Меж двух войн. Ч. 2. Гл. V. 6. Пифия
Временами она совершала удивительные находки. Тогда, давно еще, после второго своего более чем неудачного вояжа в один из западных городов, она долго разыскивала очень полюбившуюся ей картину в местной знаменитой Картинной галерее, где, если помните. «так скрипит паркет». Картина называлась «Пифия», как ей почему-то показалось, художника Матковского.
Она перерыла все каталоги и альбомы в университетской библиотеке, но, увы, не нашла ничего подобного. Затем многократно звонила в областной Художественный музей и просила его научных сотрудников найти, разыскать, подсказать, даже послать запрос в ту Галерею. Поначалу ей вроде с охотой взялись помочь, но вместо запроса через какое-то время вежливо послали ее, да так тактично, что и обидеться было не на что. А картина ей вспоминалась и почему-то не переставала тревожить ее воображение еще очень долго. Она уже все перечитала про служительниц и прорицательниц Дельфийского Храма Аполлона, но еще больше убедилась, что запомнившийся образ очень далек от бесноватых впадавших в транс от специальных окуриваний – пифий, зачастую опасных и злобных, лишенных простого человеческого облика и существования, по сути, собственности храма.
На картине же была изображена сидящей в сине-голубой короткой тунике и высоких сандалиях совсем земная живая красавица, с почти гладкой вневременной прической надо лбом. Яркое лицо, вдумчивый взгляд, поза с опорой обоими локтями на обнаженное колено – все это волновало земной притягательностью и даже какой-то монументальностью в ширине и силе плеч, мощной мускулистости колен и ног, характерных, скорее, для последующей настенной живописи про достижения науки и сельского хозяйства периода развитого социализма.
В общем, так она ее и не нашла – и тогда это было как-то неуютно, ведь она не привыкла отступать. А тут постепенно забылось, затушевалось, покрылось патиной забвения – много и других проблем в повседневности – и больших, и малых.
А тут вдруг – а прошло без малого тридцать годиков, вдруг по наитию она ее нашла – и как-то так легко, без проблем, в интернете, как будто этот поиск только ее и ждал. Вот она, «Пифия» Яцека Мальчевского, польского художника, представителя модернизма и символизма в живописи. Сидит, как ни в чем не бывало, вся в ярком сине-голубом и глядит круглыми глазами в душу, и спрашивает:
- Ну, как ты? Отыскала все-таки? А я знала, ведь я же пи-фи-я!
- Боже мой! Да ты еще лучше, чем хранилась у меня в памяти!
- Конечно! Что память? Мираж и дымка! А я в красках и живая.
- Что же меня так в тебе привлекло и сразило?
- А мы с тобой похожи, девочка моя! Прости, что так, но я где-то на век постарше.
- Ну да, если считать от создания картины.
- И на целую нашу эру с хвостиком, если считать от возраста Храма и его прорицательниц как культа.
- Ну да, ты же еще Before Christ/ Anno Domini. Да, я все время забываю, какая у тебя была немыслимая до завихрения мозгов работа – прорицать и прорицать.
- А я ею не утомлялась до выворачивания черепушки – у меня просто хватало фантазии и здравого смысла. А, кроме того, я могла изучать и сопоставлять факты из жизни общества, оставалось только выкрикивать прорицания. В основном, те, которых ждали люди.
- А-а-а, так ты шарлатанка, обманщица по-крупному в лучших человеческих заблуждениях.
- Люди сами хотят, чтобы их обманывали.
- Может быть. И даже в любви.
- О! Обман любовный – самый сладкий из обманов. Именно он будоражит все чувства, ведь иначе, без страстей, измен было бы так скучно в мире людей. Когда говорят о всеобщей гармонии – это такая скука, как бледная моль. Да ты и сама найдешь тысячи примеров из ваших великих.
- Да, вот Пушкин: - Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад. А вот Толстой: - Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему.
- Какая глубина. Какие, должно быть, умные были эти люди. Кто они? Ваши жрецы? При этом гиперборейцы, как и я?
- Нет, они всемирно известные русские писатели. Хотя в каком-то смысле – да, наши главные жрецы.
- Ну, что, насмотрелась?
- Нет, но я тебя скопирую и теперь смогу часто тобой любоваться. А чем же мы с тобой похожи?
