Юва и Таксар Махум

Вечерело. На летнем стойбище аганских ханты, в музее «Торум Маа» сидели двое,  – человек и лис. Они расположились на мастеровом бревне, а с охотничьего лабаза  за ними наблюдали белка Фрося и бурундук Валера. Назойливые комары кружили вокруг зверей и человека, но не садились, из-за сильного запаха дегтя.
Человек и лис беседовали уже давно. Вдруг лис потянулся, царапнул лапами бревно, стряхнул с когтей застрявшую глину  и продолжил говорить.
– Еще Юва рассказывал, как, скитаясь, он нашел племя, которое практически не умело выживать и чуть не вымерло, не появись он там. Сейчас я расскажу тебе про племя Таксар Махум, – и лис Юви начал свой рассказ…:
«В далекие времена, когда боги только сотворили людей, жил-был Юва-хранитель, Боги создали его, что бы он помогал людям, а те взамен делились с ним своими знаниями, пели ему песни и рассказывали предания.
Юва скитался по свету, шел сквозь время. Однажды он забрел к одному племени, которое жило в пещерах на берегу горной реки. Люди этого племени не умели практически ничего. У них не было огня, они не строили жилища, не ходили за реку, потому что не имели лодок, а плавать не умели. Они питались только грибами, ягодами, да мелкими грызунами. Не умели ни охотиться, ни рыбачить… Удивился Юва.
– Как же вы живете? – спросил он у старейшины. – Люди Большой Реки  себе дома строят, рыбачат и охотятся. А вы как при создании мира  остались!
– У нас был огонь,  – мы взяли его у леса, который горел летом. Но зимой, во время большой метели, огонь погас, вход в пещеру замело, а дрова закончились. Во время холодов замерзла половина племени. И теперь мы ждем лесного пожара, чтобы возродить очаг, – так ответил старейшина.
– Ладно, я помогу вам добыть огонь! И многому другому научу.
– Но как? – спросил старейшина. – Как ты это сделаешь?
– Увидишь, – ответил Юва и улыбнулся.

***
Он отправился к реке, нашел кусты,  и выбрал толстый сухой сук. Ножом, расщепив его напополам, он острым лезвием выдолбил неглубокую впадинку ближе к середине и сделал надрез, от нее до самого края.
– Это для притока воздуха, – пояснил он старейшине.
 Затем Юва взял сухой березовый сук, прострогал его ножом, аккуратно снимая стружку, а и сделал четыре грани на конце получившейся палочки. Она была прямой и тонкой, толщиной с указательный палец.
– Теперь нам нужен лучок. Сделаем его из черемухи, – сказал Юва собравшимся вокруг него мужчинам. – А тетиву – из крапивы.
Юва подошел к ручью и срезал два ствола  черемухи: один – толстый, второй – потоньше.
– Зачем тебе две палки? – спросил старейшина.
– Из тонкой я сделаю лучок, а из толстой – лук – орудие охоты, – пояснил Юва и стал рвать жгучую крапиву, которая в изобилии росла в зарослях черемухи.
 Порывшись в куче костей у пещеры, Юва нашел челюсти щуки.
– Вы же сказали, что не умеете рыбачить! – сказал он старейшине.
– Эту рыбу мальчишки поймали весной: просто забили камнями, потому что она стояла на мелководье, – ответил старейшина и спросил: – А зачем тебе рыбьи зубы?
– Буду делать веревку! – сказал Юва и принялся вычесывать крапиву.
Порывшись в костях, старейшина нашел еще одну челюсть и тоже принялся чесать стебли жгучего растения. Подготовив волокна, они свили тонкую, но прочную веревку. За этим наблюдала вся община, а кто-то даже помогал – особенно мальчишки. Вскоре тетива была готова.
Взяв черемуховый прут, Юва обстругал древесину с его концов, сделал выемки, согнул лучок и натянул тетиву. Он попросил мальчишек насобирать сухой травы и веток для костра, и они наперегонки бросились в лес. Вскоре возле Ювы лежали две большие кучи – одна из травы, а другая – из хвороста.
 Юва взял тальниковый сук с выемкой и наступил на него ногой, зафиксировав на каменном полу пещеры. Березовую палочку – «трут» – вставил в выемку, а вокруг обмотал тетиву. Придавив трут камнем, он начал вращать его луком быстрыми движениями. Через несколько минут из сушины пошел дымок, и Юва убрал трут. Он раздул огонь и взял в руки сухую траву. Вокруг послышались радостные возгласы. Лица людей светились счастьем, а из глаз стариков текли слезы радости и надежды. Юва отдал старейшине лучок и сказал:
– Теперь ты знаешь, как развести огонь. Научи этому каждого мужчину, а они пусть покажут своим сыновьям!
Вся община приступила к заготовке дров, а старики и дети следили за огнем.

