Женщины на мостиках кораблей в ВМФ США

А теперь коснусь вопроса о женщинах на мостике военного корабля,  или почему военные корабли совершают столкновения, несмотря на их современнейшее навигационное оборудование и высочайший профессионализм команд? А вот тут-то собака и порылась! Я профессионализм имею в виду, а оборудование в подобных обстоятельствах всего лишь куча бесполезного металла и электронных устройств. Статья не является проявлением сексизма, но что случилось - то случилось.

Вообще-то в таких случаях, как ни крути, виновны обычно обе стороны, но мы пока ограничимся одной. Возьмём столкновение американского эсминца "Фицджеральд" с контейнеровозом 17 июня 2017 года. Военный корабль получил тяжёлые повреждения с затоплением ряда отсеков, погибло семь человек его команды. На заставке фото эминца после столкновения.

Сначала посмотрим некоторые выводы официального доклада по итогам расследования происшествия. Он слишком объёмист, поэтому я ограничусь только несколькими выводами. Перевод моей жены, профессионального учителя английского языка.
"...Вахтенный офицер [я ещё удивлю вас подробностями об этой личности:)] и вахта на мостке не соблюдали Международные Правила Предупреждения Столкновений Судов, в частности - Фицджеральд не выдерживал скоростной режим, соответствующий большому количеству судов в непосредственной близости;
Фицджеральд не смог осуществить манёвры, которые смогли бы предотвратить столкновение;
Фицджеральд не смог предупредить другие суда об опасности столкновения;

Члены ходовой вахты, ответственные за радары, не смогли настроить аппаратуру, чтобы она адекватно отражала обстановку вокруг корабля;

 Вахтенные, ведшие визуальное наблюдение, делали это только с левого борта и не обращали внимание на обстановку справа от корабля; Вахтенные штурманские специалисты не знали о существующих схемах разделения трафика; Они не использовали АИС - Автоматическую Систему Идентификации, обеспечивающую в режиме реального времени обновление позиций судов с использованием Глобальной системы позиционирования. (ДжиПиЭс)..."

Профессионалы, кто бы сомневался...

А почему же всё это произошло? Возьмём следующий пункт: 8.3 Leadership and Culture  Переведу этого более вольно - Культура несения ходовой вахты и взаимоотношения между мостиком и боевым информационным центром корабля (БИЦ)

Только теперь в перевод официального документа будут вставлены курсивом подробности от проводившего расследование контр-адмирала Брайана Форда, которые естественно, в документ не вошли.

Итак: "...Вахта на мостике и БИЦ не смогли эффективно обмениваться информацией..." А знаете почему? Только не упадите - вахтенный офицер, младший лейтенант Сара Коппок, испытывала личную неприязнь к операторам БИЦ и избегала общения с ними .

Сара, блин! А что я недавно писал и какие были комментарии к статье о женщинах на флоте? А знаете кто был командиром БИЦ? Лейтенант Натали Комбс, блин!

Мало того, в решающий момент она занималась какими-то бумажными отчётами. Ну и пусть вахта, а что, ей этим в личное время заниматься?

Далее из доклада: "...Руководство корабля не знало, что стандарты повседневной организации корабля деградировали до неприемлемого уровня..."

А вот что рассказывает по этому поводу адмирал Форд в сокращённом варианте: БИЦ был больше похож на студенческое общежитие, а не на отсек боевого корабля. Всюду валялись объедки, грязная одежда и бытовые принадлежности. В помещении стоял запах мочи — оказалось, большинству операторов было лень ходить до гальюна, и они справляли нужду в бутылки из-под газировки, которые потом оставляли под пультами. ... Пульт одного из радаров, например, был заклеен скотчем, чтобы никто зря не тыкал в кнопки, «потому что он всё равно не включается» — при этом о неисправности радара даже не удосужились доложить куда следует, и сколько времени он пребывал в таком состоянии, никто не помнил.

Форд всё это увидел, а командование корабля не замечало в упор. Кстати, ещё пара слов о профессионализме. При расследования инцидента офицеров корабля, кого это касалось, заставили пройти тест по основам судовождения, средний результат составил 59%. На «отлично» тест не прошёл никто, результаты выше 80% показали лишь три офицера из двадцати двух...

А уже 21 августа того же 2017 года эсминец "Джон Маккейн" столкнулся с танкером, погибло десять военных моряков.

В этом же докладе разбираются причины и этого столкновения. Примерно то же самое - низкая организация несения вахты на мостике и обмена информацией с БИЦ. У некоторых членов ходовой вахты отсутствовали базовые знания о рулевом управлении, несколько матросов были прикомандированы с другого корабля со значительными отличиями в рулевом управлении. Знакомая картина, не так ли?

Если подбить итоги, основной причиной всяческих безобразий так и остаётся "человеческий фактор", неважно, на каком языке говорящий и в какой степени пыжащийся своим "профессионализмом...

В Норвегии во время учений НАТО пару лет назад посадили на мель самый современный норвежских эсминец.  Не просто посадили, а пробили подводную часть корабля и он наполовину ушел в воду вблизи берега. Потом НАТО обвинило Россию, что  та включили свои средства РЭБ, т.е. радио-электронной борьбы, и на корабле отключилась система  GPS, а в бумажных картах они не ориентируются.  Видимо, без калькулятора не смогут умножить 2 на 2. Да хотя бы в иллюминатор посмотрели, увидели, что берег близко.

В заключении хочу рассказать небольшой анекдот еще советских времен. Представьте, на море туман, сквозь который видны лишь два сближающихся огонька.  Раздается голос в проекции одного огонька, усиленный мегафоном:
"Уступите дорогу. Я авианосец "Саратога". 
Ему отвечают от другого огонька:
"Сами отверните. Я маяк".

Недавно посмотрел фильм Станислава Говорухина «Пассажирка»,  поставленный по повести Станюковича.  В нем рассказывается о плавание военного парусного судна через Тихий океан в конце XIX века, когда по просьбе посла России в США на борт была взята в качестве пассажирки красивая русская дама со своей горничной, тоже русской.  В даму влюбились два старых холостяка, командир военного фрегата, капитан 1 ранга, и его старший помощник, капитан 2 ранга. Оба офицера признались в разное время и при разных обстоятельствах, что влюбились и предложили даме, вдове американца (поэтому она и возвращалась в Россию) свою руку и сердце.  И были тактично отвергнуты ей.

Влюбились в даму и и два молоденьких мичмана, и это дало повод им драться на дуэли на батарейной палубе парусника. Правда, до смертоубийства дело не дошло, вмешался старый штурман, отобравший у дуэлянтов  револьверы.  Он же, узнав в самом начале фильма о том, что на корабле будут дамы, заявил, что это к беде, так гласит народная мудрость – бабам на корабле не место.  И он оказался прав. 

А вот  англосаксы не верят в народную мудрость, и выше перечисленные происшествия, допущенные женщинами на капитанском мостике, тому яркий пример. Подобные примеры есть и в моей предыдущей заметке о женщинах в английском флоте.   http://proza.ru/2022/06/19/353. Согласны со мной, уважаемые читатели?


Рецензии