Психология веры

     Одно из значений слова вера есть убеждённость в существование Бога и высших божественных сил, также убеждённость в наличие чистой и нечистой силы, в бессмертность души, в наличие т. н. тонкого, или горнего, мира (нематериального, то есть). 
     Если вникнуть, веруют в то, наличие чего нельзя ни доказать, ни опровергнуть, то есть, в ничто. К тому же не просто верят, а веруют, причём, истово, непоколебимо, и, к сожалению, таких много.
   Но что понуждает их к этому и зачем им это нужно?

    Если кто серьёзно вникал в феномен веры в Бога, знает, что  верование это, так сказать, чувство Бога душой и, одновременно, убеждённость разума, что творцом и хозяином всего сущего является Бог. Поэтому для ответа на поставленный вопрос "почему и зачем им это нужно" для начала разберёмся, как в нас вообще возникают чувства и каким образом в голове заводятся мысли, порождающие убеждения.
      По мнению верующих чувства и мысли приходят к нам вроде как сами собой из вне, из некоего тонкого мира, что есть откровенное невежество. Чувства и мысли генерирует собственный головной мозг.
   
    Чувства возникают на основе ощущений, которые испытывает организм от воздействий внешней среды и своио внутреннего состояния. Т. е. никакое чувство не возникает без причины материально обусловленной.
    Чувств возникает одновременно много, но только наиболее сильное на данный момент является побудителем осмыслить, как удовлетворить ту потребность, о которой "кричит" данное чувство. Т. о. никакая мысль не рождается в голове без какой-либо на это необходимости что-либо обдумать. 
   В общем, чувства побуждают мышление, чтобы обдумало возникшую ситуацию и приняло решение, как следует организму поступить.
    Вот так и рождаются мысли, а результативное осмысление порождает опыт, знания, убеждения.
   Когда же имеют место животный страх, сильные голод и боль и т. п., такие чувства, минуя мышление, напрямую включают необходимую программу поведения (инстинктивную), и мысли в таких ситуациях не рождаются.

    То, что процесс мышления происходит  в голове, признают все, но чувства чаще помещают в сердце, вместилище души якобы. Это объясняется тем, что чувства-эмоции, особенно сильные, сопровождаются повышением давления, учащением пульса, температурой, спазмами и др., что отражается на сердце. На самом деле чувства формируются (вместе с  чувством Бога в том числе) в голове, то есть, чувства есть продукт подсознательной составляющей психики, но это же всё равно работа головного мозга. 
    Короче, душа, или то самое, что сочувствует и переживает, любит и внимает прекрасному,  это определённые участки головного мозга, где гнездятся подобные чувства-эмоции. А в других участках мозга формируются образы-воображения, мысли, представления, убеждения. В третьих формируется моторика - команды мышцам.

                Теперь возьмёмся за Бога.
    Образ Бога, представления о нём нам внушают с детства, от того кажется, что Бог с нами, или в нас, был всегда. Но когда-то  представлений о Боге у пращуров наших вообще не было. (Да и у детей лет до пяти-шести тоже нет, не усваивается, как не внушай).   
    Когда всё идёт своим чередом, о Боге не вспоминают, а вспоминают его только в определённых ситуациях, то есть, с возникновением проблем. Тогда и возникают  чувства и мысли обращённые к Богу. Об этом (почему и зачем к Богу) и поговорим дальше, а также о том, каким образом люди вообще додумались, что Бог есть.

