Меж двух войн. Ч. 2. Гл. V. 8. Сережа Бакшеев

                8. Сережа Бакшеев.
               

         В феврале выдались такие морозы, что возникло желание и необходимость заморозить стройку, до лучших времен, до весны, до тепла.

    А вот творческий процесс шел  повсеместно и постоянно. Однажды читала внуку про грузовые машины, умную такую современную богато иллюстрированную книгу-альбом и вдруг уяснила себе, что такое тягачи. А это, оказывается, большой автомобиль, состоящий из кабины и платформы сзади, служит для  навешивания различных прицепов – и сразу побежала  вносить исправления в текст, где под тягачами разумела крупные трактора на гусеничном ходу и даже рискнула их сравнить с танками. Вот уж, век живи, век учись.
 
   И даже в детской книжке, после которой читали традиционно «Муху-цокотуху», т.е. после умного чтива переходили перед дневным сном на  приятно-развлекательное  в классическом смысле – и одно никогда бы не заменило другое - можно найти  источник редактирования текста, который крутится в голове почти постоянно, но не всегда успевает лечь на бумагу, нет, скорее, в текст на экране.  А иногда и ложится, но сопротивляется – не тот тон, не то направление, сильная заумь или убожество, что также не подходило для нее ни в коем случае.

   После недельного отсутствия на сайте приснился пакет из плотно спрессованных пауков, лежащих стройными рядами.   Утром с Сашкой разгадывали сон.  Он, как всегда по утрам, лихорадочно собираясь на работу, вставлял, что это кто-то плетет интриги. А Ольга Витальевна  была склонна почувствовать в этом  призыв  Всемирной паутины.
   И точно, на сайте было десять писем от Сережи из Иркутска, единственного из друзей, которому она доверила кое-какие  свои страницы, начиная с  нерчинских  памятных историй  тогдашней семиклассницы. И здесь он уже неоднократно упоминался, причем не далее как в предыдущей главе.

   Да и вся-то дружба началась с нескольких заходов  симпатичного бородатого дядьки немного моложе ее по возрасту просто в гости на сайте, а потом и коротенького сообщения, что, мол, в классе его старшего  брата Жени, которого уже нет в живых, одно время, но совсем недолго, училась девушка-подросток, которую все прозывали «Куба».
   Ну, конечно, это была она собственной персоной. А для дружбы  среди малочисленных пользователей  «Одноклассников»  их возраста,  этого было вполне достаточно. Стали переписываться. Кроме благородной славянской внешности  Сергей имел  еще много достоинств – умел и любил переписываться, был обстоятелен в ответах, обладал прекрасной памятью, бывал в родном Нерчинске чуть ли не каждый год, да еще и отличался редкой грамотностью, что тоже уже некая приятная неожиданность  на  сайте.
 
   Наверное, что-то и он нашел в их переписке для себя интересное, в общем, постепенно знакомились и вместе вспоминали, не забывая о дне сегодняшнем.
 
   Правда, нашли и камни преткновения, немедленно  предъявив друг другу претензии по этому поводу. Она назвала его занудой, а он  ее – верхоглядкой. Задетые за живое, перестали писать друг другу  буквально целых три… дня, а потом угомонились и приняли замечания как  должное, как желание усовершенствовать  друг друга без нанесения морального урона – ни боже мой!  Посмеявшись и расшаркавшись, стали дружить еще более доверительно – и даже делиться своими записками о том, о сем. Вот такими, например:

 Это было совсем недавно, каких-нибудь 57 лет назад…
Старинный провинциальный городок, его богатая на славные события история - в прошлом. А тогда, на момент начала 50-х годов, основным примечательным местом проведения культурного досуга горожан был местный кинотеатр. Располагался на перекрестке, по главной улице между старым спортзалом средней школы и парикмахерской (позже в этом помещении обосновался Дом пионеров).

