Полярный. Перископ

Эпизод 3.

Скажу, что перископ подводной лодки — это уникальное устройство, настоящий шедевр инженерии, без преувеличения, высший образец достижений точной механики и оптики. Данное устройство находится в заведовании электронавигационной группы, командир которой ведёт формуляры на каждый прибор, требующий периодических поверок. Внутри перископа присутствует блок, который также необходимо периодически сдавать в поверочную мастерскую. В один из дней нашей стажировки мы, курсанты-судоводители, под руководством старшего лейтенанта, КЭНГ (командира электронавигационной службы) лодки, пересматривали эти формуляры. Хронометры, часы, секстан, перископ… Формуляр перископа был просрочен.

— Тарищ кан третьего ранга, — докладывал КЭНГ командиру, “проглатывая” буквы, — вот обнаружили прибор с истёкшим сроком поверки.

Командир, молча протянув руку, взял формуляр.

— В прошлом году закончился… — подытожил он, внимательно изучив листок с печатями поверочной мастерской. Мастерская находилась в Росляково на противоположной стороне залива.

— Пусть курсанты смотаются на рейсовом катере в Североморск, оттуда до Росляково рукой подать, если Вы не против, — предложил старлей.

— У них пропусков нет…

— Тогда на автобусе…

— Пиши увольнительную.

Таким образом, без лишних слов, выкристаллизовался план наших действий на следующий день. А текущим днём надо было всё приготовить. Командир ушёл в каюту. Старлей, протарабанив ботинками по трапу, скрылся в просвете рубочного люка, сказав нам снимать с перископа этот самый блок. Саша, два метра ростом, и я в недоумении остались в центральном. Походили вокруг перископа. Что снимать? Откуда? Мы ничего не поняли. Матрос электронавигационной группы подсказал, какие откручивать гайки.

— Есть ключ “17 на 19”? — поинтересовался я, смерив взглядом размер гаечек.

— Откуда? — коротко ответил моряк срочной службы. Лицо его выражало крайнюю степень снисходительности к моему непониманию окружающей обстановки. Появились уставшие пассатижи с погнутыми ручками и молоток со слетающим то и дело бойком.

Свежие воспоминания о затопленном трюме, о воде, которая до сих пор не была откачана и плескалась в носовом. Штурманский электрик, протягивающий мне рукоять молотка и одновременно насаживающий на неё трёхсотграммовый боёк. Видавшие виды, пассатижи в руках его товарища… Эти классические элементы фарсовой буффонады вызывали чувство неуверенности. Я реально не понимал, в какое место перископа следует долбить этим молотком.

— Парни, давайте лучше вы! Я тут намедни уже делов натворил в трюме…

Один захватил пассатижами гайку, второй стучал молотком по пассатижам. Гайки, одна за другой, нехотя откручивались. Слоновка скалывалась, если удар молотка приходился не совсем точно. И нужный блок был вскоре извлечён. Приняв его в руки, прикинув вес, я тут же передал его Саше.

— Килограмм 25, не меньше, — предположил он. У нас даже не было подходящей сумки, чтоб тащить этот агрегат. Кто-то дал воинский вещевой мешок.

Смешная картина открывалась, если наблюдать нас со стороны. Саша с вещмешком за плечами, острые края фиговины резали его спину и я, семенящий следом и руками поддерживающий снизу этот мешок.

В автобусе место было только на задней площадке. Рейсовый "ЛИАЗ" с прогазовкой переключал скорости на затяжных подъёмах. Долгий маршрут по берегу Кольского залива: сначала на юг, Туломский мост, мост через Колу, потом на север через Мурманск. Потоки талой воды катались то вперёд, то назад по полу автобуса. В эту талую жижу не было никакой возможности поставить рюкзак с тяжёлой фиговиной. Вещевой мешок всё время висел на Сашиных плечах, я всё так же его поддерживал снизу. Наконец один сидящий пассажир сжалился над нами и предложил поставить наш вещмешок на приступок ему в ноги. Мы воспряли, освободившись от тяжести. В Мурманске на автовокзале следовала пересадка на североморский автобус…

— Саня, как может быть такая безалаберность, такая халатность? Профанация во всём! Ему доверили подводную лодку… Разобрать перископ… молотком… на перекладных везти… Билет на автобус на наши последние гроши…, — вопрошал я бессвязно, не в силах сформулировать свою мысль.

Саша глядел на меня сверху вниз, с высоты своего немалого роста, и улыбался. Не отвечал мне ничего. Он думал о предстоящих ему нескольких часах встречи с отцом, капитаном из пароходства. Он не видел своего бати несколько месяцев и был очень рад этой неожиданной оказии благодаря перископу оказаться в Мурманске.

В Росляково мы без проблем нашли поверочную мастерскую, сдали свой стратегический груз. Впереди было почти полдня до последнего автобуса в Полярный. Наш отпускной ведь был оформлен на целые сутки.

2 июня 2022 года.


Рецензии
Эх, всё знакомые места... С 1976-го по 2011 "исхлестал" всю область, трудно сказать - где не был. Но главное - шлюпочный поход с курсантами вокруг Кольского полуострова. И шторм в 9 баллов у Святого носа...

Александр Курчанов   26.06.2022 17:01     Заявить о нарушении
Ваши фотографии для меня и во время учёбы в мореходке, и сегодня пропитаны запахом северной романтики. Я помню ходил в походы с Людмилой Баевой, возможно вы знакомы.

Орлов Евгений Александрович   26.06.2022 22:44   Заявить о нарушении
Ну конечно практически всех знаю. 33 года в МВИМУ - МГТУ. Спасибо мореходке (МГТУ) - как говорят: "Крым и Рым", и даже через Атлантику на "Седове" на празднование 500-летие открытие Америки Спасибо А.П. Гальянову.

Александр Курчанов   27.08.2022 18:43   Заявить о нарушении