Досужие рассказы Сатаны 12 Тысяча и один золотой

Мой авторский сайт: https://www.danberg.net/

 
                Досужие рассказы Сатаны

                12 Тысяча и один золотой

1

Под гостеприимной кроной грушевого дерева, на заходе солнца, сидел я как-то со своими коллегами по небесной службе – старшим над раем ангелом Михаэлем и владыкой ада ангелом Насаргиэлем. Мы отдыхали от утомительных дел насущных и вели непритязательную беседу. Исчерпав обыденные темы, смолкли и принялись любоваться красотою заката. Приятный вечер трудного дня.

Неожиданно в пасторальную тишину ворвался глас дежурного ангела: “Принимайте пополнение, почтенные принципалы!” Сей зов, несомненно, относился к Михаэлю и Насаргиэлю, а не ко мне, поэтому я продолжал сохранять невозмутимое спокойствие, в то время как мои собеседники заметно взволновались.

Дежурный ангел имел в виду вновь преставившихся. Казалось бы, событие это абсолютно рядовое, ибо любой продукт земного бытия рано или поздно непременно умирает, попадает на Небо, и тогда Высший суд дает работу либо Михаэлю, либо Насаргиэлю. Отчего же растревожились мои соратники?

Михаэль и Насаргиэль объяснили мне, в чем состоит неординарность положения. Дело в том, что в последнее время умножился поток прибывающих из некоего городка. И диковинность состоит вовсе не в количестве, ибо всплески такого рода не впечатляют Небеса, а в качестве мертвецов. Высшие сферы осаждаемы не душами умерших, а истинами. Да-да, именно мертвыми истинами, которые якобы родились на земле, прожили короткую жизнь, умерли и вознеслись. 

Коллеги попросили меня спуститься к людям, посетить городок, разобраться в тамошнем хаосе и выяснить подоплеку нарушения привычного хода вещей. Михаэлю и Насаргиэлю требуется знать фактическую, а не мнимую причину, ведь ангелы не верят ни байкам, ни чудесам. Я не заставил себя уговаривать. Мне в радость получать подобные просьбы от коллег или повеления от Господа. Я всегда осуществляю миссию с исчерпывающей полнотой, ибо вижу в этом свой долг. Награда за исполненный долг – возможность исполнить следующий. К тому же мне лестно сознавать себя экспертом по земным делам.

Прежде чем я приступлю к описанию очередного визита на землю, я сделаю несколько предварительных замечаний. Для успешного выполнения задания необходима основательная подготовка. Предстоящее сошествие к двуногим – не исключение.

Прежде всего, я обратил внимание на особенную природу новых мертвецов. Итак, они являются истинами. По словам моих друзей Михаэля и Насаргиэля, новопреставленные умирают совсем молодыми. Я стал думать, как связать эти факты. На память мне пришло высказывание, приписываемое одному из древних мудрецов, мол, в споре рождается истина. Сей умник хоть и был язычником, но славу гения снискал заслуженную. В пользу его ума говорит хотя бы то обстоятельство, что свое авторство этой сентенции он не признавал и отвергал ее на том основании, что спор суетен, никакой истины не родит, а вот диалог – совсем другое дело.

Сочленив имеющиеся в моем распоряжении реалии, я предположил, что маложивущие истины, которые досаждают Небесам, являются порождением пустых споров. Возможно, в городке завелся некий профессиональный спорщик, который без устали и без удержу печет, как блины, никчемные истины, да еще и наживается на простаках. Такова была моя рабочая версия. Вооружившись теорией, я спустился на землю, отыскал нужный мне городок и приступил к исполнению миссии.

2

Городишко маленький, захолустный, расположен вдали от стольных градов и больших дорог. Подобные места часто называют забытыми Богом, но такое мнение грубо ошибочно. Господь не забывает рабов своих – ни столичных, ни провинциальных, ибо расстояния от любой точки земли до трона Всевышнего практически одинаковы. Однако неразвитость и тупость в глухих краях встречается частенько даже среди состоятельной публики.

Провинциалы доверчивы, днем истово молятся, а ночью громко храпят. Я подумал, как раздольно будет чувствовать себя шарлатан-спорщик среди ограниченных и легковерных людей. Мне захотелось просветлить темные головы, вырвать обывателей из идиотизма местечковой жизни.

