Ч. 342 Первые подводники

Предыдущая страница  http://proza.ru/2022/06/21/1165
 
В письмах Александра II своему брату император не упомянул о том, что в марте 1856 года, выступая перед московскими дворянами, сказал:  «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнёт отменяться снизу».

Но оба самых главных помещика России уже давно пришли к единому мнению о необходимости отмены крепостного права, тормозившего развитие страны. Крымская война это ярко продемонстрировала.

Союзники, хотя и оставили от Камышовой бухты до Балаклавы 165 кладбищ, из них 86 французских, основные потери понесли не от русских войск, а от болезней. А в российских войсках основные потери были от действия артиллерии союзников.

Их орудия стреляли более точно, и на большую дальность, чем русские пушки.
Эскадра, отправленная в Средиземное море, своей боевой мощью не впечатляла. Она состояла из старых кораблей, похожих на бывшую красавицу, которой сделали подтяжку лица.

Корабль «Выборг» переделали в винтовой, поставив на него английскую машину, на фрегате «Палкан» тоже установили английскую машину.

Зато получали морскую практику контр-адмирал, 118 штаб-  и обер-офицеров, 73 гардемарина и кондуктора, 2300 матросов.

После Крымской войны фрегаты Морского корпуса пришли в негодность, поэтому гардемаринов и кондукторов назначали на фрегат «Громобой», корвет «Баян», канонерские лодки «Прибой», «Марево», тендер-яхту «Кадет» и на маленькие гидрографические суда.

Младшие кадеты жили летом в особых бараках вблизи Ораниенбаума.  Их морская практика ограничивалась учениями на модели фрегата, устроенной на берегу. В плавание отправляли только старших кадетов - гардемаринов.

Но иногда эти суда и пароходы стояли почти всё лето у Кронштадта. Немудрено, что командиры кораблей жаловались на плохую подготовку выпускников Морского корпуса.

Вот почему все были довольны морской практикой, кроме контр-адмирала Беренса.
Старый опытный моряк ничего хорошего от общения с царским семейством, которого сопровождала большая свита, не ждал.

Великий князь Константин, ведя светскую жизнь во Франции, не забывал о главном, старался как можно лучше изучить состояние французского флота и судостроительных предприятий. Своего адъютанта, капитана 2 ранга Ивана Алексеевича Шестакова, он отправил в Тулон.

Шестаков, вернувшись оттуда, представил подробный письменный отчёт. Капитан 2 ранга  пришёл к выводу, что англичане строят корабли более практично по сравнению с французами, обеспечивая удобный доступ ко всем важным механизмам и частям машины.

Великий князь прислушивался к мнению своих молодых помощников. С 1810 года в русском военно-морском флоте действовала армейская организация, как в пехоте: батальоны, бригады, дивизии.

Все уже привыкли к этим терминам, но перед отъездом во Францию Константин распорядился вместо батальонов  оставить роты и экипажи, а вместо дивизий – эскадры.
 
Успел он сделать и ещё одно хорошее дело: щедро наградил Александра Фёдоровича Можайского за рисунки, сделанные лейтенантом во время пребывания фрегата «Диана» в Японии, которые он преподнёс Константину.

К великому сожалению, часть рисунков и фотографии вместе с фотографическими аппаратами его и Гошкевича ушли на дно вместе с фрегатом. Фотоаппараты были настолько громоздкими, что их пришлось оставить на фрегате, потому что Лесовский разрешил взять с собой только самое необходимое.

Хорошо, что Можайский успел спасти часть своих рисунков. По возвращении он опубликовал в иллюстрированном  журнале некоторые из них. Великий князь Константин приказал хранить подаренные ему рисунки в Гидрографическом департаменте, где о них благополучно забыли.

Объявились эти рисунки в советское время в Центральной военно-морской библиотеке («Шлюпка с русским флагом», «Симода», «Уполномоченные», «Сбор морской травы во время отлива», «Красивая японка» и др.).

В конце 70-х и в начале 80-х годов девятнадцатого века стали увлекаться воздухоплаванием. Не обошло это увлечение стороной и Можайского.

Когда в советское время началась яростная борьба (неизвестно с кем) за приоритет русской науки, Александра Фёдоровича назначили изобретателем первого самолёта, хотя его самолёт никогда не летал, да и летать не мог.

Так хорошего моряка и художника превратили в первого лётчика. Кстати, нет полной уверенности и в том, что на растиражированных портретах изображён именно он, а не его родственник, тоже морской офицер. Замечательному моряку я посвятил небольшой очерк, опубликованный на Прозе.ру   http://proza.ru/2009/12/30/684.

Времена были такие, что моряки «изобретали» самолёты, а кавалеристы - подводные лодки. Написал и ещё об одном изобретателе подводной лодки, армейце Шильдере http://proza.ru/2009/12/29/1140
 
В архиве я наткнулся на дело «Об отобрании от иностранца Бадде чертежей секретного подводного снаряда Бауэра».

