Ничей, 2019 г, Россия

В наше непростое время снимается крайне мало фильмов, посвященных проблемам подрастающего поколения. Прежде всего я имею те фильмы, в которых без украс передается жизнь российской глубинки со всеми своими пороками, в которой жизнь одного-единственного ребенка кажется каплей в бескрайнем море житейских проблем и неурядиц. Когда ребенок, со всеми своими бедами, проблемами, переживаниями, страхами осознает свою ненужность и бессилие что-то изменить, как-то преодолеть эти беды. Когда даже самые близкие люди отворачиваются от тебя? Есть ли хоть что-то или кто-то, ради которого стоит жить? Режиссер Евгений Татаров предпринял попытку разобраться в этой проблеме, и, так или иначе, несмотря на определенные недостатки картины, эта попытка заслуживает внимания зрителей.
Но, прежде всего, обратимся в сюжету. У главного героя картины, двенадцатилетнего Коли (актер Олег Чугунов) умирает мама. Он попадает в детский дом, но его вскоре забирает к себе его тетя, Валентина Ивановна (актриса Надежда Маркина), которая его ни разу не видела раньше. Но жизнь на новом месте не приносит мальчика радости. Отношения с тетей, соседями, одноклассниками не складываются. Единственным человеком, который не отвернулся от мальчика, оказывается Тимофей (актер Владимир Ямненко), бывший муж Колиной тети, но даже он оказывается бессильным помочь мальчику в сложную для него минуту. Последней надеждой для Коли становится его старший брат (актер Алексей Митин), недавно вернувшийся из тюрьмы домой. Коля отправляется на его поиски.
Прежде всего, не могу не указать на достоинства фильма. Прежде всего – это, конечно же, атмосфера. Гнетущая серость российской глубинки, нищета, отчаяние… И простой мальчишка, светлый, еще совсем по-детски наивный – оказывающийся беззащитным перед суровыми российскими реалиями. Конечно, прежде всего хочется отметить блистательную актерскую игру исполнителя главной роли, Олега Чугунова – мальчику очень тонко удалось подчеркнуть образ своего героя. Образ мальчика до боли напоминает Володю из фильма Евгения Ташкова «Уроки французского» - у них и правда много общего. Даже тема одиночества, которой принизан весь фильм, является общей для этих героев. К сожалению, режиссер лишь намечает проблемы, окружающие главного героя, подобно художнику, который крупными мазками кисти набрасывает эскиз своей работы. И проблема прежде всего в хронометраже – фильм длится всего 1 час 16 минут и этого оказывается явно недостаточно не только для того, чтобы раскрыть всю проблематику сюжета, но и вообще довести фильм до некоего логического завершения. Даже небольшое ответвление сюжета, в котором рассказывается о том, как Тимофей учит Колю строить модели кораблей, пусть и вносит некоторую теплоту в повествование, определенным образом давая отсылку к книгам замечательного отечественного писателя Владислава Крапивина, тем не менее – даже она обрывается, оставляя главного героя наедине со своей невысказанной болью в душе и ожесточенностью в сердце. Создается ощущение, что режиссер будто по мановению волшебной палочки обрывает повествование, отбирая у зрителя последнюю надежду на счастливый финал. И оттого становится вдвойне больнее за судьбу этого несчастного, брошенного на произвол судьбы, двенадцатилетнего мальчишки.

Положительные стороны: сценарий, актерская игра.
Отрицательные стороны: режиссура, постановка, атмосфера картины.

Общее впечатление: Тяжелый фильм, с претензиями к режиссуре и постановке, тем не менее – однозначно заслуживающий внимания зрителя.

Моя оценка – 6.5 из 10.


Рецензии