Духовный Союз с Мирозданием Божиим. Завершение

   Духовный Союз с Мирозданием Божиим.
    (На примере поэзии А.А.Тарковского. Посвящается юбилею поэта)
 Завершение «Благословение «Света Вечернего»
Много ещё произведений, тайну воплощающих, создал великий поэт, талант которого                и большинству современников, и следующим поколениям лишь после жизни его земной раскрылся.
 Написал он и о «бабочке на Госпитальном саду», имя которой «рисунок»,  и о том, как «державу природы» должен лирический герой почему-то  «рассечь на песню и воды, на сушу и речь».
 Написал о домике цвета листвы  - цвета жизни – цвета «рая», на который  лирический герой «в окошко спальни молился», веря что домик этот «из Рая» на землю «переместился»...   
 И о  том, что, даже «под стопою гения»,  должно «стать самим собой»…
 И множество произведений о Бессмертии Души  - во время великих сражений и через десятилетия после Победного Сорок Пятого. (См. также «Благословенное русское воинство». Ч.3. «Историческая и Личная Причастность Бессмертию»).
Потому остановимся, беседу завершая, на этом произведении, созданном А.А.Тарковским после полувекового рубежа.
 Вечерний, сизокрылый,
Благословенный свет!
Я словно из могилы
Смотрю тебе вослед.
Благодарю за каждый
Глоток воды живой,
В часы последней жажды
Подаренный тобой,
За каждое движенье
Твоих прохладных рук,
За то, что утешенья
Не нахожу вокруг,
За то, что ты надежды
Уводишь, уходя,
И ткань твоей одежды
Из ветра и дождя.
 
 Снова словно звучит прощание с землёю, «словно из могилы», хоть оставалось ещё поэту более тридцати лет времени земного. Пример этот не единственный в нашей загадочной, высокодуховной поэзии. Видимо, завершается какой-то очень важный жизненный этап – «эпоха» жизни.
Вспомним, например, один из шедевров И.А.Бунина:
 И забуду я все — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
 Он ещё тридцать пять лет проживёт – только вдали от любимой России, которую, как и многие соотечественники его, после окаянного семнадцатого потерял. (См. «Успение и Преображение в русской литературе на примере творчества Ивана Алексеевича Бунина»)...
  А лирический герой А.А. Тарковского «благодарен» за то, что «не находит утешения», за то, что от него «уводят надежды»   - странно несколько…
Ну да это  - его личное дело – не пристало  в душу поэта, даже после смерти, «влезать». С ним Господь беседует, а нам на земле творчество осталось. И множество тайн неразгаданных…
Поэтому возвратимся к стихотворению и к духовным традициям русской поэзии.
 Что главное в этом произведении, начинающемся с монолога лирического героя, обращённого к Свету Благословенному? Конечно же, благодарность – благодарность                за всё - за великую милость жизни, дарованной на земле.
И, конечно, образ вечера – заходящего солнца словно неотъемлемая часть всего, поэтом изображаемого.
 Только здесь не просто закат – а Благословенный Свет, к которому лирический герой обращается, – и звучит обращение словно молитва, с благодарностью произносимая...
 Не так давно говорили мы о творчестве М.А.Волошина – так вот снова хочется вспомнить и о молитвенное обращение к солнцу восьмидесятилетнего Федоса Ходоса                в самом  конце фильма «Белые росы», и прежде всего, конечно, о мыслях и чувствах самого киммерийского поэта. (См. «Преддверие Пути Христианского»).
 Благодарю за неотступность боли
Путеводительной: я в ней сгорю.
За горечь трав земных, за едкость соли –
 Благодарю!
 Благодарю за то, что страдал и был счастлив. А иначе – душа умирает. Слава Богу за боль и за радость…
Прочитанные впервые строки А.А.Тарковского напомнили почему-то произведение  поэта Серебряного века В.С.Соловьёва - вернее  - суть мировидения его.
Потому вспомним напоследок ставшее песней стихотворение русского мыслителя,                в котором  образ заката к Вечности приближает.
  В час безмолвного заката
Об ушедших вспомяни ты, —
Не погибло без возврата,
Что с любовью пережито.
Пусть синеющим туманом
Ночь на землю наступает —
Не страшна ночная тьма нам:
Сердце день грядущий знает.
Новой славою Господней
Озарится свод небесный,
И дойдет до преисподней
Светлый благовест воскресный.
    Прикасается к Вечности и лирический герой А.А. Тарковского, не говоря, подобно своим «предшественникам», о Творце Неба и земли, но разве возможно без ощущения Его Присутствия создать все эти строки? И не только последнего прочитанного здесь произведения поэта…
Не утративший веру и в годы «отречения», отразил А.А.Тарковский  в произведениях своих ощущение Бессмертия Души, как отражали её во все времена создатели великой, боговдохновенной русской литературы…   


Рецензии