***
Юва направился к склону горы, где приметил большую кучу обсыпавшихся камней – здесь были и крупные, и мелкие, и круглые, и плоские… Он долго отбирал камни, и получилось три кучки. Ему на помощь прибежали мальчишки – принесли еще булыжников, и Юва перебрал и их. Многие камни были кремневой породы – они неплохо скалывались при ударе о гранит. Юва терпеливо обрабатывал булыжник, скалывая лишнюю породу точными резкими ударами. Он  придал камню форму топора, а мужчины и мальчишки повторяли за ним. Юва сбил утолщение со стороны обуха, а потом принялся за ручку: срезав березовую жердь, снял кору и с одной стороны расщепил древесину ножом. В расщеп он вставил каменный топор, а затем закрепил его кожаным ремешком. Чтобы проверить изделие, Юва начал рубить сухие ветки, принесенные на дрова. Жители были в восторге, и мужчины тоже принялись отбивать камни, чтобы сделать себе топоры.
Тем временем Юва взял острый сколотый камешек, отбил его кончик и вставил в заранее проструганную палку с мизинец толщиной. Он связал их крапивным волокном, а с другой стороны прикрепил маховые перья птицы,  – и в его руке оказалась первая в селении стрела.
Затем он сделал лук из прямой ветки черемухи и крапивной веревки и отправился на охоту, наказав мужчинам делать наконечники стрел и топоры.
Вернулся Юва вечером, с добытым оленем. В селении очень обрадовались:
– Наконец-то мы поедим мяса! Давно не пробовали оленины, – сказали люди и устроили пир.

***
Юва встал рано утром. Сходил к реке – умылся, попил чистейшей горной воды. Он заметил, что рыба, подходит к отмели, где нет течения, и греется на солнышке. Вернувшись к пещере, он нашел трубчатую кость какого-то животного и расколол ее вдоль. Взяв одну половинку, Юва шершавым камешком сделал три острых выступа с краю – и получился наконечник гарпуна. Порывшись в хворосте, он нашел подходящую ветку – она стала древком.
– Куда ты направляешься? – спросил Юву вышедший из пещеры старейшина.
– На рыбалку, – коротко ответил Юва и отправился к реке.
Несколько точных бросков – и община ела на завтрак вкусных тайменей. Племя еще никогда не питалось так хорошо!
Позже все мужчины с интересом разглядывали новое орудие, и каждый хотел иметь такое же. Они с большим рвением принялись за работу: кто-то тесал камни, для ножей, топоров и стрел, другие обрабатывали кости для гарпунов, делали луки, стрелы и рукоятки топоров. Женщины вили веревки из крапивы, а старейшина с мальчишками собирали стрелы и натягивали тетиву на луки. Все были заняты, ни кто не сидел без дела.

***
Тем временем Юва срубил толстую сосну, расклинил ее ствол на четыре части и расколол их на дранку, принялся делать жальник для камки – рыболовной ловушки. Увидев его за делом, несколько мужчин и мальчиков решили к нему присоединиться. Они стали расщеплять и простругивать жальник каменными ножами, а Юва пошел в лес, позвав с собой несколько человек. Найдя в лесу старый кедр, он погладил дерево и сказал:
– Стар ты стал, хрупок! Муравьи тебя изнутри едят… Разреши мне взять у тебя несколько корней! Не мне они нужны, а людям твоей земли, чтобы не умереть с голода зимой.
 Иголки кедра одобрительно зашумели, словно отвечая ему: «– Возьми, человек!».
Ногами Юва нащупал корень толщиной с большой палец и принялся откапывать его ножом. Мужчины помогали, и вскоре у них было два корня длиной в несколько махов. Вернувшись к пещере, Юва разделил корень на четыре части, очистил его от кожицы и стал расщеплять вдоль древесных волокон на полоски толщиной в полтора два миллиметра. Набрав достаточное количество, он сложил их в реку на отмели, чтобы корень не пересох. Мужчины принесли к берегу бревно с выровненной топором поверхностью и стали пропускать корень кедра, между бревном и ножом, чтобы убрать излишнюю влагу и смолу. Старейшина, наблюдая за процессом, спросил:
– Для чего ты выдавливаешь сок из дерева?
Юва ответил:
 – Чтобы не был хрупким и не ломался, когда мы будем плести ловушку.
Вскоре на берегу сидело с десяток человек. Они пропускали корень через нож, выдавливая влагу и смолу и сматывая волокна в мотки.