Себастьян Вильгельм Валентин Бауэр служил в кавалерийском полку. Он был гениальным самоучкой. Во время службы в кавалерии изобрёл подъёмник для транспортировки орудий. После участия в войне и всяких передряг его осенила идея построить подводную лодку.

Но для этого требовались деньги. В 1850 году ему удалось собрать нужную сумму, благодаря пожертвованиям. Подводную лодку он построил. В феврале 1851 года состоялись её испытания в Кильской гавани, во время которых подводная лодка затонула на глубине 50 футов (15 метров).

Открыть люк Бауэр и два его отчаянных товарища, составлявших экипаж судна, не могли из-за давления воды. Лодка дала течь и стала заполняться водой. Вильгельм с огромным трудом уговорил своих товарищей не паниковать, а ждать, когда давление воздуха внутри корпуса подводной лодки сравняется с наружным, тогда они смогут открыть люк.

Семь с половиной часов эти мужественные люди, задыхаясь от нехватки кислорода, находились в воде на глубине 15 метров, пока, наконец, смогли отрыть люк и всплыть на поверхность.

Наверху их уже похоронили, не поверили своим глазам, когда три головы появились на поверхности.

Пережитый ужас не отбил у Бауэра охоту продолжать начатое. Но больше денег никто не давал. Попытки получить их у короля Баварии Людвига I, короля Максимилиана II, Франца-Иосифа I успехом не увенчались.

Зато его пригласил в Англию муж королевы Виктории, принц Франц Альбрехт Август Карл Эмануэль Саксен-Кобург-Заальфельдский. Устанешь, пока выговоришь!

Что там произошло в Англии, мне выяснить не удалось, но Бауэр бежал и сумел встретиться с великим князем Константином.

Тот интересовался всем новым и дал «добро» на строительство подводной лодки, несмотря на то, что денег в морском министерстве было в обрез: смету 1856 года сократили по сравнению со сметой 1855 года на 7 ; миллиона рублей.

Бауэр построил 52-футовую железную подводную лодку с экипажем из 11 человек. Четверо матросов посредством привода ногами крутили винтовой гребной винт. Через окна этой подводной лодки Бауэр сделал первые подводные фотографии.

Он также экспериментировал с подводным звуком для подачи сигналов и с системой очистки воздуха в подводной лодке.

В погружении участвовали механик Бауэра, матросы, лейтенант Крузенштерн, потом его сменил лейтенант Федорович, а также учёные Ленц и Фриш.

Не вдаваясь в подробности, скажу, что испытания, проходившие в Кронштадте, оказались неудачными. Контракт с Бауэром расторгли, а чертежи, которые попытался вывезти его механик Бадде,  у того отобрали.

Бауэр вернулся на родину. Больше спонсоров он не нашёл. Подводную лодку Бауэра, затонувшую в Киле, подняли в 1887 году.

Сейчас её можно увидеть в Военном музее в Дрездене.

Продолжение http://proza.ru/2022/06/25/882




Рецензии
Добрый день, Владимир. Очень актуально Ваша цитата: «Времена были такие, что моряки «изобретали» самолёты, а кавалеристы - подводные лодки.»
Большое удивление вызывают новые системы оружия, которые делают из бытовых устройств.
Читаю Ваши произведения и нахожу много общего с современной жизнью.
Доброго здоровья. С уважением,
Анатолий

Анатолий Клепов   11.04.2025 14:52     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Анатолий!
Особенно много изобретателей появляется во время войны. Мне как-то попалась книга, небольшого формата, в которой описывалось, какие изобретения появилились в гитлеровском рейхе во время войны. Хорошо, что не успели приступить к их серийному производству. Немцы обгоняли по уровню техники и нашу страну, и союзников.
С благодарностью
Владимир

Владимир Врубель   11.04.2025 17:15   Заявить о нарушении
Владимир. Вы подняли очень интересный исторический вопрос. Германия как и СССР были полностью разрушены Первой Мировой Войной, гражданской … Технологий в Германии и СССР в конце 20-х не было. Как за 10 лет Германия вышла в техногические мировые лидеры?

Анатолий Клепов   11.04.2025 18:08   Заявить о нарушении
Более того, из восточной части Германии вывезли всё оборудование, техпроцессы, инженеров. В восьмидесятых годах стволы для занитных артустановок изготавливали на немецких станках, трофейных. У нас таких станков для такого калибра не было.
Немецкие подводные лодки последней серии превосходили подводные лодки союзников. Самая массовая советская подводная лодка проекта 613 была создана на базе немецких подводных лодок. Да и сейчас у немцев есть некоторые передовые технологии, которых нет у американцев.

Владимир Врубель   11.04.2025 18:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.