7. 2. Правление Кучума

          
http://proza.ru/2022/06/23/406

           Хан Кучум, погрузившись в думы, смотрел на огонь. Он жёсткой рукой с помощью своего племянника, царевича Маметкула, командующего ханским войском, подавляет всякое противодействие его власти в ханстве. Не все были рады тому, что он пришёл к власти, многие считали его чужаком, пришедшим сюда с юга.

           Если б только сопротивление в ханстве, но русский царь требует покорности, требует, чтоб он, Кучум, высылал ясак соболями и прочей рухлядью. Вот и грамота московская при нём. Он опять берёт её в руки и перечитывает в который раз: «Прежний сибирский князь Ядкар (Едигер) был нам послушен. Ежегодно присылал из Сибири ясак со всего добра своего». Царь хочет теперь получать ясак и от меня, властелина Сибирского ханства. Нет, не бывать этому!

           - Али, бери перо, - Кучум, метая искры из глаз, откинулся на спинку кресла и посмотрел на писаря, - пиши, - Аллах велик. Свободный человек Кучум падишах великому князю, белому падишаху. Слыхали мы, что ты в здравии и справедлив. Земли завоевывают все народы. Но в мирное время они договариваются. Отцы наши, мой и твой, понимали друг друга и торговали. Ибо земля твоя близка к нашей. Народы наши жили в мире и злобы не таили. Люди жили спокойно и благополучно. Теперь в наше с тобой время чернь враждует друг с другом. Раньше не мог послать тебе ярлык. Потому что воевал тут с одним. Теперь этого врага одолел. Если хочешь, будем теперь дружить. А коли хочешь воевать, будем воевать.

            Чем виновата земля из-за пяти-шести заложников? Я отправлю к тебе посла и купцов, так и поладим. Если хочешь жить с нами в мире, отпусти одного из тех заложников. (Хан, вероятно, имел в виду шаха Таукина или Мамина.) Вместе с ними пришли послом своего человека. Если чей-то отец враждовал с кем-нибудь, то и их сыновья должны стать врагами. А если жили в дружбе, то и им друзьями быть. Если чей-то отец нашел друга и брата, может ли сын враждовать с ним? Мы и теперь со старшим... поладим. И родину с ним сделаем, если захочешь мира. Поскорей присылай посла. Да услышишь привет мой - кричу во весь голос, посылая свой ярлык...

           - Сибирь далека, где эта Москва, не буду подчиняться московии! Но как, как укрепить власть кроме силы?

           - Али-бек, созывай курултай, у нас не так много времени подготовиться к приходу русских! – Кучум загадочно посмотрел на своего писаря.

           И вот большое собрание – курултай самых важных и влиятельных людей сибирской земли собрано в ханском дворце. Кучум, сидя на возвышенности в резном кресле, украшенном камнями и золотом, из – под опущенных век, исподлобья, оглядывал пришедших и рассаживающихся согласно занимаемому положению приглашенных гостей.

           Здесь и уважаемые мурзы Карача, Кашкар, Бегиш, дальше от всех улусов сидят беки, тарханы, отдельно расположился визирь с советниками, ясаулами, смотрящими за соблюдением законов в ханстве. А по правую руку от него, подчёркивая особый статус и приближенность, разговаривали друг с другом царевич Маметкул и наследник Кучума царевич Алей.

           - Уважаемые люди нашего ханства, - заговорил Кучум и холодным взглядом обвёл присутствующих, - я собрал вас вместе, чтоб довести до каждого из вас о предстоящих планах, которые стоят перед нами. Чтобы ханство процветало и смогло выжить в условиях, когда нас окружают враги, когда московский царь хочет прибрать наши земли, заставляя вас платить ясак, мы должны сплотиться и дать отпор!

           - Ты, Маметкул, соберёшь войско от каждого улуса во главе с мурзами и наведёшь порядок в местах ханства, где ещё есть недовольные, всех, кто выступит против, уничтожить, сжечь их жилища, улусы, превратить в пепел всё и всех, кто будет выступать против. Я не потерплю никакого непослушания, - Кучум исподлобья посмотрел в сторону племянника, - Надо пройти также и завоевать богатые земли выше по течению реки, а также население степей обложить данью!

