Воспитатель

   
                «И воспитание, и образование  неразделимы.
                Нельзя воспитывать, не передавая знания,
                всякое же знание действует воспитательно».            
                Л.Н. Толстой


                ВОСПИТАТЕЛЬ

                Глава первая
Людские ручейки стекались к проходной молокозавода. В основном, это были женщины разного возраста. Из спешивших на работу, выделялся мужчина. Он был высок, крепок, с тёмной густой шевелюрой, с блеском в глазах, с кожаной папкой под левой рукой. Улыбаясь, приветствовал сотрудников.

Его дружелюбность и ответные улыбки людей, указывали на его узнаваемость и авторитет на местном предприятии, на его длительную работу в коллективе.

Охранник, поздоровавшись с ним, сказал, - Дмитрий Владимирович, директор просил передать Вам, чтобы зашли к нему. - Спасибо, сейчас зайду.

Директор был в кабинете один. – Заходите Дмитрий Владимирович, садитесь.

- Наверное, Вы, Дмитрий Владимирович, в догадках – за чем Вас пригласил? Потому, не буду затягивать время нашей беседы, перейду к делу.

Приглашённый подумал, что директор решил проконтролировать промежуточные результаты его инициативной научной работы по теме: «Повышение сроков сохранности молоко продуктов после обработки ультразвуком».

Первые слова ошеломили будущего учёного. – Дмитрий Владимирович, я должен Вас огорчить. Вы знаете, требования нынешнего времени к производству. Задача оптимизации, как говорят в шутку, требует жертв.
Уголки губ собеседника опустились вниз. Пропал блеск глаз. Понял, что оптимизация производства молоко продукции требует его увольнения. За последние годы, это случалось несколько раз. – Вот, и до меня дошла очередь! – Подумал он.
 - Решено ликвидировать Ваш отдел, Дмитрий Владимирович.    – Опустив глаза, тихо произнёс директор.
   
     - Николай Иванович, - в разговор вступил Дмитрий, - я почти закончил научную работу. Внедрение моих предложений в производство даст колоссальную прибыль!
- Мне это понятно, - тихо продолжил директор, - но так решил совет директоров корпорации.

Увольнение по сокращению штатов состоялось, бывший начальник отдела начал искать работу. В небольшом городе вакансий не было.

В один из вечеров, перед заходом солнца, он выгуливал собаку, и оказался у территории Казачьего кадетского корпуса. На стене контрольно-пропускного пункта в глаза бросилось яркое объявление.
Его содержание заинтересовало безработного мужчину. Кадетскому корпусу требовался воспитатель. Обязательным условием было: высшее образование и хорошее состояние здоровья.

Объявление взволновало Дмитрия. Быстро привязал поводок собаки к дереву, зашёл на КПП.

На следующее утро, одев праздничный костюм, сожалея о дождливой погоде, с пол восьмого, на КПП, ожидал приглашения для беседы, как предполагал, с директором кадетского корпуса.

Обдумывал возможные вопросы директора, и ответы, короткие и ясные. Он старался представить себя воспитателем кадет - казачат. Вспомнил, что много лет назад вступил в казачество, и иногда, по праздникам, одевал казачью форму. - На сходах, - огорчился, - давно не был.
Понимал, что работа с детьми потребует большой выдержки, умения руководить детским коллективом. В процессе обдумывания предстоящей работы, в голове возникали сомнения и неуверенность – справлюсь – ли без предыдущего опыта этой работы.

Успокоил себя, - со своими детьми, сыном и дочерью справляюсь, армию прошёл, командовал отделением. Буду присматриваться к работе других воспитателей. Справлюсь! Главное, при беседе с директором быть спокойным, не суетиться и отвечать на вопросы уверенно, – решил он.

Время ожидания томительно тянулось. Неожиданно, в комнату вошла дама. - Здравствуйте, - громко произнесла она. – Доброе утро! – С улыбкой поздоровался мужчина.

