ОК. 8-9. Век 17. Окончание вольного бытия Кыпчака

Эдуард Дейнекин. ОНТОЛОГИЯ  КАЗАКОВ.
        ЧАСТЬ 8. КАЗАКИ И КАЗАЧЕСТВО СОВМЕСТНО В 15...17 ВЕКАХ.
      Суб-Часть ОК.8-9. 17-й Век – окончание вольного бытия Кыпчака.
                Оглавление:
УПРАВЛЕНИЕ  ПОКОРЁННЫМИ СИБИРСКИМИ НАРОДАМИ.................................175
ПОКОРЕНИЕ  «ДАЛЬНЕЙ»  СИБИРИ.17 ВЕК.........................................176
КАЛМЫЦКОЕ  КАЗАЦКОЕ ХАНСТВО 1633-1771гг.....................................178
ГРЕБЕНСКИЕ  КАЗАКИ ДНЕПРОВСКАЯ  КАЗАКИЯ В КРЕПКИХ ОБЪЯТИЯХ РОССИИ..............................180
«ТАТАРЫ» С КАЗАКАМИ  ПРОТИВ  КАЗАКОВ С «ТАТАРИМИ» -.........................182
АГРЕССИЯ ТУРЦИИ НА ПОЛЬШУ. ОСВОБОЖДЕНИЕ АТАМАН СИРКА........................182
ТУРЦИЯ ПРОТИВ ЭПИЛОГ-1 ПО  НОВОРОССИЙСКОЙ  КАЗАКИИ……………………………………..........................185
ЭПИЛОГ-2. ОТ ПУТИВЛЬСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА  К СЛОБОЖАНЩИНЕ…............     186
ЭПИЛОГ–3. КАЗАЧИЙ ДОН  ПОСЛЕ  КАЗАЧЬЕЙ  ЖИЗНИ..........................     188
ЭПИЛОГ-4.  УРАЛЬСКИЕ  КАЗАКИ  - ГЛАВНЫЕ  НАСЛЕДНИКИ  КЫПЧАКА…............. .189
ЭПИЛОГ-5. ОНТОЛОГИЯ  КАЗАКОВ И СВОД ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ..............190
ЭПИЛОГ-6.  192

       УПРАВЛЕНИЕ  ПОКОРЁННЫМИ СИБИРСКИМИ НАРОДАМИ
   Однако та же Е.Ромодановская не скрывает своей негативной оценки на религиозную диктатуру РУСско-царского покорения Сибири, заключающуюся в поведении Московской патриархии.
От Е.Ромодановской: вопрос об истории управления Сибирью освещается  Есиповской летописью; Тобольский летописец Савва Есипов отмечает центры русского владычества в Сибири — взятые казаками и основанные ими городки и остроги ; наконец, одним из основных для Есипова является вопрос об утверждении христианства в Сибири и о борьбе христианства с местными религиями (язычеством и мусульманством).
   Особое значение приобретает христианство в борьбе за колониализм Русского государства:  Утверждение христианства в Сибири для автора Есиповской летописи означает утверждение здесь именно русской власти, единственно правильной и потому единственно законной. Есипов изображает присоединение Сибири к России, подчинение ее «христианскому царю» фактом, заранее Богом предрешенным. Разгром Кучума с его войсками предопределен божественным провидением  за его грехи и «гордость». Отряд Ермака представляется «мечом обоюдуострым», исполняющим волю Бога.
... Провиденциализм автора Есиповской летописи носит несколько иной характер; в частности, он тесно связан с необходимостью доказывать права Русского государства на обладание Сибирью... Действия русского отряда ни разу не вызывают у Есипова никакого порицания: исполнение высокой миссии «божественного орудия» само по себе предопределяет только положительный характер их изображения. Поэтому гораздо интереснее проследить авторское отношение к противникам русских — местным сибирским народам.
 Говоря о них, Есипов употребляет в своем сочинении разные определения: в одних случаях он очень четко разделяет все народы по национальностям (татары, остяки, вогуличи и т. п.), в других — всех без различия называет «погаными»...
(Цит.93) Савва Есипов:. «Погании же на берег приидоша... Казацы же на брег взыдоша и мужески на поганых наступающе, и в то время бысть смертьное поражение поганым, и вдашася погоним невозвратному бегству»; казаки «видевше таково собрание поганых, яко битися единому з десятию или з дватцатию поганых...» (Сибирские летописи. СПб, 1907, с. 128; далее ссылки на это издание); «...стражу ж утвердиша крепце от поганых, да не яко змии ухапят окаяннии» (с. 133); «Ермак же з дружиною своею погна в след поганых и достигоша их, и бысть с погаными брань велия на мног час; погоним же на бежение устремишася»[6]
Ненависть к «босурманам» и «кумиропоклонянам» в любой РУСской летописи выглядит абсолютно так же, как ненависть к русским «язычникам» от крестоносцев кельтического Запада.
От Е.Ромодановской: эпитет «окаянные» употребляется по отношению к татарам в основном в конце рассказов о сражении, когда после завершения битвы русские продолжают гнать врага: «Тако бо победиша окаянных бусорман, Божий бо гнев прииде на нь за беззаконие их и кумиропокланяние...»
КОММ. Понимание коренного различия РОСского и РУСского отношения к завоёванным народам в контексте «Онтологии казаков» наш внимательный читатель получает из соседних разделов: «Турецкое отношение...» и «Русское отношение...» к инаковерующим/завоёванным. Парадокс историографии: именно турецкое является НАСТОЯЩИМ  РОСским, а его продолжение (от 17 века) внутри всё ещё РУСского царства – это РОС-КАЗАЧЬЕ  поведение в ОДЕРЖАВЛИВАНИИ  Сибири.

      ПОКОРЕНИЕ  «ДАЛЬНЕЙ»  СИБИРИ.17 ВЕК.
  Данное глобальное явление описывают либо Российские историки, либо(конкуренты) китайские, либо совсем уже враждебные и вечно лживые европейские.От них мы можем ждать разной степени однобокость, но достоверных возражений невозможно ожидать от забытых(затёртых) сказаний, летописей тех многочисленных народов, которые попали под «богоугодный» процесс РУСской колонизации. Здесь А.Д.Р.использует «РУС» потому, что инициатива колонизации исходила именно от РУСского царского Двора и всё растущей западнической московской Элиты – сибирскими богатсвами пользовался ОТНЮДЬ НЕ РОСсийский НАРОД, а его кельтические властители.
   НО РОС-народ выставлял казаков-первопроходцев (иногда пишут по-отдельности тех и других, что тоже верно). Для казаков – уйти в длительный опасный, с оружием, поход: это национальная радость, почёт, «охотничья» страсть и добыча; как в старь! Хотя многие в 17 веке уже возвращаются к родным хуторам и станицам, нагруженные царским жалованием: Казачество есть казачество. Для первопроходцев-русских – другие разные мотивы, от обогащения грабежами слабаков-тяёжников...до научного служения и миссионерских задач окультуривания туземцев. Литература рисует, что казаки чаще всего не соединялись с грабителями – по породе своей рыцарской, но охотно помогали научным и миссионерским экспедициям; а уж ВЛАСТЬ ДЕРЖАВНУЮ ПОСАДИТЬ В СИБИРСКОЙ ГЛУШИ – ТАК ЭТО БОГОУГОДНОЕ для казаков ДЕЛО!
W: С основанием острога Нарым была покорена Пегая Орда на востоке от Сибирского ханства.
 В течение первых 18 лет XVII века совершается переход  россиян на реку Енисей. Основываются города: Туруханск (1607), Енисейск и Кузнецк (1618), Красноярск (1628 г.) и др. К 1630-м годам россы проникают дальше на реку Лену, где основываются Якутск и другие городки. В 1637-1640 годах был открыт путь от Якутска к Охотскому морю вверх по Алдану, Мае и Юдоме. При движении по Енисею и Ледовитому океану промышленники проникли в устья рек Яны, Индигирки, Колымы и Анадыря....Закрепление Ленского (Якутского) края за русскими было закреплено постройкой Олекминского острога (1635 г.), Нижне-Колымска (1644 г.) и Охотска (1648 г.). В 1664 г. был основан Иркутский острог.
  В 1645 г. казак Василий Поярков открывает северное побережье Сахалина. В 1648 г. Семен Дежнёв проходит из устья реки Колыма в устье реки Анадырь и открывает пролив между Азией и Америкой.
В 1649-1650 годах казачий атаман Ерофей Хабаров достиг Амура. К середине XVII века русские поселения появляются в Приамурье, на побережье Охотского моря, на Чукотке.
В 1697-1699 годах казак Владимир Васильевич Атласов исследовал Камчатку.