- Дальше нам предстоит отстроить новые городки, привести в порядок и укрепить имеющиеся. Каждый из них должен иметь подготовленное войско.
 
            Кучум насильно обращал в ислам коренных жителей

            - Чтобы идти вперёд нужно дать образование, подготовить наших детей, мы не должны уподобляться диким вогулам и остякам. Нужно развивать торговлю, уметь продавать свои товары, пушнину, изделия гончаров, ремесленников. Мы должны закупать в Бухаре оружие, ткани, пряности, - Он осмотрелся и продолжил, - Основное, чтобы удерживать и управлять чёрными людьми, нужно дать им веру, скрепить воедино крайне разрозненные племена, которые населяют ханство, единой верой (религией) и нужно привести всех к исламу.

             Претворяя свои слова в жизнь, рядом со своим сибирским дворцом Кучум выстраивает мечеть, приказав приближенным как можно скорее принимать мусульманство. Но первые же проповедники из нескольких ходжей, приехавшие во владения Кучума проповедовать ислам, были убиты. Хан жестоко расправился с убийцами своих сподвижников, а тела павших за веру похоронил на княжеском кладбище. С этого момента приведение населения к покорности осуществлялось огнем и мечом.

            Шло время. Хан провел несколько крупных военных походов: по Туре и Тавде — на вогулов, по Иртышу и Оби — на вогулов и остяков. Все эти народы были покорены и обложены данью.

            Были отстроены, укреплены города: Сузгун-Тура, Биум-Тура, город на Чувашском мысу, Абалак, Атика. На Тоболе и Туре: Карачин, Алымай, Акцыбар-Кале, Цы-тырла, Тархан-Тура, Чингидин или Чимги-Тура. На Иртыше: Кысим-Тура и Бегиш-Тура, которые представляли собой мощные укрепления.

           Следующим шагом хана Кучума было завоевание области выше по течению Иртыша, которая известна под названием Барабинских степей. Там он провел удачную войну, в результате которой распространил свои владения до Ямышевского озера.
Проповедники ислама, привлеченные им в Сибирь, несли в народы не только религию, но и грамотность, поскольку при мечетях открывались школы для мальчиков. Из Казани Кучум выписал в Искер (Кашлык) много ученых-богословов для обучения в делах веры местного населения.

           Сибирское ханство вело активную торговлю с соседними ханствами и Средней Азией — в Кашлык часто приходили караваны из Бухары, Хивы и прочих азиатских районов.

           Таким образом, при Кучуме государство достигло экономического и политического расцвета. Но против воли московского царя Ивана Грозного Кучум, несмотря на свои заявления, предпринимать какие – то шаги не решался.

           В 1568-1569 годах в Московии выдались неурожайные годы, которые в 1570 году вылились в голод, сопровождавшийся чумой. А в 1571 году было крупное нашествие на Русь крымских татар, дошедших до Москвы, разоренной и сожженной в тот набег Дэвлет-Гиреем. И через год крымский хан собрал опять большую коалицию против Московии и подготовил новый поход. Иван Грозный в ответ собрал все свои силы на южной границе.

          В 1572 году татарское войско пришло на Русь и недалеко от Москвы состоялось большое сражение, в котором Дэвлет-Гирей потерпел поражение. Понимая, что он может быть следующим, Кучум прислал своих послов в том же 1572 году с грамотой. Она сохранилась плохо, но часть уцелела: «По велению Аллаха и воле великого князя всея Руси Ивана Васильевича, я, Кучум падишах, кланяюсь и посылаю, как того требует старый обычай, посла своего с тысячью шкурок соболей. Пусть поклянутся наш посол с гонцом, по велению Аллаха и воле великого князя, что мы всей душой, а также все знатные мужи наши всей душой, а также простой народ наш всей душой царю и великому князю верны будем. Я, Кучум падишах, скрепляю слова эти своей тамгой. Все знатные люди Сибири поставили свои подписи...». Кучум согласился стать подданным Ивана IV, в царскую казну от Кучума стало поступать десять тысяч собольих шкурок.