***
Тем временем Юва, в сопровождении двух парней, вооруженных ножами и топорами, отправился за черемухой.
– А где вы берете шкуры для одежды? – спросил парней Юва по пути.
– В лесу, – и один из парней указал за горку. – Мы выкапываем глубокие ямы, плоскими палками, втыкаем острые колья на дно ямы, острием вверх и закрываем все ветками, чтобы лоси и олени не увидели ловушек. Мы ставим заборы из упавших деревьев и веток.
– У нас таких ям много! – подтвердил второй парень, показывая все пальцы на руках.
– А как же вы разделываете их без ножей? – удивился Юва.
– У нас есть крепкие прозрачные камни – такие, что не расколешь! – сказал парень и достал из кожаного мешочка, висевшего на поясе длинный кусок кварца, острый, как лезвие бритвы.
 – Одно плохо – когда строгаешь дерево, он крошится. Но теперь у нас есть хорошие ножи! – сказал другой парень и одним взмахом перерубил толстую ветку тальника. – Прозрачным ножом я так не смогу!
Они пришли к черемушнику и принялись отрезать тонкие ветки.
– Юва, скажи: для чего нужны эти ветки? – спросил первый парень.
– Мы сплетем из них рыболовную ловушку, и у вас всегда будет рыба, – ответил Юва.
– А чему ты еще нас научишь? – спросил второй.
– Всему, что знаю сам, – ответил Юва.
Нарубив достаточно веток, он связали их веревкой из крапивы, которую свили женщины, и отправились обратно.

***
У пещеры ветки черемухи ошкурили, прострогали и свернули из них обручи одинакового размера, связав концы веревкой из крапивы. Из огромной кучи жальника  Юва отобрал жала покрепче и подлиннее. Он принялся привязывать жала к обручу с помощью корня кедра. Мужчины внимательно следили за Ювой, стараясь запомнить каждый виток и узел, а затем и сами принялись помогать.
На следующий день ловушка-камка была готова. Пройдя вдоль реки, Юва нашел самое узкое место. Мужчины племени срубили два длинных дерева, убрали все сучки и неровности и перекинули их с берега на берег – получился прочный мосток. Затем все отправились в сосновый бор на противоположном берегу. Там срубили и ошкурили молодые сосны с ровными прямыми стволами. Из них соорудили рыболовный запор вдоль моста, втыкая получившиеся колья в дно реки и закрепляя их корнем кедра между собой. В центре оставили отверстие, и там установили камку. Теперь у племени была ловушка для рыбы, и людям больше не грозил голод.

***
Вечером, когда все племя собралось у костра, Юва спросил старейшину:
– Как вы зимуете? Даже сейчас в вашей пещере холодно. А зимой – еще холоднее!
– Зимой мы греемся у костров. Многие умирают от холода и голода… Но сейчас ты с нами! И мы надеемся, что ты что-нибудь придумаешь, – ответил старейшина.
– А что если вам перебраться на ту сторону реки? – предложил Юва. – Место там хорошее! У холма можно построить несколько земляных домов – Макол. Спуск к реке пологий, а в бору много дичи, на которую можно охотиться круглый год.
Старейшина смотрел на Юву с надеждой. Он прищурил глаза от дыма и копоти, и из них потекли слезы благодарности.
– Завтра же пойдем и посмотрим, что нужно сделать, – произнес он, поборов ком в горле.
– Завтра приступим к работе! – кивнул Юва и отправился спать.