Я ни за что не откажу читателям в удовольствии в тысячный раз убедиться в остроте и проницательности моего ума. Априорно придуманная мною на небе рабочая версия событий в городке изумительно совпала с земной действительностью.

Не так давно в провинции появилась некая столичная штучка со знаменательным именем Ярив. Веселый балагур и отчаянный спорщик, он прокладывал тропки к сердцам местных толстосумов, вызывая их на спор, и недурно зарабатывал на этом. По чести говоря, я не возгорелся гневом на успешного мистификатора, потому как ценю всякого рода изобретательность.

Я полагаю, что долг – это любовь. А именно, любовь к тому, что сам приказываешь себе. Исполнение Небесного долга требовало от меня остановить обременительный для Михаэля и Насаргиэля беспримерно большой поток усопших, то бишь мертвых истин. Для этого мне, прежде всего, следовало познакомиться с Яривом.

3

 - Приветствую тебя, хитроумный Ярив! – воскликнул я.

 - Взаимно! Приятна мне комплиментарная незнакомца речь! – бойко ответил Ярив. 

 - Познакомься со мною: я – Сатан!

 - О, я счастлив говорить с посланцем Небес! Что привело тебя ко мне, великий Сатан?

 - Я наслышан о твоих победах в спорах и хочу из первых уст услышать лучшие образцы, - сказал я, желая польстить Яриву и не открывая при этом своих намерений.

 - С радостью, Сатан! Ты дельный ангел и по достоинству оценишь мой талант – не покладая ума золотить руки.

 - Итак, приступим, Ярив!

 - Вот первый образчик моей находчивости, - начал Ярив, - раз сидел я в трактире, закусывал, и подсел ко мне некто, с виду весьма огорченный. Половой принес ему селедку с луком, хлеба, и водку. “Человек хочет забыться, видно, неудача его постигла, - подумал я, - небось, ему выговориться нужно!”

 - Поведал он мне, - продолжил Ярив, - что задумал купить дом для дочки – она, мол, в девках засиделась, а будет у нее своя храмина, и женихи потянутся. Приглядел он подходящее гнездышко. Однако продавец запросил неумеренно. “Разумным доводам не внемлет, дурак набитый, - ругался мой собеседник, - не понимает, болван этакий, если не назначит цену рыночную – никогда не продаст недвижимый свой товар!” Так и не совершил покупку родитель перезревшей девы.

 - Тут я стал утешать любителя селедки, - сказал Ярив, - говорю ему, что на сей раз не повезло тебе – продавец попался бестолковый, однако по большому счету дурак полезен умному в делах! Тот смеется надо мной, дескать, не может быть пользы от дурака. Тогда я предложил заключить спор – отчего не потягаться с человеком, если тот при деньгах? 

 - За разрешением спора отправились мы вдвоем к мудрецу. Поскольку я не соглашался на приглашения горе-покупателя составить ему компанию в пиршестве, и голова моя была ясная, я взял инициативу в свои руки и кратко и ёмко изложил мудрецу суть дела. Он выслушал, огладил белую бороду, сотворил молитву и изрек: “Когда многодумный царь Шломо говорил, мол, нет нового под солнцем, он не имел в виду глупость. Ибо глупость всегда блещет новизной. А еще примите во внимание, дети мои, что всякая умная мысль поначалу кажется глупой, и только со временем ее оценят иначе. Поэтому нельзя утверждать, будто нет пользы от дурака!”

 - Я победил в споре, - подвел итог Ярив, - и пока мой напарник отсчитывал проигранные деньги, я сказал ему: “Спор наш родил истину. Вот она: глупость – двигатель прогресса!” В хмельной голове неудачника не поместилась мудрость моего открытия. Он безнадежно махнул рукой и ушел, не прощаясь. Что ты на это скажешь, Сатан?

 - Прекрасно, Ярив! Ты наглядно показал, как дурак может быть полезен умному в делах. В истине, которую породил ваш спор, я уверен меньше. Переходи к следующему примеру.

 - Итак, я продолжаю, - промолвил Ярив, - однажды ко мне пришел красивый мужчина во цвете лет и сказал, что наслышан о моей изобретательности и хочет посоветоваться. Он готов заключить со мной спор и охотно проиграет его, если это поможет ему выкарабкаться из неприятного положения, в котором он очутился. Выяснилось, что красавец сей изрядный юбочник, и его последнее похождение стало известно жене, и вот, горько обиженная женщина требует развода. Ради сохранения имущества ловелас желает сохранить семью, и что же ему делать? 

