Разумное понимание

               
 (Из цикла «Грани понимания»)

                Доказательства, в сущности, никогда не доказывают никаких истин,   
                ибо предполагают уже принятие начальных и конечных интуиций.               
                В середине же можно доказать какую угодно ложь. Доказательство
                есть лишь техника логического аппарата и к истине никакого
                отношения не имеет.
                Николай Бердяев.               
               
Судить или понимать               
      Человек в своей потребности познания неосознанно исходит из того, что в окружающей действительности все упорядочено. Иначе стремление к пониманию, поиск закономерностей и хранение знаний становятся бессмысленными. Мышление как познавательный процесс порождает знание, которое нуждается в оценке и понимании, в осознании. Полученное знание изменяет память прошлого опыта, преобразуя наши представления о себе и мире.

      Издавна знания разделяли на непосредственные, принятые интуитивно, и опосредованные, принятые на основе доказательств и выводов. Принято различать две основные формы мышления – образное в конкретных представлениях и абстрактное, понятийно-логическое, концептуальное, которое осуществляется в абстрактных понятиях. В основе абстрактного мышления лежит рассуждение в форме объяснения (доказательства или описания). с помощью понятий и логических правил.

      Абстрактное мышление действует в свете сознания при полном контроле процесса логического анализа, в то время как в образном мышлении воображение и интуиция работают с данными памяти в основном в потемках бессознательного. В чистом виде каждый из способов встречается редко, обычно образное и аналитическое мышление протекают совместно.

      Общепризнано, что рациональное, контролируемое сознанием мышление является нормой, заслуживающей доверия. Рациональный ум лишь часть целого ума, который много шире и включает все познавательные способности человека, а также многочисленные автоматические программы ума (генетические и культурные), в том числе, привычки, обеспечивающие жизнь человека.

      Веками рационализм преувеличивал роль рассудительности в получении и понимании знания. Он необоснованно вытеснял интуицию и всякого рода предчувствия, предвиденья, (все, что связано с чувством и верой) как нечто «иррациональное». Мысль о единстве этих способов познания как научная появилась недавно на рубеже 18 и 19 веков.

      Наука традиционно признавала неограниченные возможности рационального ума в познании. Но ум возник как средство самосохранения и генетически нацелен на решение практических задач удовлетворения потребностей человека. Он не может бескорыстно оценивать проблемы и ситуации. Его познавательные возможности ограничены миром явлений, ему не доступны смыслы, лежащие в их основе.   

      Традиция всегда указывала на два типа рационального мышления, присущие рассудку и разуму. Все люди способны мыслить и рассудочно, и разумно, но не все осознают различие между этими типами мышления. Немало людей склонны всякую логику сводить к логике формальной, а разум сводить к рассудку. Поэтому сложный процесс мышления они отождествляют с человеческой способностью абстрактного, понятийного мышления, имея в виду рассудок с его логическим мышлением.

      В чем же сходство и различие рассудочного и разумного мышления? Рассудком мы судим, различаем; разумом понимаем. Рассудок – от слова судить. Разум – от глагола уметь, понимать. Нашу способность к рассуждению называют логикой, являющейся одной из форм мышления для получения обоснованного вывода из имеющихся предпосылок. Рассудок работает по жестким логическим правилам непротиворечивости, анализируя, разграничивая и упорядочивая данные опыта. Претендуя на роль разумного мышления, логика, порой, может приводить к абсурдным результатам.

      В отличие от подсознательной роли рассудка в восприятии, его логическое мышление контролируется сознанием, и потому достаточно изучено. С разумом дело обстоит сложнее. Мало того, что все «разумеют» по-разному, никто, в сущности, толком не может сказать, что это такое.

      Преимущество абстрактного понятийного мышления перед образным (конкретным чувствованием) состоит в том, что одно понятие (мыслеформа) может многократно наполняться любым количеством конкретных вещей. Понятие – не образ чувственного восприятия предмета, а формируемое умом представление, символ акта его умозрения. Поэтому философия отводила абстрактному мышлению высокую роль познания жизни.

