Что в Финляндии, что в России... Из Цикла Байки о

  Народный художник РСФСР, почетный член Российской академии художеств Тойво Васильевич Ряннель  родился в 1921 г., в деревне Тозерово, Петроградской губернии - советский художник и поэт финского происхождения.
  В 1931 г. вместе с семьёй был выслан в Удерейский (ныне Мотыгинский) район Красноярского края. Учился в Южно-Енисейской политехнической школе. По особому разрешению в 1939 году поступил в Омское художественное училище.
 В 1941 году был мобилизован на фронт, но вскоре отозван. Работал преподавателем черчения и рисования в средней школе, техником-геодезистом в Енисейской топографической экспедиции.
  Переехав в Красноярск, в 1947 году становится членом Союза художников СССР и секретарем региональной организации Союза.
 
 В 1974 году ему присвоено звание Заслуженный художник РСФСР, а в 1991 – Народный художник РСФСР..
  Почётный член Российской Академии Художеств.
   Произведения художника находятся в собраниях художественных музеев России, частных коллекциях Японии, Китая, США, Франции, Германии, ЮАР, Швеции, Финляндии. Более 100 картин хранится в Красноярском государственном художественном музее им. В.И. Сурикова.

   В 1995 году вместе с семьёй как репатриант переехал в Финляндию, где жил в Вантаа.
  Вскоре после переезда Ряннель принял участие в масштабной выставке картин, где без труда завоевал первое место и приличный денежный приз.
  - Во мне есть здоровое честолюбие!- признавался он, как должное восприняв победу.
  Но его новые финские коллеги по кисти и перу судили иначе. Появились подмётные письма в Министерстве Культуры Финляндии, анонимные доносы, что «понаехавший» Ряннель – прислужник коммунистического режима, написал двести портретов Сталина, а также Ленина, Свердлова, и поэтому следует оную первую премию  у лже-диссидента отнять.
    Финляндия страна цивилизованная. Дело передали в суд. Судили-рядили, заслушивали экспертов по живописи. Нашлось у судей достаточно мужества, вынесли окончательное решение: Тойво Ряннель – лучший! Творчество и политику не смешивать!
  Злопыхатели и завистники, что называется, «умылись». Но напряжённость в отношениях осталась.

 Художник Ряннель не признавал новаторских течений в искусстве, а придерживался классических направлений. Современные художники Финляндии не понимали и не признавали его, а Ряннель- их. Известно его высказывание в адрес современного скандинавского искусства: «Ну что это за искусство! Нарисуют пару рыбацких сапог, потом эта картина год висит на выставке». «После Хелене Шьерфбек и Аксели Галлен-Каллела в Финляндии художников нет».
  Такая смелость и резкость в суждениях навлекла на строптивца даже гнев министра культуры Финляндии.
  До высылки из страны, правда, дело не дошло.
  Жил и работал Тойво Васильевич в новообретённой родине, творчество его было востребовано, заказы поступали один за другим. Талант и мастерство до самых преклонных лет были ему присущи в полной мере.
  Недаром друзья звали его гением труда и воли.

  Люди есть люди. Художники есть художники. Что в Финляндии, что в России,- мудро утешал себя Ряннель.
  А в самые трудные моменты в Финляндии  вспоминалась ему давняя история.
  После шумного успеха его «Горных кедров» на первой же его масштабной выставке, художник рискнул предложить художественному музею имени Сурикова приобрести эту «нашумевшую» картину. У музея был собственный художественный совет и закупочная комиссия.
  Но, с учётом всех обстоятельств (сложная биография , непростой характер художника, наличие у него множества врагов и завистников, с одной стороны, а с другой стороны-картину заметили высокие московские гости из «Литературной газеты», причём Юрий Казаков прямо отметил, что «мы присутствовали при рождении великой картины»), с учётом этих обстоятельств оценку произведения музейщики сами делать не решились.
  Они пригласили Совет мастерских «Худфонда» и членов краевого выставочного комитета с высокими чиновниками во главе.
  Автора «принципиальные» оценщики попросили покинуть мастерскую.
  Несколько часов бедолага то стоял у дверей, пытаясь хоть что-то услышать из доносящихся шума и споров, то мыкался на улице.
  Когда пришла пора, строптивец подошёл к двери своей мастерской. Навстречу ему стали вылетать раскрасневшиеся, переругавшиеся товарищи, старательно не замечавшие его, отводя глаза.
  С Ряннелем остался один худфондовец, и начал извиняться, что он один не мог «им ничего доказать», и ему поручили озвучить решение:
  Установить цену как за производственный оформительский стенд с малым количеством иллюстраций. То есть по минимуму.
 -Ну, да ладно. Зато будет моя картина в музее Сурикова!- попытался успокоить себя художник.*
  «Горные кедры» - одно из лучших его произведений. Три могучих кедра, полуистерзанные ветрами и прочно вцепившиеся в каменистый грунт, вызывают ассоциации с богатырской мощью сибирской природы, со стойкостью людей, которые не страшатся трудностей. Эти ассоциации не случайны, к ним подводит зрителей весь образный строй картины. Плотность цветового решения, устойчивая композиция с горизонтальным передним планом скалы, за которую упрямо и твердо держатся кедры, создают цельное впечатление богатырской силы могучих деревьев, их гордого несломленного духа.





*-Теперь в Музее Сурикова более ста работ Народного художника России Тойво Ряннеля!
 


Рецензии