Строгий директор А. Я. Кузовчикова

 Из всех моих школьных учителей самая незабываемая личность – директор школы и наш физик – Кузовчикова Антонина Яковлевна. Почти двадцать лет, с 1955 по 1974 год, она была директором в селе Домашка. Построила новое, нынешнее здание школы. Мы в своё время учились в старой, деревянной.

Антонина Яковлевна была очень строгой, но справедливой. Помню, мы побаивались её. Да что мы!? Её боялись даже учителя!

Кто бы мог подумать, что мне придётся исповедовать и причащать своего бывшего директора! Социальный работник, обслуживающий её на дому (вернее работница), оказалась моей родственницей. Это Ольга Бражникова – жена двоюродного брата. Она рассказала обо мне своей больной подопечной, которая, обрадовавшись, попросила пригласить меня.

Через много лет мы даже не узнали друг друга. Я с радостью навестил её, исповедовал и причастил. Это было дважды: 3 июля 2006 года и 29 мая 2007.

Из разговора выяснилось, что родилась она 24 июня 1918 года во Владимировке Безенчукского района, где окончила 4 класса, а 5-й класс - в соседнем селе Кануевке.

Я поразился совпадению: ведь мне тоже теперь Безенчукский район не чужой. Пришлось потрудиться там над восстановлением храма в с. Никольском, что совсем рядом с Владимировкой и Кануевкой, где я неоднократно бывал.

Узнав об этом, Антонина Яковлевна пожертвовала 10 тысяч на храм в Никольском и просила меня отпеть её, когда придёт время.

Последние несколько лет она не вставала с постели, но до конца жизни оставалась очень любознательной. Профессиональный физик чувствовался даже в этой угасающей старушке. Когда я причащал её во второй раз, она рассказывала, что с огромным интересом смотрит по телевизору (и конспектирует!) передачи о свойствах воды, её структурировании и обладании памятью.

Мы говорили тогда о разном. Мне было всё интересно. Я понимал, что, возможно, вижу её в последний раз. Так оно и оказалось. Опасаясь утомить больного человека, всё же спросил, как она стала учителем. Она рассказала, что работала в Самаре (Куйбышеве) на стройке. Училась в «Учстрое» - рабфак на ул. Горького. Там же (на Горького) закончила и пединститут. Работала 5 лет (всю войну) в Богдановской школе Утёвского района…

- Отец Сергий, - обратилась она ко мне, - можно называть вас просто по имени?

- Конечно! Ведь я ваш ученик…

Чувствуя близкий конец, Антонина Яковлевна попросила, чтобы я обязательно приехал её отпевать. И, если можно, то отпеть и мужа Николая Ивановича Терещенкова, и сына Льва Синайского, похороненных без отпевания. Я обещал всё исполнить. Уточнил, были ли они крещёнными. Да, были.

- Если бы не ты, - сказала она в конце нашей беседы, – я бы никогда не решилась обратиться к другому священнику. Так бы и умерла без покаяния и причастия…

Скончалось она через полгода после этой встречи - 20 декабря 2007 года. В день похорон, 22 декабря, я действительно отпевал её в собственном доме вместе с мужем и сыном. Для этого рядом с гробом поставили их портреты и, перед каждым из них, была насыпана «земелька». Так и отпел сразу троих. Похоронили её в одну могилу к мужу.

Летом я посетил их на кладбище, что делаю теперь каждый раз. И хотя сын Лев похоронен не в Домашке, на их могиле стоит крест и с его фотокарточкой.

Стоя у могилы, я думаю о том, что Господь сподобил меня священного сана и ради этих трёх душ…


Рецензии