 - Ситуация тривиальная, - продолжил Ярив, - но для виду я глубоко задумался. Потом говорю моему новому знакомому, мол, положение его совсем не так худо, как он себе представляет, и пусть себе женушка ходатайствует перед судом. “Имей в виду, - сказал я ему, - супружеская неверность укрепляет брак!” Не умеющий мыслить парадоксально, волокита решительно не согласился с моим суждением, и сам предложил побиться об заклад – по его мнению, дело обстоит как раз наоборот.

 - Поспорили мы, - сказал Ярив, - пошли к судье, знатоку разводных дел – пусть рассудит. Судья принял нас отменно, выслушал и, рассмеявшись, дружески похлопал по плечу моего знакомца. “Приходи с женой, дружище, - объявил вершитель правосудия, - я расскажу вам, какими неприятностями грозит развод. Уверен, женщина передумает. А тебе, любезный, впредь надо действовать осмотрительней!”

 - Парень хоть и проиграл, но остался доволен – надежда ободрила его. Принимая законный гонорар, я изрек истину, родившуюся в споре: “Измена – залог верности!”

 - Блестяще, Ярив! Нет ли у тебя еще примера в том же роде?

 - Да сколько угодно, Сатан! – воскликнул Ярив, - вот, послушай. Раздразнил я как-то одного толстосума, говорю ему, мол, проспоривший выигрывает. Случайный мой знакомый, понятное дело, злится, не соглашается. Как водится, заключили пари. Отправились к главе общины. Тот объяснил крезу: “Выспоривший деньги платит налог в казну. Если богач часто проигрывает споры, то, выходит, общинная касса полнится из его мошны. А городская наша управа таких добродеев уважает и возвращает им сторицей!”

 - Довольный исходом дела, миллионщик расплатился со мной, а я поздравил его с новорожденной истиной: “Спор – источник обогащения!”

 - Последнее твое утверждение верно только для одной из тяжущихся сторон и слишком тривиально, чтобы претендовать на истину, - сказал я Яриву, - а теперь внимай моим словам! “Не ты, а Господь Бог изрекает истины. Твои же мелкотравчатые поделки умирают вскоре после рождения, и никудышные мертвецы обременяют лишней работой лучших ангелов Небес!”

Разочарованный таким финалом разговора, Ярив поник головою, но на этот раз спорить не стал – понимает, стало быть, что сам Сатан перед ним.

Прощаясь, я спросил его, сколько же он берет со своих простоватых партнеров. “Тысячу и один золотой, - пробормотал Ярив, - один – за спор, а тысячу – за рожденную в нем истину!” 
    
 
Полностью произведение опубликовано здесь:

https://s.berkovich-zametki.com/y2021/nomer4/berg/
https://s.berkovich-zametki.com/y2022/nomer1/berg/


Рецензии
Ну, тут хоть Ярившийся молодец ибо богатые сами есть нечестивые обманщики, обирать их вообще не грех:—))) с уважением:—)) удачи в творчестве:—))

Александр Михельман   24.06.2022 17:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Саша.
Супружеская неверность укрепляет брак.
Измена - залог верности.
Глупость - двигатель прогресса.

Дан Берг   24.06.2022 19:11   Заявить о нарушении
Сильно сомневаюсь. Я против таких "укреплений" брака, вообще не вижу в этом смысл, просто развращенность человеческая, и вообще подлость. Насчет глупости скажу, да чушь полная. с уважением.

Александр Михельман   24.06.2022 19:30   Заявить о нарушении
Так ведь и Сатан то же самое говорит - это мертвые истины.

Дан Берг   24.06.2022 19:33   Заявить о нарушении
Ну, может в одном слове из тысячи Сатан и оказывается прав, но это не меняет его сущность такого существа, которого не стоит слушать, а лучше бежать от него, слома ноги. Или сделать, как персонаж моего крайнего произведения - прикончить его со всей возможной жестокостью, сделав мир лучше. с уважением.

Александр Михельман   24.06.2022 19:40   Заявить о нарушении