Очерк о поездке в Рязанский музей путешественников

После длительного перерыва нам было необходимо куда-нибудь поехать. Очень хотелось отдохнуть от московского шума. В Рязани мы уже бывали с экскурсией, но смотрели только основные достопримечательности. Этот музей я раньше находил на Яндекс-картах, но как-то не придавал ему большого значения, оказалось зря. Хоть в городе много других музеев, есть и картинная галерея, но Музей путешественников уютный и смотреть его совсем не утомительно. Более того, путешествия – это моя самая любимая тема.
В Рязань приехали на электричках. Сразу бросается спокойствие и размеренный ритм на улицах. Общественный транспорт состоит из огромного числа маршруток и большого числа старых троллейбусов. Автобусов чуть меньше и они в основном новые, но встречаются и «ветераны» модели Ikarus, за три десятилетия они успели поработать в Германии, но и в Рязани они уже довольно долго. В Рязани есть пешеходная улица – Почтовая. У неё нет такого духа, как у московских пешеходных улиц, несмотря на то, что образ Арбата здесь пропагандируется – один из ресторанов называется «Старый Арбат». Наоборот здесь уютно и тихо. Начинается улица от площади Ленина, на которой стоит памятник самому вождю, и заканчивается у улицы Ленина, у памятника Евпатию Коловрату.

Музей путешественников встречает гостей крутой лестницей, окаймлённой якорями. Здание музея довольно старое. Рязанская земля дала стране и миру многих великих путешественников и изобретателей: К.Э. Циолковского – основоположника отечественной космонавтики, В.Ф. Уткина – конструктора ракет, П.П. Семёнова-Тян-Шанского – известного географа и путешественника, и др. В музее две постоянных выставки. Одна из них посвящена воздухоплаванию – полётам на летательных аппаратах легче воздуха. На выставке также есть информация также о самолётах и ракетах, так как все эти изобретения неразрывно связаны друг с другом. Воздушный шар поднимается за счёт тёплого воздуха, который легче, чем окружающий холодный. Так как воздух остывает медленно, то и шар опускается тоже неспешно. Так что, если нет порывов ветра, воздушный шар вполне безопасен. На шаре возможно облететь вокруг света. Более того фестивали воздухоплавания привлекают множество зрителей, так как воздушные шары смотрятся очень живописно. В Рязани проводится один из таких фестивалей. На выставке представлен также макет воздушного шара. Правда сам шар размером с обычный воздушный шарик, а вот корзина настоящая, она до этого более десяти раз летала (может быть даже пятнадцать раз). Корзина довольно устойчивая, хотя на мой взгляд летать в ней страшновато, так как она маленькая. В корзину именно залезают, так как дверцы в ней нет, видимо использовалась приставная лестница.

Самолёт же поднимается за счёт силы, возникающей при быстром движении, и обусловленной разницей давления воздуха под крылом и над ним. Самым длинным беспересадочным перелётом и СССР в США был не полёт не Чкалова, а посланного позже по тому же маршруту М.М. Громова. Он долетел до Калифорнии.  В советское время даже была авиабаза около Северного полюса. Всегда выбирались два кандидата, один из которых должен полететь первым. Это касается не только авиации. При этом окончательный выбор не случаен. Гагарина выбрали именно благодаря его улыбке. Общительность первого космонавта для создания положительного образа не менее важна, чем его навыки. Так считали «наверху». Титов не проявлял такой склонности к публичным выступлениям, как Гагарин. Рано или поздно, но такие люди, как Гагарин и Титов, всё равно становятся легендарными, все зависимости от их характера.

Другая выставка посвящена Русской Америке – Аляске и Форту Росс. Многие сейчас пытаются доказать недальновидность монархического правительства России, продавшего Аляску. Однако были объективные причины: сложность снабжения (Форт Росс был построен для его облегчения, так как из США было везти ближе, но и это мало помогало), при этом русское население Аляски было небольшим. О добыче «горного масла» (то есть нефти) тогда ещё никто не задумывался, думали об угле. Да и англичане вполне могли силой забрать Аляску.
Деньги, полученные с её продажи, были потрачены на дело: в России на них было построено несколько железных дорог, в том числе из Москвы в Рязань. Мы ими пользуемся до сих пор.
Американцы, сначала не желавшие Аляску (некоторые называли её даже «ящик со льдом»), вскоре поняли, что покупка была для них весьма выгодна, ещё Обручев в своём романе «Плутония» писал, что они получили во много раз больше, чем потратили (и это к началу XX века!), тем более, когда начался нефтяной бум. Более того, ускорилось техническое развитие региона, Россия не смогла бы обеспечить его из-за той же географической удалённости. А русская культура на Аляске сохранилась: действует много православных церквей, многие жители имеют русские фамилии (причём часто в оригинальном звучании, не переделанные на английский лад). Полноценной колонией Аляска никогда не была ввиду близости к материковой России. Форт Росс не был колонией из-за малых размеров территории.

На выставке представлены сувениры с Аляски, как новые, так и XIX века: перчатки, снегоступы, шаманский бубен, оберег (защищающий от плохих снов), фотографии.

Назад вернулись на экспрессе. Хорошо, что в наши дни путешествия быстры и комфортны. Но место подвигу есть, и что-то новое может быть открыто и в известных местах. Ибо возможности путешествия неисчерпаемы, как безграничен наш мир. Наглядный пример этого – музей. У него сейчас мало места и экспозиция могла бы быть больше (сейчас только эти две выставки и экспозиция, посвящённная местному клубу путешественников «Альтаир», на ней представлены предметы современного походного быта). От всей души желаю музею расширения и новых посетителей.

29 мая 2017 года.


Рецензии