Такая разная Евфимия Носова
Прежде чем рассказать о портрете работы Константина Сомова, который хранится в Государственной Третьяковской галерее, хочется сказать несколько слов о самой модели.
Евфимия Павловна Носова родилась в Москве 8 августа 1881 г. в семье старовера, промышленника и общественного деятеля Павла Михайловича Рябушинского.
Имя ей дали в честь бабушки, матери отца. Поначалу девочку воспитывали дома, потом отдали в гимназию. В начале 1900-х гг. Евфимия вышла замуж за Василия Васильевича Носова. Кстати, по понятиям того времени, довольно поздно, красавице было 27 лет.
Напомним, Рябушинские и Носовы принадлежали к московской купеческой элите.
Фреска на кобальтовом фоне
К выбору Василия родители отнеслись несколько негативно. И всё потому, что «за купцами Рябушинскими шёл шлейф скандала». Но Василий Васильевич сумел настоять на своем, и Евфимия вскоре на правах его законной супруги поселилась в особняке на Малой Семёновской, дом 1, интерьеры которого перестроила по своему вкусу и велела пристроить левое крыло. Особняк стал более комфортабельным, оснащённым водяным отоплением, холодной и горячей водой…
К работам она привлекла известных архитекторов и художников, даже Валентина Серова. Он должен был расписать три стены парадного зала. Однако Носова с мастером не поладила, а вскоре Серов скончался, так что сотрудничество не состоялось. А вот с его коллегой по творческому цеху Мстиславом Добужинским она подружилась и даже оплатила его поездку в Италию.
Вернувшись, он создал фреску в духе тех, какие видел во дворце Козимо Медичи: на кобальтовом фоне с применением позолоты воспроизводится мифологический сюжет с включением портретов хозяев особняка. Кстати, работа эта сохранилась, как и сам особняк.
Художественный салон Носовой
В своём доме Носова устроила своего рода художественный салон, где с успехом ставились пьесы молодого Алексея Толстого и Михаила Кузмина.
Следует отметить, что интерес к искусству у Евфимии Павловны пробудился рано, что, впрочем, не удивительно. Её братья слыли знатоками живописи и собирали коллекцию картин, причём, по примеру мецената Павла Михайловича Третьякова собирались отдать её городу. В общем, она также решила в своём особняке создать музей русского искусства и впоследствии передать его Москве.
После революции 1917 года Евфимия Павловна Носова эмигрировала. Однако ещё до отъезда самые ценные картины она сдала на временное хранение в Третьяковскую галерею и Театральный музей им. А.А. Бахрушина. В её коллекции имелись картины Фёдора Рокотова, в то время вовсе всеми забытого Владимира Боровиковского, Ореста Кипренского, Алексея Венецианова… После декрета о национализации экспонаты стали собственностью государства. Позже в Третьяковскую галерею поступили и те полотна, что находились в Театральном музее.
Ныне в Третьяковке находятся шестнадцать портретов из собрания Носовой. В числе этих полотен и её собственный портрет работы Константина Сомова. А конный портрет кисти Александра Головина оставался в особняке до 1960 года, затем поступил в Государственный исторический музей.
Дитя русского модерна
В 1910 году Константин Сомов приехал в Москву и приступил к работе над портретом Евфимии Павловны Носовой. Обладая художественным вкусом, Евфимия знала: её платье от Ламановой и портрет кисти Сомова станут шедеврами…
Вот такую оценку художник потом даст своей модели: «Блондинка, худощавая, с бледным лицом, гордым взглядом и очень нарядная, хорошего вкуса при этом». «Сидит она в белом атласном платье, украшенном чёрными кружевами и кораллами, оно от Ламановой, на шее у нее 4 жемчужных нитки, причёска умопомрачительная, — пишет Сомов, — точно на голове какой-то громадный жук… Она очень красива. Но какое мучение её платье, ничего не выходит…»
В итоге художник прямо впадает в отчаяние да и самой красавице позировать день за днём нелегко. Но в итоге, всё вышло как задумывалось и Сомов создал нечто неповторимое. Портрет был окончен в 1911 году. Перед зрителем предстала просто необыкновенная женщина, настоящее «дитя русского модерна».
Не могу не процитировать Михаила Нестерова, увидевшего картину: «Ну, чтобы закончить своё писание достойно, скажу тебе про выставленный здесь на «Мир искусства» новый большой портрет Сомова с некоей Носовой — вот, брат, истинный шедевр! — произведение давно жданное, на котором отдыхаешь. Так оно проникновенно, сдержанно-благородно, мастерски законченно. Это не Левицкий и не Крамской, но что-то близкое по красоте к первому и по серьёзности ко второму. Сразу человек вырос до очень большого мастера».
Евфимия Носова и её портреты
В том же 1911 году бюст Носовой в мраморе и бронзе, где она похожа на древнегреческую богиню, создала первая русская женщина-скульптор Анна Голубкина. Она окончила Московское училище живописи, ваяния и зодчества, год провела в стенах петербургской Академии художеств, училась в Париже у самого Огюста Родена.
В 1913 году Евфимию Носову рисовал художник-модернист, график и живописец Николай Петрович Феофилактов. В его Носовой сложно узнать модель Сомова… Широкая спина, большой нос, каштановая копна волос, яркая одежда и украшения. Даже следа нет от той женщины загадки, что создал Сомов.
На следующий год портрет Евфимии в полный рост, да ещё и на лошади, написал молодой театральный художник Александр Головин. Кстати, Носова считалась хорошей наездницей и увлекалась верховой ездой. Так что на этом портрета она довольно гармонично смотрится в седле. Неудивительно, что портрет занял почётное место в парадной столовой особняка Носовых.
Вот такая история скрывается за портретом модной красавицы, который мы можем лицезреть в одном из залов Третьяковской галереи. Какой в действительности была Евфимия Носова — такой, как её изобразил Сомов, или Головин, а быть может Голубкина, никто уже не скажет, но то, что она себя увековечила, сомнений нет.
Ну а что же сама модель? Она прожила долгую жизнь вдали от России. Вначале её домом стал Париж, потом Рим, где Евфимия Павловна закончила своим дни и похоронена на кладбище Сан-Лоренцо (Верано).
Свидетельство о публикации №222062401380