Дмитрий обратил внимание на не яркую одежду, отсутствие косметики на лице. – Очень скромная дамочка, - подумал он.
Незнакомка была разговорчива и её лицо меняло мимику в зависимости от эпизодов рассказа.

Она сразу высказала недовольство погодой, дождём, не прекращающимся с ночи. В её глазах была грусть. Но, когда начала рассказывать о своём сыне, кадете корпуса, лицо изменилось, будто изнутри шло тепло, в глазах появился блеск.

Дмитрий узнал, что её старший сын учится первый год в этом кадетском корпусе, что у ней ещё, кроме кадета, двое. Она рассказала, что у детей нет отца.

Когда дама закончила своё повествование, мужчина спросил, - что привело Вас, в ранний час, на КПП?
– Воспитатель позвонил вчера вечером, что, сын заболел, и утром я должна забрать его домой.
- Разве в корпусе нет мед - части?
- Не знаю. Он сказал, чтобы я забрала сына домой. Мы живём не далеко отсюда.

В это время, через приоткрытую дверь, дежурный КПП сообщил, что его ждёт заместитель директора кадетского корпуса по воспитательной работе.

- Спасибо, иду, - вставая со стула ответил Дмитрий. – До свидания, - попрощался с дамой.
Выслушав дежурного, где находится кабинет зама директора, мужчина ступил на территорию учебного заведения. Дождь продолжался, пришлось раскрыть зонт.

Навстречу ему шёл офицер среднего роста, в камуфляжной форме, сзади него, метрах в пяти, семенил мальчик, так же в камуфляже, и с пакетом в левой руке. Пакет был тяжёлым, из – за чего мальчуган наклонил тело в сторону свободной, правой руки.

- Пацану тяжело! Что же офицер не поможет ребёнку? – Подумал Дмитрий.
В своём рабочем кабинете Дмитрия встретил заместитель директора кадетского корпуса по воспитательной работе, казачий офицер в чине есаула. Он был дружелюбен, улыбчив. Этим располагал собеседника к открытой беседе.

Беседа проходила не торопливо. Дмитрий уверенно отвечал на вопросы, интересующие есаула. Тот внимательно слушал, и делал пометки в раскрытой перед ним тетради.

Большая часть беседы прошла в монологах заместителя директора о работе воспитателя в кадетском корпусе. Дмитрий внимательно слушал своего будущего начальника, старался запомнить его советы.

Дмитрий понял, что ему предстоит трудная и ответственная работа.  Уходя из кабинета, поблагодарил есаула за его рекомендации в будущей работе.

                Глава вторая
Через неделю после встречи с заместителем директора казачьего кадетского корпуса, Дмитрий, в камуфляжной форме, с погонами старшего вахмистра, представился непосредственному начальнику, командиру роты подъесаулу Давыдову.

Он выглядел моложе, чем Дмитрий. Был высоким, носил чапаевские усы. Казачья фуражка, и отутюженная форма, ему были к лицу. Он, будто сошёл с картины художника Андрея Петровича Ляха, «ВЭЧЁРНЫЦЯ».

После короткого знакомства, казаки пошли на построение кадетского корпуса. Там, Дмитрий был представлен личному составу, и встал в строй, заняв место командира второго взвода шестой роты.

Построение заканчивалось прохождением кадет – казаков перед руководством корпуса. Дмитрий волновался, ведь он не ходил в строю с тех пор, как закончил срочную службу в Советской Армии.

Начались рабочие будни воспитателя. Деятельность любого учреждения подчинена распорядку дня. Казачий кадетский корпус жил изо дня в день абсолютно одинаково. Выполнение элементов распорядка дня было святым делом от директора, до самого младшего кадета по возрасту.

Новый воспитатель шестой роты был всегда на рабочем месте раньше установленного времени. Уходил после того, как засыпали все его воспитанники.

