О Культуре - 2. Осторожно, пешеходы!
- "Да, сильно!" - глубокомысленно поддакнул ведущий.
Поэт Велимир Хлебников ещё в 10-х годах набросал на клочке бумаги изображения будущих небоскрёбов, выходит, что и он причастен к современной архитектуре?
На ТВ "Культура" целенаправленно продвигают пропаганду одного, "беспредметного" художественного направления (для глаз) в ущерб реалистическому (для души).
Я не искусствовед и мне трудно на равных обсуждать эту тему со знатоками, вот и решил освежить в памяти свои знания и просмотрел большой массив живописных, графических и архитектурных работ того времени. Возникновение "Русского авангарда" совпало с началом века, и было удивительно видеть, с каким энтузиазмом художники подхватили идеи революции 1917-го, слома всего старого, организации жизни людей на новых принципах, каким оптимизмом, энергией и светом пронизаны их работы! Это течение было, во многом, пронизано идеями революции, т.е., было "идейным" (в отличие от западного). Посмотрите проекты общественных зданий, рабочих клубов, трибуны-памятника Ленину, эскизы практичной одежды, агитационные плакаты!
Но постепенно художники, увлечённые находками и возможностями нового изобразительного языка, стали всё дальше уходить от содержательности, предпочитая поиски исключительно в области формообразования, создавая "эти замечательные по красоте соотносимых объёмов и пропорций пластические комбинации" (цит. из Инт.). И ещё из того же источника: "Пионеры авангарда - ставшие легендой еще при жизни Малевич и Татлин, Кандинский и Филонов - заложили основы абстрактного искусства и нового метафорического видения. Каждый из них нашел абсолютно оригинальный стиль; все вместе опрокинули традиционные представления о живописи, скульптуре и архитектуре". Так оно и есть, и мне тоже интересны эти художники, особенно П.Филонова (его живописный стиль, по-моему, близок стилю писателя А.Платонова, как и графические работы В.Маяковского - его поэзии).
Да, эти поиски и открытия опосредованно перешли в архитектуру, дизайн, графику, оформительство, рекламу, и даже в упомянутые дорожные знаки. Были найдены новые направления творчества, что, конечно, хорошо, но только как ответвления, а не как единственная, столбовая дорога изобразительного искусства.
Ну, ладно, с беспредметным искусством ясно, а что с реализмом. Нам известны великие образцы русской реалистической школы, основанные на гуманизме, нравственности, во многом воспринятые соцреализмом. А что теперь, когда соцреализма уже нет? Опять привычные мотивы - пейзажики с кривыми церквушками, марины с алыми парусами, неряшливые натюрморты, плохо нарисованные портреты? Бррр! А много ли мы знаем о современных художниках реалистического направления? Ничего не знаем. Но вот мне предложили посмотреть работы Дмитрия Белюкина, и я увидел наш мир, переданный свежо, ярко, щедро и очень талантливо! И понял - реализм жив и будет жить! И этот художник, конечно, не один, а где другие и почему нам ничего не известно о них! Где канал "Культура"? Нет, он, в стремлении очернить или стереть память о Советской эпохе, предоставляет экран сторонникам "свободы творчества", назойливо сетующим на то, что в 30-е годы формальные течения насильно заменили соцреализмом, эстетика которого, по их мнению, "была пронизана пропагандой утопических идей социализма и отвечала вкусам малообразованных масс, потянувшихся к искусству". И эти, "хромые на одну ногу", эстетствующие поборники беспредметного искусства по-прежнему упрекают реализм (уже и без приставки "соц") в "реализме", стремлении передать саму жизнь. Они стараются (по крайней мере, на ТВ) навязать нам свои взгляды, вырывая из контекста того времени отдельных мастеров абстрактного искусства, замалчивая, что и в 20-е годы многие работы авангарда несли идейную "нагрузку".
Ну, а "малообразованный" зритель по-прежнему продолжает толпиться в залах доброго старого реализма, когда залы "современного искусства", например, в ГТГ пустуют.
В силу своего знания или незнания (как тот "пешеход" с дорожного знака) рассматриваю тему упрощённо, не вдаваясь в явления художественной жизни во всём их многообразии. Но думаю, что истина находится - нет, не посередине - она везде: элементы её есть и в реализме, и в "авангарде", и необходимо видеть мир искусства в совокупности, не однобоко, без конъюнктурной предвзятости и идеологических расхождений, при этом оставляя за оппонентом право на выбор предпочтений.
____________
P.S.
Существует мнение, что: "Высшее достижение русского искусства ХХ века - это не революционный авангард, как считалось на протяжении многих лет, а искусство социалистического реализма". Таково мнение британского ученого Мэтью Куллерна Боуна, который является общепризнанным авторитетом в области русского и советского искусства (Инт.).
15.12.17.
Свидетельство о публикации №222062400649
Я постоянно смотрю военно-патриотические каналы типа "Звезда", "Победа", "Красная линия" и тому подобное, в работе которых тоже есть недостатки — гоняют часто одни и те же фильмы, хотя наш патриотический фильмофонд богат хорошими картинами, особенно советского периода, а не современными ремейками типа "Т-34" (аля "Жаворонок").
Спасибо за хорошую работу.
Обнимаю,Владимир.
Владимир Словесник Иванов 27.06.2022 11:49 Заявить о нарушении
И главное. Владимир, я сейчас просто переношу прежние работы со Стихиры, на Прозу. Писать новое нет сил и желания, как и читать. Не обижайся, если я к тебе не захожу (устал, годы, проблемы). Поэтому и ты не считай себя "обязанным" отслеживать и отвечать на моё. Я буду стараться по мере сил. Но мне всегда важно, чтобы ты не сомневался в моём искреннем и уважительном отношении к тебе и твоим работам! Поклон жене!
Будь здоров, дорогой!
Виталий Уйманов 27.06.2022 13:08 Заявить о нарушении
Владимир Словесник Иванов 27.06.2022 15:00 Заявить о нарушении