      Рассудку свойственна строгая категоричность, необходимая для четкой классификации фактов, явлений и приведения знаний в определенную систему. Мыслить рассудком – значит судить о чем-либо, иметь об этом суждение. Рассуждение приводит к умозаключению, которое является новым суждением, но не новым знанием. Абстрактное мышление (в идеале) действует отвлеченно от чувственных восприятий, впечатлений, интуиций.

      Принципы деятельности рассудка – доопытны, не выводятся из опыта. Методы познания природы не возникают из эмпирического опыта. Эмпирическое познание возможно благодаря применению понятий и определенных схем подведения чувственного многообразия под понятия, формируемые разумом для рассудка.

      Рассудок ограничен миром природы, за пределами которого его принципы неприменимы.  Поэтому в рамках рассудочного способа мышления понятия свободы и нравственных ценностей остаются «вещью в себе». Ограниченность рассудка заключается не только в его тенденции к упрощению и схематизации за счет отрицания чувственных данных, но и в его неспособности выйти за пределы анализируемого содержания.

      Рассудок не создаёт новое знание, а лишь систематизирует уже существующее. Если умственная деятельность человека исчерпывается операциями рассудка, говорят о сухом формальном мышлении, столь необходимом при решении, прежде всего, утилитарных задач.  (В условиях слабого или больного разума его роль играет рассудок, и тогда мы становимся свидетелями неразумности, бессмысленности поведения таких людей).

      У разума более глубокий и широкий тип мышления, обладающий способностью обобщать и соединять данные чувственного опыта и суждений рассудка, преодолевая их односторонность и противоречивость. Разум стоит над рассудком, толкуя, придавая результатам его деятельности смысл и значение. Мостом между чувством и понятием служит интуиция.

      Органы чувств дают нам возможность познавать мир вещественный, а разум – мир существенный. Разумно мыслящий человек причисляет себя к миру существенному, умопостигаемому, в котором действующей причиной он признает себя, свою волю. В действительности человек мыслит и рассудочно, и разумно, поскольку принадлежит обоим мирам.

      Разумное мышление, раскрывающее содержательную суть вещей, их взаимные связи и отношения, порождает новое знание, которого нет ни у субъекта, ни у самой действительности. Это не образ, а некоторое понятие, мысль, идея. Мышление можно трактовать как творческое преобразование имеющихся представлений.

      Понятие разума выражается языком – физическим носителем информации, интуиция не имеет своего материального носителя, а мыслит смыслами. Понятие отражает единство мышления и бытия, а интуиция – способ постижения бытия, получения нового знания, которое называют непосредственным в отличие от опосредованного, получаемого как логический вывод.

      Посредством разума мышление синтезирует результаты анализа, создаёт новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем знания. Опираясь на рассудок, разум выступает как творческая познавательная деятельность, раскрывающая содержательный смысл действительности. Это постижение как завершающая фаза синтеза разума происходит с помощью интеллектуальной интуиции в процессе так называемого инсайта (озарения).

      Осознание в себе внутреннего идеального мира вещей позволяет человеку выходить за пределы своего ограниченного чувственного восприятия, открывает ему дорогу к постижению сущего. Синтез разума может обеспечить выход за пределы системы наличного знания, порождать новые понятия, смыслы, ценности, без которых понимание как непосредственное знание непостижимо.

      Устраняя противоречия, объединяя результаты чувственного (образного) и логического (понятийного) мышления, разум может получать новое знание. Схватывая единство противоположностей, он позволяет постичь различные стороны предметов и явлений в их несходстве сущностных характеристик. Именно на этом этапе процесса происходит разумное понимание.

      Все конкретные чувственные образы воображения, как и абстрактные понятия – это мыслимые формы, которые в процессе осознания наполняются смыслом. На этапе осознания образ обретает переживаемый смысл и оценку, отношение к нему, субъекта. Мысль не принадлежит нам, как чувство, она – наиболее эффективный способ передачи смысла.

      Мы живем в двух мирах: в вещественном эмпирическом и в идеальном умопостигаемом мире. В умопостигаемом мире человек воспринимает себя существом свободным, действующим по своей воле, а в мире эмпирическом – «явлением», подчиненным внешней необходимости, чужой воле. Нравственный закон как способ организации умопостигаемого мира проявляется в интуитивной форме сверхчувственной природы совести.