  Карта 20-ОК.8.  ПОКОРЕНИЕ  ДАЛЬНЕЙ  СИБИРИ
КОММ. Центральная Сибирь (Оби до Байкала) была генетически РОСской, и своё родство с Европейской РОСсией осознававшей или чувствующей; и здесь РУС-московская власть казалась родной, поскольку её приносили РОСсы. Залётные кельто-русы здесь не задерживались – так сложился уже в 17 веке знаменитый РОССКО-СИБИРСКИЙ ХАРАКТЕР, который, впрочем не был «казачьим», ибо казако-Кыпчак  располагался западнее Енисея. А вот за Байкалом казаки-землепроходцы встретили своих далёких предков дааров/кытаев, что сделало Забайкальский, а затем Амурский края сугубо казачьими Войсками.

С Т Р А Н А ,  Г Д  Е     К А З А КИ  -  Е Д И Н С Т В Е Н Н Ы Й    Н А Р О Д
                КАЗАКСТАН В 17 ВЕКЕ.2.
   Карта 21-ОК.8.
(Цит.94) Э.Сарсенбаев:«О начале заката Казахского ханства в середине 17 века.            
  После походов Тауекель-хана в Маверанахр Казахское ханство перешло к оборонительной стратегии. Хотя Есим-хан, пришедший к власти в 1598 году после смерти своего брата Тауекеля и мог выставить 300-400 тысяч всадников, но это были не профессиональные воины. Они проигрывали в фехтовании изощренным в нем кашгарским воинам и не выдерживали ударов тяжеловооруженной конницы Бухарских Аштарханидов» [https://zen.yandex.ru/media/erkinsarsenbaev ]
КОММ. Выделенная выше фраза любопытна для общей казачьей историографии – в части КАЗАЧЬЕГО ФЕХТОВАНИЯ. Не секрет, что искусство казаков в фехтовании (ФЛАНКЕРОВКА) значительно прибавляет и достоинства и гордости казакам в глазах всего Мира. Признание казакского автора в том, что изощрённость фланкеровки осталась за границами Казакстана в Кашгарии, заставляет нас вспомнить: кто такие кашгарцы? Ныне – это автономия Китая, а захватили Кашгар для Китая джунгары-ойраты(калмыки). Наш интерес даже не в том, что калмыки в России имели высокий казачий статус, а - в дальнем юэджи/тохарском (Таримском)  прошлом Каш(с)-г-арии, имя которой от кас=кус+ арья.
:: перенесено касе-ками на Северный Кавказ (касоги);каубуйцы Черниговщины; Путивльские казаки.Теперь мы не только можем понять, откуда изощрённая казачья фланкеровка на Донце, но и то, что в далёкой от нас китайской провинции Синцян-Уйгурской ЕСТЬ НАШИ пра-русские КАЗАКИ.;
  На равных казах(к)и могли воевать с такими же легковооруженными ногайцами, сибирскими татарами и казаками. Поэтому на западе и севере Казахстана шла более или менее удачная степная война.
   На юге дела обстояли неважно! Если бы не постоянные междоусобицы внутри Кашгарского и Бухарского ханств и опасность вторжения иранцев казахам пришлось бы туго. Но кашгарцам и бухарцам нужны были степняки в качестве воинской силы и казахские ханы участвуя в междоусобицах Чагатаидов смогли отстоять завоевания Тауекель-хана.
   На востоке дела обстояли еще хуже. Ойраты начали совершать регулярные набеги на казахов и постепенно брать в свои руки территории вокруг озера Зайсан, берегам Тобола и Иртыша. Между казахскими чингизидами также начались междоусобицы. Основная борьба развернулась между казахскими правителями Есим-ханом (верховный казахский хан со столицей в Туркестане) и Турсын-ханом (ставка в Ташкенте). Из-за этой междоусобицы возникли различные политические партии, которые поддерживали то одну то другую сторону.
   Началось разделение казахских племен на жузы (части) - Старший, Средний и Младший жузы. Стали выделять отдельные султаны из младших чингизидов, которые создавали собственные вооруженные силы и жили наемничеством или грабежом. Это:
::Ондан султан, сын которого стал ханом Касимовского ханства в Московском царстве;
::Кучук-султан, воевавший на стороне бухарцев против кашгарцев;
::Аблай-султан, который смог подчинить себе некоторые роды Младшего и Среднего жузов на границах с Сибирью. Аблай-султан имел дипломатические сношения с московитами (тобольский атаман И.С.Куракин), которые пытались натравить его на джунгар, нападавших на русские крепости в Сибири. Натравить у московитов не получилось, так как Аблай узнал об аналогичных переговорах с джунгарами.
   Все это способствовало дальнейшему усилению центробежных сил и ослаблению Казахского ханства. /https://zen.yandex.ru/media/erkinsarsenbaev \

М.Джумагазиев: Перед угрозой участившихся набегов ойратов из монгольских степей, наиболее усилил верховную власть хан Тауке (правил 1680—1718гг). Именно при нём наиболее консолидировалось кочевое государство со ставкой в городе Туркестан, при нём в Казахском ханстве был принят свод законов «Жеты Жаргы», который создали известные казахские бии Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз).

      КАЛМЫЦКОЕ  КАЗАЦКОЕ ХАНСТВО 1633-1771гг.
   Калма(ы)ки «сели» на Ногайское ханство, вынудив большинство их двинуться на запад. . Уже в Смутное время часть предводителей калмыков (тайши) заключили с русскими царями соглашения (шерти) о российском протекторате над ними, после принятия которого  объединились в единое ханство в междуречье Волги и Урала, которое официально было признано Россией в 1664 году. Признание было закреплено договором (шертью) о вассальной зависимости Калмыцкого ханства от России Калмыки платили небольшой ясак и отправлялись на войну по приказу из Москвы . Участие в военных действиях в составе русской армии стало одной из основных обязанностей калмыков. Из казны калмыцким тайшам шло жалованье.
Пользуясь «лаской» Москвы , агрессивные по-природе тюркюто-кыпчаки, наносили значительные обиды казакам Волго-Дона, а уральские казаки массами покидали яицкие станицы, уходя в Россию. В 1680 г. главный калмыцкий предводитель-тайша Аюка совершил набег на русский город Пензу, возглавив враждебную коалицию с участием отрядов крымских татар и азовских ногайцев. Доставалось от калмыков казакам и башкирам, но особенно кочевым ногайцам. Война и мир между соседствующими народами крымских татар, ногайцев, калмыков, башкир и казаков в то время были очень условными и крайне переменчивыми.
   Вместе с тем отношения царского правительства к калмыкам стало всё более напоминать принцип «казачество». Генеалогические пра-казаки и сами стали включаться в боевую жизнь запорожских, донских и терских казаков.