 Когда в очередной раз посреди киносеанса отключался свет, и надолго, публика сидела и терпеливо ждала, когда запустят дизельный движок для возобновления показа. Изредка на вечерние сеансы пропускали и детишек с родителями (девать-то некуда!). Детишки, бывало, уставали сидеть на коленях старших, спускались в проход между кресел, бродили, поглядывая туда-сюда, то на экран, а то и на ровесников, также "спущенных с поводка".
 В тот раз показывали "Лебединое озеро" - балет: на освещенной сцене под напряженную музыку двигаются дяденьки и тетеньки в странных коротеньких одеяниях. И вот, в один из моментов, когда на переднем плане тетенька высоко в повороте поднимает ногу, другую - из середины зала, откуда-то снизу раздается детский возглас: "У-у, бестын-ница!".
 Редкие смешки взрослых, действие продолжается... Малыш, видимо, уже усвоивший к своим 3-4 годам кое-какие представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, не унимается, после очередного па-подъема и в третий, и в четвертый раз звучит еще более возмущенное: "У, бестынница!". Смешки в зале уже более дружные и веселые. Так в тот вечер публика и получала двойное удовольствие, как, конечно, и сам малолетний моралист-комментатор.
 
И при случае, попозже
Повторяла вся семья
Те словечки от Сережи
 (это был, понятно, я)...
 
                ------------------------
               

    Неожиданно давние события, отраженные еще в Детстве золотом, находили свое
продолжение. Вот только с Аллой Иванчиковой обсуждали ее байкальскую встречу
с одноклассником ее родителей, встреченным в автобусе на Байкал в 1963 году:

- А папка Сашка, рыжий такой? И родом они оттуда-то?
Получив утвердительные ответы, снова орет:

Так я их одноклассник! Из деревни там-то на Урале. Так этот рыжий Сашка и увел
Ленку. Конечно, он же офицером стал! Смеялись, фотографировались. И тогда мы
узнали, как тесен мир...

Одна из  новых подруг, жившая с Иванчиковыми в одном городе после демобилизации, неожиданно дорассказала  давний дорожный эпизод:

- А "как Сашка Иванчиков увёл Ленку" мне тоже известно из уст самой тёти Лены. Она сама мне давно рассказывала. Он вернулся после войны на родину. И там повстречался с "Ленкой". Пошли в кино. Что-то смотрели и, как это раньше было часто - порвалась плёнка, в зале заорали и засвистели.

 Включили свет. Через какое-то время наладили показ кино и продолжили, но свет в зале выключить забыли. Все опять заорали и тогда "Сашка" вытащил пистолет и натурально пострелял лампочки!!! И это ещё не всё! Его вызвали куда следует, начали вести допрос, типа:- Как это ты там в кинотеатре? Он и говорит:"Да вот так, как сейчас у тебя"- достал пистолет и выстрелил в лампочку под потолком!

  Вот такая вот история. Тогда после войны почти у всех фронтовиков было личное оружие!
И КАК ЖЕ БЫЛО ЗА ТАКОГО ОРЛА НЕ ПОЙТИ ЗАМУЖ!!!?

                ---------------------


   Сама по себе смерть близких - это ни с чем не сравнимое переживание, особенно если умер отец в 52 года, по жизни успешный и сильный человек. Но сейчас об Ольгиных воспоминаниях из этих лет.
 
   Просто на следующий день после похорон, это было в Москве,летом 1977года, в дверь позвонили и вошел молоденький мальчик в штатском и спросил, здесь ли живет Виталий Николаевич?
   Немая сцена.
   Ну,потом ему как могли - язык еще не поворачивался произнести без слез, что его больше нет…
   И  фактически он здесь  не живет уже 4 дня.
   Он был очень смущен, но представился и оказался курсантом Саратовского бывшего танкового, а теперь высшего военного ракетного училища, которое в войну ускоренно заканчивал отец.

   И что его портрет висит в одном из помещений училища, и что из выпускников училища он всего один в своем роде уникальный генерал-ракетчик, бывший танкистом, и что сам  вьюноша в отпуске с поручением попросить фотографии о жизни и деятельности, а может и какие-то личные вещи для стенда в музее училища.
   Вот так судьба  одного из выпускников времен войны совпала с судьбой военного училища.
    Конечно, показали эту судьбу в фотографиях, попутно накормили, всем помогли, только пусть простит за слезы и эмоции, ведь все было слишком живо.


Рецензии