- Вот получи – любовью к жизни и одержимостью к ней. Со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. И для меня, и для тебя - это достоинство, а не наоборот, как для многих других. Запомни это! Ведь в своей копии я вряд ли буду к тебе частенько являться, чтобы поговорить, скорее всего, будешь просто смотреть на меня, а затем развязывать все свои тугие жизненные узлы – только не путай мелочи с настоящими проблемами.
- А-а-а, вот ты и призналась, что ты славянка – и в этом еще одно наше сходство. Да, славянки или как их тогда называли, гиперборейки – были лучшими пифиями. Значит, твой автор рисовал свою современницу!
И она затихла, просто глядя с картины. Как много и как мало она успела ей сообщить, ее невольная подруга и соучастница давних событий. Ведь именно она тогда, глядя на нее с высоты своей стены, невольно подбодрила ее и настроила на философский лад, вырвав из уныния мрачных тех дней, о которых сегодня и вспоминать не стоит.
Кстати, а они и не вспомнили!
------------------------------------------------
А тут зафиндилила все это Сереже в Иркутск по электронной почте, одновременно разместив фотографию картины, не забыв и радость по поводу найденной «Пифии», а получила не менее ценное, чем отправила. На Сережу явно нашел стих, и из этого получилось такое…такое .. впрочем, судите сами.
Вот его реакция, подогретая увиденным и прочитанным:
Слов-шуток пламенные звуки
До сердца самого дошли.
К картине той тяну я руки,
А мышка знай: - Эй, не шали!
Но в синь и глубь большой Пифии
Я занырну прям щас (Стихия!)
В ответ сразу полетело:
Откуда дует нам Борей, славянку хочет без изъяну,
где на полях растет пырей, ручонки тянет с океану.
затихли каменные бабы, Есть исключения для вас -
и не растут там баобабы, стихия примет прям сейчас...
но славен "бабский" генотип, А дальше все по воле божей -
и всякий сам из типов тип непредсказуема, похоже,
чуть-чуть получше обезьяны
------------
А дальше – «снова обратно»:
.
Сейчас прохохочусь и (если пронесёт), может, отвечу. Предварительно, но уверенно заявляю: надо бросать (хотя б на время) прозу и переходить на розы-мимозы! Подобные категоричные призывы звучали (наверняка помнишь) в адрес Леонида Филатова после обнародования им "Федота-стрельца". А у тебя, оказывается, ещё один (а может, не один?) талант - экспериментально-экспромтная пародия! Если ещё не было такого жанра, то ты - его зачинательница-зачинщица ( "Шалунишка, куртизан»... ).
Ответ фактически он уже сам и подготовил невольно:
Его остановила "мышка": - Вы куртизан и шалунишка!
Тут надо заметить, что Сережа для чего-то скопировал ярко-синюю «Пифию» в Ольгином альбоме еще раз, то ли себе хотел этот шедевр поиметь, а он тут растиражировался, но нечаянная копия действительно напоминала лишь бледную копию настоящей. Он этому подивился тут же, написав в подстрочнике:
- Но что за дело: побледнела, пропала синь, вся схолодела...
Объяснение для нее напрашивалось само – там в занавесе слева – бледное лицо автора:
Увидела унылый лик, бледнеет, испугавшись, в миг.
- Ах! Это он меня создал, какой однако же, нахал...
И синь ее не от фарцовщицы - как в "Голубых (Дега) танцовщицах"
Нахал и тот, что копиист, а копия - как белый лист.
А синь ушла, ушла и глубь, что ж, охладевшую голУбь...
Натолкнулась со своим советом на непримиримый ответ, и поделом тебе:
- Ну нет, пущай уж тот, что рядом, который сверлит наглым взглядом!
Пришлось быстренько поддержать возражение:
Какое наглое желанье – в виду имела
справа лица
создать - и возжелать созданье. она дика и сверх
свободна,
Еще себя увековечить – монументальна, не
дородна.
и не посмей уж мне перечить – Она - славянская
пифИя,
на уровне груди иль чресел, она прекрасная
стихия,
но что-то взгляд его невесел. а если даже просто
пИфия,
Созданье - будто кобылица, не для такого
чувырл-И-фия
Свидетельство о публикации №222062400546