      ГРЕБЕНСКИЕ  КАЗАКИ КАВКАЗА
  В истории «гребенцов» есть две неразрешённые загадки:
1.(малая) : исходная область(точка) переселения русскоязычной уже сложившейся как казачество общности с названием ГРЕБНИ:
::то ли Путивльские с  междуречья Северского Донца и Калитвы, у возвышенности называемой Гребенские горы, в 1582 году.?
::то ли из Червлёноярских хопёрцев, спустившихся по Волге в  Хвалынское море и высадилась в устье Терека. Здесь они разбились на две общины — казаки первой поселились на Тереке и стали называться «терскими»; казаки второй общины поселились ближе к отрогам/гребням Большого Кавказа?
:: то ли разносборные донские, ищущие нового счастья концентрировались в урочище Гребни на притоке Сунжи р.Акташ?
   Все три варианта подтверждаются старообрядческой формой христианского вероисповедания.
2.(большая): ДНК-генеалогическое исследование современных терских казаков выявило 50% кавказоидной гапло ;G, что больше даже, чем у других кавказоидных народов. Такой сюрприз говорит о тысячелетнем бытие русскоговорящих казаков на Кавказе, которые, в виду малой численности именно русских, принимали в себя местных мальчиков или муж-чи. Между тем антропология(внешний вид) намного ближе к «славянскому», чем к кавказскому.
   В этой связи этнологам имеет смысл внимательнее отнестись к «Сказаниям Захарихи» об Я-РУС-ЛАНАХ и СУНАХ –  северо-кавказских этносах с невероятным воинским мастерством, редкостной рыцарской «закваской», которые соединились с Русколанью в 4-5 веках, то есть соединились в едином старо-русском языке.
W: Гребенцы — старейшая казачья община из возникших на Кавказе. Сложившаяся в урочище Гребни община казаков постепенно расселилась вдоль реки Сунжи. В 1555 году несколько атаманов этой общины участвовали в посольстве от князей Кабарды в Москву, где кабардинцы «били челомъ» царю Ивану IV о принятии их в русское подданство... Казаки кроме низовий Сунжи и Терека, заселяли также и прилегающие с юга предгорья. Здесь они стоили т. н. «городки», существует предположение, что казаками в предгорьях, кроме прочих, был основан некий «городок» Чечень, но вопрос о времени и месте расселения казаков в этот период по-прежнему точно не выяснен.
КОММ. Городище Чечень находилось на не локализованной ныне реке Чечень —  ручье или небольшой речке, впадающей в Аргун. Привязка к окружающим Чечень известным территориям — «от Терка [Сунженский острог] в полутретьех днищах [2,5 дня пути], а от Гребеней [Сунженский хребет] в полуднище», а «до Туш [Тушетия] … днище езду ». Интересно, что современный чечены не видят такого города в истории своего народа. При этом ни простые чеченцы, ни их мудрецы-историки не понимают ПОЧЕМУ НАРОД НАХ-ЧИ стал НАЗЫВАТЬСЯ ЧЕЧНЯ (окончание «...ня=...на» абсолютно русское: киевщи-на, рязанщин-на). С учётом того, что в очень древних гребенских казаках 50% именно вайнахского генТипа, то они , где-то в начале н.э. стали именовать СВОЮ ВОСТОЧНУЮ (высокогорную) часть «ЧЕЧЕН», а себя – «СУНЫ» и «ярусланы», позже: «гребен-чи», ещё позже: «казаки».
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ. W: В 1633 году боевые формирования гребенских казаков приняли участие в походе объединённых сил юга Русского государства и Большой ногайской Орды  под руководством князя П. И. Волконского и князя В. И. Туренина  против Малой ногайской Орды ( Казыев улус, Малые Ногаи, Кубанские татары). Поход завершился разгромом малых ногаев в урочище Ачил под Азовом, куда они отступили под предводительством своего бия Касима. Стойбища кочевников подверглись семидесятидневному грабежу и погрому, захвачено в плен около 2000 человек.
 ...В 1651 году московское правительство царя Алексея Михайловича решает возобновить на Сунже «стоялой острогъ» «для береженья отъ приходу воинскихъ людей», а также для взимания перевозной пошлины у переправы через Сунжу.
...В 1651—1653 годах произошёл очередной русско-персидский конфликт, вылившийся в нашествие войск Ирана и их союзников Во время нашествия гребенские казаки два раза помогали оборонять Сунженский острог — осада 1651 и 1653 годов.
...В ходе Русско-турецкой войны 1672—1681 годов гребенские казаки привлечены в состав русско-украинского войска... в 1677 году они участвовали в стычках с турецкими и крымскими войсками осаждавшими крепость Чигирин.
...Около 1685 года, под давлением часто нападавших горских народов гребенцам пришлось оставить предгорья и селиться ближе к Тереку — на его правом берегу. В «Хронике гвардейскихъ казачьихъ частей» сообщается другая дата — 1680 год.   ... Число гребенцов постепенно увеличивалось за счёт прибывавших с рек Дона и Кумы казаков, построены два укреплённых городка в Кабарде (Чиркасская земля):
...В ходе Русско-турецкой войны 1686—1700 годов гребенцы принимали участие во вторжении на территорию Крымского ханства ( Крымских походах 1687 и 1689 годов), а также в Азовских походах Петра I в 1695 и 1696 годах.

