Ч. 342 Первые подводники
В письмах Александра II своему брату император не упомянул о том, что в марте 1856 года, выступая перед московскими дворянами, сказал: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнёт отменяться снизу».
Но оба самых главных помещика России уже давно пришли к единому мнению о необходимости отмены крепостного права, тормозившего развитие страны. Крымская война это ярко продемонстрировала.
Союзники, хотя и оставили от Камышовой бухты до Балаклавы 165 кладбищ, из них 86 французских, основные потери понесли не от русских войск, а от болезней. А в российских войсках основные потери были от действия артиллерии союзников.
Их орудия стреляли более точно, и на большую дальность, чем русские пушки.
Эскадра, отправленная в Средиземное море, своей боевой мощью не впечатляла. Она состояла из старых кораблей, похожих на бывшую красавицу, которой сделали подтяжку лица.
Корабль «Выборг» переделали в винтовой, поставив на него английскую машину, на фрегате «Палкан» тоже установили английскую машину.
Зато получали морскую практику контр-адмирал, 118 штаб- и обер-офицеров, 73 гардемарина и кондуктора, 2300 матросов.
После Крымской войны фрегаты Морского корпуса пришли в негодность, поэтому гардемаринов и кондукторов назначали на фрегат «Громобой», корвет «Баян», канонерские лодки «Прибой», «Марево», тендер-яхту «Кадет» и на маленькие гидрографические суда.
Младшие кадеты жили летом в особых бараках вблизи Ораниенбаума. Их морская практика ограничивалась учениями на модели фрегата, устроенной на берегу. В плавание отправляли только старших кадетов - гардемаринов.
Но иногда эти суда и пароходы стояли почти всё лето у Кронштадта. Немудрено, что командиры кораблей жаловались на плохую подготовку выпускников Морского корпуса.
Вот почему все были довольны морской практикой, кроме контр-адмирала Беренса.
Старый опытный моряк ничего хорошего от общения с царским семейством, которого сопровождала большая свита, не ждал.
Великий князь Константин, ведя светскую жизнь во Франции, не забывал о главном, старался как можно лучше изучить состояние французского флота и судостроительных предприятий. Своего адъютанта, капитана 2 ранга Ивана Алексеевича Шестакова, он отправил в Тулон.
Шестаков, вернувшись оттуда, представил подробный письменный отчёт. Капитан 2 ранга пришёл к выводу, что англичане строят корабли более практично по сравнению с французами, обеспечивая удобный доступ ко всем важным механизмам и частям машины.
Великий князь прислушивался к мнению своих молодых помощников. С 1810 года в русском военно-морском флоте действовала армейская организация, как в пехоте: батальоны, бригады, дивизии.
Все уже привыкли к этим терминам, но перед отъездом во Францию Константин распорядился вместо батальонов оставить роты и экипажи, а вместо дивизий – эскадры.
Успел он сделать и ещё одно хорошее дело: щедро наградил Александра Фёдоровича Можайского за рисунки, сделанные лейтенантом во время пребывания фрегата «Диана» в Японии, которые он преподнёс Константину.
К великому сожалению, часть рисунков и фотографии вместе с фотографическими аппаратами его и Гошкевича ушли на дно вместе с фрегатом. Фотоаппараты были настолько громоздкими, что их пришлось оставить на фрегате, потому что Лесовский разрешил взять с собой только самое необходимое.
Хорошо, что Можайский успел спасти часть своих рисунков. По возвращении он опубликовал в иллюстрированном журнале некоторые из них. Великий князь Константин приказал хранить подаренные ему рисунки в Гидрографическом департаменте, где о них благополучно забыли.
Объявились эти рисунки в советское время в Центральной военно-морской библиотеке («Шлюпка с русским флагом», «Симода», «Уполномоченные», «Сбор морской травы во время отлива», «Красивая японка» и др.).
В конце 70-х и в начале 80-х годов девятнадцатого века стали увлекаться воздухоплаванием. Не обошло это увлечение стороной и Можайского.
Когда в советское время началась яростная борьба (неизвестно с кем) за приоритет русской науки, Александра Фёдоровича назначили изобретателем первого самолёта, хотя его самолёт никогда не летал, да и летать не мог.
