Очерк о поездке в Курск 4-6 сентября 2016

Эту поездку я хотел преподнести маме, как подарок. Поэтому спланировал её так, чтобы смотреть только то, что интересно для неё. Однако, и мне было очень интересно. При этом минимум экскурсий, максимум прогулок.

Поехали знакомым путём через Тулу. В Туле пересели на электричку до Орла. Сначала за окнами плыли унылые промышленные задворки, потом начались природные пейзажи. Мы ехали по писательским местам: Ясная Поляна Льва Толстого (на этой станции, известной также под названием "Козлова Засека" мы были с организованной автобусной экскурсией несколько лет назад). Позже появились довольно живописные луга вперемешку с лесами. Было много берёз. Названия некоторых остановок звучали необычно: Молочные Дворы, Чернь, Выползово. Происхождение этих названий для меня пока остаётся загадкой. Вскоре мы уже были в окрестностях тургеневского Спасского-Лутовиново. По прошлому приезду запомнились очень сладкие яблоки – даже из окна электрички были заметны яблони. Местность стала более пересечённой, холмистой. Проехали Мценск, по которому раньше также гуляли. В Орле мы тоже бывали: мама дважды, я один раз. Здесь я снова испытал эффект "возвращения в прошлое" – небольшая неухоженность и "ПАЗики" на дорогах. Мы погуляли и посетили кафе, оформленное по-восточному, но блюда были со всего света, даже французские.
А изменения в городе были, причём хорошие: я очень удивился, когда увидел необычно оформленную остановку: на ней было три лавочки кривых форм с разделением категорий пассажиров на каждой лавочки ("Ссоримся", "Помирились"; "Познакомлюсь", "Просто жду автобус"). Сидеть на большинстве лавочек не очень удобно, зато интересно.  Я не ожидал увидеть такое в нестоличном городе, тем более в России. На обратном пути к нам привязался какой-то пёс, с которым мы устроили фотосессии (о чём он, кажется, не подозревал). Мы уж было поблагодарили его за терпение, но не тут то было: четвероногий продолжал бежать за нами! Он следовал так около 2-х километров и отстал где-то в районе вокзала.

Вокзал в Орле очень красивый, оформление зала ожидания повествует о подвигах советских воинов на Курской дуге. Разноцветные стёкла (как в тереме) на окнах придают залу сходство с католическим храмом. Особенно красиво здесь при восходе солнца; его лучи окрашиваются в разные цвета. И всё выглядит просто волшебно! Словно очутился в сказке.


На утренней электричке мы приехали в Курске. Словно бы специально для нас, только в этот день была по-настоящему летняя погода: солнечно и жарко. Хоть Курск и находится южнее Москвы, погода здесь такая же. В этот год вообще было аномально холодное лето и начало осени.

И вот, наслаждаясь погодой, мы шли и отмечали, что прохожие здесь намного более приветливы и отзывчивы, чем в Москве. Никакой тоски! В районе вокзала попадались, как советские многоэтажки, одинаковые во многих городах, так и новые дома. Но были и старинные купеческие особнячки, очень похожие на городецкие. Многие из них были обшарпаны, но в них явно кто-то живёт. Один домик был покрашен новой краской почему-то наполовину. Из автобусов самыми многочисленными были ПАЗ-3205. Они интересны тем, что выпускаются с конца 1980-х с почти неизменным дизайном. Около половины из тех "ПАЗиков" были новыми. После моста начался довольно "глухой" район из частных домов, перешедший вообще в лес. Здесь совершенно не чувствовался крупный город, хотя даже в лесу был слышен шум автострады. Последние метры пути были не из лёгких: пришлось идти в гору по узкой тропинке. И наконец, мы у цели!

