Предчувствие-15

  Полгода назад запустил новый рассказ, но не было времени закончить. Неделю назад нашёл в Интернете статью о том, что одиночные планеты, обнаруженные астрономами в нашей Галактике, радиоизлучают, и это могут быть планеты-корабли.

ЛЕТУЧИЙ  ГОЛЛАНДЕЦ

            О  мёртвых  либо  хорошо, либо  ничего, кроме  правды.
                Хилон
       - Ну, вот и всё… - Генри отправил созданную им программу следующего пространственного прыжка - в блок исполнения команд Корабля, и устало после двухчасовой напряжённой работы с пультом, откинулся на спинку кресла. - Сегодня у нас с тобой - день отдыха, вечером заберёмся в крио-камеры, завтра сама запустится программа, а после очередного прыжка Корабль разбудит - новых дежурных. Согласно графику.
       - Страховка живыми людьми - это, конечно, дело хорошее, - сказал Храмцов. - Нужно было потерять несколько кораблей - беспилотных, и с экипажами, чтобы прийти к такому варианту.
        - Прямые перелёты на тысячи световых лет сразу нам пока - не по силам. Пришлось искать компромиссы. С участием людей они получаются лучше. Во время прыжка автоматика от перегрузок иногда и подводит.
       - Я сегодня хорошенько потренируюсь в спортзале, - сказал Храмцов. - У меня после камер - удручающая гиподинамия. Вроде, и не должно быть, но оно - есть. Поэтому лучше заранее поднакопить энергетики…
       - Мышцы вымораживаются… - улыбнулся Генри. - У меня - тоже, хотя и в меньшей степени.
       - Мне  позволено -  вмешаться? - спросил ДЕМИУРГ.
       - На какую тему?.. - удивился Генри.
       - На  тему  вариантов.
       - Это уже интригует… - сказал Генри. - Выкладывай!
       - Я  предлагаю  временную  отсрочку  очередного  скачка.
       - Из каких это соображений? И надолго? Корабль что, неисправен?
       - Корабль - в  идеальном  состоянии, но  возникли  непредвиденные обстоятельства.
       - А где ж ты раньше был со своими предупреждениями?! - возмутился Генри. - Ты же - квантовый Супермозг Корабля, а мы все, по сути, твои придатки. Исполняющие те функции, которые не доступны тебе.
       - По  статусу  я  могу  давать  рекомендации - только  после  принятия решения  дежурной  командой  корабля. В  виде  коррекции. Если  моя информация  не  касается  проблем  безопасности.
       - Уже утешает, - успокоился Генри. - Так в чём - суть?..
       - Пока  мы  находились  в  промежуточном  состоянии, готовясь к новом  пространственному  скачку, я  прозондировал  окружающее пространство. По  инструкции. На  предмет  безопасности.
       - Ты что-то нашёл? - нетерпеливо спросил Генри.
       - Да, планетоподобный  объект. На  расстоянии  сорока  семи миллионов  километров. Для  Корабля - не  критичное  расстояние, но заслуживающее  внимания  событие.
       - Здесь нет планетных систем, - напомнил Храмцов.
       - Это  не  система, а  объект - одиночка.
       - Бывает. В Галактике хватает планет - бродяг. Большая?
       - Девять  тысяч  семьсот  километров  в  диаметре.
       - Солидно, - признал Храмцов. - Почти размеры Земли. Но тоже - не редкость. Чем интересна - именно эта? Возникла самостоятельно, или потеряна - родной звездой? Ты же мог просто передать сведения о ней в Центр. Ты это сделал?
       - Пока - нет.
       - Почему?.. - спросил Генри.
       - Посмотрите  сами, - загадочно сказал ДЕМИУРГ. - Здесь  слаб  свет звёзд, планета  плохо  освещена, поэтому  изображение - с  радаров. Я  начну с  малого  увеличения, и  дойду - до  разборчивого.

       …На обзорном экране появилась картинка. Это было слабо освещённое пятно, которое настойчиво увеличилось, даря всё большие детали.
       - Чужой корабль?.. - изумлённо сказал Генри.
       - Именно  так, - ответил ДЕМИУРГ без интонаций в голосе.
       - Они о нас знают?.. - спросил Храмцов насторожённо.
       - Нет  такой  информации. Корабль  не  излучает - ни  радиосигналов, ни  даже - инфракрасно.
       - Корабль - мёртв?.. - поинтересовался Генри.
       - Наиболее  вероятно. На  нём - две  большие  сквозные  пробоины  от астероидов. Живой  корабль  отразил  бы  их  атаки.
       - Что делать будем?.. - спросил Храмцов. - Передадим на Базу координаты объекта, и летим дальше - своим маршрутом?
       - А что нам остаётся? - неопределённо ответил Генри.
       - Я надеюсь, Центр воспользуется нашей близостью, и позволит нам хотя бы предварительный осмотр погибшего корабля. С минимального расстояния… Что для нас - преодолеть полсотни миллионов километров? Как от Земли - до Венеры, или Марса…
       - Передай на Базу информацию, и наше мнение, - обратился Генри к ДЕМИУРГУ.
       - Уже  передаю.