С  У  Д  Ь  Б  А    Н  О  В  О  Р  О  С  С  И  Й  С  К  И  Х     К А З А К О В  ВДНЕПРОВСКАЯ  КАЗАКИЯ В КРЕПКИХ ОБЪЯТИЯХ РОССИИ.В «супружеских» объятиях РОСса , поженившегося уже на разных войсках-"казачках", Днепровская Казакия была не первая (ранее: Касимовская, Путивльская), но красивейшая и очень «капризная», принимавшая московские "мужние" путы с отчаянным сопротивлением.
По Д.Эварницкому:  Запорожцев тяготила мысль о введении на Украйне и Запорожье московских воевод... Войско низовых козаков, убив царского посла, на этом одном не остановилось, а снова и с неудержимой силой разразилось против них. И как ни задабривал гетман Брюховецкий запорожцев, как ни снисходил к ним "милостивый" царь Алексей Михайлович, а все-таки народное неудовольствие на Украйне и Запорожье росло, а с ним росло и открытое возмущение против московских бояр и воевод. С начала 1668 г - почти во всех украинских городах. Левобережный боярин-гетман Брюховецкий ничего не смог достигнуть в миротворческих деяниях, и ожесточал против себя казаков и народ.
  Правобережный пан-гетман Дорошенко, получив весть обо всем, происшедшем на Левобережной Украине, и о движении князя Ромодановского, призвал к себе Крымскую орду и стал готовиться к отпору против русских.Мало-помалу сторонники Брюховецкого стали бросать его и переходить на сторону Дорошенка, действовавшего и более прямее, и более смелее. 7июня Брюховецкого убили прямо на Майдане.
   Сирко после своего возвращения из похода на Крым и получения за то похвальной грамоты от царя, состоя полковником Слободской Украйны, Сирко лично убедился в несправедливых действиях московских воевод и бояр на Украйне, и потому, снесшись с Дорошенком, выступил на защиту козацких прав Слободской Украйны против Москвы.
Но князь Ромодановский крепко держал контроль над Сегобачной Украйной.
  ПОДДАНСТВО  ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ. Тогда Дорошенко снесся в сентябре месяце с турецким султаном и выразил готовность быть у него в подчинении. Султан на это предложение потребовал многое, чего гетман не хотел; в добавок Крымский хан потребовал то, чего гетман не мог сделать: «укоротить» Сичь. Дорошенко, написав о том запорожцам, получил от них такой ответ, что они имеют на Кошу своего гетмана и его, Дорошенка, за гетмана не считают. Далее пошла невероятная политическая кутерьма: Дорошенко, имея при себе ярого врага «татар» Сирка, охладился к Орде, а Сичь, наоборот с Кырымом опять сдружилась, и теперь уже Широкий Юг ощетинилсля Широкому Северу.
  Бывали за год немало малых военных стычек по мелким поводам, ложащимся, как всегда, горем для мирного населения.
   К этой кутерьме присоединились гиганты геополитики: Россия пыталась «организовать в Сичи» нужного ей гетмана; Турция буквально собрала в Корсуни Раду тогобочцев для смены Дорошенка, запутавшегося в избрании «хозяина». Но сбросить Дорошенка не удалось, ибо турецкий кандидат Ю.Хмельницкий сам отказался «быть под турками», так как присягал Московскому царю. Дорошенко и кошевой атаман Сичи Суховий обменялись враждебными захватами послов.Объявив желание соединить две половины Украины в одно, Суховий сложив силы Сичи и кыпчаков Кырыма в 40 тыс. чел., пришёл к столице Дорошенка Чигирину,
(цит.95) «причиняя жителям огромные убытки в рогатом скоте и лошадях и захватывая много людей в неволю. Крымский хан и ногайский мурза отложились от турецкого султана и, вопреки его запрещению, сдружились с Суховием и с запорожскими козаками; хан прислал всяких запасов и сукна на кафтаны запорожцам. Союзники решили простоять все лето возле Чигирина и добывать его. При Суховии был и Иван Сирко. В это время "стали поглядать на Суховіеву руку" и три полка, Полтавский, Миргородский и Лубенский,...»[47]
Но: неисповедимы пути казацкие! Дорошенко и Сирко договорились бросить своих закордонных патронов Польшу и Россию ради независимости всей Молороссии-с-Сичью. Оставленный без поддержки наказной атаман Левобережья Многогрешный ратовал и к царю всея России, и к Сичи за поддержание дел Богдана Хмельницкого. Но заработала необычная, но БОЛЕЕ ЧИСТАЯ  ДЛЯ  КАЗАЧЬЕГО НАРОДА геополитика:
(Цит.96) Д.Эварницкий: «Суховий и крымский хан Адиль-Герай, находясь по-прежнему в миру, решили действовать заодно и постановили на следующем между собою договор: Адиль-Герай посредством орды и козаков освободится от турецкого ига, а Суховий с запорожцами посредством орды освободится от Польши и Москвы; на том Суховий и Адиль-Герай написали письмо Дорошенку и приглашали его примкнуть к ним. Но Дорошенко, получив об этом известие, отверг предложение и написал турецкому султану письмо с жалобой на хана и с просьбой низвергнуть его с трона.» [47]
Но постановления эти быстро разъвеялись, пошли перемены планов, взаимные предательства союза и даже военные стычки, которые подробно излагает Д.Эварницкий, но мы должны для краткости опустить. Значительным признаём то, что Юрий Хмельницкий, метаясь меж всех сторон как кандидат на всеобщего гетмана, оказался в Истанбуле. Султан Турецкий назначил у себя в дворце гетманом этого Хмельницкого,вышел на судах из Царьграда с 60000 янычар и прибыл в город Тавань;  к нему хочет идти сам хан "своею собачьею особой" и что с ним уже соединились буджакский Нурредин-Калга и много великих салтанов;  Сичь притихла, понимая, что «в битве титанов» запорожцам лучше отсидеться, как много раз бывало, удерживая свою независимость "в камышах".
   Гнев Султана, равно и короля, и царя направились на «непослушного» гетмана Дорошенко. Положение Дорошенка было действительно критическое: он не имел у себя никаких союзников, кроме белогородских татар, повиновавшихся в то время силистрийскому паше и не признававших власти ни турецкого султана, ни крымского хана. Союзники стеснили Дорошенка в Стеблеве, и ему бы пришлось очень плохо, если бы в самую решительную для него минуту не пришла помощь от запорожцев, которым «мозги вправил» полковник Иван Сирко, который вовремя, по выражению малороссийского летописца, додал помощи Дорошенку, и его враги бежали: бежала сперва крымская орда, потом Ханенко и Суховий, потом Хмельницкий.
   Но король польский своеобразно воспользовался этой победой: 22 декабря 1670г. Назначил вместо отколовшегося Дорошенка гетманом правобережной Украины Михайло Ханенко с некоторой Новой Конституцией казачьей Автономии при Речи Посполитой. В этом  ОСТРОЖСКОМ ДОГОВОРЕ протекторатом была и Сичь, и считается, что «договор запорожских козаков с польским королем не был изменой низового войска русскому царю, так как по установленному Андрусовскому перемирию России и Польши, Запорожье в одинаковой мере принадлежало как России, так и Польше.» [47]
В этой истории Д.Эварницкий нигде не увидел имени И.Сирка, но следом оказалось, что этот ВЕЧНО ПОХОДНЫЙ АТАМАН в союзе с Ханенком, делает свои обычные дела разбоя на ханских и турецких территориях, не возражая против дружбы с Варшавой. При этом он выступил и против былого товарища Дорошенко, смещённого , но ещё не побитого гетмана всея Украины. Октября 24 дня у запорожцев и поляков в местечке Ильинцах, в 50 верстах от Умани, была Рада, в присутствии польских гетманов, и на этой раде Сирко и Ханенко с запорожскими козаками присягнули быть в вечном подданстве у польского короля и стоять заодно против общих неприятелей; взамен того польские гетманы присягнули Сирку, Ханенку и всем запорожским козакам не отнимать у них стародавних привилегий и вольностей. Вероятно, в это же время запорожцам определено было "его королевскою милостию" жалованье деньгами и сукнами, а Сирку и Ханенку присланы были золото и шелк на одежду
.
      «ТАТАРЫ» С КАЗАКАМИ  ПРОТИВ  КАЗАКОВ С «ТАТАРАМИ» -
ещё одна необычная геополитическая конфигурация. Да, к ноябрю 1671г Новороссийские казаки, оставаясь в автономии одновременно и России и Польши (по Андрусевскому миру) вошли в масштабную СВОЮ ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ, в которой на стороне кошевого и походного Сичи Ханенко и Сирка выступали калмыки из-за Волги, а на стороне смещённого гетмана Дорошенка –Крымский Нуреддин-салтан и Аккерманские ногаи(Тенмамбет-мурза) и турецкий паша. Кыпчаки, пограбив вдосталь Украину ушли по домам, но Тенмамбет-мурза был захвачен в плен и
Иваном Сирком. Сей «самый самостийный атаман» в «самой самостийной Сичи», отправился к другу Курскому губернатору Ромодановскому, чтобы сдать пленного мурзу и вновь обрести «царскую милость», но его личный враг полтавский полковник Жученко перехватил малую охрану Сирка  и сдал его, как пленника, в Москву помимо князя Ромодановского. Царь отправил И.Сирка в Сибирь. Его соперник Ива;н Самойло;вич был поднят: гетман Войска Запорожского на Левобережье Украины с 1672 по 1687 годы, преемник гетмана Демьяна Многогрешного.(Ранее: черниговский полковник, Генеральный судья Российской (левобережной) Украины).

     АГРЕССИЯ ТУРЦИИ НА ПОЛЬШУ. ОСВОБОЖДЕНИЕ АТАМАН СИРКА.
По Д.Эварницкому: в это время против России и Польши поднялись страшные враги, — турецкий султан Мухаммад IV, а заодно с ним крымский хан Селим-Герай и заднепровский гетман Дорошенко, одинаково страшные как для России, так и для Польши. Весной 1672 года турки, в числе 300000 человек, перешли Дунай, вторглись в Подолию и ринулись на польский город Каменец. В короткое время город был взят, православные и католические церкви его были обращены в мечети, знатные женщины забраны в гаремы, многие христианские мальчики обрезаны и обращены в мусульманскую веру..Польша вынуждена была заключить с Турцией Бучачский мир 1672 года. Правобережная Украина передавалась гетману Дорошенко как владение, зависимое от Порты; Подолье и Каменец напрямую входили в состав Турции как Каменецкий пашалык. Взяв Каменец, турки распространили слух, что скоро двинутся на Киев. Москва была сильно озабочена... . Гроза, однако, на время прекратилась: разорив Каменец, султан пошел на зимовку за Дунай, хан — в Крым, а Дорошенко — в Чигирин. Но это было лишь временное прекращение наступательных действий  турок на Украйну.  Россия и Польша решили  подать одна другой руку помощи, чтобы противостать грозным врагам. Само собой разумеется, что  без запорожцев обойтись было нельзя. Вспомнив о запорожцах, вспомнили и о Сирке, в 1672 году 5 июля прибыл в Москву польский посол,   поставил и вопрос о возвращении Сирка из Сибири "на общую услугу" московского царя и польского короля. царь Алексей Михайлович, вынужденный и крайними обстоятельствами, и мольбами запорожцев, и просьбами польского короля, решил вернуть Сирка из Сибири и отправить его в Сичу. Даруя свободу Сирку, царь, однако, заставил его принести присягу в царских палатах, в присутствии патриарха Питирима, всего священного собора, ближних бояр, и думных людей,...
...Во время возобновлённых военных действий великий коронный гетман Ян Собеский 11 ноября 1673 года разбил турецкие войска Гусейна-паши под Хотином. 20 тыс. турок были убиты, 66 знамён и 120 пушек оказались в руках поляков. Собесский планировал занять Дунайские княжества, но после битвы значительная часть польских и литовских войск ушла в Речь Посполитую. Потому пришлось ограничиться размещением гарнизона в молдавских крепостях.
 До прибытия Сирка в Сичь, её атаманы успели получить тяжкое поражение от союза Дорошенка с Крымским ханом, но в мае 1673г. Прибыл на Запорожье знаменитый И.Сирко, сразу, став кошевым, «взял взятьем и разорил крымский город Аслам и много людей в полон захватил,» , затем – и Очаков; с низовья Днепра поднялся на Украйну и здесь стал преследовать татар, действовавших против русских и поляков заодно с турками, стоявшими у Каменца-Подольского: "Татарское войско ныне в сборе есть и стоит на границе за Чигирином; а войною тех татар никуда не пропускает Серик с запорожскими козаками". переяславский полковник  Райча в письме к князю  Трубецкому доносил: " Татарская орда въ 8000 человък разгромила и порубила козаков, а кошевого атамана запорожскаго, Ивана Сирка, заставила отступивъ въ степи, три дня добывала, но не сделав ему никакого вреда, пошла ...". Октября 9 дня Иван Сирко перебрался уже за Буг, опустошил Белогородчину, сжег и разорил город Тягин, а жителей его побил, и оттуда собирался идти в Волошскую землю к королевскому величеству на помощь . Ноября 12 дня Сирко сжегши Тягин и опустошивши Белогородчину, расположился на Чечельнике: "А сказываютъ, что съ нимъ десять тысячъ, всъ старинные, изъ Ясъ въ землю Венгерскую поуходили, ...1673г ноября 21 дня царь Алексей Михайлович послал Ивану Сирку грамоту с известием об отправлении, по просьбе польского короля, против татар и турок, князя Григория Ромодановского и гетмана Ивана Самойловича с войсками; тут же царь приказывал и кошевому "чинить всякими образами нападение на помянутых врагов".