Логика рассудка и логика разума
      Классический рационализм Запада, берущий свое начало в античности, отождествлял понятия рациональности и логичности, которые вовсе не являются синонимами. Понятие логичности принадлежит рассудку и связано с непротиворечивостью формальным законам двузначной логики в то время, как рациональность – многозначная логика принадлежит разуму и связана с некоторыми критериями, оценками и традициями социума, эпохи, общепринятость которых составляет как бы «объективную меру разумности». Поэтому рациональность (от лат. ratio — разум) — разумность, термин, не имеющий однозначного толкования.

      Практическое значение формальной логики и рационального мышления очень ограниченно не только в повседневной жизни, но и в самой науке. Научное исследование как процесс приобретения новых знаний больше похож на искусство, чем на науку. Это творческое мастерство, где хозяйничает воображение, а концептуальное мышление играет вспомогательную роль.

       Конечно же, логика составляет основу всех экспериментальных исследований. Однако в жизни мы не применяем на каждом шагу законы логики, как и правила грамматики – в языке. Мы пользуемся ими интуитивно. Вспомним наше интуитивное детство, когда логика для нас вообще была непостижима, или – школьные годы, когда девочки, менее склонные к логическому мышлению, как правило, писали грамотнее «умных» мальчиков.

      Логика учит человека думать, но она – не ключ к тайнам природы. Логика – способ мышления для упорядочивания наших впечатлений и знаний. Она отрывает форму от содержания, чтобы установить абстрактные критерии непротиворечивости. Более того, формальная логика и анализ могут мешать потоку интуитивного мышления, который является основой в познании нового и определяет направление научных исследований.

      Многие считают, что ошибки логического формирования суждений (умозаключений) и принимаемых решений связаны с эмоциями. В действительности виной ухода от «разумности» оказывается сам механизм рассудочного мышления, его отвлеченный абстрактный характер, неспособный к оценке рассматриваемых ситуаций. В настоящее время считается, что переход от одной логической системы к другой при рассуждении возможен лишь с помощью интуиции.

      Чувство вносит в рациональное мышление образность и является скорее условием существования размышления, чем помехой. За исключением некоторых видов мыследеятельности (как счет, составление блок-схем и пр.), где чувства мешают работе. В жизни в большинстве случаев мысль разума находится в полной зависимости от чувства («сердце всегда оставляет ум в дураках»).   

Рациональное и иррациональное понимание
      Понять – значит обрести смысл воспринимаемого, осознать его. Из всего многообразия побуждений к пониманию наиболее очевидными, универсальными являются две установки поиска: понять, что имелось ввиду в конкретной проблеме, ситуации, тексте и понять то, что существенно для меня самого.

      Степень, глубина понимания предмета или явления зависит от индивидуальных особенностей личности, но общим для всех людей являются уровни понимания, соответствующие трем способам мышления: рассудочному (понятийно-логичному), разумному (умопостигаемому) и интуитивному (смысловому).

      В основе понимания лежат две познавательные способности – рефлексия и интуиция. Рефлексия – это не только наша способность сосредоточения на своем сознании, но особое умение, навык отслеживать процессы мышления и свое психическое состояние с помощью контроля внимания, позволяющего наблюдать себя как бы со стороны. Рефлексия – второй после чувственности источник накопления человеческого опыта.

      Интуиция, служащая мостом между чувственным и понятийным, не контролируется сознанием как процесс, осознается только результат – интуитивный прорыв в понимание проблемы или ситуации посредством так называемого инсайта (озарения). В поиске согласованности, единства чувственного и понятийного разум постигает содержательный смысл рассматриваемого фрагмента действительности.

      Природа подлинного индивидуального понимания иррациональна, это – осознанное переживание, или интуитивное непосредственное знание, которое становится жизненным опытом. Владея пониманием, мы можем рационально его интерпретировать (речью или текстом), преобразуя в обычное опосредованное знание, понятное другим. Такое знание и понимание называют рациональным (разумным). Рациональное знание можно получать, передавать и хранить на носителях.