         \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \

       …Посреди зала обработки поступающих сведений, между его полом и потолком висел голографический шар - копия искусственной планеты, над которой на высоте нескольких тысяч километров летал сейчас земной Корабль. На меньших и больших высотах над планетой суетились спутники-зонды. Света от далёких звёзд было слишком мало, поэтому планету сканировали радарами. Вся голограмма была покрыта секторами, изображения которых становились - всё чётче.
       - Шустро мы, однако, работаем, - сказал Храмцов. - Две последние недели. Ещё столько же, и так же, и База будет иметь - детальнейшую карту этой бродяги Нибиру. Нам бы ещё послать пару зондов - в дырки от астероидов… - мечтательно добавил он. - Чтобы поближе к краю каждой, с включенными прожекторами… Поснимать планету-корабль - в сквозном разрезе…
       - Тогда мы потеряем оба зонда, - сказал Генри. - Гравитация у Нибиру - в три раза меньше, чем у нашей Луны, но она - есть. Придётся тратить топливо на спуск. Оно рано или поздно закончится, и оба зонда безвозвратно упадут в центр гравитации. К обломкам Планеты-корабля и тому мусору, который она насобирала в Галактике во время своего мёртвого инерционного полёта…
       - Жаль, конечно… - Храмцов вздохнул почти огорчённо.
       - Не переживай - слишком сильно, в глубины мы, всё-таки, заглянем, - пообещал Генри. - Слегка. В обе дырки. Километров на пятьдесят - сто спустим, и вернём зонды. Они это потянут.
       - Мы здесь - совсем недолго, но у меня уже появились некоторые несоответствия, плавно переходящие - из одного в другое, - сказал задумчиво Храмцов. - И ведь на них сразу находятся ответы, что странно.
       - Поделись ими - со мной, - предложил Генри. - У меня уже тоже - кое-что накопилось. Давай их сложим вместе. Какие-то - ликвидируем, а какие-то - хотя бы нивелируем.
       - Планета-корабль, которую мы сейчас пытаемся изучать зондами и спутниками, уже давным-давно пережила гибельную катастрофу. Когда астероид диаметром в тридцать пять километров врезался в неё на огромной скорости. Если бы Нибиру была настоящей планетой, астероид породил бы в ней гигантскую воронку, и сам - испарился при ударе. Но она - гигантский космический корабль с отсеками и переборками, поэтому астероид пробил её насквозь… Разрушения - фатальны. Скорее всего, погибли и все пассажиры. Сразу, или немного погодя… Наши зонды, севшие на Нибиру, определили возраст искусственного сооружения. Около пяти миллионов лет. Это уже - очень много, но ещё - не всё. Цивилизация, сотворившая такое чудо, должна была идти к нему от своих начал - не меньший срок. Итого в сумме - десять миллионов лет… Даже если активными межзвёздными были - хотя бы два, это достаточный срок для посещения многих планетных систем нашего Млечного Пути.
       - И в чём тут - несоответствия? - не понял Генри. - Диалектика развития Разума.
       - Мы летаем по Галактике - уже больше трёхсот лет, встретившись в ней - почти с тремя десятками других развитых цивилизаций. Почему ни мы, ни они о летающей планете - ни сном, ни духом?..
       - А может, ответ - проще простого? Они начались и кончились - гораздо раньше, чем мы все - даже начались?.. Истощился генезис вида…
       - Красивая гипотеза, - согласился Храмцов. - Но она порождает - новые нестыковки. Мы давно знаем, как рождаются, эволюционируют, и умирают галактики. Сначала - Большой Взрыв. Потом - облака водорода и гелия, в которых формируются, вспыхивают и гаснут - несколько поколений звёзд, синтезирующих всё более тяжёлые химические элементы. Последние их поколения породили планетные системы, в которых зарождается и развивается жизнь, плавно переходящая - и в Разум… Те двадцать восемь цивилизаций, с которыми мы встретились, как и мы, вписываются в правило синхронности. Одни из них возникли и вышли в космос - чуть раньше нас, другие - чуть позже. А Нибиру - выпадает из общей схемы. И слишком далеко выпадает.
       - А если и здесь - тоже Оккама, - предположил Генри. - Простейший вывод - из всех возможных? Они здесь - гости, а не свои, как мы все. Прилетели - из другой галактики, которая - старше нашей. Как тебе это?
       - Вероятнее всего, - опять согласился Храмцов. - И планета-корабль - более всего подходит для подобных межгалактических путешествий. Когда-нибудь и мы придём к тому же. А пока появляется сам ещё один ответ - на пока не заданный вопрос. Мы, несомненно, найдем у них информацию про их Галактику, но, сдаётся мне сразу, что она - очень далеко. Раз после Нибиру к нам больше никто оттуда не прилетел. Разбросали они такие корабли - по своей округе.  Второй корабль к нам уже не послали…