Музей "Курский соловей" расположен на территории Курского областного центра детского и юношеского туризма. Он занимает всего одну комнату, которая при этом совмещена с рабочим кабинетом директора центра.  Это самый комфортабельный музей из всех, которые мы когда-либо посещали. Рассказ гида (экскурсия проводится для всех посетителей и всё вообще бесплатно) был очень увлекателен. Она доставала с полок экспонаты и показывала нам. Соловей настолько мал, что легко поместился бы в руке. Птичка эта внешне совершенно незаметная, серовато-бурая, напоминает самку воробья или славку, только поменьше последней. Соловья можно узнать по красному пятнышку на хвосте. Наверняка многие слышали его пение, но не могли определить кто это: соловьиные трели напоминают многих других певчих птиц, например щеглов; отдельные звуки похоже на воробьиное чириканье. В народе различные группы звуков называют "коленца". Отличить их можно по особому постукиванию.  В музее есть макет гнезда, которое соловьи прячут на земле в кустах. Кстати, делают они это так искусно, и в таких непроходимых местах, что гнезду здесь безопасней, чем на дереве. Питаются соловьи насекомыми. На Руси соловьёв ловили и потом держали при трактирах или в богатых домах. Поймать птицу непросто, поэтому стоили они дороже лошади. Все помнят сказку про "Соловья-Разбойника". Сейчас "соловьём" называют человека, который хорошо поёт. В Курске есть даже конкурс "Курский соловей". В Грузии именем этой птицы называют первую стадию алкогольного опьянения, когда хочется петь. Но вернёмся к самим маленьким певцам. В России они живут только летом: прилетают в начале мая и уже в начале сентября возвращаются в Африку. Пение часто можно услышать на закате. Сейчас птица стала самым узнаваемым брендом Курска. Она помещается на многих кондитерских изделиях. Закончив экскурсию прослушиванием трели, мы пошли гулять по городу. Гуляли не очень долго, зашли в Знаменский собор, расположенный в самом центре города. Меня всегда удивляла способность иконописцев так изобразить лики, чтобы казалось, что они смотрят на тебя. Конечно, было немного не по себе, когда я разглядывал иконы. Можно относиться к ним как к святыням, или просто как к предметам искусства. Но, в отличие от большинства светских картин, икона словно бы "проникает в душу", задевает за самые отдалённые и тайные уголки сознания. То же самое делают и картины классиков: Леонардо-да-Винчи, Айвазовского.
 Осмотрели памятники, которыми богат город. Самый запоминающийся – яблоку "Антоновка", представляющий собой увеличенное в несколько раз каменное яблоко на постаменте. Посчастливилось послушать музыку, которую из колонок передавали на улице, на площади Пушкина. Это было приурочено к предстоящим выборам в Государственную Думу. Таким образом, город словно прощался с нами. Мы сюда вернёмся ещё не раз. Но первое впечатление – самое сильное. И оно было очень приятным.
На вокзале в Курске тоже есть экспозиция посвящённая его героической истории. А мы уже держим путь назад, в Орёл. После станции Поныри, где в 1943 году проходили ожесточённые бои, прославившие К.К. Рокоссовского; мы некоторое время ехали одни в вагоне. Позже народ снова стал собираться.

Из Орла ранним утром выехали на стареньком чешском дизельном поезде в Брянск. Обязательными были остановки только на станциях; на остановочных пунктах – по требованию, если пассажир свяжется с машинистом или если кто-то будет стоять на платформе. Динамики работали очень громко. В Брянске пересадка на электричку переменного тока до Сухиничей. Повезло – попался состав в старой синей окраске. В Сухиничах пересадка в темпе. Затем уже более спокойная пересадка в окрестностях Калуги – в Муратовке. Я не сказал "в пригороде", хоть от города Муратовку отделяет всего 3 остановки на электричке – города с населением в несколько сотен тысяч человек не имеют непрерывных пригородов. То же самое в Туле, Орле и Курске.

В Москве мы были довольно рано.

Общие впечатления от поездки приятные, хотя далась она нам тяжело: спать на металлических стульях на вокзале совершенно неудобно. Я выражаю искреннюю и глубокую благодарность маме за то, что она всё выдержала.


Рецензии