.: Ломоносовъ, 2014. – 216 с. – (История. География. Этнография).
Полторацкая М.А. // Энциклопедия казачества / Сост. Г.В. Губарев, ред. – изд. А.И. Скрылов. Вступ. статья О.О. Антропова. – М.: Вече, 2015. – С. 526.
Посольские книги по связям России с Ногайской Ордой. 1489 – 1549. Махачкала, 1995// Зайцев И.В. Астраханское ханство. Ин-т востоковедения РАН. – 2-е изд., испр. – М.: Вост. лит., 2006. – С. 128.
Проблемы истории казачества: Сборник научных трудов. - Волгоград, 1995, С. 122. // Равшан Назаров: Ислам и казачество: история и современность.
Разрядная книга 1559 – 1605 гг. М., 1974: 20 // Зайцев И.В. Астраханское ханство. Ин-т востоковедения РАН. – 2-е изд., испр. – М.: Вост. лит., 2006. – С. 172.
Рашид ад-Дин. Сборник летописей // Карпини Джованни Плано, Рубрук Гильом де. Путешествия в Золотую Орду. – М. : Эксмо, 2014. - С. 19 – 68.
Рашид ад-Дин, 1952, I, 2, с. 264; Хара-Даван, 1996, с. 143 / Миркасым Усманов. Реформы и Йаса Чингиз-хана // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 97 – 110.
Рашид ад-Дин, 1952, т.1, ч.1, с. 102 / Искандер Измайлов. Становление средневекового татарского этноса // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С 349 – 365.
Рафаэль Хакимов. История татар: взгляд из XXI века // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. I. Народы степной Евразии в древности. - Казань. : Изд-во «Рухият», 2002. - С. 3 - 11.
РГАДА, ф. 89, оп. 1, ед. хр. 1, л. 192 об. // Зайцев И.В. Астраханское ханство. Ин-т востоковедения РАН. – 2-е изд., испр. – М.: Вост. лит., 2006. – С. 87.
РГДА, ф. 127, оп. 1, ед. хр. 4, л. 39 – 40; Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. М., 1960 // Зайцев И.В. Астраханское ханство. Ин-т востоковедения РАН. – 2-е изд., испр. – М.: Вост. лит., 2006. – С. 142 – 143.
РГАДА, ф. 127, оп. 1, ед. хр. 4, л. 100 // Зайцев И.В. Астраханское ханство. Ин-т востоковедения РАН. – 2-е изд., испр. – М.: Вост. лит., 2006. – С. 147 – 148.
Рихтер, немецкий историк 1763 – 1825 гг. «Иохим». Записки о Монголии». // Гордеев А.А. История казачества. – М.: Вече, 2014. – С. 14 – 15.
Рыбаков Б.А. Древние Русы. – «Советская археология», XVII, 1953, с.23 – 104 // Гумилёв Л.Н. Открытие Хазарии. – М.: Айрис-пресс, 2013. - С. 229 – 232.
Савельев Е.П. Древняя история казачества. – М.: Вече, 2015. – 448 с. – (Неведомая Русь).
Сафаргалиев М.Г., 1960, с.26–27; Рахимзянов Б.Р.,. 2009, с.54–61. / Антон Горский. Орда и Русь в XV столетии // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. IV. Татарские государства XV – XVIII вв. - Казань, 2014. – С. 82 – 86.
Сборник Русского исторического общества. Т. 59. Памятники дипломатических сношений Московского государства с Польско-Литовским. Т. II (1533 – 1560). СПб., 1887 // Зайцев И.В. Астраханское ханство. Ин-т востоковедения РАН. – 2-е изд., испр. – М.: Вост. лит., 2006. – С. 152.
Сборник РИО, 1884, c.255 / Илья Зайцев. Татарские юрты и Османская империя // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. IV. Татарские государства XV – XVIII вв. - Казань, 2014. – С. 93 – 109.
Сборник РИО, 1884, c.301, 321 / Илья Зайцев. Татарские юрты и Османская империя // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. IV. Татарские государства XV – XVIII вв. - Казань, 2014. – С. 93 – 109.
СГГД, ч. 5, с.2 // Булат Рахимзянов. Касимовское ханство // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. IV. Татарские государства XV – XVIII вв. - Казань, 2014. – С. 150 – 156.
Сергей Шумило. Киево-русская миссия свв. равноапп. Кирилла и Мефодия и первое (Оскольдово) Крещение Руси. http://ruskline.ru/analitika/2010/02/26/
СМИЗО, 1884, с. 236 / Искандер Измайлов. Ак-Орда// История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 190 – 194.
СМИЗО, 1884, с. 194 // Миркасым Усманов. Ранние этапы этнической истории Улуса Джучи и ее особенности // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV вв. - Казань, 2009. – С. 338 – 342.
СМИЗ, 1941, с. 141 / Марина Полубояринова. Иноконфессиональное население Улуса Джучи // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV вв. - Казань, 2009. – С. 379 – 387.
Смирнов А.С. История Южной Руси. – М.: Алгоритм, 2008. – 252 с. – (Южная Русь).
Смирнов А. Н.М. Карамзин и духовная культура России. Послесловие к книге История государства Российского. В 4-х книгах. Книга третья (т. VII – IX). – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1977. – 544 с.).
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – Москва: Изд-во «Э», 2016. – 1024 с.:ил. - (Российская императорская библиотека).
Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории.