   Когда же и от чего у предков наших появилось представления о Боге? Это когда они стали обретая сознание начали превращаться в человеков. Что обусловлено освоением членораздельной речи и логического мышления на его основе.
   До этого происходящее в окружающей среде воспринималось так же как у животных или малых детей, а именно как данность, мол, так оно и должно быть. А теперь человеки стали подозревать, что происходит оно всё не само собой, а за этим стоят некие таинственные силы, и потому опасные. Всё непонятное и сейчас для нам  внушает страх и будит воображение, порождает суеверия. А дикарю вообще везде чудились страшилища и жил он в постоянном страхе. Но развивающееся логическое мышление при этом пыталось выявлять причинно-следственные отношения в происходящем, и таинственные силы воплотились в воображаемых существ: человекообразных, полу-животных и т. п. Это были первые божки, и было их много. Их боялись, жертвы приносили - накормить, чтобы тебя не сожрало, не угробило.
     Все народы прошли через многобожие, причём у всех тех богов, как и у людей, обычно был свой вожак, глав Бог. Но со временем в нынешних ведущих религиях оставили только главного, вожака, ответственного за всё, и ещё его подручных, т. н. ангелов всяких, а одного из них, якобы падшего, назначили дьяволом.
   
   Человек стадное существо, не может он жить без вожаков, вождей, царей. И у него к ним от стадных времён ещё чувства страха и покорности, рабской любви, а так же чувство защищённости с его стороны в случае опасности. Так вот,чувства которые вожак вызывал у подопечных, стали испытывать и к воображаемому царю небесному.
     Кстати, означенные чувства и образ строгого, но и справедливого защитника,  возникают у людей обычно в трудных обстоятельствах, заставляет покоряться, заискивать, задабривать воображаемую силу (в лице Бога) молитвами (а раньше и жертву приносили), смирять в себе гордыню, верить и надеяться на его помощь. В общем, проявление в соотв. ситуациях подобных чувств и к воображаемому вожаку со временем превратилось в потребность, условный рефлекс. Поэтому версию, мол, вера  в Бога (воображаемого вожака) появилась одновременно с человеком, можно считать верной с поправкой: в процессе превращения дикаря в человека.  И пока это были только чувства, т. н. чувства Бога душой.
   Чувства такие гнездятся в подсознании людей и сейчас, а именно, влюблённость к вожаку-начальнику (если на такового тянет) возникает как бы сама собой.   
 
    Когда мышление преимущественно логическое, всё окружающее обязано быть хоть как-то логически обосновано. Но увязать многие вещи предкам не всегда представлялось возможным, и это беспокоило: откуда, мол,  всё оно взялось, куда моё Я денется после смерти и т. д.. И стали безграмотные предки  непонятки свои и неувязки объяснять просто: так, мол, Бог решил.  И вообще, это, мол, он всё создал и установил всему свои законы. Мол, кто же ещё на такое способен? Легко и просто.  Таким образом, Бог помимо души (подсознания)освоился в сознании, стал отвечать за мировоззрение.  Бог, который в душе, тот жалеет, ободряет, стращает, а Бог, освоивший сознание, объясняет как оно всё произошло и как надо правильно поступать. И как, мол, поступать правильно, мудрецы продумали и записали в Священных Писаниях, которые якобы Бог надиктовал. Поэтому надо это всё не раздумывая воспринимать, то есть, веровать и принимать к руководству. Вот так и формировали убеждения.
    Верование слепая вера, оно хоть от сознания, но невежественного. Если критическое сознание во что-то верит, то в возможное, вероятное, а невежественное сознание некритично, оно ещё слабо для этого (критичности), потому легко верит в чудеса.

   Короче, вера есть сложное психологическое явление, но в основе него страх и невежество. Страх в первую очередь. Страх порождает  веру в чудеса, желание их. Страх в какой-либо мере сидит в каждом, поэтому в большей или меньшей степени зачатки мистики, в том числе, веры  и надежды на чудо,  носят в себе все.
   В настоящее время кресты на себя навешивают многие: кто за компанию, кто чтобы занавеситься от действительности, а многие  от испугов, возникших у них из-за несчастных случаев, болезней и т. п. Когда страх выдавливает из сознания логику, рукой подать до веры и надежды на чудо, на Спасителя, способного чудеса творить.  И начинают веровать, что стоит лишь хорошо помолиться, глядишь, и свершится вожделенное. 
    В общем, от страхов пробуждается и начинает управлять человечком инстинкт Спасителя. А Богу прибавилась ещё одна обязанность: творить чудеса.

