Маленький ёжик, четверо ножек

В кухне стояли пластиковые ведра, наполненные водой. Молодец Ванька, набрал, пока я спала. Хоть и ворчит, что в селе ему не нравится, и возраст у сына противный, подростковый – но всё-таки помогает. Воду приходится набирать в скважине, чтобы посуду вымыть, а горячей и вовсе нет.
– Данька, просыпайся! – крикнула я в сторону комнаты, ставя на плиту чайник.
Донесся тихий стон. Даниле уже девять, а спит как младенец.
Я домывала в тазу последние тарелки от вчерашнего ужина, когда сонный Данька пришел и сел на стул. К нему на колени сразу вспрыгнул кот Виконт.
– Что, Ванька опять в город уехал? – недовольно буркнул младший сын. – Я тоже хочу!
– Сделай себе бутерброд. Хочет он. Будет тебе тринадцать – отпущу.
Может, я тоже в город хочу. Хотя, если честно, уже не так, как год назад. Тогда у меня просто ломка какая-то была, страшно вспомнить. Все несчастья на меня навалились: муж подал на развод, работу потеряла, Данька болел.
А здесь, в селе, живут мои родители. Никогда не думала, что впишусь в это патриархальное существование так, словно создана для него. Родители живут на своей половине, не мешают. Это счастье, что у дома как бы два крыла, и одно из них моё. Своими крыльями дом нас охраняет от непогоды. Люблю родительский дом, но с одним крылом не полетаешь. Вот так и проходит наша жизнь. Мне теперь нормально, а Иван никак не привыкнет: у него все друзья в городе остались.
– Мама! – закричал сын со двора. – Смотри, что я нашел!
Данька присел за кустами.
– Что там?
– Ёжик.
На сухой траве лежали три серых колючих клубочка. Я осторожно протянула руку, потрогала. Иголки совсем мягкие.
– Давай их заберем, – прошептал Данила.
– А вдруг их мама сейчас придет? Она расстроится.
Странно: поздняя осень, ёжикам пора впадать в спячку, и мать не могла их оставить, спала бы вместе с ними. Что-то тут не так.
К вечеру ежиха так и не появилась, я забрала ежат в дом, позвонила ветеринару. Они так смешно шевелили крохотными носиками, что мы с сыном расплывались в умильных улыбках.
– Надо молочка им дать, наверное, – предположила я.
– Так давай дадим! Только разве они уже умеют лакать?
Сбоку послышался возмущенный мяв: это Викоша пришел посмотреть на странных существ, понюхал и, наверное, уколол нос.
– Ни в коем случае не надо молока, – сказал местный ветеринар.
Мы с Андреем давно знакомы. Весной болел Виконт, у него опухли щеки, оказалось – заражение. Ветврач ловко лечил нашего котика, уколы ему делал, гладил, разговаривал с ним. Повезло нам.
– Почему? Я слышала, ежи пьют молочко.
– Они его любят, но у них от него понос. Лучше теплый чай дать таким малышам. Вы заварите, Маша, а я большой шприц возьму. Из него и впрыснем каждому в рот.
Андрей рассказал, что если уж мы взяли ёжиков к себе, то нужно им обустроить жилье.
– Сейчас пока они в этой коробке поживут, позже вы им дайте коробку попросторнее. А вскоре им нужна каждому такая коробка. Они не стадные животные.
– Дядя Андрей, а откуда вы все это знаете?
– Я много чего знаю. Мне не только кошек и собак, коров и коз приходилось лечить, но даже птиц. А однажды к улиткам вызвали, представляешь, Даня?
– Ой, расскажите!
Я смотрела на умелые руки Андрея, на его крепкую смуглую шею. Не хватало еще заинтересоваться чужим мужчиной! Встряхнулась, позвонила сыну.
– Ты когда будешь? Почему завтра? Ночевать? Смотри, чтобы с первой же электричкой был дома!
Я вздохнула, ветеринар исподлобья посмотрел на меня.
– Что, не нравится ему здесь?
– Городской он.
– Я тоже был городской, когда в сельхозакадемии учился. – Он помолчал. – А вы сфотографируйте ежат и отправьте ему.
Так я и сделала. Иван сразу позвонил, заинтересованно расспрашивал. Пообещал утром рано приехать.
– Андрей, побудьте еще, чайку попьем, – попросила я.
– Как ёжики! – засмеялся Данька.
– Ну а чем мы хуже ежиков? –  улыбнулся ветеринар. – Мы чем-то даже лучше.
– Откуда вы знали, что Ивана можно ежами заинтересовать?
– У меня самого сын чуть старше. А животных они все любят, вот почему знаю.
– А куда ежиха пропала?
Ветеринар пожал плечами.
– Может, погибла. Бывает, поздних детей она бросает. Иначе ей и самой не выжить, и деток не выкормить: зима на носу.
За чаем я узнала, что Андрей в разводе, жена уехала, с сыном он видится редко. Мне было жаль его, но сердце против воли стукнуло: он свободен.
Ёжики быстро росли. По совету Андрея мы давали им перекрученное куриное мясо и раздавленную вилкой яичницу. Он приходил, наблюдал за подопечными животными, но я видела, как он на меня смотрит.
Ёжики жили уже в отдельных коробках в коридоре, кухня им не годилась из-за запахов. Они постоянно вылезали из коробок, гуляли по дому. Иван с удовольствием тоже с ними возился, перестал часто ездить в город и, кажется, даже примирился с нашей теперешней жизнью.
– Весной отпустишь их на природу, – сказал Андрей.
Мы давно перешли на ты.
– И что дальше?
– Ну, они уйдут. Или останутся. Взрослый самостоятельный ёж сам решает, что ему выбрать.
Я погладила его по плечу.
– Когда я спросила «И что дальше», я не ёжиков имела в виду, – тихонько сказала я, оглядываясь на детей.
Они занимались в комнате своими делами. На нас пристально смотрел только Виконт. Кажется, он понимал: тут решаются важные вопросы.
– А когда я тебе отвечал, – сказал Андрей, – я тоже говорил не о них.
– И что же решит взрослый самостоятельный ёж?
Коту надоело ждать, пока мы наговоримся, он вспрыгнул ко мне на колени, но головой при этом потянулся к Андрею, пытаясь дружески его боднуть. Так мы сидели, гладили кота и молчали, причем Андрей часто промахивался мимо Виконта и гладил мою руку.
Похоже, мой вопрос оказался риторическим.


Рецензии