    ШПИОНСКИЕ  ИГРЫ  ВОКРУГ  КОШЕВОГО И.СИРКА
  В 1674 году Речь Посполитая возобновила наступление, воспользовавшись новой русско-турецкой войной. 6-тысячная армия Собеского разгромила 20 000 турок и татар под Львовом в августе 1675г... Польша подписала с Турцией Журавенский договор 1676 года. Этот договор отдал туркам 1/3 Украины, Польша уступила османам Подолию. Правобережная Украина, за исключением Белоцерковского и Паволочского округов, переходила под власть турецкого вассала — гетмана Петра Дорошенко, превращаясь, таким образом, в османский протекторат.
   Но Россия с Левобережной Украиной Зимой 1674 года войска Ромодановского и Самойловича перешли Днепр и, преодолев незначительное сопротивление, заняли Черкассы и Канев. Татарский отряд, пришедший на помощь Дорошенко, был разбит, а его остатки уничтожили местные жители. 15 марта в Переяславе собрались представители почти всех правобережных полков, избрали Самойловича гетманом и составили условия своего подчинения царю.
   Сичевики с кошевым Сирком делали своё дело, назначенное  Союзом России и Польши против крымчан, аккерманцев и турок. Вместе с ними искали удачи сотни калмыков, уже основательно принявших в себя понятие «казаки»; И.Сирко обговаривал с калмыцким тайшой Аюком о совместных крупных походах «на мусульман» (буддисты калмыки по своей Вере были ближе к христианам, чем к исламянам).
Гетман Сегобочья Самойлович регулярно пишет доносы на кошевого Сичи о «опасных сношениях его с поляками», игнорируя военную необходимость полководца Сирко быть в постоянной связи с союзниками. Запорожцы писали царю о клеветах из столицы Самойловича г.Батурина, что «... хотя Сирко и сносился с польским королем, желая через него добиться гетманской булавы, но он вовсе не думал изменять русскому царю, а тем более мироволить крымскому хану.», но Алексей Михайлович благоволил клеветнику...
... 1 дня 1675 года Сирко, доносил гетману Самойловичу, что в Сичу, по царскому указу присланы были черкасский князь Каспулат Муцалович, стольник Иван Леонтьев, голова стрельцов Иван Лукашкин, донской атаман Фрол Минаев (с 200 донцов) и калмыцкий начальник мурза Мазан. С ними Сирко, имея у себя 1500 человек козаков, ходил сентября 17 дня под город Перекоп и, будучи в Крыму, несмотря на известие перебежчика кумычанина, сообщившего татарам о приходе в Крым козаков, несмотря на татарские заставы, заранее против козаков устроенные, большой неприятельский отряд разбил, села огнем опустошил, большую добычу взял, много христианских душ из неволи освободил и после всего этого в полной целости и без всякого урона в Сичь возвратился.

    ТУРЦИЯ ПРОТИВ НОВОРОССИИ. 23 июля русско-украинское войско осадило Чигирин. 29 июля османская армия визиря Фазыл Ахмед-паши перешла Днестр и вступила на Украину. Некоторые города оказывали туркам сопротивление, надеясь на русскую помощь. 17 городков, в том числе Ладыжин и Умань, были разорены, а население угнано в рабство. В Умани, которая сдалась после девяти дней осады и штурма, турки вырезали мужское население, а женщин и детей продали в рабство. Надежды на русскую помощь не оправдались, так как воевода и гетман располагали незначительными силами.
По Д.Эварницкому:  Не насытившись поглощением премногого козацко-русского народа, разорением семнадцати городов во главе с Лодыжиным и Уманью, не удовольствовавшись обращением их в пепел и сравнением с землей, турский султан Мухаммед IV задумал истребить все запорожское войско и разорить самый Кош его. На это дело он прислал осенью 1675 года на кораблях из Константинополя в Крым 15000 отборных стамбульских янычар и велел крымскому хану с этими янычарами и со всей крымской ордой, при наступлении зимы, постараться выбить всех запорожцев до конца, а самую Сичь их разорить до основания.

НИ ВОЙНЫ, НИ МИРА. В этом заглавии оценивается некоторое замирение больших держав, окружающих Новороссию и Сичь, но желающих по-своему привлечь и пригреть непобедимую и неподдающуюся республику  казаков. При этом непрочном мире, кошевой Сирко совершил свои, как бы регулярные, победные походы против Кырыма и Турции.. Уже и гетман Самойлович перестал писать на него кляузы и заверял в своем уважении к народному любимцу, сам не имея настоящих заслуг перед Украиной, а лишь неоправданные почести от Московского Кремля.
   Много трудились казачьи писаря, рассылая гетманам и монархам знаменитые «письма запорожцев», из которых уместно показать 6 апреля 1678г:
  (Гетман Иван Самойлович, узнав об опасности, угрожавшей Сичи от турок, написал Сирку письмо с готовностью помогать ему против врагов; на то письмо кошевой и козаки отвечали ему своим листом. Они благодарили гетмана за высказанное сочувствие, но отклонили предложение его о помощи им:
(Цит.97)"Если вы, ваша вельможность, станете безпокоить вашу гетманскую особу с такой пріязнью и усердіемъ, какую выказали у Лодыжина, Уманя, Чигирина, Канева и другихъ украинскихъ сегобочныхъ городовъ и повЪтовъ<брошенных на растерзание туркам>, то лучше вамъ оставаться въ собственномъ домЪ и не смотрЪть на наше паденіе сблизка, какъ смотрЪли вы безпечально на паденіе Чигирина; а мы поручаемъ себя всемогущей божіей защитЪ и сами будемъ при всесильной помощи божіей промышлять о своей цЪлости, въ случаЪ прихода непріятелей" [47]

"Посланы-де из Запорожья, из Сичи, от кошевого атамана Ивана Сирка во все города листы о том, что бусурмане хотели учинить с ним мир и не учинили".Спустя два месяца после этого известия Сирка уже не стало в живых.
КОНЧИНА КОШЕВОГО ИВАНА СИРКА И ОКОНЧАНИЕ  нашей КУНИГИ .
(Цит.98) Сичевое послание: «Того же лета августа перваго числа, представился отъ жизни сей, черезъ некоторое время послЪ болезни, въ Грушевке, въ пасЪкЪ своей, славный кошевой атаманъ Иван Сирко. Препровожденный водой до запорожской Сичи, он погребенъ былъ честно всемъ войскомъ низовымъ запорожскимъ въ полЪ за Сичей, противъ московскаго окопа, где погребалось и другое запорожское товариство. Хоронили его знаменито августа 2 дня со многой арматной и мушкетной стрельбою и съ великой отъ всего низового войска жалостью, какъ прилично оказывать то такому справному и счастливому вождю, который съ молодыхъ летъ и до старости своей, пробавляясь военными промыслами, не только удачно Крымъ воевалъ и пожегъ в немъ многіе города и не только въ дикихъ поляхъ, по разнымъ местамъ, татарскіе загоны громилъ и христіанскихъ полоняниковъ отбивалъ, но, выплывая въ Черное море лодками, въ разныхъ мЪстахъ немалые шкоды и разоренія бусурманамъ чинилъ, а по самому морю корабли и каторги, плывшіе изъ Константинополя въ Крымъ, Азовъ и другія мЪста, разбивалъ и съ великой добычей счастливо съ запорожскимъ войскомъ до Коша возвращался. Все войско его любило и за отца своего почитало» [47]

      ЭПИЛОГ-1 ПО  НОВОРОССИЙСКОЙ  КАЗАКИИ.
   ДНЕПРОВСКОЕ КАЗАЧЕСТВО, представленное в «ОК»,
::с одной стороны – на базе известных миру, бесспорных фактов,
:: с другой стороны – в совершенно новом свете ДНК-генеалогии, булгарской и кыпчакской этнологии,
Имеет ЧЕТЫРЕ крупных временных фрагмента, в которых происходили значительные внутренние(этно-социологические) и внешние (политологические) транформации. Вспомним их:
Таб.2. (Карта26-ОК.8) ТРАНСФОРМАЦИИ ДНЕПРОВСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Заказчик                Форма орг-ции                Этнические базы
казачества                казачества        времена      казачества     иное

     1..БУЛГАРО-КИЕВСКИЕ  НАЧАЛА8..12 ВЕКА.Этническая база обязательна.
от Урус-Булгарской Сакалыпы ; ант-чи        8в...12в  ::Анты, славяне
власти                (пограничники ; охранные 10в...12в  ::росомонские или
                команды самост.                варяжские
                князей  пред-Руси.
               