После начала занятий всем воспитателям был предусмотрен перерыв в работе. Они покидали свои рабочие места, но не Дмитрий. Он, решив хорошо разобраться с пониманием новой работы, составил для себя план вхождения в должность, чем удивил командира роты. До него, подобный план, не составлял ни один, из принятых на работу, воспитателей корпуса.
Работникам канцелярии учебного заведения, по просьбе нового воспитателя, пришлось разыскивать ряд руководящих документов, о которых они не помнили. Информацию о их существовании он получил из Интернета.

Товарищи, из окружения нового воспитателя, с улыбкой смотрели, на любознательного старшего вахмистра.

Дмитрий с интересом постигал новую профессию. Он разумел, что без глубоких знаний требований руководящих документов, знания психологии учащихся, педагогических приёмов в воспитании, успехов не добиться.

Результатом самостоятельной учёбы, которой занимался во время своего свободного времени, в рабочей тетради, на первом листе написал тезисы принципов работы с детским коллективом.
1.    Быть вежливым, не грубить в любой ситуации. Оставаться спокойным и не повышать голос до крика, даже, когда хочется «сорваться».

2.    Стремиться видеть в ребёнке положительные черты характера, хорошее в его поступках и делах. Даже, когда в текучке дел, не видишь явных положительных моментов, находи положительное в мелочах. Говори о них ребёнку. Хвали в присутствии других детей.

3.    Старайся не наказывать, даже, когда очень хочешь наказать. Потерпи. Поговори индивидуально. Объясни. Не ругай, не наказывай в присутствии других детей. Ругай, когда нет рядом товарищей провинившегося. Объясни, почему наказываешь. Наказание, один из методов воспитания. Но, это крайняя мера.

4.    Не держи в себе обиды на того, или иного ребёнка, потому что получил замечание за него от своего начальника. В этом виновен ты сам. Ты не сумел добиться от ребёнка того, чтобы он не сделал проступок.
5.    Стань другом каждому в детском коллективе. Постарайся увидеть, где и кому, в чем нужна твоя помощь? Ты для них должен заменить мать и отца. Один – на – один, приласкай, назови ласково, погладь по голове, подбодри.

6.    За одного, не наказывай коллектив. Не рассчитывай на помощь коллектива в воспитании детей. Коллектив может влиять на воспитание, но на повзрослевших детей. Ищи сам подход к каждому. Иногда, и в основном, очень трудно найти причины того, или иного проступка. Анализируй, думай.

7.    Коль встал на путь воспитателя, критически относись к себе. Находи время проанализировать свою работу. Постарайся увидеть ошибки, наметь пути их устранения.

8.     Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка в числе лучших. Представь себя на месте родителей. Поэтому не показывай любого ребенка перед коллективом с дурной стороны. Если есть в этом необходимость, скажи ребёнку одному, чтобы другие не слышали. 

9.     Хвали при всех. Ругай один на один, когда рядом нет его товарищей.

                Глава третья
Работая добросовестно, Дмитрий не видел перемен в поведении и успеваемости мальчишек. По команде «Подъём», ежедневно, кто – то не спешил покинуть кровать, требовалось его вмешательство. То, приходилось прекращать толкотню между кадетами, которую они устраивали из баловства.

Сопровождение в столовую, и обратно, подведение итогов учёбы и дисциплины еженедельно, и другие его действия начали казаться скучными. Не чувствовал душевного сближения с детьми. Задумался над однообразием своей деятельности. 

Ему хотелось, чтобы кадеты, за время его работы, повысили средний бал успеваемости, чтобы не было замечаний за поведение. Рутинная, без результатная работа удручала воспитателя. – Работаю, как надзиратель! – Что – то, нужно менять. - Решил он. - Перенять бы опыт коллег, - но не видел примеров.

С работы, часто, возвращался в подавленном настроении. Его переживания заметила жена. – Что случилось? – Спрашивала с тревогой. Дмитрий отшучивался. Не хотел делиться своими переживаниями.
 
В один из выходных дней, за обедом, неожиданно, как бывает в семьях, разговор пошёл о его работе.
Уловив струнки заботы о нем, он разъоткровенничался. «Как на духу», поведал, что его волновало. Сбросил с себя груз разочарования.
   