  Но раньше инстинкта потребности вожака, родился инстинкт потребности матери.  Для ребёнка мать это всё, то есть, пока мал она ему Бог. Ну, а с возрастом, человечку внушают, что есть ещё Глав Бог. Так сказать, пробуждают инстинкт вожака и направляют его куда нужно.
   Творцы христианской веры инстинкт матери в своё время так же решили использовать в своих целях. А было так. Сначала для формирования нового учения (религии)они воспользовались житием популярного проповедника (прообраза Иисуса Христа), описанным в ранних евангелиях. А чтобы его обожествить (это необходимо для придания большего веса учению), присочинили историю с непорочным зачатием девы Марии от Господа, оборотившегося голубем. И теперь в христианстве используют и инстинкт  вожака в образе Бога, и инстинкт матери  в образе святой девы Марии (Богоматери). Но при этом утверждают, мол Бог, а не Богоматерь, есть любовь.
      Фразу «Бог есть любовь», как и многое в религиях, можно толковать по разному. Например: любовь это чувство божественное, ибо животворяще. Или ещё: Бог это неиссякаемый источник изливающейся на нас любви (хотя попутно и карает жестоко).
      В общем, сам любит, и ещё призывает каждого возлюбить ближнего.
     Действительно, любовь в нашей жизни великая сила, только не от Бога она. Любовь это естественная эмоция, привязывающая друг к другу самца и самку для деторождения, родителей к детям для их сохранения и выхаживания.
    Материнская любовь всех важней, и мы хотим, чтобы она навсегда оставалась с нами, особенно нужна несчастному и одинокому, но не можем мы всю жизнь быть подле матерей.  Поэтому попы отсылают несчастных искать любви и защиты у виртуального Бога, а правильнее бы у Богоматери (многие и сами именно к ней обращаются).
   В общем, на Бога и любовь повесили.
   А что касается "возлюби ближнего", то понимать его следует как призыв терпеть и прощать, подавлять ненависть. Стараться проявлять дружелюбие действительно дело нужное, и умные это и без Бога понимают.

   Есть у человека такая слабость – боязнь одиночества, страх забвения. Ведь человек существо стадное, или социальное, как сейчас говорят, вот и боится одиночества – общаться не кем, жить незачем. Когда человек одинок, он начинает общаться с воображаемым Богом, чтобы совсем с ума не сойти.  Так у Бога прибавилась ещё роль наперсника и сиделки.
   Человек ужасно боится, что после смерти его забудут,  и он будет  обречён на вечное одиночество, да и совсем умирать тоже не хочется. Поэтому и надгробия стали ставить, чтобы, хотя таким образом, подольше оставаться в памяти потомков (я жив, пока меня помнят). Но придумали и другой выход из положения, а именно – загробный мир и бессмертную душу, которую якобы Бог Святой Дух в человечка вдунул. Когда умирает человек, говорят: Богу душу отдал. В общем, Бог дал, Бог взял. Таким образом, придумали себе бессмертие, а Богу ещё заботу – быть хранителем душ.

   Психика (сознательная её часть) так устроена, что ей нужен некий символ, маячок, идеал, метроном для совести, чтобы блюсти себя и вести себя прилично. Идея Бога выполняет для верующих и такую роль. Это, конечно хорошо. Но лучше находить идеалы в окружающей действительности, то есть, реальные, а не отвлечённые.

    Следует отметить и следующее. К Богу в первую очередь обращаются люди слабые, легко внушаемые, инфантильные. Большому ребёнку трудно жить одному в этом огромном, равнодушном и порой враждебном мире, и он ищет патрона, опекуна, покровителя, хозяина, хотя бы виртуального. Обретение Бога порождает желание переложить ответственность за себя с себя на чужие плечи.
    