от Русской княж.    племенная         10в...11в ::берендеи;   
власти                ::торки(челла-казаки)

от Булгарской власти    племенная         10в...12в     печенеги(челла-
по Причерноморью                казаки);               
республиканская         Авто-казачество         12 век       ::половцы ; уманцы
                ::славяне ;болоховцы 
                ::чиркеше(Чиркасы)
                (мульти-этнич. база)
от Мэнхольской власти Сакланское(Киевское)
казачье Войско(по                13век :: ант-чи+  чалла-уставам Булгарского                казаки   +               
казачьего Войска                половцы
               
                2.РОС-ЛИТОВСКОЕ  ПРОДОЛЖЕНИЕ.1340..1500гг
                (возвращение к узко-этнической базе)               
от Литовской ленной     надворно-княжеские      1340г...     ::(ант-чи/украинцы)
власти                казачества             .. 1400г     ::ордынские казаки
::от королевской власти казачьи полки                ::галичина,волынь,
                поляки       *
от Кыпчакской власти ::Республиканские казачества 1360г...   ::болоховское;
                кырымское;
                ::Племенные(ордынские)      .. 1500г    чикасское(мульти-
                этнические)
                ::куманы, кыпчаки
                **
«Дикое поле» -        ::племенная(33Рода;        1500г...  ::тюргешская(челла-)
республиканская         авто-казачество -                казаки)
                Низовые         ..1555г

республиканские/запорож. Авто-казачество         1552г...  ::чалла-казаки
власти(Сичь)          Хортицкая Сичь                ::ордынские казаки
                Томаковская Сичь         ..1582г  ::болоховцы,уманцы


от Польской власти реестровое:6000чел       1569г     ::чиркасы; украинцы
                реестровое: полки 1711г

республиканские/запорож. Авто-казачество         1582...   ::чалла-казаки;
власти(Сичь)          Запорожская Сичь                украинцы;
                ..1711г  ::Широкая СМЕСЬ   ***


              3. СИМБИОЗ РЕЕСТРОВО – СИЧЕВОГО СОСТОЯНИЙ 1648....1711
::Польская власть;      Державное каз-во      Эпизоды      Украинские казаки 
::Московская власть;                Эпизоды    Малороссийские казаки
                от 1652г     Слободские казаки
::республиканская       Авто-казачество       1648г..      Запорожские казаки
                Гетманщина           ..1657г   Малороссийские казаки
::Турецкая власть          Янычары            1704г..   Аккерманские казаки ****
                ..1709г

     4. МОСКОВСКАЯ  ЗАВИСИМОСТЬ. ПОЭТАПНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ СИЧИ.1709...1775гг
::Московская власть Державное каз-во 1711г.. Малороссийские казаки
::республиканская (Сичь) Чартомлыцская   1652г..    Запорожские казаки
                Сичь            ..1709г
                Алёшкинская Сичь       1711г...1734г
                Подпольненская Сичь    1734г...1775г
                Задунайская Сичь       1775г...1828г
По пятой колонке:
*Начинается формирование украинского народа: при том, что ант-чи=булг.окраинный народ, на это древнее самосознание наложилось окраинное положение в Польско-Литовском государстве. В древний состав ант-чи входили сва-русы(русколаны); в средневековый состав добавляется весь (богатый)спектр Киевских простолюдинов. Самая «боевая» часть этой «голоты» стремится в казачьи ряды; во времена украинских восстаний вооружённая дубьём голота входит в казачьи воинские части под именем «ДЕЙНЕКИ»(«дейнека»=дубина,палица,булава)- вплоть до формирования отдельных рот.
**Старинные кумано-кыпчакские казачества тяготеют к Ордам (Кырымской, Аккерману, Перекопской, Мансуровой, Чиркасской), хотя они уже давно русскоязычные; разбойничья запорожская Сичь их не устраивает).
***Тюргешские «33Рода» (челла-казаки, салур-казаки) не понимают другого назначения казачества, как разбой, грабёж, захват пленных для работорговли.
****Из стабильных политических подчинений начинают возникать КАЗАЧЬИ НАРОДНОСТИ: в Тогобочине – украинские, в Сегобочине – малороссийские, на Низу – запорожские, в Слобожанщине – слободские казаки.

       ЭПИЛОГ-2. ОТ ПУТИВЛЬСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА  К СЛОБОЖАНЩИНЕ
   Самое «незаметное в историиграфии» Путивльское КВ, потому и не заметно, что в нём ВСЕГДА ВСЁ ПО  УМУ: ни разбойной жизни, ни восстаний (лишь однажды «вскормили трёх лже-царевичей Московских), ни завоевательных походов, ни орденов религиозных...
  НО казачья воинская квалификация здесь просматривается, наверно, наивысшая из множества – это мастерство доброго народного рыцаря типа Ильи Муромца.Не лишним будет напомнить таковые этнические компоненты, которые сюда приходили и ОСТАВАЛИСЬ: будины, асколы(сколоты),сауры(геройское войско Акадана), скифы, скандинавы, ярусланы (рыцари кубанских степей),касоги/кавуи((знаменитые кашгарские фехтовальщики), ас-аланские джигиты, половецкие кавалеристы и пластуны...(( Каубуец Елаур, сокольничий Черниговского князя Святослава, так отличился в боях против Булгарии, что, будучи У НИХ почётным пленным, был выпрошен буртасской тарханессой для замужества, был избран тарханом (вместо своей жены) купнейшей провинции Идель-Булгара Мардан-Беллака, оставил в истории Идели яркий след, как талантливейший полководец.))
   Как соседи Днепровских и Донских казаков иногда поддерживали их в справедливых народных акциях, за что приходилось обороняться от жестоких нападений поляков с их зверскими галицийскими «казаками»(БУДУЩИЕ БАНДЕРОВЦЫ). Но в бандитские акции запорожцев не встревали, тюргешей(чалла-казаков) к себе не допусками, дружили с Червлёным Яром и Хопром. Московскую «Украину» долгое время укрепляли, и органично входили в благодатный процесс РОСсеезации РУСи. Уже при царе Алексее Михайловиче они были причислены к Белгородскому разряду и стали именоваться «Слободскими украинскими казачьими полками», а край, заселённый ими, получил общее название «Слободская Украина» (или «Слобожанщина») в отличие от «Украины», состоявшей из Белгородского и Северского разрядных полков. Путивльское казачье Войско превратилось в РОС-казачью провинцию СЛОБОД-чи-на, Это как бы новое, и как бы малороссийское слово произошло от наименования организуемых переселенцами поселений — слобо;д (от «свобода»). Но смысл вполне местный, казачий, ибо именно СВОБОДА ОТ рабовладельческого,крепостнического БОЯРСТВА было, есть и будет главным принципом казачьего супер-этноса. Согласно этого принципа и хозяйственность Слободчины была самая прогрессивная на всю Новую РОСсию: казачьи семьи (дворы) имели паи земельной общинной собственности, трудились всей большой семьёй и всей семьёй служили воинскую службу. Здесь старинный племенной вариант казачества оказался раздроблённым, но не менее эффективным для самих казачьих общин и для государства.
   Слободчина часто ещё именуется «Слободская Украина, и за века сложилось (некомпетентное) мнение, что она - часть Малороссии(Поднепровской);  просто историки «забывают», что ещё ранее польской Украины, была Московская Украина от Рязани до Чернигова. И, если Слободчина принимала переселенцев с запада, то это были РОСские днепровские казаки, ибо малороссийская речь (украинская мова) в Слободчину не поступала.
 Здесь Москва обустроила 5 казачьих полков, носивших дополнительное имя «слободские». Первый из них был учреждён в 1652г царём Алексеем-1: Острогожский.