Так хорошего моряка и художника превратили в первого лётчика. Кстати, нет полной уверенности и в том, что на растиражированных портретах изображён именно он, а не его родственник, тоже морской офицер. Замечательному моряку я посвятил небольшой очерк, опубликованный на Прозе.ру http://proza.ru/2009/12/30/684.
Времена были такие, что моряки «изобретали» самолёты, а кавалеристы - подводные лодки. Написал и ещё об одном изобретателе подводной лодки, армейце Шильдере http://proza.ru/2009/12/29/1140
В архиве я наткнулся на дело «Об отобрании от иностранца Бадде чертежей секретного подводного снаряда Бауэра».
Себастьян Вильгельм Валентин Бауэр служил в кавалерийском полку. Он был гениальным самоучкой. Во время службы в кавалерии изобрёл подъёмник для транспортировки орудий. После участия в войне и всяких передряг его осенила идея построить подводную лодку.
Но для этого требовались деньги. В 1850 году ему удалось собрать нужную сумму, благодаря пожертвованиям. Подводную лодку он построил. В феврале 1851 года состоялись её испытания в Кильской гавани, во время которых подводная лодка затонула на глубине 50 футов (15 метров).
Открыть люк Бауэр и два его отчаянных товарища, составлявших экипаж судна, не могли из-за давления воды. Лодка дала течь и стала заполняться водой. Вильгельм с огромным трудом уговорил своих товарищей не паниковать, а ждать, когда давление воздуха внутри корпуса подводной лодки сравняется с наружным, тогда они смогут открыть люк.
Семь с половиной часов эти мужественные люди, задыхаясь от нехватки кислорода, находились в воде на глубине 15 метров, пока, наконец, смогли отрыть люк и всплыть на поверхность.
Наверху их уже похоронили, не поверили своим глазам, когда три головы появились на поверхности.
Пережитый ужас не отбил у Бауэра охоту продолжать начатое. Но больше денег никто не давал. Попытки получить их у короля Баварии Людвига I, короля Максимилиана II, Франца-Иосифа I успехом не увенчались.
Зато его пригласил в Англию муж королевы Виктории, принц Франц Альбрехт Август Карл Эмануэль Саксен-Кобург-Заальфельдский. Устанешь, пока выговоришь!
Что там произошло в Англии, мне выяснить не удалось, но Бауэр бежал и сумел встретиться с великим князем Константином.
Тот интересовался всем новым и дал «добро» на строительство подводной лодки, несмотря на то, что денег в морском министерстве было в обрез: смету 1856 года сократили по сравнению со сметой 1855 года на 7 ; миллиона рублей.
Бауэр построил 52-футовую железную подводную лодку с экипажем из 11 человек. Четверо матросов посредством привода ногами крутили винтовой гребной винт. Через окна этой подводной лодки Бауэр сделал первые подводные фотографии.
Он также экспериментировал с подводным звуком для подачи сигналов и с системой очистки воздуха в подводной лодке.
В погружении участвовали механик Бауэра, матросы, лейтенант Крузенштерн, потом его сменил лейтенант Федорович, а также учёные Ленц и Фриш.
Не вдаваясь в подробности, скажу, что испытания, проходившие в Кронштадте, оказались неудачными. Контракт с Бауэром расторгли, а чертежи, которые попытался вывезти его механик Бадде, у того отобрали.
Бауэр вернулся на родину. Больше спонсоров он не нашёл. Подводную лодку Бауэра, затонувшую в Киле, подняли в 1887 году.
Сейчас её можно увидеть в Военном музее в Дрездене.
Продолжение http://proza.ru/2022/06/25/882
Свидетельство о публикации №222062300780
Сегодня только Кронштадт вспоминал в письме кузине) Он тут рядом совсем.
Эх, а могли бы тогда уже доработать подлодку и начать делать. Конечно, неведомо, что монархам взбрело бы в голову, будь перевес сильный, но там уже и Американцы бы быстро свои деньги вложили, и европейские инженеры бы подтянулись, как мне думается. Да, история могла бы пойти по совсем иной ветви)
Отдохнул хоть немного у Вас от своей чертовщины, спасибо. С уважением,
Вадим Вегнер 19.03.2024 19:11 Заявить о нарушении
С благодарностью
Владимир
Владимир Врубель 19.03.2024 21:03 Заявить о нарушении