Сочинения князя Курбского. Т. 1. СПб., 1914, стб. 238 – 240; Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией: вторая половина XVI – 30-е годы XVII в. М., 1963, с. 196 – 198. // Зайцев И.В. Астраханское ханство; Ин-т востоковедения РАН. – 2-е изд., испр. – М. : Вост. лит., 2006. - С. 172.
Тверской сборник. – С. 395 – 396 //История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV вв. Приложения. - Казань, 2009. – С. 736 – 948.
Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды: Извлечения из сочинений арабских. Т. 1. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1884 // Еникеев Г.Р. Корона Ордынской империи, или Татарского ига не было. – М.: Алгоритм, 2012. – 400 с. – (Евразия Льва Гумилёва).
Ткаченко П.И. Кубанский говор. Опыт авторского словаря. – 2-е изд., уточнённое и дополненное. – Краснодар: «Традиция», 2008. – 288 с.: 10 ил.
Толочко П.П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. – СПб.: Алтейя, 2003. – 160 с. – (Серия «Славянская библиотека»).
Толстой Л.Н. «Казаки», 1852 // Л.Н. Толстой. Т. III. Повести и рассказы 1857 – 1863 г.: Москва «Художественная литература», 1979. С. 151 – 301.
Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в. Проблема исторической преемственности. М., 1993. – С. 51 – 53.
Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана: Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока. – М.: Алгоритм: Эксмо, 2012. – 336 с. – (Подлинная история Руси).
Тукембаев Ч.А. Значение клейма VLFBERHT на мечах викингов и точное место их изготовления. Известия вузов Кыргызстана, №4, 2015. С. 145 – 150.
Тукембаев Ч.А. В Погоне за Одином и Скидбладниром // Журн. Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана, №3, 2015, Бишкек.
Тюньдешев Г.А. (Харамоос). Великая Яса – источник конституционализма, или Чингис-хан – основатель капиталистической формации. Часть II. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2009. – 96 с.
Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева Улуса XIV–XVI вв. Казань, 1979. - С. 186 – 205 / Антон Горский. Орда и Русь в XV столетии // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. IV. Татарские государства XV – XVIII вв. - Казань, 2014. – С. 82 – 86.
Утемиш-хаджи. «Чингиз-наме» // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. Приложения. - Казань, 2009. – С. 868 – 880.
Федорова Н.В. Северный широтный ход в IX-XV вв.: постановка проблемы / Уральский исторический вестник. 2015, №2(47). С. 73-82. // Тукембаев Ч.А. Известия вузов Кыргызстана, №4, 2015. - С. 145 – 150.
Г.Файзрахманов. Древние тюрки в Сибири и Центральной Азии. Институт истории Академии наук Татарстана. Панорама-Форум, 2000, №24 – Специальный выпуск.
Финкель К. История Османской империи: Видение Османа: [пер. с англ.]. – М.: АСТ, 2010. – С. 400 - 439.
Широкорад А.Б. Русские и украинцы. Братья по вере и крови. – М.: Вече, 2014. – 384 с.: ил. – (Мы все россияне).
Чарльз Гальперин. Центральная власть и русские княжества // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 432 – 436.
Чудинов В.А. «Тюркская основа германских языков // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы управления-2006». ГУУ, вып. 6, М., 2006. - С. 292 - 296.
Чингисхан. История завоевателя мира, записанная Ала ад-Дином Ата-Меликом Джувейни / Перевод с текста Мирзы Мухаммеда Казвини на англ. язык Дж.Э. Бойла. Перевод с англ. на русский язык Е.Е. Харитоновой. – М., 2004.
Энциклопедия казачества / Сост. Г.В. Губарев, ред. – изд. А.И. Скрылов. Вступ. статья О.О. Антропова. – М.: Вече, 2015. – С. 243.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. http://www.bibliotekar.ru/bek2/153.htm
Эсен уулу Кылыч. Хягас. История енисейских кыргызов (фрагмент из книги). Эсен уулу Кылыч. Древние тюрки и Скифский мир. Введение в изучение проблемы? Эсен уулу Кылыч 16.06.2015. NeHudlit.ru
Юлай Шамильоглу. Торговля Улуса Джучи со странами Средиземнеоморья // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 287 - 294.
Явроницкий Д.И. История запорожских казаков. Т.1. - С. 402, 403 // Широкорад А.Б. Русские и украинцы. Братья по вере и крови. – М.: Вече, 2014. – С. 61.
Яковенко Н. Очерк истории Украины в Средние века и раннее Новое время. Авторизованный перевод с украинского В. Рыжковского. М.: Новое литературное обозрение, 2012. – С. 230 // Широкорад А.Б. Русские и украинцы. Братья по вере и крови. – М.: Вече, 2014. – С. 59.
Яхонтов С.Е. Древнейшие упоминания названия «киргиз» // Сов. этнография. 1970. №2. С.110 – 111.
Baron S.N. Shipbuilding and Seafaring in Sixteenth-Century Russia // Baron S.H. Explorations in Muscovite History. Brookfield, 1991 // И.В. Зайцев. Астраханское ханство; Ин-т востоковедения РАН. – 2-е изд., испр. – М. : Вост. лит., 2006. – С. 222 – 223.
Bratianu, 1929, с. 15 – 41 / Юлай Шамильоглу. Торговля Улуса Джучи со странами Средиземнеоморья // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 287 - 294.
B.Spuler, 1943, Германия / Искандер Измайлов. Улус Джучи и Золотая Орда: официальное название страны и историческая традиция // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. - Казань, 2009. – С. 16 – 37.
Нижний Кочергат, 2022 год
Свидетельство о публикации №222062300219