Карта 22-ОК.8. СЛОБОДСКИЕ КАЗАЧЬИ ПОЛКИ
Автор: Дмитрий Багалей - http://empiretw.ru/board/lofiversion/index.php?t5616.html, Общественное достояние.

ОСТРОГОЖСКИЙ СЛОБОДСКОЙ КАЗАЧИЙ ПОЛК.В 1652 году был построен Острогожск, в котором поселилась значительная партия выходцев-малороссов, приведённая сюда после берестечского поражения Ив. Ник. Дзинсковским по «зазывной грамоте» воронежского воеводы Арсеньева. Тут же появился первый слободской казацкий полк получивший название Острогожский (иногда также именуемый и Рыбинским). Острогожский полк с начала своего появления имел ряд отличий от других полков появившихся позже. Первоначально он был на «государевом содержании» и лишь позже, вместе с остальными полками получил право на самообеспечение.В первой трети XVIII века полк состоял из следующих сотен:
• Первая Острогожская (центр сотни - Острогожск)
• Вторая Острогожская (Острогожск)
• Ливенская (Ливенская слобода)
• Корочанская (Короча)
• Белолуцкая (Белолуцк)
• Старобельская (Старобельск)
• Закотенская (?)
• Урывская (Урыв)
• Богучарская (Богучар)
• Калитвянская (Старая Калитва)
• Толучеевская (ныне не существующий населённый пункт Толучеев, в Воронежской области.)
• Меловская (Старая Меловая)
• Калачеевская (сотня включала Новомеловую, Воробьёвку, Берёзовку, Никольск, Рудню и Ширяеву с хуторами.)
   Новые слободские «острогожцы» как бы наехали на старых червоярцев и ордынцев. Более того, продвигаясь по левобережью Дона, они вошли во владения хопёрских казаков на р.Тулу-чай. Вероятнее, что перемещалось только имя «слободские» и принцип организации, а наполнение казачьих подразделений было из местных червоноярцев.
 {Впрочем, в самой восточной Калачеевской сотне, в Новомеловатской станице оказался хутор с ясно выраженными запорожскими именами: хут.Попасное (от Ст.Попасная на Луганщине, и фамилия крупнейшего казачьего Рода ДЕЙНЕКИ (обрусяченные Дейнекины); которых в Попасном/Новомеловатском – более ; ото всех. На хуторском памятнике погибших в Отечественной войне 60 фамилий Дейнекиных.(«Дейнеками» в Гетманщине у Б.Хмельницкого называли воинские части из голоты, вооружённых «дубинами», то есть – чем попало; несмотря на плохое ваооружение, эти «полки» давали значительный вклад в победы Народного Гетмана – за счёт отваги и самопожертвования}
                ***
  Как видно из карты, освоение Зауральских земель русскими шло в основном по водным путям вдоль рек и побережья Северного Ледовитого океана с использованием стругов (на реках) и кочей (в океане). Между реками и озерами струги и все грузы перемещались волоком. А вести приходилось немало: провиант и фураж, ружья, пищали, пушки, порох, ядра, картечь и пр. Естественно, что продвижение по водным путям осуществлялось лишь в летний период после окончания ледохода на реках и до глубокой осени до ледостава, т.е. в июне-сентябре. На зиму казаки и землепроходцы были вынуждены останавливаться в отстроенных за лето жилых и хозяйственных помещениях острогов, проводя конную и пешую разведку новых мест и путей.
  Итак, всего лишь за 100 лет, начиная с похода Ермака в 1581-1583 годах и до войны с маньчжурами в 1687-1689 годах, русские люди освоили огромные пространства от Урала до побережья Тихого океана. Но освоить, это только полдела, новые земли надо было еще отстоять.

    ЭПИЛОГ – 3. КАЗАЧИЙ ДОН  ПОСЛЕ  КАЗАЧЬЕЙ  ЖИЗНИ.
С 18 века , «после  казачьей  жизни», началось БЫТИЕ  КАЗАЧЕСТВА.
:: С культур/цивилологической стороны онтологии казаков продолжилось усиление осёдлости, земледелия, урбанизации (народное образование, ремесленничество, промышленность, здравоохранение, культурность...) – это к тем южным кочевым или разбойничьим казачьм общностям. РОССеезация Руси приносила свои плоды. Донским лидером в восстановлении земледельческого занятия казаков было, конечно Похопёрье, наследники «хлебной» страны Казак.
:: Полит/экономическая «слободская» чёткость двигалась на Дон с Донца/Слободчины, и, опять-таки, через Острогожскую Слобожанщину с запада на восток проистекала на Хопёр, Бузулук, Елань, Медведицу, Иловлю, охватив, в конце концов Срединный лесо-степной Дон. Лишь в Сальском Задонье, в руках совершенно нетрудолюбивых, бесхозяйственных салур-казаков появлись русские дворянские помещики и их крепостничество.
:: НАРОДОПРАВСТВО  КАЗАКОВ в исполнении Запорожской Сичи, возможно, испугало царя Петра-1 и его политологов, хотя в этом царствующем «Гиганте мысли» было нечто РОСское от его деда Алексея. Думается, что он в течение своей бурной государственной деятельности имел разные понятия о казачьем самоуправлении, а именно здесь, на Хопёрщине оно держалось наиболее цепко из всего Дона.
В начале Пётр Великий, отрезав огромные территории, а возле Урюпинска — это аж под станцию Таловая, покончил с казачьим самоуправлением. Но далее, получив надлежащую реакцию Казакии от восстания Булавина, император, всё-таки одумался. Самотверженность донцов в войнах императора на Кавказе и Новороссии против Турции, остудили дворянские амбиции царя и его политологов. «От добра добра не ищут» - в том числе и императоры. Думается колосс имперализма Пётр-1 Романов осведомился о внутренней политике его предшественников-колоссов Атиллы и Чингис-хана, а именно:
ГЛУПО И ОПАСНО ЛОМАТЬ КАЗАЧЬЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ  «ЧЕРЕЗ КОЛЕНО». Представляется достоверным, что Глава из «Свода законов Российской империи» от 1913г
«Учреждение гражданского управления казаков» (для 13 казачьих Войск) получило крепкое начало именно от Петра Великого.

ЭПИЛОГ-4.  УРАЛЬСКИЕ  КАЗАКИ  - ГЛАВНЫЕ  НАСЛЕДНИКИ  КЫПЧАКА
   Ката 23-ОК.8.
Средний Урал создал Державу Идель, а она – СОЗДАЛА  КАЗАЧЕСТВО. Его начало было (от 11 века) из старинного – племенного/ордынского принципа – в исполнении кочевых кыпчаков-куманов, сабанов, буртасов и т.п., но пришло к принципу, изложенному чуть выше в разделе «Слободчина». Чингизиды, видимо, не читали умный труд своего отца «Ясса», и не берегли казачество: либо уродовали его своим империализмом, либо уничтожали. РУСский царь Иван-4, как и его коллега турецкий султан Сулейман, убивал казаков-булгар потому, что они были стойкие враги (иного быть не могло), сожалея об этом. Но, отобрав у Идели ненавистную Казань, и этот самодержец, и его наследники не трогали казачье бытие на Урале, как минимум до 1740г, когда задавили СамарскуюБулгарию, державшуюся на Черемшанских и башкирских казаках. Итак, Уральские казаки от самой Камы до Каспия жили своей казачьей жизнью, хотя у них стало пропадать казачество (не было государства-заказчика)
Южный Урал , в лице Сибирской, Ногайской, Казакской, Калмыцкой Орд, ещё дальше отодвинулся от казачества 2-го типа в сторону авто-казачества. РОСсийское (росомонское) имперское Правительство сумело преодолеть западническое влияние в военных стратегиях и, на фоне зверской мировой колониальной стратегии, открыло путь в казачьи (иррегулярные) войска национальностям Урала: башкирам, мишарям(онграм), тептярям(булгарам); от 1790г можно вести отсчёт жизни Башкиро-мишарского (мещерякского) казачьего Войска (до 1862г) – это на 3 года младше Черноморского КВ.
Масса историков не понимает, почему мишари были присовокуплены к башкирам, ведь область Миша=Мухша=Мещера находится на пол-тымяси километров от Башкирии. Небрежная «забывчивость» академиков лежит в игнорировании уральских летописей: миши=онгры/угыры=иштяки есть почти половина башкортской нации...
Карта 23-ОК.8 Уральские казачьи Войска конца 18 века.
БАШКИРСКОЕ КАЗ.ВОЙСКО – самое крупное по численности и значимости в военной истории России (из Уральских).
ОРЕНБУРЖСКОЕ КАЗ.ВОЙСКО изогнулось вдоль р.Урал, заняв густонаселённые районы Сибирского ханства.
УРАЛЬСКОЕ (ЯИЦКОЕ) КАЗ.ВОЙСКО, кроме небольшого числа донских переселенцев, впитало в себя «кыргыз-кайсакский» интергал: какзакцы, старые ногаи, казалар, иллакцы, в много др. ас-сакских этносов. Это Войско уникально среди всех казачьих Войск: оно сохранило (до 20века) ВЫБОРНОСТЬ ВОЙСКОВОГО АТАМАНА, в отличие наказных (петербуржских) командиров других Войск.