    Короче, вера есть потребность разума и души в качестве средства от неприкаянности и страхов смерти, одиночества, забвения после смерти, неудач, болезней и т. д.
    Зрелое сознание изгоняет Бога назад в подсознание, от куда он настырно  проявляется в минуты страха и отчаяния.

   Ни чего не делается без потребностей, а базовые потребности они в инстинктах. Бесполезных потребностей не бывает, знать потребность в вере, инстинкт такой, имеет место быть.
   Вера (вообще) есть  психическая потребность, вера даёт надежду, вера и надежда придают смысл и уверенность существованию. Вот так и породила психика себе виртуальный универсальный символ-идеал в виде Бога на этапе детства и отрочества человечества. Но пора взрослеть.
    Так вот, на данном этапе надо определиться, во что верить дальше современному образованному цивилизованному, ибо верить в прежние сказки глупо, а верить во что-то всё-таки надо, и святыни иметь надо тоже.
    Верить следует всё же в науку, потому что она, ошибаясь, но всё же неуклонно движется к истине. Верить надо и в здравый смысл, т. е. здравомыслие, которое возможно лишь на основе материалистического понимания вещей. Такая вера должна быть активной, это значит настойчиво способствовать, чтобы материалистическое мировоззрения было на первом плане, так как от него гораздо больше пользы, чем от упование на чудеса.
    А самым святым должны быть Мать Природа, Родная Мать, Родина-Мать и Земля Матушка.  Этим святыням  надо  поклоняться и служить, беречь и защищать.
    Служение нашим Матерям есть условие сбережения Жизни на Земле и рода человеческого. Это не выспрашивание милостей у надуманных богов. Это побуждение и принуждение на реальные созидательные дела. А все дела надо делать под знаменем науки, она интернациональна. Наука и идея сплочения народов ради сбережения Природы могут реально привести всех к общему знаменателю.

   


Рецензии
Узнаю себя лет 40-50 назад, стало быть в ваших рассуждениях присутствуют объективные законы мышления. Истина глубже. Религии не основываются только на слабоумии и страхах верующих. В них есть необходимая стадия духовного развития. Ознакомьтесь с буддизмом.
Я никогда не был верующим, в обычном смысле слова, у меня никогда не было желания прочувствовать воцерковленного верующего изнутри, нет и сейчас. Почему? Наверное, из понимания, что душевные заболевания так же заразны, как и телесные. Но у меня не было и отрицания наличия сверхчеловеческого разума, и не было раболепствования перед ним. Страх смерти был, пока не побывал присмерти. Страшна не смерть, а бессмысленность, никчемность жизни.
Тупик авраамических религий в низведении смысла жизни человека к слепому служению высшему существу, но в этом и их польза для государства, как фактора снижения социальной конфликтности. Одно дело, когда ты подчиняешься такому же человеку, как и ты сам, и другое, когда все подчиняются всемогущему сверхчеловеческому существу в лице его представителя-наместника правителя-первосвященника.

Николай Нефёдов   02.12.2022 01:17     Заявить о нарушении
"Религии не основываются только на слабоумии и страхах верующих." Это верно. Религия это учебник жизни: как вести себя в обществе, как понимать происходящее, что любит и не любить и т.д. В общем, в религиях много полезного, но и заблуждений: наличие сверх естественного, возможность чудес. В общем. религия основывается на реальных знаниях и опыте с одной стороны, с другой на невежестве и страхе перед необъяснимом. И это тормозит познавание мира далее.

У меня в статье вообще-то речь не о религиях а о вере в богов, т. е. в чудеса и сверхъестественное. А главное изложено в конце: вера есть естественная потребность ума, только ныне надо иметь веру в нечто более полезное. Что именно, я изложил.

Михаил Шамин 2   02.12.2022 07:28   Заявить о нарушении