6. 5 Трёхмерное тело в двухмерном мире

                Из книги П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира»:

 (стр. 45) «Если мы войдём в мир плоских существ, то плоское существо ощутит только линии, ограничивающие разрезы наших тел. Эти «разрезы», которые для него будут живыми существами, будут неизвестно откуда появляться, неизвестно почему меняться и неизвестно куда исчезать чудесным образом. Точно такими же самостоятельными живыми существами будут казаться им разрезы всех наших неодушевлённых, но движущихся предметов».

                Какими живыми существами они будут ему представляться?

«Если бы сознание плоского существа заподозрило наше существование и вошло в какое-нибудь общение с нашим сознанием, то мы оказались бы для него высшими, всезнающими, может быть всемогущими, а главное непостижимыми существами, совершенно непонятной категории».

                Почему?

«Мы видели бы его мир, как он есть, а не как он кажется ему. Мы видели бы прошедшее и будущее, могли бы предсказывать, направлять и даже создавать события.

Мы знали бы сущность  вещей. Знали бы, что такое «материя» (прямая линия), что такое «движение» (кривая и ломаная линия, угол). Мы видели бы угол и видели центр».

                Так ли это? Чтобы видеть центр и угол, мы должны были бы видеть саму плоскость сечения объёмного тела.  А для этого мы должны были разрезать объёмное тело или мысленно представить этот разрез. Права ли я?

«И мы могли бы рассказать ему очень много нового, неожиданного и поразительного о явлениях его мира, - если бы оно могло слушать нас и могло понимать нас.

Прежде всего, мы могли бы сказать ему, что то, что оно считает явлениями, например углы и кривые, есть свойства высших тел, что другие «явления» его мира не есть явления, а только части или «разрезы» явлений, что то, что оно называет «телами», есть только разрезы тел …»

                Двухмерное существо способно видеть только линии сечений соприкосновения или прохождения  тел трёхмерного мира, но не саму плоскость сечение.  О ней оно может строить предположения. Применительно к нашему миру: все объёмные тела есть сечения более сложных тел четырёх измерений.

«Мы могли бы сказать ему, что с обеих сторон его плоскости, (то есть его пространства или его эфира) лежит безконечное пространство, (которое плоское существо называет временем). И  что в этом пространстве лежат причины всех его «явлений» и сами явления, как прошедшие, так и будущие – и мы могли бы  прибавить ещё, что сами «явления» не есть нечто случающееся и перестающее быть, а только комбинация свойств высших тел.

При этом нам было бы очень трудно что-нибудь объяснить плоскому существу. А ему было бы очень трудно понять нас. И прежде всего это было бы трудно потому, что у него не было бы понятий, соответствующих нашим понятиям.  Не было бы нужных «слов».

Например, разрез – это было бы для него совершенно новое и непонятное слово. Затем угол – опять непонятное слово. Центр – ещё более непонятное. Третий перпендикуляр – нечто непостижимое, лежащие вне геометрии».

               Как для нас слова Бог, монада, четвёртый перпендикуляр?

«Неправильность его представлений о времени плоскому существу понять было бы труднее всего. Оно никак не могло бы себе представить, что то, что прошло, и то, что будет, существует одновремённо на плоскостях перпендикулярных к его плоскости. И никак не могло бы себе представить, что прошедшее тожественно с будущим, потому что явления приходят с обеих сторон и в обе стороны уходят.

                Если это применить к нашему миру, то получается, что у времени нет одного направления. Если это так, то можно ли вернуть человеку его молодость? 

«Но труднее всего двухмерному существу было бы понять то, что «время» заключает в себе две идеи: - идею пространства и идею движения по этому пространству».


Рецензии