***
Утром, едва позавтракав, все мужчины и юноши племени, вооружившись топора топорами и веревками, отправились через реку. Воткнув колышки, Юва обозначил, где нужно выкопать первую землянку.
–Аккуратно снимите дерн и сложите его на поляне, а затем выкопайте яму, вот такой глубины, – сказал Юва и провел ладонью по коленям.
Старейшина выделил для этой работы пятерых человек. Они срубили дерево, расщепили его, стесали лишнюю древесину  и заострили концы. Получились, примитивные лопаты. Взяв их, мужчины принялись выкапывать землянку.
Тем временем Юва пошел в лес. Он ставил зарубки на тех деревьях, которые надо было свалить, а потом очистить от веток и коры.
Работа шла несколько дней, и вскоре на поляне лежала большая груда бревен. Повсюду горели костры, девушки жарили ароматное мясо и рыбу. Дым отгонял назойливых мошек и комаров.
Юва выбрал четыре толстых бревна, для свай и вырубил в них пазы. Затем эти бревна вкопали в землю по четырем углам будущего Макол – так, что пазы оказались друг напротив друга. Каждое бревно затесали с концов и вставили в пазы свай – получились стены жилища. Девушки и парни насобирали у болота длинного  и плотного мха, который им показал Юва. При укладке следующих бревен всегда стелили мох для утепления постройки.
 Там, где задумали сделать дверь и окна, бревна посадили на шканты. Отверстия для них высверлили гранитным камнем с палец толщиной. При вращении камня в выемку добавляли песок и воду. Чтобы сделать дверной проем, в самцовое бревно вставили косяковые бревна с выемками и врезанными уключинами. Дверь изготовили из колотой плахи, в которой Юва вырезал пазы. В них он вставил клиньевые бруски с петлями для уключин и двусторонней рукояткой, врезанной в плаху.
 В правом от входа углу Юва поставил глинобитную печь – чувал. Он сделал ее из жердей, глины и травы, и, постоянно протапливал во время изготовления. Крышу сделали из бревен в два наката. Между ними проложили бересту, а сверху – дерн, чтобы крыша не протекала. Спальное место – нары – сделали из земли. Оконные проемы закрыли мочевым пузырем оленя, и в жилье попадал дневной свет. Глиняный пол посыпали чистым речным песком, а нары укрыли связанными охапками травы, чтобы было теплее. Юва затопил чувал, и по дому растеклось тепло, проникая даже в самые дальние углы. Люди сидели в тепле и думали о своем. Всем было хорошо.
За пару недель они построили столько полуземлянок, что пещера оказалась не нужна. Племя обживало новые, теплые жилища.
 Юва сделал несколько рисунков угольком на бересте. По ним люди смогли изготовить множество полезных приспособлений. Мужчины построили лабазы для хранения припасов. Женщины шили из бересты посуду и короба. Иглы для шитья, Юва изготовил из игольчатой кости оленя. Девушки собрали простой ткацкий станок и ткали полотна из крапивы, а после красили их в деревянных корытах настоями трав или горной краской с названием «охра», которую добывали в горах. Из этих тканей они шили себе платья и платки, а мужчинам – рубахи и штаны. Из крапивных нитей плели сети для рыболовства, перевесы для ловли уток… Юва, который во всем помогал людям, научил их пользоваться ими.
За несколько месяцев мужчины превратились в искусных плотников. Они изготовили из ствола кедра  колданку – сшивную лодку. Юва сделал для нее весла и научил людей грести. Он научил мужчин мастерить лыжи и нарты для зимней охоты, а еще показал, как делать слопцы и черканы. Бабушкам Юва показал травы, которые помогают от болезней.
Однажды утром, когда листва начала опадать с деревьев, Юва обратился к старейшине:
– Вот я и научил вас всему, что умею сам. Теперь твой народ будет жить в достатке! А мне пора идти дальше –путем, который определили мне боги. Я спокоен за вас: в племени много охотников и рыбаков, мужчины умеют плотничать, а женщины – хорошие хозяйки. Они научились лепить горшки из глины без моей помощи. Теперь вы точно не пропадете!
– Да, я подозревал, что ты скоро уйдешь… Но мне не хочется тебя отпускать. Может, останешься? Я и невесту тебе приглядел, – сказал старейшина и посмотрел на Юву с надеждой, а затем продолжил: – Дело твое! Ты и так нам сильно помог…
Юва со слезами на глазах обнял друга и сказал:
– Когда я встретил вас, то подумал: «Какие они слабые! Ничего не умеют!» Но теперь я понимаю, что вы хотели выжить, но не хватало толчка. Я помог вам, и вы научились всему, что нужно. Теперь я буду называть вас «Таксар Махум» – это значит «крепкие люди».

***
– Эта история произошла с Ювой – великим шаманом прошлого, –сказал лис Юви и потянулся.
Солнце уже скрылось за горизонтом и территорию музея накрыли сумерки.
И тут человек сказал:
– Знаешь, городские дети так похожи на это племя… У них есть все, но они не умеют ничего. Я научу их выживать, и свой проект назову «Таксар Махум – Крепкие люди». Я хочу, чтобы у них была надежда на хорошее будущее, которое они построят сами. А вы, мои друзья, поможете мне.
И звери ответили:
– Да, мы поможем! – и разбрелись по своим делам.
А человек еще долго думал, что показать детям и чему их научить…


Рецензии