 - Папа, попробуй увлечь ребят чем – то новым, чтобы им стало интересно. У них, как у тебя, изо дня в день одно и то же. Новые интересные мероприятия, думаю, будут сплачивать коллектив, ты станешь им ближе. – Предложил мальчик.

   Дочь поддержала брата, - в свободное время, не плохо бы обсуждать книги, кино, интересные для них!
 
   Разговор, за обеденным столом, подтолкнул старшего вахмистра к поиску путей выхода из ситуации.  Однажды, по пути в корпус, пришла мысль, - я могу записать повседневную жизнь взвода. У меня есть смартфон. Фотографировать, записывать видео событий и повседневной жизни кадет. Набрав материал, создать видео. Подарить каждому после завершения учебного года. Это будет памятью об учебе не только детям, но и их родителям.   

Он вспомнил, что занятие фотографированием, обработка фотографий, было его хобби в студенческие годы.
Этот день был обычным, как всегда. После возвращения с обеда, воспитатель, обратился к строю своих кадет, - товарищи кадеты, я решил создать видео жизни взвода. Буду фотографировать вас, записывать видео. Отснятый материал подарю каждому из вас. Вашим родителям, и вам, с годами, будет интересно увидеть себя, какими вы были. – Ребята с интересом слушали своего командира.

- Воспитатель расставил мальчишек для фотографирования в две шеренги с учетом роста. Попросил, проходящего мимо казака - воспитателя, сфотографировать его со взводом. Когда он занял место сзади кадет, коллега запечатлел второй взвод шестой роты.

Мальчикам хотелось посмотреть полученную фотографию, телефон брал каждый, и с любопытством искал себя на фотографии.

- Ой, у меня ремень висит, и бляха повернулась! – Послышался возглас. – Ни чего, - резюмировал воспитатель, в следующий раз будешь следить за своим внешним видом.

Как всегда, вечером, Дмитрий раздал кнопочные телефоны кадетам для звонка родителям, друзьям. По прохождению установленного времени пользования телефонами, мальчишки возвращали телефоны.

- С кем разговаривал? Что нового? Здоровы - ли родители? И о многом другом, спрашивал каждого из кадет.

Телефон протянул, опустив глаза, кадет Начин Манжиев. Воспитатель заметил необычность в поведении ребёнка. Прежде, он отличался от сверстников весёлостью и общительностью.

- С кем разговаривал, Начин? – Улыбаясь обратился к мальчику старший хорунжий.  – Подними глазки, что ты не смотришь на меня?
Во взгляде мальчугана воспитатель увидел грусть. Было заметно, что глаза ребёнка «были на мокром месте». Воспитатель почувствовал, что – то недоброе в прошедшем телефонном разговоре.

В комнату вошёл очередной кадет с телефоном в руке. – Ангарков, - обратился к нему воспитатель, - извини, постой пока в коридоре, и не позволяй пока никому её открывать.

- С кем ты разговаривал? - Обняв мальчика, за плечи, спросил встревоженный казак. Тут же из глаз Начина слёзы хлынули ручьём.

- Я хочу домой! – Тихо промолвил он.
 – Что случилось? - С нежностью продолжил воспитатель, –кому ты звонил?
– Маме.
- Что же ты узнал от мамы, что так сильно расстроился?

Дмитрий чувствовал учащённые удары своего сердца. Возникшая ситуация сильно взволновала его. Он понимал, что мальчик получил очень печальное известие. Переживал за кадета, хотел разобраться в ситуации помочь беспомощному ребёнку.

- Начин, ты посиди на стуле, - он рукой показал на стул, - поверни его к окну, смотри в него, чтобы ребята не видели тебя наплаканным. Ты же казак! Я приму телефоны, мы продолжим разговор. Найдём решение.

Мальчик поплёлся к окну, опустив голову. В комнату воспитателя входили по – одному кадеты с телефонами. Он каждому улыбался, задавал вопросы и всматривался в лица, чтобы заметить подобных Начину.