           Но мысли об избавлении от Москвы, несмотря на выставленную покорность, не покидали голову Кучума. В том же 1572 году он попросил у своего старшего брата Ахмет-Гирея, ставшего бухарским ханом вместо умершего в 1565 году отца, Муртазы-хана, прислать в Искер духовную миссию и военную помощь против русских. Брат откликнулся на просьбу и в 1575 году привел в Сибирское ханство большой отряд и духовную миссию, состоявшую из ахуна, муллы и трех абызов.
И вот он, Ахмет-Гирей, сидя на коне, любовался красивейшими видами большой сибирской реки Иртыш. Огромные просторы таёжного леса простирались вдоль неё, катившей свои тёмные воды куда – то вдаль.

          Он задумался. Потом гикнул и, проскакав вдоль берега со своей охраной, остановился:

          - Ильгам, где мой любимый сокол, пора его потревожить, а то совсем изленится и перестанет скоро ловить добычу, а я за него отдал два верблюда в Бухаре! Зачем мне будет нужна ожиревшая птица! Столько потратил времени, чтобы её вырастить, лучшие знатоки обучали её ловле, кормили её обезжиренным и бескровным мясом. Пусть покажет своё умение и потешит меня своей атакой на дичь.

          Ахмед - Гирей протянул руку в плотной кожаной рукавице для охоты охраннику. Сокол вцепился в неё своими когтями и, опустив голову в кожаном колпачке-наглазнике, словно набычившись, грозно вспушил перья и взмахнул пару раз крыльями. Ахмет – Гирей погладил птицу второй рукой, как бы успокаивая своей лаской.

           Всадник посмотрел вверх. Недалеко стая голубей беззаботно кружила в синем небе. Аккуратно сняв наглазник, Ахмет приподнял руку с соколом. И вдруг он снизу, охотники даже не успели заметить, как в направлении голубиной стаи птица взмыла вертикально вверх, отрывисто и мощно работая крыльями. В течение секунд он оказался над голубями. Последние бросились врассыпную к земле. Хищник, спокойно выбрав жертву, в пикирующем полете поймал одного из голубей.

           - Ай, молодец, ай – да, сокол! – Ахмет – Гирей растянулся в улыбке.

           В это время его окликнули с другого берега и позвали переплыть реку под предлогом получения вестей из Бухары. Ахмет-Гирей, приказав охране разбить шатер для отдыха, сел в лодку и не спеша поплыл на другую сторону, любуясь красотой реки и находясь всё ещё под впечатлением прошедшей соколиной охоты.

           Сойдя на берег, он подождал, когда к нему подойдёт посланник с известиями. Всё остальное произошло с быстротой распространения молнии. Подошедший в красивом халате, посланник, из - под полы выхватил обоюдоострый кинжал и вонзил его в грудь Ахмет – Гирея. Охрана хана, оставшись на другом берегу Иртыша, пока поняла, что произошло, убийцы уже успели скрыться.

           Так брата Кучума настигли интриги бухарского князя Шингея, метившего на ханский престол. Он и прислал людей, которые убили Ахмет-Гирея.
Продолжение следует. http://proza.ru/2022/06/27/376
Книга опубликована в Литресе.


Рецензии
Ай, да ,Александр! Ай да молодец! Какая сочная глава получилась. Крепко думают татары Сибирского ханства, как им от царя Московского уйти? Да только не в силах они противостоять Московии. Отличная глава! Спасибо. С уважением,

Мила Стояновская   22.06.2023 18:56     Заявить о нарушении
Я сам не знал, сколько Кучум вкладывал сил, средств в укрепление своего ханства... С уважением -АВС

Александр Смольников   23.06.2023 09:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.