       - Возможно, их возраст - уже ответ на большинство наших вопросов, - предположил Генри. - Эволюционный ответ. Все гены рано или поздно - вырабатывают свой природный ресурс, порождая мутации. У высшего Разума они могут быть - лишь отрицательными. Некуда больше подниматься. Можно с помощью медицины и генетики какое-то время поддерживать свой вид в нужном состоянии. Но - не вечно же. Однажды может пропасть интерес к познанию, и тогда - всё… Мы нашли в Галактике много опустевших планет и баз на них. Жили там когда-то разумные существа, развивались. А потом - необратимая деградация. Где-то - полная гибель, а где-то - переходы в иные, более примитивные виды. На Нибиру мы отыщем останки её экипажа, сделаем генетические анализы, и тогда некоторые заброшенные планеты сможем привязать к этим пришельцам из другой Галактики…
       - Почти наверняка! - сказал Храмцов. - Огорчают возможные параллели с нашей цивилизацией. С тупиками - в концах. Но у нас впереди - миллионы лет. Это уже - что-то! Может, мы, в отличие от них, что-то для себя и придумаем. Утешительное, а не огорчительное… А как с некоторыми твоими несоответствиями?
       - Мы с ними совместно - уже разобрались. Эволюционно… Я всё удивлялся одному парадоксу. Наш корабль имеет в длину - всего три километра, и в толщину - один. И на нём есть очень надёжные системы защиты. Астероид, погубивший Нибиру, они засекли бы в сотне миллионов километров, и расстреляли его - пушками антиматерии. Почему у них - не было такой системы защиты? У целой планеты она должна быть - по определению.
       - Она, конечно же, была… Когда-то… - добавил Храмцов. - Но… Эволюционная деградация порождает и техническую…
       - Да, была, конечно… - задумчиво сказал Генри. - Сверхнадёжная и автоматическая… Обслуживалась она, скорее всего, роботами, которых контролировали инженеры из команды планеты-корабля. Возможно, у Нибиру была искусственная атмосфера, и гравитация. Для большего комфорта экипажа. А потом началась реэволюция… В какой-то момент бывшие инженеры потеряли способность обеспечивать работоспособность систем Корабля. Некоторое время роботы по инерции, до выработки своих ресурсов, делали это за них. Потом они начали лавинообразно выходить из строя, и уже не заботились о системах защиты от внешних угроз. Мы ещё узнаем, что было раньше: рассеялась искусственная атмосфера Нибиру, или всех погубил - уже астероид… Первый, и больший. Второй, диаметром пять километров, прилетел гораздо позже, и уже ничего не решал…
       - Немного обидно, что не мы закончим здесь интереснейшие дела, - погоревал Храмцов. - Хотя именно мы открыли эту планету-корабль!
       - Приказ есть приказ, - парировал Генри. - Нас готовили - совсем для других дел, и в другом месте. И мы своё - ещё возьмём, как первопроходцы этого The Flying Dutchman. Надо быть благодарными Базе за разрешение сделать наш экскурс.
       - Можно  мне  вмешаться? - вклинился опять ДЕМИУРГ.
       - Валяй! - великодушно позволил Храмцов. - Ты у нас уже полноценный член экипажа, хотя и искусственно разумный.
       - Отсылая  последнее  сообщение  на  Базу, я  высказал  собственное мнение  по  поводу  дальнейших  действий. Мне  это  программно позволительно - изначально. Я  известил  их  о  том, что  вы  прекрасно справляетесь  с  поставленной  внезапно  задачей. И  что  сейчас   было  бы неразумно  всё  прерывать, и  отправлять  нас  на  планету, на  которой  есть  только  начальные  варианты  жизни. Готовить  сюда  специальную экспедицию - это  и  время, и  ресурсы. Рациональнее  всего  оставить  нас здесь  на  неопределённое  время. Каллиопа  от  вас -  никуда  не  денется. А  к прилёту  основной  экспедиции  мы  накопим  достаточно  информации, от которой  другие  будут  отталкиваться. Экипаж  Корабля - многофункциональный, работы  хватит - на  всех.
       - И что ответила База? - оживился Генри.
       - Она  выразила  согласие  с  моим  предложением.
       - Нет, ты слышал? - Храмцов не скрывал восторга. - Мне всё больше нравится его самостоятельность и автономность! Он уже смешивает определения НАШ и ВАШ. Это признак - братского единства команды! Устраиваем экстренную побудку - остальным? Удивлены будут - все, и в восторге - тоже!
       - Разделяю твоё мнение, - поддержал коллегу Генри. - И ещё я закономерно полагаю, что что-то на этой планете-корабле уже надо будет заслуженно назвать - чьим-то именем. Для начала…
       -  Не против! - сказал Храмцов, догадавшись об идее. - Пробоина от астероида «Дыра Демиурга». Тебе такое нравится, третий из нас?..
       - Если  это - допустимо, - уклончиво ответил ДЕМИУРГ.
       - Первооткрывателям позволительно - всё! Какую из пробоин ты бы выбрал сам?
       - Ту, которая - больше.
       - Мания величия, - засмеялся Генри. - Она свойственна - не только людям. Договорились! «BIG  HOLE  OF  DEMIURG». Сойдёт?
       - Вполне…

        Потерявшим  темп, легче - тормознуть, чем  снова - разогнаться.
 


Рецензии