Освободившись от дела Дмитрий подошёл к мальчику. Тот уже успокоился. Разговор продолжился.
- Мама сказала, что папа пьянствует, распускает руки. Мама выгнала его из дома.
- Ой, какая ерунда, - разговор поддержал воспитатель. – И это тебя расстроило? Милый мой мальчик, - с улыбкой продолжал старший вахмистр, - такое случается во многих домах. Но, временно. Родители мирятся, и жизнь продолжается.

Мальчик, насупившись, глядя в пол, молчал. Ему хотелось, чтобы скандал в его семье завершился миром.
- Давай так решим, Начин! – продолжил мужчина, - сейчас ты пойди в умывальник. Умойся. Будь повеселее, чтобы никто не видел, что ты плакал. Скоро будет вечерняя проверка и, отбой. Придёт утро. Завтра мы с тобой решим, что делать. Подними голову, Начин, посмотри мне в глаза.

Мальчик подчинился. Взгляды мужчины и ребёнка встретились. Одни глаза выражали тревогу и боль. Другие, тепло, ласку.
- Иди, мой мальчик, - погладив по голове кадета, тихо сказал Дмитрий.

Оставшись в комнате один, он взял телефон Начина. Набрал последний номер абонента, которому звонил кадет.
Ответа ждал не долго. – Начин, мы же только разговаривали. Почему звонишь? – Воспитатель услышал женский, молодой голос.
– Это не Начин. – Спокойно ответил он, - его воспитатель.
-  Слушаю. Что случилось? Взволнованно ответила дама.
- Вы сильно огорчили сына известием о ссоре с мужем. Мальчик плакал, заявил, что не хочет учиться, хочет возвратиться домой.

- Что Вы? – изумилась мать.
- Да, это так. Я успокоил его. Завтра утром в семь часов двадцать минут, выдам ему телефон. Чтобы он был спокоен за Вас и отца, я предлагаю, сказать Начину, что отец возвратился, что вы помирились. Успокоить его. Сообщить, что в семье всё хорошо.
В трубке была слышна работа телевизора. Женщина молча слушала старшего хорунжева.

 – Но, Вам нужно договориться с мужем, чтобы вечером, завтра, когда сын будет звонить, рядом с Вами был муж. Чтобы он поговорил с сыном вслед за Вами. Договоритесь с мужем для уверенности Начина в благополучии Ваших семейный отношений.

Начин очень хороший мальчик. Доброжелательный с товарищами, вежливый и старательный. Нужно создать благоприятную обстановку дома, или создать её видимость ради сына. Возможно, такое Ваше поведение, и мужа, повлияет, и на улучшение Ваших отношений.   
   
- Поняла. Я так сделаю. Утром буду ждать звонка. Спасибо за совет и Вашу заботу о сыне.

      На утро, после подъёма, старший вахмистр зашёл в спальное помещение отделения Начина.
- Как спалось, казаки? – Весело обратился воспитатель к кадетам.
 - Нормально, - услышал бодрый ответ. Подошёл к Начину, заглянул ему в глаза и погладил по голове. – Ты мне нужен, пойди в комнату воспитателей.

- Нормально, мальчик, внешне, не показывает беспокойства, молодец! – Подумал Владимир, и пошёл сзади кадета, чтобы не привлекать внимания товарищей Начина.

В комнате они были одни. Воспитатель вынул из кармана брюк телефон и протянул мальчику.
- Звони маме. Узнай, как там дела. Я пойду проверять заправку постелей.

Воспитатель возвратился, минут через пять – семь. Мальчик разговаривал с мамой. В его глазах сверкали искорки радости.
- Заканчивай разговор, нужно строится на завтрак. – Тихо произнёс воспитатель.
Кадет возвращал телефон старшему ротмистру с улыбкой, - большое спасибо, товарищ воспитатель!

- Ну, как там дела, что будем с тобой делать? – Принимая телефон, спросил Дмитрий, сохраняя спокойствие на лице.
- Всё нормально! – Радостно сообщил кадет.
- Ну, и прекрасно! Улыбнулся воспитатель, - учись, ни о чём плохом не думай!