ЭПИЛОГ-5. ОНТОЛОГИЯ  КАЗАКОВ И СВОД ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
2. Главный законодательный документ России не содержит в списке сословий казаков или казачество.Но в работах, посвященных непосредственно казачеству (исторических, статистических), говорится о существовании отдельного сословия казаков как об абстракции, необходимой для понимания исторических и экономических процессов. Советско-РФские «учёники», выполняющие задачу государственной важности – уничтожить факт бытия казачьего супер-этоноса (народа) как таковой, мусолят 100лет сословность казаков, как голую кость собака. Казачество можно было бы приблизить к списку сословий России ( с большими натяжками), но СЗРИ этого не сделал!

Карта 24-ОК.8
Карта 25-ОК.8.
3. Этнологическая база в СЗРИ – СТАНИЦА+ХУТОР. Вся юридическое народоправство здесь описано так, как это былов  национальных кочевых ордах или городках сотни лет назад и почти так, как было тысячи лет назад у пра-казаков, а ныне: в аймаках Монголии и Киргизии, Башкирии,Мордовии, аулах Казакстана,

     ЭПИЛОГ-6. РАЗНОЕ.
...Дальше больше, о чистке архивов уже говорилось. Когда подготовили базу, так сказать, взялись за идеологию. Если не ошибаюсь, первым заказным историком стал Ригельман. Ему помогали уже более грамотные люди, Не смотря на это, еще при Николае 1 казаки в России официально считались «одним из четырех славянских народов Российской Империи». В «Уложение» 1835 года впервые ввели понятие «Казаки — военно-служилый народ», и только с 1864 года появилось военно-служилое сословие. После событий 1917 года у казаков было больше шансов стать народом, чем, скажем, у малороссов, ставших украинцами. Об этом, между прочим, писали советские лингвисты в годы Хрущевской оттепели. Но на гражданскую войну у кормила государства стоял народец, люто ненавидевший казаков еще со времен Киевской Руси и Хазарского каганата. Товарищ Троцкий, однако, проболтался : «Казаки должны быть уничтожены, как народ, способный к самоорганизации». Но вернемся к Урюпинску.

... «В 1604 г. русские перекрыли булгарскую до Сэбэр-Газана и построил там 1587 г. город Тобольск. Однако Кучум удерживал часть Сибири и проводил туда и оттуда булгарские караваны до 1601 г. В 1601г. Кучум, чувствуя приближение смерти, отправился в паломничество в Улуг-Булгар, где и умер. Он был похоронен в мавзолее Великих Героев Булгарии, рядом с Алмышем, Кул-Гали, Мохаммедьяром, Тохтамышем, Берке, Узбеком… [Юсуф аль-Булгари].
Большинство царей Самар-Булгара также погребено в этом мавзолее, находящемся возле минарета «Эль-Хум». Вот какие представители династии Тукаев правили Булгарским царством в Самаро-Булгарский период [1584-1740 гг.]:
1) Сары-Бахадир Тукай [1584-1588];
2) Джан-Гали, сын Сары-Бахадира [1588-1619];
3) Садыр, сын Джан-Гали [1619-1649];
4) Джагфар-Гали или Сеид Джагафар, сын Садыра [1649-1684];
5) Мурад-Худжа Султан, сын Сеида Джагафара [1684-1713];
6) Сары-Сеид или Сеид-Батыр, сын Мурад-Худжи [1713-1722];
7) Акай [Батай], сын Сары-Сеида [1722-1739];
8) Карасакал, сын Сары-Сеида [1740].

      РЕЕСТР  ПРА-КАЗАЧЬИХ   ЭТНОСОВ, ИЗУЧЕННЫХ   В  «Онтологии казаков»:
1.Асы. (известн.150 веков)
2.Сак(и).(известн. +7век….+20век). 3.Тюркют(ы)(+4век….+10век), тюркмены(+10век….+15век).........6(ОК-5)
4. Массагеты(масгуты)
5.Ди , динлины...
6. Хунну (известн.+3век….+15 век)...
     АМУРСКИЕ И ЦИРКУМБАЙКАЛЬСКИЕ  ПРА-КАЗАКИ:
7.1. Тюрг(и) (тюргеши, тургеши).     7. 2.Абар(ы), траш(и).
8.1. Кытаи.(Кыдани).   8.2. Аргыны.   8.3. Басмылы.
9.   Ак(и). известн.:+8век….+10век) . 9.1. Племя салур. (известн: ?век….10век).   
   9.3. Кайсаки. 9.4.ПЕЧЕНЕГИ – ЧЕЛЛА КАЗАКИ. 
10."ВНУЧАТНАЯ" АЬЯ-ПЛАТФОРМА: Сары-чи , Сарматаллы, Сары-азман, ВОСТОЧЫЕ  САРМАТЫ – ПСЕВДОТОХАРЫ...
10. СМЕШАННАЯ АРЬЯ-ПЛАТФОРМА :Усунь 11. Серы (сиры). 12. Кыргызы  13. Кыпчак(и)    14. Сабаны.    15. Узы.  16.  Баджанаки..........17
16.1. Уиль(цы).16.2. Хиндыр.16.3. Килик(и).16.4. Иллак(цы).16.5. Искилик.16.6. Сабан(ы).
16.7. Канглы. 16.8. НОВЫЕ БАДЖАНАКИ..
17. Туркмены.  18 Куманы.  19.Кимаки.  20. Тореты.
 21. Казак(цы).   22. Сакалыпы.    23. Бродники. .(известн.+8век….+13век)
24. Ширские кыргызы.            25. Кара-кытаи (изв. +1…+13 век
     КАЗАКИ  САРЫЧИНА:
26. Казарла. (известн. +7век….+20век   27.Барсилы.   28. Бугуры.               
29. Беленджеры ;КАЗАКИ  ХАЗАР – БУЛГАРА 
30. Моджары. (известн. +8….+21век)
31. Бесермены/Басурманы.
    "ЕВРОПЕЙСКИЕ"  КАЗАКИ:
32. Хинцы. (изв. +5век….+13 век) ...кавылцы....куперцы.
33.Будины (изв. +1век….+10век)          34. Кавуи (изв. +7век….+13век
35. Буртасы. 36. Мурдасы37. Сары – асманы. 38. Беллакцы. 39. Чиги. 40. Сувары
41.Касоги     42.Сакланы 
43. Торки   44. Ясы 
45. Рязанско-муромские казаки 
46. Астарханские  казаки 47. Чёрные клобуки.  48.Шираки               
49. Кыркуманы.  50.Болог(х)овцы.
51.Кереиты (кара-ут)  52.Татары .Меркиты, кытаи, кара-кытаи. 53.Токсоба.
 54. Казаки-гарачцы.  55. Пятигорские чиркасы.
56.Мангыты  57.Калмыки .....58.Кара-калпаки
    
59.Кисанские  казаки. 60.Городецкие  казаки

   ДАЛЕЕ: Кунига "Истоки Русского Океана" - ОНТОЛОГИЯ РУССКОЙ  НАЦИИ.
 


Рецензии