      Интерпретация как толкование (рефлексивное объяснение) призвана ликвидировать смысловую неопределенность ситуации и выявить скрытый содержательный смысл происходящего. Есть два способа объяснения: объяснение путем умозаключений и объяснение как интерпретация непосредственного переживания содержательного смысла.

      Рефлексия разума позволяет увязать различные суждения и противоречия, выявленные анализом рассудка. Интуиция, схватывающая образно-понятийное целое, соединяет отвлеченные понятия с нравственными ценностями. Благодаря рефлексии и интуиции знаемое становится понимаемым, сознаваемое становится осознанным.

      Как способ познания самого себя рефлексия служит переходом в новое состояние: рефлектирующий человек вдруг становится способным развиваться в новой сфере, в мире смыслов. Приобретение этой исключительно человеческой способности приводит к трансформации сознания, возрождению человека.

      Внимание, направленное внутрь, обнаруживает предчувствие, необъяснимое интуитивное знание того, что один способ действия (ход мышления) лучше другого. Наши оценочные чувства (вера, совесть) принимают эту форму знания без проверенного подтверждения. Именно такая форма знания обеспечивает направленность и непрерывность разумного процесса мышления.

      Рациональное понимание отличается от интуитивного тем, что истину как понятие, как спекулятивное суждение объясняют, доказывают, обсуждают, а неизреченный смысл человек переживает как факт субъективного осознания сущности. Вслед за осмысленным пониманием меняется само восприятие действительности.

      Разумное концептуальное понимание, построенное на выводах – это интерпретация понятий, суждений, умозаключений. Формирование содержания проблемы представляет собой объяснение исследуемого объекта (явления) на основе некоторого принципа, стандарта, нормы. Вновь полученное знание (новое содержание) должно вписываться в систему устоявшихся представлений.

      Результат интуитивного понимания (озарения), хоть и подготовлен предшествующими размышлениями, тем не менее, не может быть выведен из них путем применения формальной логики. Формальное мышление может уточнить, упростить, усовершенствовать некую систему понятий, но не может выйти за ее пределы. Только творческое воображение дает возможность выйти из круга рассматриваемых проблем к новому уровню понимания.

      Интуиция – культурное психическое образование, направленное на удовлетворение интеллектуальных и духовных потребностей человека в отличие от инстинкта – врожденного, генетически обусловленного поведения живых существ, направленного на удовлетворение биологических потребностей.      

      Неосознанная вспышка интуиции приводит к открытию, которое может разрешить внутренние противоречия системы знаний. Рассматривая проблему понимания, нельзя не упомянуть о такой специальной особенности мышления, как креативность, в быту определяемую как способность выхода за пределы банальности.

      Воспринимая абстрактные понятия, умозаключения мы испытываем положительные эмоции при понимании и отрицательные – при непонимании.  Оценка качества понимания, как правило, не осознается. Не только интуитивное мышление, но и многие элементы рационального мышления не осознаются. Осознается сам факт непонимания.

      Любые представления и понятия о познаваемом объекте, полученные в результате мышления, обретают статус опосредованного объективного знания после эмпирической, фактической проверки на истинность, либо испытанием оценочными чувствами (верой и совестью). Вера всегда является необходимым условием получения знания, не только в детстве, когда критические способности ума еще спят.

      Процесс разумного мышления предполагает наличие веры, оценочного чувства для признания чего-либо истинным без логических доказательств рассудка. Это особое состояние сознания (переживание), отражающее ценностное отношение к результатам мышления. Только человек, его вера придает смысл знанию.

      Все наше знание о себе и мире даны нам через сознание, в котором человеку одновременно доступны и мир, и он сам.   Все наши восприятия, представления, чувства и мысли осознаются без нашего согласия и контроля. Природа сознания, как и сам акт отражения в сознании переживаемого образа, связывающего нас с миром и с самим собой, остаются непостижимой тайной.       

      До недавнего времени преобладала вера человека в разум, в возможность достоверного и всеобъемлющего познания окружающей реальности. Сегодня, ввиду безуспешности попыток разума познать жизнь в ее целостности, «схватить» изменчивую сущность человека, ведутся поиски новых форм научной рациональности.

Киев 2021


Рецензии