Вечером кадет поговорил по телефону с матерью, и отцом. Дмитрий был рад педагогической победе.
Он, с этого момента начал глубже понимать свою роль в судьбе мальчишек, выбравших путь жизни в не семьи.
     - Я должен заменить строгого отца и ласковую мать каждому своему воспитаннику. – Подумал Дмитрий.

Шли дни. Дмитрий организовывал разные мероприятия в часы, установленные для воспитательной работы. Планы мероприятий очень хорошо обдумывал. К их подготовке привлекал ребят. Практически, всегда, все кадеты его взвода имели задания. Их выполнение повышало уровень знаний и кругозор ребят. Воспитывало ответственность.

По выходным, всем взводом, выходили в город. Гуляли в парке. Дружно усаживались в кафе, он угощал мальчишек мороженым.
 Местных кадет, не зависимо от полученных оценок за неделю (получивших тройку не положено было увольнять из кадетского корпуса), старший вахмистр отпускал к родителям, или родственникам.
В этой ситуации он рассуждал, - в процессе учёбы кадет может получить любую оценку. В учёбе может быть всякое. Но, встреча с родными будет влиять на его старание.

В своей работе он применял постулаты, написанные им при изучении литературы по воспитанию детей. Исключил из своей практики наказания за незначительные отступления детей от установленных правил. Постоянно изучал характеры ребят. Стремился развивать сильные черты в каждом кадете.

За его доброту и справедливую строгость рос его авторитет среди кадет взвода. Учебный год подходил к концу. Взвод вышел, по итогам года, по всем показателям на первое место в корпусе.
Дмитрий создал видео клип из фотографий и записанных видео. Подобрал к нему прекрасную кадетскую песню, и разослал родителям на электронную почту.
Уезжая на летние каникулы, кадеты взвода, с печалью в глазах, прощались с воспитателем. Он, желая хороших каникул, обнял каждого, предавая родителям.

Пролог
Завершился учебный год. Отгуляв очередной годовой производственный отпуск, Дмитрий возвратился в казачий кадетский корпус. Прибыли кадеты с каникул, шла подготовка к первому дню нового учебного года.

Однажды утром зазвонил мобильный телефон. На экране высветилась фамилия директора мол комбината.
- Доброе утро, Николай Иванович! – Приветствовал своего бывшего руководителя воспитатель.

- Не ожидали, Дмитрий Владимирович, моего звонка?
- Да, звонок неожиданный!
- Как Ваши дела, где работаете?
- Воспитателем в местном казачьем кадетском корпусе. – Спокойно ответил Дмитрий.

- Дмитрий Владимирович, - сказал собеседник, - мы вновь формируем Ваш отдел. Приглашаю Вас возвратиться к прежней работе.
Приглашение ошеломило воспитателя. Он не знал, что отвечать директору. Несколько секунд в телефоне была тишина.
Придя в себя от неожиданной информации, Дмитрий попросил дать ему время на обдумывание.
- Хорошо! Жду ответа в течение трёх дней. – Заключил директор.

Новость сильно взволновала Дмитрия. Он должен был сделать выбор между мол комбинатом и своим кадетским взводом.

Новостью поделился с семьёй. Мнения были разные. Выбор оставался за Дмитрием. На следующий день, после возвращения кадет с обеда, он поведал о предложении сменить работу.

Мальчишек сильно взволновал возможный уход их воспитателя. Они загрустили. Некоторые кадеты, с грустью в глазах, подходили к нему с просьбой не уходить от них.

Думал старший вахмистр два дня. Взвешивал за и против. Понял, что он так привык к своему детскому коллективу, что без своих воспитанников он жить не сможет.

Набрал номер директора.
- Как решили? - Спросил директор.
- Остаюсь в кадетском корпусе! – Твёрдо ответил воспитатель.
                Б.Аверин
                23.06.22.


Рецензии